Регистрация ВходВход через Вход через Facebook Вход через Yandex Вход через VKontakte Вход через Mail.ru Вход через Одноклассники Клуб
18+
Встречаем Новый год!
Семья
Беременность
Дети
Образование
Красота и здоровье
Дом
Путешествия
Досуг и хобби
Звезды

Наиболее частые вопросы и ответы
по психологии.

На ваши вопросы отвечала специалист Европейского Центра Психологической Поддержки Семьи "СемьЯ" - Зажигина Марина Анатольевна, детский и семейный психолог.


Подтема: дети от 3-х до 7-и

Всего вопросов: 250
Вопрос
Здравствуйте! Дочке Софье 3г.2мес. Ходит на цыпочках всю свою жизнь. Лечение, предложенное невропатологами, эффекта не дало. Но это меня не сильно настораживает, а беспокоит вот что - дочка всё пытается щупать ногами. Она ноги может поставить в тарелку, в поднос с едой. Трогает ногами игрушки и т.д. Руками владеет хорошо. Много и интересно рисует, делает аппликации. Но ножки у неё превыше всего. Так с рождения. Когда малышка тянула к игрушке ножку, а не ручку, нас с мужем это умиляло, а сейчас несколько напрягает. Дать ей волю - она и ела бы руками. Что у нас за проблема? И проблема ли? Заранее спасибо за ответ.
Таня., 20.3.2003
Ответ
Мне кажется, что ваша ситуация скорее относится к медицинской области, чем к психологической. У меня нет медицинского образования, поэтому я не правомочна ставить диагнозы. Хотя случай очень интересный. Я бы с удовольствием занялась диагностикой девочки, посмотрела бы, есть ли какие-то психологические проблемы, другие особенности в ее развитии. Ставил ли невропатолог какой-то диагноз? Как комментировал свое назначение? Что прописал?
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте! Моей дочери Маше недавно испольнилось три года. Она начала ходить в садик еще в октябре. Адаптация казалось прошла более или менее успешно, иногда она плакала при расставании, но потом быстро успокаивалась (по словам воспитательницы). Потом это прошло и мы нормально шли в сад по утрам. Надо отметить, что всю зиму мы болели, то одна простуда, то другая, то отит, то воспаление мочевого пузыря (виню в этом садик). Поэтому Маша часто оставалась дома и вот на этой неделе, после двух недель, проведенных дома с мамой, она сходив всего лишь один день в сад, потом категорически отказывается идти туда. Начинается ее 'нытье' еще с вечера, при укладывании спать - 'не пойду в садик', не хочу в садик, давай в другой пойдем' и т.п. С трудом удается ее успокоить и уложить спать. Носили с собой любимую игрушку в садик, немного помогло. Но сегодня утром при расставании ее прямо 'отрывали' от меня - крик и мертвая хватка за маму. Следует отметить, что в группе есть один драчун: обижает и мальчиков и девочек. Мою дочку один раз ударил, насоклько мне известно. Воспитательница ннеохотно отвечает на мои вопросы о том как прошел день в саду и как его провела моя дочь. Когда мы с дочерью сидели дома я начала активно заниматься с ней различными развивающими играми, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой и т.д. Маше нравилось. Пожалуйста, посоветуйте, что можно предпринять, чтобы ребенок если не с охотой, то хотя бы без слез шел в садик. Спасибо.
ольга, 20.3.2003
Ответ
ТО, что девочка говорит «давай пойдем в другой садик» может говорить о том, что ей неуютно именно в ее группе. Что-то мешает ей – драчун ли, может с воспитательницей отношения не задались… Не очень нравится мне то, что воспитательница неохотно рассказывает, как ведет себя дочь в садике. Тут скрывать-то нечего! Мне кажется, лучший выход - водить ее пока на короткий день. Если за ближайшую неделю ничего не изменится, лучше дальше ее не насиловать. Быть может, присмотреть пока другой садик, как альтернативу?
Зажигина Марина

