Регистрация ВходВход через Вход через Facebook Вход через Yandex Вход через VKontakte Вход через Mail.ru Вход через Одноклассники Клуб
18+
Встречаем Новый год!
Семья
Беременность
Дети
Образование
Красота и здоровье
Дом
Путешествия
Досуг и хобби
Звезды

Наиболее частые вопросы и ответы
по психологии.

На ваши вопросы отвечала специалист Европейского Центра Психологической Поддержки Семьи "СемьЯ" - Зажигина Марина Анатольевна, детский и семейный психолог.


Подтема: Школьные проблемы

Всего вопросов: 64
Вопрос
Уважаемая Марина Анатольевна!
У моей дочки 7 лет возникло нервное расстройство, прявляется в виде наязчивых тиков и вокализмов - часто покрикивает или подвизгивает, судорожно дергается. Она очень страдает. У психоневролога были, поставлен диагноз 'тик и гипертензивное расстройство, астенический синдром' и что-то еще, не помню. Выписан сонопакс и пантокам, начали прием, в школу не ходим уже 2 недели. Наверное, надо еще и к психиатру идти, корректировать поведение (очень застенчива, крайне низкая самооценка вплоть до самобичевания, приступы агрессивности, выраженный перфекционизм, невротический тип характера). У нас еще с рождения проблемы были с гиперактивностью. У нее утрирована ответственность за свою работу - боится сделать плохо, уроки делает до полуночи, перепроверяет по нескольку раз. По-моему, именно на этом она и перенапряглась со школой. Посоветуйте, пожалуйста, что нам нужно сделать.
Андрей, 21.11.2002
Ответ
Андрей, если вы были у психоневролога, то к психиатру идти уже не надо. Вам же и так прописали курс лечения. Вот к кому вам надо обязательно пойти, так это к хорошему детскому психологу – 507-1520. Поскольку все те признаки поведения, на которые вы собираетесь «жаловаться» психиатру (очень застенчива, крайне низкая самооценка вплоть до самобичевания, приступы агрессивности, выраженный перфекционизм, невротический тип характера), «лечатся» как раз не лекарствами или не столько лекарствами, сколько психотерапией. Я думаю, что придется подвергнуть коррекции и тип вашего воспитания дочери. Возможно, что вы с женой, сами того не зная, подкрепляете/поддерживаете страхи и неуверенность дочери. Девочке явно не хватает ощущения, что родители любят ее такой, какая она есть со всеми ее недостатками. Перфекционизм развивается на желании доказать родителям, что дочь/сын достойны их любви. Ребенок взваливает на себя этот тяжелый груз потому, что родители не смогли (не знали), как показать ему/ей свою любовь. Как часто вы, Андрей, говорите девочке, что любите ее больше всего на свете? Можете ли вы ни с того, ни с сего, обнять дочь, поцеловать? Близка ли дочка с матерью? Это вопросы к вам, родителям. Не уверена также, что девочку стоит отрывать от школы. Потом, когда ей надо будет «нагонять» программу, она может еще больше «перенапрячься» от волнения, не отстанет ли она от своих одноклассников.
Зажигина Марина

Вопрос
Mальчику 8лет (2 класс). Со 2четверти ушла любимая учительница. Пришел новый педагог-строгая женщина (1945г.р.) Ребенок не желает теперь идти в школу. Учительница ему не нравится. Прежняя преподавать в ближайшее время не планирует. В психическом плане мальчик очень сдержан на эмоции и одновременно чувствителен и раним. ПОявилась хаотичность в движениях, суетливость,часто бывает подавленное состояние. Хочется ему помочь справится с этим стрессом, но внимание и ласка не помогает. Может быть, я чего-либо не понимаю. Если можно, помогите советом. Заранее благодарна Светлана.
Елизарова Светлана, 20.11.2002
Ответ
Ребенок переживает состояние потери. Как если бы он потерял любимого, близкого человека, в чьем внимании очень бы нуждался. Школа для него, к сожалению, это дом, в котором теперь нет его друга, но который о нем/ней все время напоминает. Как помочь? Стремится к тому, чтобы ребенок выражал свои чувства – страдал бы не внутри, а вовне. Могут помочь вопросы-комментарии его переживаний: тебе грустно, тебе очень не хватает любимой учительницы, он так нравилась тебе, ты дорожил ее вниманием и пр. Пусть будут слезы, пусть будут какие-то внешние проявления переживаний. Так они быстрее «выветряться» и уйдут. Сложный вопрос – заставлять ли ходить в класс, к нелюбимой учительнице? Понятно, что мальчик сейчас еще не готов принять мысль, что все бывает, и что в жизни терпеть придется и нелюбимых учителей, начальников, коллег. Но к этому постепенно его надо подвести. Мягко объясняя ему, что с этим сталкиваются все – и вы, и папа и другие взрослые. Расскажите ему какую-то историю из своей жизни – как вы потеряли друга/подругу, а новая коллега по работе оказалась сущей мегерой и пр. пусть что-то расскажет папа. Если мальчик увидит/поймет, что он не одинок в своих переживаниях, ему должно стать легче.
Зажигина Марина

