Регистрация ВходВход через Вход через Facebook Вход через Yandex Вход через VKontakte Вход через Mail.ru Вход через Одноклассники Клуб
18+
Встречаем Новый год!
Семья
Беременность
Дети
Образование
Красота и здоровье
Дом
Путешествия
Досуг и хобби
Звезды

Наиболее частые вопросы и ответы
по психологии.

На ваши вопросы отвечала специалист Европейского Центра Психологической Поддержки Семьи "СемьЯ" - Зажигина Марина Анатольевна, детский и семейный психолог.


Подтема: Школьные проблемы

Всего вопросов: 64
Вопрос
Здравствуйте, Марина Анатольевна.
Моему сыну 10 лет. У него постоянно возникают проблемы с учебой и на занятиях в кружках. У него хорошая голова и он с удовольствием учится, но оценки у нас бывают все - от 2-ек до 5-ок. Сначала я думала, что это проблемы внимания. Но теперь мне кажется, что он просто не может или не хочет совершать над собой даже минимальное усилие. Он не может заставить себя что-то сделать, даже если знает, что это необходимо. Я не знаю, как его этому научить. Долгие разговоры, различные наказания, наоборот - предоставление полной свободы не помогают. Может вы поскажете, как мне быть. Заранее спасибо.
Ольга, 25.2.2003
Ответ
Ольга, я уже где-то в форуме писала, что проблема мотивации (вернее, ее отсутствия) – одна из самых непростых. Мотивация (желанная цель) – движущая сила вперед. Если устремленности к цели нет, то нет и желания справляться со своей ленью, невниманием и пр. Тут надо еще знать вашего ребенка. Вот вы пишите, что он «с удовольствием учится». Надо понимать, ИНОГДА с удовольствием, а иногда без. 5-ки он по каким-то любимым предметам получает? Или когда просто старается? Если он все-таки старается ИНОГДА, то, интересно, почему? Ему надоедает бездельничать? Или все-таки есть какой-то интерес к определенному виду знаний? Наличие такого интереса, по моему мнению, одно из важнейших условия для мотивации к учебной деятельности. Пусть ему будут интересны два-три предмета из школьной программы, но интересны особенно. Чтобы хотелось узнать сверх программы, самому пойти информацию отыскать. Как только изучение чего-то становится собственным личным хобби, проблема мотивации оказывается решенной! А чтобы такое хобби появилось, если его нет, важно, чтобы ребенку встретился взрослый (преподаватель или «кружковод»), влюбленный в свое дело, в свое увлечение. Этой любовью он и может заразить детей. Если ребенку не нравится кружок, водить его туда практически бессмысленно. А если нравится, он сам туда побежит. Если хотите, можете написать мне на marinazajigina@mtu-net.ru.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте!
Сыну 7 лет, первый класс.Невропатолог ставил
диагноз гиппервозбудимость.Сейчас проблемы
и в школе, и дома...За столом, я устал просить его пододвинуть тарелку ближе,
сесть не горбится, не чавкать и пр.
У него поразительная не организованность,никакого самоконтроля.
Садится делать уроки...я специально отхожу в сторону...полстранички напишет и далее сидит играет,рисует,дурачится.Подхожу к нему:- 'Tы понимаешь,что тебе это необходимо?Что надо доделать чуть-чуть?'Получаю утвердительный ответ.