Вопрос
Нашей дочке 3,5 года.Она постоянно крутится перед зерколом,любит одевать новые вещи.Очень сильно выбражает,придумывает себе не существующих друзей из мальчиков.Постоянный друг у нее Дима которого нет в жизни.Постоянно просит оценить какая она красивая.Нас с женой пугает ее поведение,жена в ужасе что будет в дальнейшем.Вы не могли бы как-то помоч обьяснить нам и спрогнозировать как нам вести себя в дальнейшем с ней.Мою жену и меня пугает что может случиться в дальнейшей ее жизни.Зарание блогадарны. Виталий.
Власов виталий, 20.3.2003
Ответ
Виталий, не вижу в поведении девочки ничего пугающего. Все девочки хотят быть красивыми. Они понимают, что женщина должна быть красивой. Что ж в этом плохого? У девочки нормальная половая ориентация. Мне кажется, что вам можно смело говорить ей, какая она красивая, и расспрашивать о всех ее выдуманных и настоящих «кавалерах». Она наиграется в эту игру и переключит внимание на что-то другое.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте, Марина Анатольевна!
Дочке 4,5 года. У нее появилась странность – она постоянно моет руки! Спрашивает у меня мыла ли я руки, когда я прикасаюсь к ней, хотя и не всегда - закономерности я не замечаю. Укладывались спать – зазвонил телефон, после того как я поговорила по телефону, она мне говорит, чтобы я шла мыть руки. Купили с ней вместе заколки на волосы, так она за неделю их ни разу не одела, при том, что они ей очень нравятся – говорит, что у нее волосы грязные, хотя волосы у нее чистые. Так она относится не только к новым вещам. Носится со своими руками, «как с торбой писаной», иногда не берет ничего пальцами, а как-то умудряется локтями брать игрушку. Так и не понятно остается – считает игрушку слишком чистой или грязной. Даже недавно ехали в машине, так она залезала в машину не прикасаясь к ней, а бабушке говорит: « Не трогай машину, у тебя руки грязные.» В общем иногда до смешного доходит. Хотя не очень-то все это смешно. Много раз объясняем ей когда действительно надо мыть руки, вроде бы все понимает и соглашается, а потом опять как выдаст что-нибудь. Так хоть стой, хоть падай.
А началось все это, как мне кажется, когда ей подарили красивого игрушечного кролика, и она его уронила в грязь, очень расстроилась от этого, придя домой, мы его помыли и высушили, все было хорошо, но потом она никому его не давала брать в руки, наряжала его своими заколками и бантиками и часто сама бежала мыть свои, когда этого кролика брала. Потом, если кто-то до него дотрагивался даже случайно, она начинала нервничать,
говорила, что он плохо пахнет, просила, хотя нет - требовала дезодорант, чтобы этого кроля побрызгать. Я ей много объясняла, что этого делать не надо, что кролики любят, когда их гладят и не любят, когда их брызгают дезодорантом - временно действовало, а потом все сначала. Это все заходило слишком далеко – я этого злополучного кролика спрятала от нее и сказала, что он убежал в лес погулять. И как ни странно, она это восприняла очень спокойно, больше о нем и не спрашивает, такое впечатление, что ей стало легче, что этой игрушки нет. Ну, а это постоянное мытье рук осталось, может немного в меньшей степени, но довольно часто. Я слышала, что такое бывает у детей и что все это проходит с возрастом, но это так надоело, иногда аж злит. Продолжается это уже месяца два. Что это такое и как ее от этого отучить?
Татьяна
Татьяна, 18.3.2003
Ответ
Татьяна, вообще-то признак неблагоприятный. Мытье рук, у девочки, скорее всего, носит навязчивый характер. А это признак если не нервного расстройства, то психологических проблем уж точно. Вам нужна помощь специалиста, которая, во-первых, будет заключаться в точной диагностике состояния девочки и, во-вторых, в выработке курса психотерапевтических занятий с ней. Возможно, потребуется применение лекарственных средств.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте Марина Анатольевна!
Дочке 4,5 года вторую неделю ходим в детский сад до сна. Она у нас с 2-х лет не спит днем, она не может даже спокойно полежать, но под вечер начинается нытье и хныканье, ну это и понятно – рано проснулась, уже устала и спать хочет, но не положишь же ее в 6 часов вечера спать. В саду ей нравится, сначала плакала, не отпускала меня, но сейчас ходит с удовольствием, но при условии, что я ее забираю из сада до сна. Вчера оставила ее на тихий час, сегодня утром опять слезы – « не пойду в садик!» Пришлось пообещать, что заберу рано. Если бы не спать в детском саду, то она бы там обо мне и не вспоминала  Мне, конечно же хотелось, чтобы она хотя бы днем полежала (дома не получается ее уложить ), а в саду лежит. Что делать: оставлять ее на тихий час и как ее уговорить или может забирать домой по-прежнему? (С моего детства остались неприятные воспоминания о тихом часе в саду, я очень редко там спала, это мучение было для меня, может, правда с тех пор в садах что-то изменилось…)
Татьяна.
Татьяна, 18.3.2003
Ответ
Татьяна, я думаю, что вам можно попробовать оставлять дочку в садике со сном, но надо выждать побольше времени. Раз вы еще только две недели ходите. Подождите еще месяц и потом решайтесь. Если вы точно хотите оставлять ее там спать, то вам придется выдержать и слезы, и обиды дочки, пока она не привыкнет. Если во время этого приучения ее ко сну в детском садике будет что называется положительная динамика, т.е. день ото дня она будет плакать и звать вас меньше, тогда вы на правильном пути. Если, например, в течение недели идут сплошные слезы и видно, что вряд ли что-то изменится, что ж забирайте ее с пол-дня.
Зажигина Марина