Вопрос
Моему сыну 8 лет. У него детский церебральный паралич. Очень возбудимый, периодически бывает заикание. Учится во 2 классе обычной школы. Учитель говорит, что всё у него нормально, жалоб нет. Но вот его домашние задания мне не нравятся: неаккуратно, с ошибками списывает из учебника. Мы с ним обсуждаем, например, как надо написать слово, всё понял, я отвернулась - он напишет 'с точностью до наоборот'. Меня это настораживает: невнимательность, не справляется ребенок. Надо что-то с этим делать? Или, может быть, это нормально для мальчишки? Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть, чтобы не навредить ребенку своим старанием.
Галина, 13.11.2002
Ответ
Галина, вы совершенно правы, своим старанием родители могут и навредить. По-моему, то, что на мальчика не жалуются учителя, уже является очень хорошим признаком. Он молодец, что справляется с программой обычной школы, не отстает. Понятно и ваше волнение. Вы как бы постоянно настороже, вдруг появятся какие-то проблемы, вдруг что-то не в порядке. Получается, что вы сами заранее настраивая себя на худший вариант. Я думаю, что вы можете «работать» над усидчивостью и неаккуратностью сына, но без лишней строгости и давления. Т.е. ты, конечно, должен стараться, но если что-то не получается, ничего страшного.
Зажигина Марина

Вопрос
Нашему сыну 6,5 лет, в сентябре пошел в школу и до сих пор не может найти себе друзей в новом классе.Очень этим тяготится. А сегодня учительница меня вызвала в школу по тому же поводу. Она также обратила внимание на то,что он изо всех сил пытается подружиться с кем-то (даже носил в школу игрушки, чтобы ими привлечь внимание), но его дети не воспринимают и, как она объяснила, скорее всего из-за его необычного, грубоватого подхода: часто дети жалуются, что он их бьет, обижает. Он все это отрицает и говорит, что это они его обижают. В прошлом году он был в подготовительном классе где у него было очень много друзей, правда, к концу учебного года были проблемы - начал обижать девочку, с которой вроде бы до этого дружил. Причина такого его поведения так и осталась непонятна мне. Когда его спрашиваешь о чем-то такого рода, путается в объяснениях, завирается. Живем мы в другой стране и поэтому проблема друзей, языка стоит остро - ограничен круг общения с детьми, во дворе ни с кем не гуляет, в основном время проводит дома с нами. До этого по большому счету не замечала за ним проблем в общении. Сегодня была просто шокироана, хотя он сам мне раньше жаловался на это, но чтобы даже учитель обратила внимание... должна быть действительно проблема.У меня есть предположение, что дети в новом классе чувствуют в нем чужака и сторонятся. В предыдущей школе было много русских детей, что облегчало общение, а еще они там игрались, а здесь уже учатся, игрушек нет. Может быть, он еще не успел перестроиться? Как ему помочь? Он у меня постоянно спрашивает, ну почему они не дружат со мной? Я уже даже не знаю что и отвечать ему. Посоветуйте, пожалуйста как быть в такой ситуации. Мальчик он очень чувствительный, нежный, старается хорошо учиться, ценит мнение взрослых.
Светлана, 24.10.2002
Ответ
Не стоит пугаться того, что учительница заметила эту особенность поведения вашего сына. Это еще не говорит о какой-то патологии. Просто она внимательная и увидела, что ребенок старается понравится другим и переживает, что этого не происходит. Сложно придумать, что именно можно сделать вам. Быть может как раз проще действовать через учительницу? Самый хороший способ передружить детей – вовлечь их в какую-то групповую игру, где правила просты и всем понятны. Например, змейка (все держатся за пояс соседа и бегут, пока хвост не «отвалится»). Или другие игры, где ребенок должен выбирать себе пару или еще как-то непосредственно контачить с другими детьми. Быть может, учительница сможет его «прикрепить» к кому-то выполнять какое-то задание? Или поручит ему вместе с другим мальчиком вместе что-то ей принести или вместе быть дежурными? Вы поняли: нужно какое-то совместное дело, для исполнения которого знакомство просто необходимо. Это будет первый шаг. А в дальнейшем, я уверена, мальчик освоится.
Зажигина Марина