Через полчаса 'воз и ныне там'.Приходилось
бить ремнем, но по-видимому это тот случай когда легче убить,чем добиться своего.
В школе все жалуются:На уроках не работает,
выдирает листики и рисует.Второй раз срывает
урок английского...По английскому,сейчас, когда уж год к концу, ни слова...Считает неплохо, образное мышление отличное,любит
винтики как папа, но быстро теряет интерес при малейшей трудности.Дошло до того ,что уже стал лениьтся завязывать шнурки.
Я уж и кнутом и пряником, уговорами и угрозами с ремнем.Тем не менее стараюсь не потерять контакт с ним, знаю,передавлю на него получу еще больше обманов и тем самым еще больше научу его врать изощреннее...
Как еще можно подтянуть сына в его самоорганизации?Как его вытянуть на уровень сверстников?Хожу в школу к учителям...беседую.Пока чего удалось добиться, так это тихого поведения на уроке,хоть не мешает урок вести.
Ребенок живет в семье с не родной мамой,об этом не подозревает.У нас еще общая дочь,ей 4 года. С сестренкой у него частые конфликты,за лидерство.Жене с сыном очень трудно.Терпения ее не хватает, да и на работе она часто, устает .Приходится мне все свободное время посвящать сыну, тем самым обделяя дочь, а ведь надо найти время еще и на нее.Мама моя, т.е бабушка, постоянно мешает мне.Увреяет что все израстется, что надо за него все делать, когда он уже должен быть более самостоятельным.Из-за этого у меня с мамой частые конфликты.Она слишком терпетно относится к сыну.В обще вот такая,типичная наверное ситуация.
Что вы мне можете посоветовать?
Может есть описания подобных случаев в литературе?
С Уважением
Андрей
Андрей, 19.2.2003
Ответ
Андрей, по-моему, ремень вообще не средство борьбы с неорганизованностью. И потом вы, как мне кажется, предъявляете к нему требования как по существу, так и нет. Например, «за столом, я устал просить его пододвинуть тарелку ближе, сесть не горбится, не чавкать». Как много требований сразу! Гипервозбудимый ребенок вряд ли физически способен сидеть по струнке. Потом вы пишите «приходится все свободное время посвящать сыну». Вас как будто кто против воли заставляет. А ведь мальчик чувствует это ваше отношение к себе. Задумайтесь, каким он вас воспринимает? Родителем, который только Заставляет, Принуждает, Критикует, Воспитывает, Наказывает? А где родитель, который его Любит, который о нем Беспокоится, который хочет быть его Другом? Только не поймите меня превратно. Я НЕ считаю, что детям надо потакать. Строгость должна быть. Но вот вы сами упомянули про важность контакта с ребенком. Не боятся должен вас ваш сын, а доверять вам. Чтобы доверие было, нужна уверенность с его стороны, что вы поймете его в его трудностях и проблемах, а не будете сразу за ремень хвататься. Вы извините, что я взялась вас «воспитывать». Я вижу, что вы любите своего сына и стараетесь ему помочь. Но быть может, вам просто не хватает немного знаний детской психологии, чтобы выбрать наиболее удачные педагогические приемы воздействия. Если мой ответ не отбил у вас охоту общаться с психологами, буду рада продолжить нашу переписку. Мой адрес marinazajigina@mtu-net.ru
Зажигина Марина