Вопрос
Уважаемая Марина, не подскажете ли Вы как объяснить 6-лет. мальчику такое понятие как 'смерть', чтобы это его не испугало (мы не религиозны, поэтому не хотелось бы выдумывать). В семье недавно умер отец моего мужа (отчим сыну), и пришлось как-то это объяснять, т.к. сын навещал нового дедушку в больнице за неделю до этого печального события). Или как, например, объяснить сыну, что люди ранее сознательно убивали друг друга (мы читали в детской энциклопедии про гладиаторов). У меня слов не хватает, тем более, что я не могу его заверить в том, что сейчас это не происходит. Муж считает, что сын должен понимать, что в мире до сих пор происходят войны (иногда мы обсуждаем с мужем Иракскую проблему). А я все-таки стараюсь рассказывать сыну историю в том духе, что 'все люди хорошие, но иногда плохо поступают'. В каком возрасте можно обсуждать с мальчиком негативные стороны истории (войны, гладиаторские бои и т.д.) без ущерба для его психики? Спасибо.
inna, 18.3.2003
Ответ
Инна, 6-тилетний ребенок уже многое способен понять. Вы можете объяснить, что бывает смерть от болезни – как у дедушки. Объясните, что люди стареют, и что старым и больным уже неудобно в жизни – им тяжело двигаться, у них плохая память и пр. Раз вы не религиозны, не акцентируйте внимание ребенка на том, что бывает с телом после смерти, а объясняйте ему, что никто не живет вечно, все рождаются и когда-то умирают. Но жизнь достаточно долгая, и боятся ничего не надо. Рассказы о том, почему люди убивают друг друга, надо начать с древности. Тогда было мало пищи, ее было сложно добыть, и борьба за выживание заставляла людей сражаться друг с другом. Позже люди сражались на войне, когда враг хотел захватить их дома, сделать их рабами и пр. Т.е. есть убийство и как способ самозащиты. Здесь можно и про гладиаторов ввернуть. Что они как раз были рабы, и их заставляли убивать. Говорите при этом, что убийство – это всегда плохо. Надо уметь договариваться без драки. Дерется тот, кто не умеет объяснять, кто не хочет слушать другого. По большому счету, это не противоречит тому, что "все люди хорошие, но иногда плохо поступают".Или противоречит? Как вам кажетсяJ?
Зажигина Марина