Вопрос
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, есть ли подобный центр в Питере. У меня проблемы с 8-летней дочерью - хотелось бы получить квалифицированную консультацию и помощь. Девочка с раннего детсва очень возбудима, нам ставили гиперкинезы. Сейчас она учится в хорошей школе и в музыкальной. Интеллект в порядке, учительница говорит, что намного выше среднего, соображает хорошо, много читает. Но с поведением начались очень серьезные проблемы: не может сидеть спокойно, руки все время что-то делают, не может сосредоточиться и делает все очень медленно, ведет себя агрессивно - любое дополнительное задание, или просьба повторить что-то, исправить, вызывают страшное сопротивление, грубость в адрес взрослых, а при попытке наказать - (если не хватает терпения, то срывась и кричу на нее, зватаюсь за ремень) - страшную агрессию - начинает крушить все подряд, обзываться, колотит ногами в пол и т.д. Любое наказание имеет гораздо худшие последствия, чем то чем оно было вызвано. Учительница говорит, что ребенок не знает слов 'нет', 'нельзя', не понимает что такое обязанность и ответсвенность. Понимаю, что многое идет от проблем внутри семьи, но не знаю как быть и как себя правильно вести, чтобы не сделать хуже. Страшно смотреть на её истерики почти каждый день. Она сама говорит, когда успокоится, что не может остановиться...

Спасибо за совет
С уважением,
Наталья
Наталья, 14.10.2002
Ответ
Я не поняла, ведет ли себя девочка одинаково плохо и в школе, и дома? Справляется ли с ней тем не менее учительница? Как она ее наказывает, какие методы использует? Надо знать также, какими методами вы поощряете дочь? Скорее всего, есть какие-то ошибки и в вашем поведении и в отношении к дочери-ученице. Быть может, девочка считает, что вы стали ее меньше любить из-за ее школьных трудностей? Наверняка можно сказать только то, что в вашей ситуации надо разбираться очень подробно и основательно. Центра в Питере у нас нет, но я думаю, что вы обязательно найдете хорошего специалиста, если зададитесь такой целью!
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте.
Моему сыну 8 лет. Он учится во втором классе (по программе 1-3). Мальчик очень умный, на уроках внимательно слушает учительницу и хорошо запоминает материал. Память великолепная. Математику решает очень легко. Но за письменные работы у него всегда 'тройки' или 'четверки'. Ему снижают оценки за исправления в тетради. Это относится как к письменным работам по русскому, так и по математике. Каждый раз он обещает, что будет писать аккуратнее, но у него никак это не получается. Есть ли какие-либо методы, чтобы научить моего сына писать без ошибок? Или, может быть, он сам исправится со временем.
Заранее благодарна за ответ.
С уважением,
Елена.
Елена, 2.10.2002
Ответ
Вы знаете, многого стоит то, что вы написали, что мальчик «внимательно слушает учительницу и хорошо запоминает материал. Память великолепная. Математику решает очень легко». Многие родители, у которых дети никак не могут свыкнуться со школьными порядками, многое бы отдали, чтобы оказаться на вашем месте. Вот почему я не думаю, что вам стоит беспокоиться. Поэтому, во-первых, не относитесь к этому как к проблеме. И во-вторых, просто попробуйте ввести систему черновиков (при подготовке домашних заданий) + обязательно хвалите ребенка даже за попытки писать без помарок и исправлений. Если он убедится, что вы цените его старания (я не только сам факт отсутствия помарок), то стараться он будет все больше и больше.
Зажигина Марина