Вопрос
Добрый день!

У меня ребенку 7 лет, учиться в первом классе, класс не излушчих мальчишки драчуны, а он у меня маленький ростом и сдачи не даст. Его все пытаються обидеть, мне надоело ходить в школу и крутить уши но этого хватает на пару дней, а потом все по-новому. Как нам бороться с этим, что вы посоветуете как вести себя ребенку в школе? В такой ситуации как правильно ответить сверстникам что б не обижали его?
Заранее благодарна. Наталья
Наталья, 19.2.2003
Ответ
Наталья, вы же не можете всю жизнь защищать сына от его обидчиков? Он безусловно должен научиться защищать себя сам. Учите его давать сдачи. Прямо тренируйте удар. Можно ему грушу боксерскую купить. А можно и в секцию по борьбе отдать. Это может придать ему уверенности в себе. А это главное, что должен чувствовать ребенок, чтобы не дать себя в обиду. Надо всячески повышать самооценку ребенка, отмечать его достижения, говорить ему о его достоинствах. Если ничто из предложенного мной не сработает, приходите на консультацию к психологу или пишите лично мне marinazajigina@mtu-net.ru
Зажигина Марина

Вопрос
Уважаемая Марина Анатольевна!
Моему старшему сыну 12,5 лет. Он не очень хорошо учится, такое ощущение, что учеба ему совсем не интересна или интересна так сказать 'местами и временами'. Больше всего он любит ИВТ и физкультуру. При этом мы с мужем предлагали ему заниматься в секции или бассейне, но он не хочет. Хотя в школе занимается в группе по бадминтону.Муж резко возражает против этого, считает, что все это несерьезно. Уроки сын делает с прохладцей, из-под палки. Роль палки выполняет бабушка, которая с нами не живет, но приходит, чтобы 'помочь' внуку. Все мои просьбы она просто игнорирует. Мои тирады о том, что гиперопека ни к чему хорошему не приведет, ее сильно раздражают. Процесс уроков происходит в атмосфере уговоров и ругани. Бабушка приводит пример великих людей, которых родители заставляли заниматься, и они за это своих родителей потом благодарили. Иногда я этого не выдерживаю и начинаю с ней ругаться при сыне. Понимаю, что это неправильно, но уже не выдерживаю. Я понимаю, что все это нисколько не способствует самостоятельности сына и наносит ему вред. С другой стороны, пустить все на самотек я не могу. Сын учится в гимназии, нагрузки большие и, если что-то запустить, то не нагонишь. Сам он обожает компьютерные игры , и мы пытались как-то с их помощью повлиять на процесс учебы, применяя метод 'кнута и пряника', но больших успехов не достигли. Я понимаю, что прежде всего нужно решать проблему взрослых членов семьи, но как это сделать я не знаю.
Заранее благодарна
Мария Безрукова
Мария Безрукова, 16.2.2003
Ответ
Мария, тут проблем, как минимум, две. Первая, мальчик ленится выполнять домашние задания. Вторая, вы не можете справиться с бабушкой, которая как может, но все-таки добивается от него результата. Готовы ли вы вместо бабушки принять на себя ответственность за последствия не выполненнных уроков? Будете ли вы сами с ним заниматься или следить за тем, как он это делает, пытаться руководить его желаниями (используя метод «кнута и пряника» более эффективно)? Если да, попросите бабушку приходить в другое время. Настойчиво попросите, чтобы она не могла проигнорировать вашу просьбу. Ведь это ваш сын, с вас, родителей, и спрос. Если она не согласиться, сядьте на ее глазах заниматься с мальчиком. Пусть она видит, что вы заменили ее «на боевом посту». Если вы решительно настоитесь, вы сможете это сделать. Иначе вам не остается ничего другого, кроме как смириться с ситуацией. Если вы почувствуете, что вам есть о чем еще поговорить с психологом, пишите мне marinazajigina@mtu-net.ru
Зажигина Марина

Вопрос
Добрый день Марина Анатольевна! Моему сыну 9,5 лет. Он учится в четвертом классе. В общем-то проблемы были с самого начала. Учился он всегда плохо. Основная проблема - концентрация внимания. Пишет он очень плохо, пропускает буквы, пишет неправильно. При этом правила он знает, и когда вместе проверяем, ошибки он находит, но только вместе. Сам ошибки не находит. То же самое математика. Решает правильно, но очень медленно и ответ может записать неправильно- переставить цифры местами например. С первого класса мы пытались заниматься с учителями. Достаточно безуспешно. Прогресс минимальный. Причем и учитель и я знаем, что он может нормально писать и решать задачи. Иногда, когда он сосредотачивается то и диктант может написать на пять. Но это бывает редко. Обычно все вороны наши. Если случайно поблизости их нет, то мы их придумаем. При этом он добрый и общительный ребенок. Может быть есть какие-нибудь методики или у Вас в центре занятия, чтобы помочь нам. Заранее спасибо.
Елена, 8.2.2003
Ответ
Надо научить ребенка сосредотачиваться. Для этого есть специальные упражнения. Этим можно заниматься с ребенком на занятиях в нашем центре. Но проблема, я думаю, не только во внимании, но и в мотивации, вернее в ее отсутствии. Быть может, мальчику просто лень стараться? Надо пробудить у мальчика какое-то увлечение. Когда у детей просыпается интерес к какой-то области знаний, они начинают получать удовольствие от учебы. И процесс начинает казаться им более приятным. Быть может, можно было б дать вам и еще какие-то рекомендации, если б вы до нас добрались бы – 507-1520.
Зажигина Марина

