"...В тени кулис..." - выставка, посвященная 250-летию русского театра

22.02.2006 12:52
Первая выставка, посвященная знаменательной дате, 250-летию русского театра, открывается в музее А.С. Пушкина. Основная ее идея - дать представление о театре пушкинской эпохи. Языком музейной экспозиции рассказать о времени, когда молодо было само искусство театра, о времени становления русского театра. Просветительская направленность выставки предполагает, прежде всего, юную аудиторию, но, безусловно, будет интересна и самой широкой публике.
Увлечение театром 1810-20 годы было всеобщим. Быть современным означало тогда быть театралом. Зрительный зал становился практически единственным местом, где собиралось все общество. Молодой Пушкин "под сению кулис" провел без малого три года, с 1817 по 1820-й, чуть не ежедневно посещая Немецкий, Малый и Большой Каменный театры Петербурга. Пушкин оставил точное описание пестрой театральной среды: от сановного завсегдатая, ко всему равнодушного "почтенного украшения первых рядов абонированных кресел", светского денди - "актрис неверный обожатель, почетный гражданин кулис"", до благодарных зрителей райка, или парадиза, как тогда называли галерку. Театр пушкинского времени - это и полумрак зрительного зала из-за скудного освещения, и стоячий партер, куда набивалось до тысячи зрителей, это и его звуки: шиканье, восклицания "форте", или пушкинское - "несносно!", когда очередной "плохой питомец Мельпомены" забывал текст. После поднятия занавеса, на сцене эффектно вспыхивало яркое освещение, и начинались "чудеса зрительного обольщения". "Кулисных дел мастера" запускали подъемники, гремел гром, вырывались языки пламени, лились водопады. По обычаю того времени представления в театре начинались в шесть часов вечера, как правило, водевилем, затем шли опера или драма, и завершал театральную программу балетный дивертисмент. Поэтические строки Пушкина о балетах Шарля Дидло, о "русской Терпсихоре" Е. Истоминой сделали их имена легендами театра. В балете, в то время самом профессиональном на русской сцене виде сценического искусства весьма успешно применялась театральная машинерия и всевозможные спецэффекты, в том числе и благодаря которым, пышные балетные феерии были так памятны зрителям.
Живой интерес на выставке, прежде всего у детей, несомненно, вызовут старинные театральные машины и механизмы, создававшие на сцене эффекты грома, ветра, волн, дождя и фонтана. Эти хитроумные механизмы, а также подъемник "Славы", при помощи которого или подобного ему взмывали в бутафорские облака "амуры и Психеи", устройство для быстрой смены декораций, возможно будет не только увидеть на выставке, но и опробовать в работе.
Большинство театральных машин, реконструированных по образцам 17-18 вв., будут показываться в действии. Особо "опасные" для музейного пространства механизмы, такие как "Огонь" или "Фонтан", представлены на чертежах и схемах.
Образ Закулисья театра пушкинского времени, дополняют на выставке также подлинные детали обстановки артистической гримерной, сценические костюмы. Небольшая сцена, выстроенная в зале музея, вместе с эскизами декораций, репертуарными афишами, программками, портретами деятелей театра объединяют в единое пространство мир зрителя и сцены театра первой половины 19 века. Театр пушкинского времени, или по определению поэта, "волшебный край" - складывался из многих элементов и создавался многими. Большинство "соседей" Пушкина по театральным креслам, истинные любители театра, деятельно и практически служили ему, кто переводами, кто сочинительством, кто критическими статьями, кто преподаванием. Н. Гнедич, например, был преподавателем актрисы Е. Семеновой, П. Катенин - А.Колосовой и В. Каратыгина. А.Грибоедов в соавторстве с Жандром, Хмельницким и Шаховским сочинял водевили, Ф. Булгарин пробовал себя на поприще театрального критика. В доме у князя А. Шаховского, автора бесчисленных пьес, собирался после спектаклей "весь театр", на заседаниях у Н. Всеволожского регулярно делались театральные обзоры. В острой словесной полемике сторонников подражания зарубежной артистической школе с представителями передового "левого фланга" театра (как правило, они сидели в партере с левой стороны) решалась судьба русского драматического искусства. По праву на выставке портреты легендарных актеров, знаменитых и почитаемых писателей, художников, меценатов, композиторов соседствуют с теперь уже забытыми деятелями театра, некогда принимавших самое непосредственное участие в его становлении.
Передвижная выставка "В тени кулис" будет работать в музее Пушкино до 6 июня. Ее показ продолжится в Музее-усадьбе Останкино.
Выставка проходит в рамках 2-ого Международного музейного фестиваля исторических театров Европы "Театр ХУШ века: техника и технология".
Музеи А.С. Пушкина и усадьбы Останкино являются членами Ассоциации исторических театров Европы (АИТЕ) "PERSPECTIV", созданной под эгидой Совета Европы в 2003 году. Вслед за первым музейным фестивалем, с успехом прошедшим в 2004 году, Москва вновь становится местом встречи членов Ассоциации, участников фестиваля.
Выставка продлится с 21 февраля по 10 июня 2006 года. (Музей А.С Пушкина).
Обсуждение
Комментировать


Ближайшие мероприятия

Декабрь 2016
27.11.2016-15.01.2017
г.Москва, Россия
19.12.2016-06.01.2017
г.Москва, Россия
24.12.2016-05.01.2017
г.Москва, Россия
Январь 2017
02.01.2017-08.01.2017
г.Москва, Россия

Архив календаря мероприятий




Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2016, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

АЛП-Медиа, 7ya@alp.ru, http://www.7ya.ru/

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!