Вопрос
У ребенка 8 лет низкая самооценка (если не получается домашнее задание - не понимает, например, задачу или не может решить - плачет и говорит, что она неспособная. Повышенная утомляемость - пяти-десяти минут несложного чтения провоцируют отклонение внимания, жалобы на усталость. Плохо развита речь - повторы, тавтология, плохо вспоминает названия предметов. Скорость чтения - на дошкольном уровне.
Суть вопроса состоит в том, что хотелось бы понять какими методами/действиями привить девочке уверенность в себе, своих силах?
Буду благодарен за ответ по электронной почте.
Спасибо.
Сергей
grumbler, 1.10.2002
Ответ
Сергей, вы прямо как начальник свою дочь оцениваетеJ. Такие – такие-то недочеты в вашей работе, давайте решать вопрос об их исправлении. И как будто немного со стороны. Если девочка чувствует, что вы все время ее оцениваете, то она поневоле теряется. Ведь ей хочется от вас поддержки, ощущения того, что вы ее любите просто так, несмотря на ее успехи и неуспехи. Знать, что вы ей дорожите и гордитесь ею, просто потому, что она ваша дочь. Иногда некоторые мужчины стесняются выражать свои добрые чувства к своим самым близким людям. Они считают, что эти чувства как бы говорят об их слабости, делают их немужественными в глазах окружающих. И потому вместо любви «прикрываются» строгостью и высокой требовательностью. Строгость, конечно, хороша. Но любви она не заменит. А методики – это уже дело десятое.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте! Моему сыну только исполнилось 8 лет. Он пошел во 2-й класс - резко ухудшилось поведение(в 1м не было проблем). На уроках думает о чем-то своем, когда хочет высказаться -кричит,вопит, перебивает учителя. Какие поставили оценки, что было на уроке - вспоминает с трудом. Зато в школу ходит с удовольствием - чтобы встретиться с друзьями, поиграть, побегать и т.д. С продленки уходить не хочет, и очень подробно расказывает про ребят- кто что сказал, сделал, какую игрушку принес.Учительница очень хорошая, изо всех сил старается его заинтересовать, но в школе его интересует только физ-ра и информатика. А дома очень хороший мальчик - помогает маме (ращу его одна), старается делать всю мужскую работу, что-то постоянно мастерит и никогда не кричит. Что делать?
Регина, 24.9.2002
Ответ
Учительница-то та же, что в первом классе, или другая? Может, педагог еще не опытный – не умеет добиться послушания? Регина, сами видите, что сообщенной вами информации явно недостаточно, чтобы делать выводы. И потом, может ребенок еще с лета не перестроился? Хорошо, что ребенок стремится общаться с другими детьми. Прекрасно, что помогает дома. Наверное, жалеет вас, что говорит о том, что у мальчика уже развито чувство ответственности. Это также хорошо его характеризует. Единственный минус здесь может быть, что если дома он чересчур старается быть хорошим – чтоб не огорчать горячо любимую маму, - то, может, «издержки его энергичности» просто выплескиваются в школе? В общем, если захотите разобраться в ситуации поподробнее, приходите вместе с мальчиком на консультацию к детскому психологу. Возможно, тестирование поможет слегка приоткрыть завесу над тем, что беспокоит мальчика изнутри и мешает ему спокойно взаимодействовать с учительницей..
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте!

