Инклюзивное образование: за и против

05.11.2015 12:20

Долгое время такую проблему, как социальная адаптация детей-инвалидов, старались попросту не замечать. Большинство таких детей были обречены проводить всю свою жизнь в четырёх стенах, ведь ни социальных программ, ни должного образования попросту не было.

На сегодняшний день в Москве проживает около 33 тысяч детей с ограниченными возможностями. Так неужели стоит продолжать делать вид, что их не существует?

Вслед за прогрессивными европейскими странами, Россия начинает внедрять программы обучения и адаптации детей-инвалидов.

Инклюзивное образование

Законодательная база

По последней версии закона об образовании, любой ребёнок имеет право посещать общеобразовательную школу: учреждение обязано удовлетворить потребности каждого ребёнка. Также немалую роль в преодолении этой проблемы сыграла программа «Доступная среда», запущенная в 2011 году. Основной целью этой программы было обеспечение свободного доступа маломобильных граждан к социальным, транспортным и инженерным объектам инфраструктуры, а также изменение отношения общества к ним. На сегодняшний день благодаря этой программе 80% общественных зданий приспособлено для маломобильных граждан любого возраста, а почти все автобусы заменены на низкопольные.

Центры адаптации

Сейчас уже можно говорить о некотором прогрессе в сфере адаптации детей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день в Москве 186 образовательных учреждений работает в инклюзивном режиме. Например, центр образования имени Островского уже не первый год является инклюзивным, и у них уже есть выпускники с синдромом Дауна. Такие дети продолжают получать образование уже в колледжах и техникумах, с которыми сотрудничают инклюзивные школы: как правило, это прикладное искусство и шитьё. А дети-инвалиды с сохранным интеллектом всё чаще поступают в университеты на заочное или даже очное отделения.

Соревнования

Многие дети-инвалиды по всей Москве участвуют в олимпиадах и спортивных соревнованиях и получают призовые места. В прошлом году дети с ограниченными возможностями приняли участие в нескольких мероприятиях: Олимпиаде «Знаем русский язык», Всероссийской олимпиаде школьников в городе Москве, Дистанционной олимпиаде по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья (МГТУ МИРЭА) и Всероссийском турнире юных физиков.

Также в прошлом году в столице прошла олимпиада "Интеллектуальное многоборье" для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Дети соревновались в познаниях по двум направлениям: естественно-математическое (математика, информатика, физика, экология, биология) и культурологическое (русский язык, культура речи).

Работа с такими детьми не остаётся без поощрения – с этого года все школы, которые вводят программы инклюзивного образования, получают баллы в школьном рейтинге.

«Человеческий фактор»

Казалось бы, радужная картина. Но ложка дёгтя есть и тут. И прежде всего – неприятие таких детей обществом. «Обычные» дети, как правило, быстро принимают в коллектив ребёнка с ограниченными возможностями. Но не все родители могут принять тот факт, что их ребёнок будет учиться вместе с «ненормальными» детьми. Эту серьёзную проблему большинство школ пытаются преодолеть при помощи разъяснительных бесед и общих родительских собраний. Однако, это удаётся не всегда, и известны случаи, что родители забирали детей из школы по этой причине.

Адаптация инвалидов в нашем обществе – дело не быстрое. Может пройти несколько десятков лет, прежде чем каждый член общества начнёт принимать людей с ограниченными возможностями без страха или предубеждений. Но первые шаги к этому уже сделаны.

Обсуждение
Есть такая поговорка "Мужчины придумали любовь, чтобы не платить за секс". Так вот, с инклюзивным образованием, на мой взгляд, приблизительно то же. Государство придумало эту форму, чтобы не нести дополнительных затрат на работу с особенными детьми, не оснащать спецшколы дорогим оборудованием, не готовить более дорогих специалистов, не комплектовать классы с небольшой наполняемостью и т.д. И все это подается под "фантиком" социализации детей-инвалидов, а злыдни-родители "обычных" детей обвиняются в том, что они хотят оградить свое чадо от "неправильного" товарища по парте. Только вот кроме совместного обучения детей неужели нельзя придумать другие способы социализации, общения разных детей между собой? Зачем экономить на детях, да еще на больных?
Комментировать


Ближайшие мероприятия

Декабрь 2016
13.08.2016-29.12.2016
г.Москва, Россия
17.12.2016-26.02.2017
г.Москва, Россия
19.12.2016-06.01.2017
г.Москва, Россия
24.12.2016-05.01.2017
г.Москва, Россия

Архив календаря мероприятий




Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2016, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

АЛП-Медиа, 7ya@alp.ru, http://www.7ya.ru/

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!