Еще до беременности я услышала замечательную по невежеству фразу: "С ребенком до года можно играть только в смену подгузников! Какое там развитие!" "А как же кубики, пирамидки, коробочки, картинки и т.д.?" - возмутилась я. Ответ был достоин первого утверждения: "Ерунда это все, надо же что-то в руки сунуть, чтоб не орал, вот и придумали. Чем бы дитя не тешилось... Все равно ничего не понимает!" Спорить было бессмысленно, но для себя я четко решила: мое отношение к своему ребенку будет иным.

И вот настал момент, когда рядом со мной положили крошечного безымянного человечка с вполне осознанным взглядом. Это была моя новорожденная дочка. Очень быстро побежали дни и недели, дочка росла, мы играли, читали, рассматривали картинки в книжках, крупно напечатанные буквы и знакомые слова, смотрели презентации на компьютере. Одним словом, развлекались, как могли.

В один прекрасный день, когда дочке исполнилось 10 месяцев, у меня появилась идея: почему бы не пойти в музей. Во-первых, после длительного сидения дома очень хотелось "выйти в приличное место", к тому же стояла хорошая погода, а, во-вторых, пришла пора выводить в свет дочку. Почему я так решила?

Мое глубокое убеждение, что ребенок с самого начала должен видеть красивое, гармоничное, талантливое, слышать талантливую музыку. И, что самое удивительное, чем младше ребенок, тем естественнее он воспринимает то, что ему предлагают. Гуляя с дочкой по нашим зеленым дворам, мы много смотрели на красивые цветы, деревья; иногда выезжая за город, разглядывали живописные картины природы. Однако виды советской архитектуры в образе блочных пятиэтажек и милые ларечки со всякой всячиной, рядом с которыми мы вынуждены гулять большую часть времени, далеки от красивого и тем более талантливого. А хотелось, чтобы ребенок увидел нечто большее и чем раньше, тем лучше.

В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки. По-моему, этот метод обучения хорошо применим к обучению ребенка. Если у него в мозгу запечатлеется истинное искусство, оно будет запрограммировано в нем на всю жизнь. Масару Ибука в книге "После трех уже поздно" писал: "Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни".

Не стоит думать, что ребенку будет непонятно, неинтересно, бесполезно. К сожалению, довольно распространено мнение, что ребенку можно показывать только детские книжки с примитивными картинками, поскольку он не поймет более сложного языка живописи. Или давать слушать только детские песенки, а музыка, к примеру, классиков сложна и непонятна. Ребенку нужно и то, и другое. Вам приходилось слышать сетования родителей на своих подросших детей, что их ничто не интересует, кроме поп-музыки или примитивных комиксов? А что можно ждать от подростков, если с самого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку или смотрят только однотипные картинки? Такое "искусство" прочно осело у них в мозгу, сформировало определенные штампы.

Где-то за две недели до предполагаемого похода в музей я стала показывать дочке презентации с картинами. В основном это были портреты детей, картины Шишкина, Васнецова и Кустодиева. Я старалась выбирать те картины, которые, по моему мнению, были бы понятны малышке - люди, животные, сказочные персонажи, яркие краски. Презентации прошли на ура, интерес был явным.

Договорились с нашими колясочными подругами о походе, посадили своих чад в "кенгурушки" и отправились в маленькое путешествие. Планировали пройти 2-3 зала - для первого раза достаточно. В итоге обошли полмузея.

Реакция всех трех малышей была удивительной. Не поверите, но никто не издал ни звука на протяжении всей экскурсии (при этом возраст детей - 10 месяцев, 11 месяцев и год и месяц, и все трое - дети с разными типами нервной системы).

Как только мы, сопровождаемые удивленными взглядами смотрительниц, вошли в первый зал с иконописью, вся малышня как по команде широко раскрыла рты от изумления. Кто-то стал разглядывать великолепный потолок с лепкой и росписью, кто-то сразу картины. Мы не останавливались надолго у каждого произведения. Внимание у малышей еще слишком коротко. Некоторые картины оставляли без внимания вообще. Либо было неудачное освещение, и картина "терялась", либо преобладали слишком мрачные краски.

