Регистрация ВходВход через Вход через Facebook Вход через Yandex Вход через VKontakte Вход через Mail.ru Вход через Одноклассники Клуб
18+
Встречаем Новый год!
Семья
Беременность
Дети
Образование
Красота и здоровье
Дом
Путешествия
Досуг и хобби
Звезды

Наиболее частые вопросы и ответы
по психологии.

На ваши вопросы отвечала специалист Европейского Центра Психологической Поддержки Семьи "СемьЯ" - Зажигина Марина Анатольевна, детский и семейный психолог.


Подтема: Детские страхи

Всего вопросов: 33
Вопрос
Здравствуйте!
В Течении нескольких недель подряд, сын (7,5 лет) просыпаетя ночью и плачет, ему снятся кошмары, последний раз он плакал, и весь вспотел. Кошмары начались после просмотра фильма 'Знаки', так получилось, что мы, родители, не смогли его уберечь от просмотра этого фильма.Ему снятся эти иноплонетяне, которые приходят за ним. Как нам справится с этим кошмаром, пожалуйста подскажите.
С уважением, Ольга
Ольга, 10.1.2003
Ответ
Ольга, я недавно опубликовала ответ на похожий вопрос. Повторяю вам его с некоторыми изменениями. Почитайте также подборку моих ответов в рубрике «Детские страхи». Лучший выход из вашего положения, обратиться к детскому психологу – 507-1520, который грамотно и быстро вместе с мальчиком преодолеет его страхи. Вы можете попробовать и сами поработать психологом. Хотя, конечно, всех инструкций, как и что делать и говорить, я вам в этом ответе на ваш вопрос дать не смогу. Во-первых, пусть ребенок говорит о своих страхах. Вербализация – это тоже способ преодоления страхов. Пусть сын рисует свой страх, показывает его. Чем более подробно и точно вы будете знать, чего мальчик боится, тем проще вам будет победить его страх. После того, как страх нарисован, предложите сыну порвать или даже сжечь рисунок. Это даст мальчику возможность как-то справиться с негативными эмоциями. В следующий раз можно нарисовать на рисунке и того, кто пугает и, например, самого мальчика с палкой или ружьем (или волшебной палочкой и др.). Т.е. рисунок должен изображать сцену победы над инопланетянами. Предложите сыну стать каким-нибудь суперменом и победить этих инопланетян. Поддерживайте его на каждом этапе. И не торопите. Быть может, сразу мальчик не осмелиться «сразиться» со своим страхом. Но постепенно он должен осмелеть. В случае неудачи, обращайтесь к психологу. Вам обязательно помогут.
Зажигина Марина

Вопрос
Мой сын 5,5 лет после просмотра фильма 'Гарри Поттер и тайная комната' уже 3 дня мучается ночными кошмарами, кричит, зовет нас на помощь, боится после просыпания от кошмара спать один. В первый день брали его к нам в постель, потом поняли, что это не лучший выход. Теперь сидим с ним посреди ночи рядышком успокаивая, пока не заснет снова после кошмара. Он попросился спать со светом, включаем торшер на всю ночь. И если ранее он просил всегда перед сном прикрывать дверь в его комнату, но не закрывать!, то теперь просит закрыть ее полностью, то есть защелкнуть замок. Получается, что он очень боится и чувствует себя защищенным только внутри своей комнаты при закрытой наглухо двери. Что нам делать, как успокоить сына так, чтобы ночные кошмары ушли и он забыл этот жуткий фильм. Он раньше никогда не боялшся темноты и не просился к нам в кровать! Свой отзыв на фильм я уже написала в соответствующую рубрику на сайте, чтобы уберечь других детей. Как мне помочь своему малышу,боюсь, что если я буду напоминать ему о фильме любым, даже косвенным образом, то только наврежу ему.
Alesyia, 8.1.2003
Ответ
Алеся (если я правильно вас называю:0), лучший выход из вашего положения, обратиться к детскому психологу – 507-1520, который грамотно и быстро вместе с мальчиком преодолеет его страхи. Вы можете попробовать и сами поработать психологом. Хотя, конечно, всех инструкций, как и что делать и говорить, я вам в этом ответе на ваш вопрос дать не смогу. Почитайте мои ответы на похожие вопросы в рубрике «детские страхи», быть может, у вас сложится общая картина. Во-первых, пусть ребенок говорит о своих страхах. Вербализация – это тоже способ преодоления страхов. Пусть сын рисует свой страх, показывает его. Чем более подробно и точно вы будете знать, чего мальчик боится, тем проще вам будет победить его страх. После того, как страх нарисован, предложите сыну порвать или даже сжечь рисунок. Это даст мальчику возможность как-то справиться с негативными эмоциями. В следующий раз можно нарисовать на рисунке и того, кто пугает и, например, самого мальчика с палкой или ружьем (или волшебной палочкой и др.). Т.е. рисунок должен изображать сцену победы над чудовищем. Предложите сыну стать Гарри Поттером самому. И победить чудище, как и он. Поддерживайте его на каждом этапе. И не торопите. Быть может, сразу мальчик не осмелиться «сразиться» со своим страхом. Но постепенно он должен осмелеть. В случае неудачи, обращайтесь к психологу. Вам обязательно помогут.
Зажигина Марина