Вопрос
Добрый день.
Моей дочери 3 года 7 месяцев.Ребенок умный,но процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.Она постоянно в движении,долго засыпает и плохо спит,про еду уж и не говорю,это проблема.В результате такого 'буйного' поведения,она так сильно выматывается,ей это самой тяжело,но успокоиться еще труднее.Успокоительные ванны и т.д. мало помогают,в основном на какое-то время.До года невропотолог ставил диагноз ПЭП,но до сих пор,во время возбужденного состояния,один зрачок значительно расширен.В спокойном состоянии расширение не замечается.Длится это на протяжении 3-х лет.Окулист,со своей стороны патологии не выявила.Следует обратиться к психоневрологу,или есть еще варианты.Подскажите,как справляться с возбуждением,как мне правильно себя вести,чтобы ребенок стал спокойнее.А то,во время перевозбуждения,что называется 'все углы ее',даже пару раз закатывалась от бессилия,правда это было до 3-х лет.Педиатр,на все мои вопросы дает один ответ-не знаю,но бывает и хуже.Только не хочется,чтобы было хуже.Благодарю за ответ.Спасибо за внимание.
Ольга, 18.3.2003
Ответ
Ольга, мне сложно сходу дать вам хорошие рекомендации. Ведь я не знаю вашего ребенка в достаточной мере. Надо пользоваться\подбирать подходящие именно вашей дочери успокаивающие средства. Чтение книг? Просмотр добрых мультиков? Поглаживание по спинке, по ручкам перед сном? Слушание сказок в вашем исполнении или по магнитофону? Ребенку надо помогать успокаиваться. Это требует от родителей определенных сил, но зато и маме, и дочери так будет спокойнее. Можно обратиться и к психоневрологу. Однако, я бы не рекомендовала бы вам пользоваться сильнодействующими лекарственными препаратами. Зачем попадать от них в зависимость? Надо искать какие-то «натуральные» средства. При этом можно пользоваться помощью детских психологов (периодически обращаться за консультацией). Возможно, помощь может оказать и опытный детский невропатолог.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте, Марина Анатольевна!
Моему сыну 3,9. В сад не ходит - есть проблемы (он очень возбудимый, агрессивный, замкнутый). Вопрос вот в чем - я сама с ним занимаюсь, если можно так сказать. Мы рисуем, лепим, играем в лото, собираем паззлы и т.д. Но в игре по правилам сын никогда на них не соглашается, а начинает предлагать свои. Понятно, что его совершенно не устраивает пропускать ход, отдавать штраф и т.д. Стоит ли с ним соглашаться и играть по его правилам, либо придерживаться существующих. То же самое происходит и когда мы делаем задания в тетради (Игралочка) - сын готов и хочет выполнять их, но заранее предупреждает 'Я закрашу не зеленым (как сказано), а красным, я соединю цифру 3 с пятью яблоками' и т.д. Я уже и предлагала отдельно тетради с заданиями, где можно делать все как хочешь, просто не занимались месяц (сын и не заметил), но вот недавно снова предложила, сын обрадовался, но снова хочет все делать не по правилам. Что посоветуете?
Лена , 17.3.2003
Ответ
Лена, всегда играть по правилам, которые задает сын, вряд ли правильно. В школе-то ему не дадут исполнять задания так, как ему лично хочется. Но поскольку ребенок еще не школьник, то ошибочно, на мой взгляд, требовать от него точного следования правилам задания. Тем самым можно отбить у него охоту заниматься вообще. Старайтесь с ним договориться. То твои правила соблюдаем, то мои. Приучайте его к мысли, что раз вы играете\занимаетесь вместе, то и вам (учителю) должно быть интересно, - значит, и ваши правила (правила задачи) должны иногда соблюдаться. Но сильно не настаивайте. Ладно, сейчас не хочешь, в другой раз. Главное, чтобы он хотел заниматься. Ведь даже если он закрашивает не тем цветом, ему все равно надо стараться не выйти за контур и т.п. А значит, он развивает свои навыки и пр.
Зажигина Марина

Вопрос
Уважаемая Марина Анатольевна! Моему сыну 4 года и мы не можем определить левша он или нет. Рисует он как левой так и правой рукой, и не только рисует (например пинает мяч левой и правой ногой). В обоих случаях это успешно. В детском саду мне задают вопросы на этот счет. Учитель рисования, например, говорит, что он не как все допустим рисует круг (все в правую сторону, а он в левую). Скажите, как нам определить левша ли он, и не будет ли у него проблем в обучении на равне с правшами. Может нам нужна консультация психолога? Большое спасибо.
Елена Антонова, 12.3.2003
Ответ
Елена, если я не ошибаюсь, есть тест, по которому можно определить, насколько у ребенка выражено левшество. Но ваша ситуация характерна тем, что мальчик нормально пишет и рисует и правой, и левой рукой. Тогда как настоящий левша отказывается пользоваться правой рукой, поскольку ему это менее удобно. Ведь не так важно, в какую сторону ребенок рисует круг. Важно, чтобы круг был нарисован быстро и правильно. Если вы все же захотите проконсультироваться, пишите мне на marinazajigina@mtu-net.ru.
Зажигина Марина

Вопрос
Cтрах. Непослушание. Есть ли необходимость обращения к врачу?

