Учимся читать

04.08.2005 11:54
Не такое это легкое дело - научиться читать. И первые помощники малышу в нем - родители. Надо выучить буквы, звуки, научиться складывать их в слоги, слоги в слова. А что делать, если не получается?
Сегодняшняя беседа заинтересует, скорее всего, тех, у кого есть дети дошкольного и младшего школьного возраста. О том, как научить ребенка читать и когда начинать, какие могут быть отклонения, рассказывает Ольга Ушакова, логопед- дефектолог МУ "Центр охраны прав детства".
- Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от родителей, их терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого нажима, бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он почувствует радость от успеха, сделает для себя маленькие открытия. Пусть малыш думает, проявляет инициативу, творчество: старайтесь идти от желания ребенка, не подавляйте его своей ученостью.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. Особенно сложно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя дети, уже умеющие читать. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них по- своему хорош. Главное - учитывать следующее: во-первых, система обучения обязательно должна иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использовать игровые приемы, не утомляющие и не напрягающие ребенка.
Вот некоторые задания-игры, которые готовят детей к освоению грамоты, учат звукобуквенному и слоговому анализу.
1. Посмотри на картинку и назови предметы, изображенные на ней, которые начинаются на определенный звук.
2. Назови предметы вокруг, четко произнеси все звуки.
3. "Доскажи словечко". Вы называете любой слог, а ребенок должен придумать свой, чтобы получилось слово.
4. Скажи, чем отличаются слова по звучанию. Например, сор - сок.
5. Отгадай загадку. С какого звука начинается слово-отгадка.
6. Измени слова так, чтобы слышался звук "ч", например, река - речка, рука - ручка.
7. Назови фрукты (овощи, цветы), которые начинаются на один звук. Это поможет обогатить и словарный запас ребенка.
8. Напишите элемент буквы и попросите малыша ее закончить.
9. "Волшебные превращения": я напишу букву "Р", а ты преврати ее в "В" ("К" в "Ж", "Ш" в "Щ").
10. Пальчиком на ладошке ребенка пишете букву и предлагаете ее угадать.
Есть множество приемов заинтересовать ребенка чтением. Самый элементарный - купить книжки с яркими хорошими рисунками.
Некоторые учат ребенка читать по буквам. Это самая распространенная родительская ошибка. Вы-учив буквы, ребенок не может их соединить в слово, он не понимает, что прочитал. Нужно учить читать звуками, и лучше, если есть возможность обратиться за помощью в школу раннего развития детей. Проще сразу научить правильно, чем потом переучивать.
Для каждого возраста есть свои нормы развития способности читать. В три-четыре года малыш слушает сказки, знает, что в книжках написаны слова, узнает некоторые буквы алфавита, пытается писать. Вас должно насторожить, если сын или дочь в этом возрасте не знают, как нужно держать книжку, не отличают каракули от букв, их словарный запас беден. Как помочь: читайте книги вслух, учите ребенка песенкам, в которых рифмуются слова, пишите слова, которые малыш произносит, и читайте их ему вслух.
По утверждению психологов, дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота, свежесть восприятия, яркое воображение, любознательность. Но все должно идти от самого ребенка. Если он хочет научиться читать, родители должны ему помочь, а если нет, не нужно на него давить фразами типа "все уже читают, а ты не умеешь". Пяти- шестилетний ребенок должен сам уметь рифмовать слова и составлять их из звуков. В этом возрасте он уже может соотносить некоторые звуки с буквами.
Ученик первого-второго класса умеет читать вслух простые тексты, постепенно начинает читать более сложные. Школьнику нужна помощь, если он жалуется, что все читают лучше него, не умеет читать незнакомые слова, старается уклониться от чтения под любым предлогом. Что делать? Защищайте своего малыша, добивайтесь проверки его фонетических способностей, постарайтесь найти место, где существует специальная программа обучения таких детей.
В третьем классе маленький человек начинает читать самостоятельно, перечитывает предложения, когда не понимает их смысла, умеет правильно выделять звуки в словах, читает вслух с выражением. Если ребенок становится замкнутым, пытается угадать, как звучит слово, вкладывает усилия в технику чтения и упускает смысловое содержание, обратитесь за профессиональной помощью.
Для каждого ребенка научиться читать, а впоследствии и грамотно писать, действительно проблема. И это совсем не означает, что всему виной лень. Вполне возможно, что у него дислексия: постоянно ошибается при чтении, проглатывает или заменяет буквы, с трудом может прочитать слово и даже не понимает смысла написанного. Малыш в этом не виноват. Предрасположенность к дислексии имеет генетические корни, так что, вполне вероятно, своими затруднениями в чтении ребенок "обязан" вашему же прадедушке. И больше всего такие дети нуждаются в эмоциональной поддержке. Ни в коем случае не надо считать их неполноценными, никаких нарушений интеллекта у таких людей нет. Но без помощи специалистов не обойтись. (Пресса Архангельской области).
Комментировать

Другие новости за этот день



Ближайшие мероприятия

Декабрь 2016
24.12.2016-30.12.2016
г.Москва, Россия
Январь 2017
02.01.2017-07.01.2017
г.Москва, Россия
22.01.2017-01.09.2017
г.Москва, Россия

Архив календаря мероприятий


7ейный хронограф

Что обсуждали 11 декабря:

2015 год

Хочу про СССР-2 [1053] Василиса из сказки
выговориться [124] ПимпусЬ
Про помойку в ... головах детей. [92] Челюсть На Оленях
хвастаюсь своей дочкой :)) [81] Любовь Андреевна
Крик души!! [81] Елена Е
Гейдар Джемаль [68] ЖенаПолковника


Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2016, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

АЛП-Медиа, 7ya@alp.ru, http://www.7ya.ru/

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!