Вопрос
У ребёнка 11 лет неладится с учёбой. Отказывается от помощи родителей. Что делать? Заранее спасибо за ответ.
Екатерина, 8.2.2003
Ответ
Вам надо проконсультироваться с детским психологом или дефектологом (специалист, занимающийся диагностикой и коррекцией нарушений так называемых познавательных функций – памяти, внимания, мышления и др.). Звоните в наш центр – 507-1520. Консультация специалиста позволит определить, в чем причина неуспехов в учебе у мальчика, и позволит наметить основные направления для проведения коррекционной работы.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте,Марина Анатольевна. Меня зовут Оксана. У меня 12-ти летний сын Даниил,учащийся 6-го класса. Мы проживаем в ФРГ, по-этому очень нуждаемся в помощи русского психолога.
Дело в том, что до 6-го класса особых проблем с учёбой у сына не было. А в 6-ом всё и началось! Резко снизилась успеваемость! Учителя все в один голос говорят, что у ребёнка полностью отсутствует концентрация, при этом умственные способности вообщем-то хвалят. Кроме основной школы, сын посещает Каратэ (вт.,ср.,чтв.), русскую школу (суббота) и шахматы (воскресение). Везде Даниил один из лучших учеников и все эти! учителя утверждают что у ребёнка 100%-я концентрация. Вот в этом-то мне и хочется разобраться. Разве такое может быть? Я считала что концентр. либо есть, либо отсутствует полностью. Вообщем, сын просто гибнет. Здесь 4-е вида школ. Сейчас он в хорошей, а учителя хотят отправить его в самую низкую(такой закон, одна плохая оценка и всё!). Так что обидно, если-бы у сына в действительности не было способностей, тогда ладно, а так сами учителя считают что с его умом не там ему место, а в хорошей школе, да вот против закона не пойдёш.
И ещё! Раньше мы как-то не замечали, не обращали внимание на то, что сын ВСЕГДА!!! что-то держит в руках, крутит, вяжет узелки... Если с пустыми руками, то всё-равно они не в покое, щёлкает ногтиками, шевелит пальцами, вообщем как тик какой-то. В покое руки (даже не руки, а пальцы) только когда он спит. Ещё появились подёргивания бровями, плечами, шмыгания носом.
В школе по словам сына всё в порядке (я имею в виду конфликты с кем-нибудь). Из-за плохих оценок он полностью разочаровался в учёбе, заявляет что ему это не интересно, учиться он не хочет. Так-же хочу добавить, что со здоровьем проблем нет, на усталость не жалуется, а наоборот хочет ещё и на музыку ходить, но мы конечно не разрешаем.
Очень прошу вас, ответьте мне. Подскажите что делать с сыном? Может быть у вас возникнут дополнительные вопросы, пожалуйта задавайте. Я буду вам признательна за то что обратили на нас внимание и не отказались помочь. Заранее благодарю вас. С уважением, Оксана.
Оксана, 3.2.2003
Ответ
Оксана, я уже ответила на такой же ваш вопрос от 30.01.2003. Могу добавить только, что вам, по-видимому, надо искать хорошего репетитора для своего сына. Или самой с ним заниматься. Скорее всего, мальчик отстал от программы в основной школе, начались плохие отметки, и он перестал верить в себя. Его надо поддержать, внушить ему уверенность в себе. И сказав себе и ему, что главное не отметки, не школа, а знания, засучить рукава и взяться за учебу. Ведь страшно не то, что ребенок окажется в не престижной школе, а страшно, что он потеряет веру в себя, в то, что он может справиться с трудностями, возникшими на его пути. Помогите ему не своими переживаниями о его судьбе, а конкретными делами. Простите, если получилось немного резко.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте!
Моему сыну 9 лет, 2 класс.Учится на 5, занимается в спортивной секции. За четверки и тройки не ругаю, но на выходные даю дополнительные задания по этим предметам. Проблема в том, что он очень раним. Это было с рождения. Раньше это выражалось в слезах - чуть что не по-его - слезы катились сами собой. Теперь в школе - если тянет руку и его не спросили (а тянет почти всегда) - отворачивается и уже урок не слушает, с учительницей не разговаривает. Также на тренировках: если его постоянно не хвалить - потеряет интерес и перестанет ходить. Он во всем должен быть лучшим и первым, он должен гордиться собой (и мы тоже). Даже при игре в боулинг (мама, папа, он) он должен выиграть обязательно, после 5-й неудачной попытки - псих и слезы, хоть не играй, в противном случае - вообще ничего не будет делать. Как мне научить его быть терпеливым, как объяснить, что нужно добиваться цели, а не опускать руки при первой неудаче? Мы планируем родить второго ребенка, но боюсь, что наше внимание переключится, а впереди подростковый кризис, как бы не оступился парень. Спасибо.
Виктория, 3.2.2003
Ответ
Виктория, при планировании второго ребенка не стоит думать о том, что от этого «пострадает» первый. Это вы уж слишком усугубляете. Конечно, будут сложности, но будет много и хорошего. Да и подросткового возраста не надо бояться заранее. Как научить мальчика справляться с трудностями? Наверное, не подстраиваться под него. Вас его слезы пугают, но в жизни его слез вряд ли кто испугается. Стремление к лидерству похвально. Но лучший – тот, кто умеет ждать и терпеть. И не вы должны научить его этой науке побеждать, а сам он должен ее освоить. Ободряйте его, хвалите его и не бойтесь, что он «набьет себе шишки». Чем раньше это случится, тем лучше. Тем быстрее он усвоит урок.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте,