Добрый день. Мне скоро 37, жене 33. После свадьбы 5 лет жили без детей, отношения складывались не всегда ровно. Желанный ребенок - девочка, родилась 7 лет назад здоровенькой и сейчас она - очень подвижный, сообразительный, спортивный ребенок, но в тоже время нас беспокоят два момента:
Первый - её мании, которые иногда появляются в один момент но, появившись, долгое время беспокоят её. Может быть, причина повышенное внутричерепное давление с самого рождения. Например, действующая сейчас мания – вопрос «меня не вырвет?», появился у неё, после того как её стошнило месяца два назад после жадно поглощенного некачественного пирожка на вокзале. Теперь она ежедневно и несколько раз в день уточняет, не вырвет ли её? При этом никаких серьезных оснований беспокоится у родителей нет, т.к. всегда либо 'в животике булькает' либо 'я ела рыбу' либо 'мне кажется' и т.п. У меня в детстве была аналогичная мания к цыганам, жившим в моем подъезде, после того как цыганенок припугнул меня.
Второй беспокоящий нас момент – её чёткое разделение всех людей на авторитетных и доминирующих над ней (мама, папа, дедушка, учительница, врач в поликлинике и пр.) и наоборот (бабушка, сверстники, случайные встречные). В отношении к тем от кого она зависит, она не позволяет себе необдуманные поступки или, совершив их сразу просит прощение, понимая что «получит по заслугам». В отношении к бабушке, например, демонстрирует вызывающее непослушание, неуважительно и даже грубо отвечает на замечания, и пр. Со сверстниками держит себя в основном осторожно, но например, заглядевшись на куклу в магазине, и наступив на ногу сверстнику, может оступившись, и не смотря на то что сама виновата, высказать в его адрес недовольство или замечание, стукнуть или состроить недовольную гримасу. С подругами по классу отношения тоже не всегда ровные, то ссора то любовь. В этом смысле, у неё нет оттенков, то белое, то чёрное, она типичные весы. Ещё есть проблема навязчивости, она требует к себе постоянного внимания подруг и если те на некоторое время переключают свое внимание с неё на другого однокласника – разрыв, ссора. Со стороны, извините за такое сравнение, её не очень воспитанное поведение напоминает мне поведение щенка в стае, где щенок хорошо понимает, от кого он получит сдачи, а кого можно походя и безнаказанно зацепить, дружба с кем выгодна, а на кого и вовсе можно не обращать внимание. Я внутри такойже, но взрослей и потому этикет и уважение к старшим соблюдаю. Я не склонен, с одной стороны, считать данные проблемы серьёзными, считая что это скорей невоспитанность, чем патология, но жена беспокоится, поэтому прошу Вас, с точки зрения психолога, прокомментируйте пожалуйста ситуацию и если информации достаточно, дайте пожалуйста рекомендации. Очень вам признателен. Спасибо!
С Уважением, Игорь
Игорь, 6.3.2003
Ответ
Игорь, то, что ваша девочка хорошо понимает, кого нужно слушаться, а кого можно и не слушаться; с кем можно ссориться, а с кем нет, - вообще-то говорит о ее сообразительности и предусмотрительности, т.е. о нормальном развитии. Меня немного смутило то, что для описания поведения дочери вы активно пользуетесь словами «мания», «навязчивость», «патология». Использование специальной лексики не проясняет, а еще больше запутывает ситуацию. Правильно ли я поняла, что ваша жена беспокоится, не является ли патологией то, что дочка грубит бабушке? Вас также беспокоит то, что у девочки неровные отношения со сверстниками? А они должны быть ровными? Слово «мания» в том значении, которое вы в него вкладываете, означает страх? Страх, что может вырвать, страх перед цыганами? Похоже, что вам надо уточнить, что именно вас беспокоит. Быть может, ваша жена сама объяснит, что ее тревожит? Ведь проблема может заключаться не только и не столько в поведении дочери, сколько в ваших родительских ожиданиях, представлениях о том, что и как она должна делать.
Зажигина Марина

Другие темы:
Поиск:


Реклама

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2016, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

АЛП-Медиа, 7ya@alp.ru, http://www.7ya.ru/

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

07.12.2016 13:45:11

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!