Мой младший брат Андрей, отказываеться ходить в школу, все время придумывая разные причины, то он болен, то мама не дала посмотреть ему передачу по телевизору. Вопрос не в школе, так как он учился в одной школе, там он пропустил пол года, и его оставили на второй год, и его перевели в другую школу.
Как ему обяснить, что учиться надо. Посоветуйте какие нибудь практические рекомендации.
Сергей Судаков, 23.9.2002
Ответ
Причины нежелания Андрея ходить в школу скорее всего связаны с тем, что он «отстал» от своего класса, пропустив 1 год, и поменяв к тому же школу. После того как мальчик пропустил пол-года учебы, ему нужно было вновь адаптироваться к школе и «нагнать» пропущенное. Этого не произошло. А когда его оставили на второй год, он почувствовал себя хуже других, хуже своих товарищей. Это неприятное чувство ударило по его желанию учиться. Главное, что должно измениться, - Андрей должен захотеть учиться, т.е. трудиться. Будет желание – будут силы преодолеть свою лень. Как пробудить это желание именно у вашего брата, подсказать сходу не могу. Здесь нужен строго индивидуальный подход. Могут помочь какие-то кружки, если занятия там будут приносить ребенку удовольствие (интерес к какому-то одному предмету «разожжет» желание изучать и остальные). Можно обратиться и к хорошему репетитору, который поможет ребенку справляться со школьной программой. Как только Андрей почувствует себя более успешным, как только у него появятся первые успехи в учебе, тогда проблема будет решена.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте!
Моей дочери скоро 9 лет. Девочка часто болеет (астма и втор. пиелонефрит - в больницах как минимум 2 раза в год), поэтому для поступления в первый класс выбрали школу с щадящим режимом. В этом году перешли во 2-й класс и другую школу - вынудили обстоятельства, да и головка у неё работает неплохо - должна бы потянуть и гимназический класс. И начались проблемы: она привыкла быть лучше всех, а здесь не тянет - и пишет некрасиво, и ошибок много (от невнимательности)... Начала демонстративно принимать лекарства среди урока (говорит, что на перемене забывает), часто отпрашиваться в туалет ('Мне нельзя терпеть'), на приготовление уроков уходит весь день после школы, хотя заданий не много и она могла бы справиться с ними быстро. Пытаясь приучить её к порядку и режиму дня (сделал дело - гуляй смело), я взяла отпуск. Получилось только хуже. Она стала открыто отказываться делать уроки - 'Я всё знаю, всё уже сделала'. Даю ей дополнительное небольшое задание по русскому - пускается в рёв, многочасовые истерики. На все мои вопросы о школе отвечает односложно 'всё нормально'. Я вижу, что что-то не так. Мы очень любим друг друга, но эти ежедневные сцены разделяют нас. Я чувствую себя отвратительно, не знаю, что делать, как себя вести. Нам скоро снова ложиться в больницу, и я в замешательстве... слово 'школа' стало самым нелюбимым для нас. Понимаю, что вряд ли можно решить нашу проблему в режиме он-лайн, но всё-таки прошу подсказать хоть что-нибудь. Спасибо.
Марина
Марина, 23.9.2002
Ответ
Марина, по-видимому, девочка честолюбива. И очень сильно переживает свой малейший неуспех. Ее реакция на ваш отпуск, ее поведение в школе говорит о том, что она склонна к демонстративному поведению. Ей необходимо признание окружающих. Причем она активно использует свои неудачи\неуспехи, чтобы привлечь к себе внимание. На этом и надо «сыграть». Система воспитательных мер должна быть разработана так, чтобы всячески поощрять дочь за СТАРАНИЯ (пусть оценки при этом будут не очень) и ИГНОРИРОВАТЬ ее попытки «сыграть» на своей беспомощности и пр. А для этого вам, маме, надо кое- что изменить в отношениях с дочкой. Надо бы и с болезнями вашими разобраться. Если девочка манипулирует своими болячками (принимает лекарства посреди урока, «мне нельзя терпеть» и пр.), то получается, что она заинтересована в том, чтобы быть больной. А это означает, что из больниц во всяком случае в ближайшее время вам вылезти не удастся. Все это не может не помешать ее учебе. Вот почему визит к опытному детскому психологу вам бы точно не помешалJ.
Зажигина Марина

Другие темы:
Поиск:


Реклама

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2016, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

АЛП-Медиа, 7ya@alp.ru, http://www.7ya.ru/

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

10.12.2016 21:34:08

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!