моемй сыну 7,5 лет. Он ходит в первый класс. С учебой все в порядке, а вот с межличностными отношениями - нет. Он очень легко выходит из себя и потом очень трудно отходит. Обидчив, возбудим. Хотелось бы получить консультацию психолога. Но не могу определиться с Центром. Посоветуйте, пожалуйста. С уважением, Елена
Соколова Елена, 3.2.2003
Ответ
Елена, вам надо не с центром определяться, а с психологом. Если вас что-то смущает, сходите на консультацию к нескольким специалистам и выберите лучшего. А мальчика надо поводить в группу по развитию коммуникативных навыков у детей. Пишите мне на marinazajigina@mtu-net.ru, я подскажу вам адрес одного из центров.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте Марина Анатольевна!
Нашему сыну 9,5 лет. Он учится в 3 классе специализированной английской школы. Проблемы у Олега начились еще в детском саду, воспитатели отмечали, что ребенок медлителен, практически всегда последним одевается на прогулку, медлит с ответом на занятиях, независим, может долго и увлеченно заниматся своими делами, рассказывать себе сказки. Но если отвечает на какой-либо вопрос, то дает полный и обстоятельный ответ. С 4-5 лет занимался с логопедом - не выговаривал твердую 'р' и мягкую 'л'. Читать учились с трудом, казалось, что сына абсолютно не интересует, что получится из сложенных букв и слогов, постоянно отвлекался, уводил разговор в сторону, мог остановится на середине слова. В школу пошли за месяц до 7-летия, учимся по программе 1-4. В 1 классе все было ничего с точки зрения оценок, однако и здесь учителя отмечали его медлительность. На уроках английского языка молчал около полугода, хотя дома бегло отвечал по проходимой теме. В школу ходил без особого удовольствия. Тогда же у ребенка начала повышаться температура 37,3-37,1, исключив все инфекции, пошли к невропатологу, был установлен дз. термоневроз (лечились фенибут и травки). В настоящее время все врде бы ничего, с математикой проблем вообще нет, с логикой все отлично (логические задачи решает чуть ли не быстрее, чем я с мужем), по олимпиадам 1-2 место в классе, читает сам, много и с удовольствием, но с русским языком... В этой четверти ни одной нормальной оценки, в основном двойки, учительница уже в рабочих тетрадях ставит 'см'. Занимаемся дополнительно с учителем по русскому языку - приходит на дом - те же проблеммы. А в классе может не сделать половину работы, причем со стороны вроде-бы пишет (со слов учителя). Та же проблема в правописании английского, масса ошибок и половина не написана. По математике в ответах задач - куча орфографических ошибок, редко, но может не дописать ответ. Со сверстниками и учителями проблем нет. Занимается дополнительно карате (не очень нравится) и в художественной школе - рисованием (с большим удовольствием).
Необходимо добавить, что при рождении были проблемы: недоношенность (8 месячный, по Апгару 6,5 баллов), гипоксия (реанимационный период в кювезе), ОНМК? (так написано в карте), постнатальная энцефалопатия. Врачи говорили, что будут проблемы с учебой. Однако в 6 мес. возрасте полностью обследовались у невропатолога - никаких отклонений от нормы не находили.
Нужна ли консультация невропатолога? Куда лучше обратится в нашем случае, как помочь ребенку с развитием грамотности, внимательности?
Iulia, 3.2.2003
Ответ
Мне кажется, что помочь может все-таки хороший педагог-гувернер. Который обучит мальчика лучшему письму. Прописи какие-нибудь использует или обводку картинок по контуру. Дополнительных занятий по русскому языку, по-видимому, не достаточно. Но ведь смог же ваш сын научиться неплохо читать, хоть проблемы и были поначалу. Теперь дело за письмом. Очень хорошо (и странно одновременно), что мальчик с удовольствием занимается рисованием. А пишет при этом плохо! Может, ему объяснить, что красивое письмо – это тоже своего рода рисунок; и что хороший почерк раньше (до появления печатных машинок и уж тем более компьютеров) мог быть профессией человека. Красиво написать=хорошо нарисовать. Быть может, вам стоит поговорить с учителем рисования. Пусть дает мальчику задания на прорисовку каких-то мелких деталей. Чем точнее и лучше мальчик будет рисовать мелкие детали, тем быстрее он будет писать буквы. Пусть больше закрашивает мелкие картинки, только не красками, а карандашом. Можно проводить целый домашний конкурс по закрашиванию картинок на время. Победившему дают самый большой кусок торта и т.п.
Зажигина Марина

Другие темы:
Поиск:


Реклама

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2016, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

АЛП-Медиа, 7ya@alp.ru, http://www.7ya.ru/

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

08.12.2016 08:53:55

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!