Освоившись минут через десять, дочка сама стала показывать на то, что ее заинтересовало. Выставляя вперед указательный пальчик и произнося вопросительное "Ы?", она просила подносить ее то к одной, то к другой картине. При этом от меня требовались комментарии. Конечно же, с точки зрения искусствоведа, комментарии были более чем примитивны, но для 10-месячного ребенка вполне приемлемы. Говорилось примерно следующее: "Это тетя, это дядя. Какие красивые у тети глаза! А у этой тети какой красивый платок (кокошник, прическа, заколка и т.д.). А это собачки. Собачки прыгают вокруг лошади. Это девочка. Она сидит на лошади. А посмотри, сколько здесь фруктов нарисовано! Какие красивые яблоки, а здесь много-много цветов!" Всю речь, естественно, приходилось сопровождать движением руки, указывая на предмет, о котором говорилось.

Что удивило меня? Выбор дочкой картин. К примеру, она практически проигнорировала Айвазовского "Девятый вал" и "Кораблекрушение", Брюллова "Последний день Помпеи" (видимо, из-за слишком больших размеров картин и насыщенности персонажами), но довольно долго разглядывали "Портрет Самойловой с дочерью" Брюллова, ряд портретов (в особенности конца 18 - начала 19 веков), голландских живописцев.

Конечно же, мы пойдем в музей (и не только в Русский) еще ни один раз и, я думаю, всегда сможем делать для себя маленькие открытия.

А тем, кто только-только собирается начать увлекательные путешествия, можно посоветовать следующее.

  • Не бойтесь показаться смешными или получить неодобрение окружающих. Опыт показал, что вид ясельных экскурсантов вызывает только улыбку или, в худшем случае, недоуменный взгляд. Даже бдительные смотрительницы залов успокаиваются, видя, что ваше чадо не собирается ничего крушить, а мирно сидит на руках.
  • Выбирая день поездки, продумайте режим ребенка так, чтобы к моменту входа в музей малыш был не уставшим. В противном случае, в зависимости от особенностей нервной системы ребенка, вы получите либо спящего, либо орущего экскурсанта.
  • Если есть возможность найти компанию единомышленников, это намного упростит некоторые мелкие сложности, да и детям в дороге можно будет переключать внимание друг на друга. Лучше всего ехать вдвоем-втроем (что называется, не много и не мало).
  • Скорее всего, с собой вам понадобится питье для малыша, так как в музеях обычно жарко.
Если ребенок сидит в "кенгурушке" - вам очень повезло. Если нет - придется носить чадо на руках. Утешайте себя, что своя ноша, как известно, не тянет, ну или почти не тянет. Кстати, в некоторые музеи разрешен вход с колясками-тростями (если, конечно, с колес не сыплются комья грязи). Это облегчит вашу долю, но ненамного. Ребенка все равно придется вынимать из коляски, поднимать на руках до уровня просмотра картины или наклоняться к коляске, чтобы рассказывать малышу. К тому же через какое-то время ему надоест сидеть и скорее всего он плавно переберется опять-таки на ручки. Подумайте, может, проще оставить коляску в гардеробе.

  • Как можно быстрее заканчивайте все разговоры с любопытствующими, вплоть до перехода в другой зал. Все вопросы: "Ой, какие маленькие! А что, тоже картины смотрят? И сколько им? А зачем вам это?" мы старались пресекать односложными ответами: "Да-да, маленькие. Да так, просто интересно".
  • Дайте малышу немного освоиться, а затем переключайте его внимание на разные предметы. Если ребенок хорошо узнает, к примеру, собачек - показывайте ему на картинах этих самых собачек (лошадок, кошек, яблочки, цветы, деревья и т.д.) Привлекают внимания портреты - побольше портретов. Однако для начала лучше пропускать изображения с тяжелыми взглядами, мрачными или искаженными страданиями лицами. Для восприятия - только позитив!
  • Не стойте на месте больше полминуты, а то и 15 секунд! Исключение - только если малыша что-то очень заинтересовало, и он готов рассматривать дольше.
  • Постарайтесь, чтобы ваша речь была эмоциональной. Не бойтесь переиграть. Через ваши эмоции у ребенка складывается определенный настрой.
  • Первый знак недовольства малыша - отойдите от картин. Если в музее есть скульптуры - покажите их ребенку, обратите его внимание на роспись стен или потолков, да и просто выгляните с ним в окно. Второй знак недовольства - пора на выход. Не пытайтесь объять необъятное. Возможно, вашему малышу по количеству впечатлений будет достаточно всего два зала. Ни в коем случае не напрягайте его.

Приехать в музей вы сможете еще много-много раз, и от того, с каким настроением вы будете посещать его, зависит в дальнейшем и отношение ребенка к такого рода походам. Пусть они будут радостными и долгожданными!

Сергеева Виктория, victoria@aohgi.spb.ru