Вопрос
Добрый день!
Скажите, пожалуйста, а нелюбовь к хороводам вокруг елки у трехлетнего мальчишки о чем-то говорит? Вот прошли праздники, мы были и в театре, и в кукольном театре, и в нашем городском доме творчества, везде были подготовлены хорошие праздники, со спектаклями, хороводами, подарками... Мишка с удовольствеим туда шел, одевал свой карнавальный костюм, с живым интересом смотрел спектакли (причем мы как-то сами того не подозревая попали на разные - был и мюзикл, и балет, и обычная театральная постановка), а как дело доходило до хороводов - 'я не пойду'.. Детишки топали ножками, хлопали в ладошки, кружились вокруг Елки (причем дети разные - и годовалые, и 10-летние, всем нравилось!), Мишка простоял в углу все хороводы, не выказывая никакого желания во всем этом поучаствовать... Даже на утреннике в садике не пошел в круг, хотя и стишок выучил и дома мне показывал все танцы-игры, которые они готовили для утренника.. И потом уже, после праздника в саду, дома устраивал такие же мини-праздники:-), с демонстрацией своих танцев.. Скажите, пожалуйста, что это? Надо ли беспокоиться или это просто его желание, которое нужно уважать? Я не заставляла, спрашивала периодически- 'пойдешь в круг к ребятам, смотри дед Мороз какой', Мишка отказывался, стоял возле меня, смотрел на все как бы со стороны. Деда Мороза точно не боялся, потому что с приглашенным домой Дедом Морозом (незнакомый для Мишки человек) общался совершенно свободно.
нужно ли как-то корректировать это? Муж говорит, что это идет от его нежелания 'работать на публику', сын и правда никогда не читает стихов и не поет песен по заказу, все по настроению (мы и не просим сейчас), так ли это? Но 4 праздника - и все нет настроения??? Мне это кажется странным.. как вы думаете?
спасибо!
Римма, 8.1.2003
Ответ
Римма, скорее всего это некоторая робость перед «публичными выступлениями». Мальчик неуверенно чувствует себя, будучи в центре внимания группы незнакомых или малознакомых людей. То, что ребенок дома показывает все выступления, подтверждает то, что он и хочет выступать перед другими, и немного боится этого. Но я не считаю, что подобное поведение говорит о каких-то психологических проблемах. Тем более, что возраст мальчика еще невелик. Это поведение может измениться. Надо только постараться сделать так, чтобы он «забыл» об этом своем страхе. Не надо заставлять, не надо принуждать. Это вы совершенно правы. Просто можно предлагать больше общаться с незнакомыми людьми, детьми; поощрять за каждый смелый шаг вперед и не реагировать на отсутствие интереса к общим играм и развлечениям. Т.е. не хочешь – не надо, но может, вместе с мамой пойдешь попоешь песенку и т.п.? Воодушевлять его своим примером. Только не ругать и не сетовать на его нерешительность. Наоборот, ты молодец, что сегодня не боишься, как в прошлый раз. Постепенно все нормализуется, я уверена. Стоит мальчику единожды преодолеть свою робость, как он запомнит эту победу, и в дальнейшем проблем больше не будет.
Зажигина Марина

Вопрос
Уважаемая Марина Анатольевна!
У меня двое детей, мальчик Вася 2,5 года и девочка Алиса 6 мес. Васенька хороший мальчик, никогда у нас не было особых неразрешимых проблем, но когда ему исполнилось два года он стал отказываться мыть голову. Купаться любит и в бассейне и в озере и даже в ванне. В ванне способен просиживать по пол-часа, играет с игрушками, разговаривает с ними, пускает мыльные пузыри и все очень хорошо, но как только я начинаю мочить водой ему голову – все слезы, настоящая истерика, иногда даже до рвоты. Не знаю, что произошло. И вода была всегда теплая, и мыла я ему голову всегда одинаково, и шампуни использую «без слез». Пробовала разные варианты: книжки про грязнуль, про его любимых зверушек, которые моются и счастливы. Мы с мужем пытались мыть голову у него на глазах – плачет, кричит: «не надо». Как-то говорю: «Смотри Васенька, я мою голову Алисе и она не плачет, а улыбается». В ответ слезы и видно, что он действительно переживает за сестренку, как будто бы ей делают что-то плохое. Раньше он и в парикмахерскую хорошо ходил, все удивлялись, что он не плачет, а улыбается. Теперь только парикмахер прикасается к голове – истерика. Причесываться тоже не любит, часто капризничает, но хотя бы без истерик обходится.
Что же происходит с моим малышом? Помогите пожалуйста.
Аня.
Новикова Анна, 6.12.2002
Ответ
Анна, вероятнее всего, ваш мальчик, когда ему мыли голову, в какой-то момент сильно испугался. То ли вода ему в глаза попала (испуг, что он ничего не видит), то ли в рот (испуг, что задохнется), то ли что-то подобное. И этот страх устойчиво связан с какими-то действиями с головой - мытье, стрижка и даже расчесывание. И каждый раз, когда ваш сын попадает в эти обстоятельства, но как бы заново переживает свои негативные чувства, охватившие его в тот момент, когда он впервые испугался. Уговоры здесь не помогут. Надо как-то изменить ситуацию, связанную с мытьем головы. Объяснить ему, например: «да, тебе было страшно мыться в этой ванне и когда мама мыла тебе голову, но вот у бабушки в ванне или когда бабушка моет голову - совсем не страшно». Это позволит локализовать его страх. Возите его пока мыться в другое место. Первый помыв головы, например бабушкиными руками, превратите в игру. Это не вода льется на голову – это веселые лошадки заскакали по твоей головке. Это не мыло я намыливаю – это трактора бороздят пашню и пр. Используйте именно те образы, которые ребенок любит. Как только он отвлечется от своего страха и начнет воспринимать мытье головы как игру, вы победили! Удачи!
Зажигина Марина

Вопрос
Моей дочке 7 лет. Проблемы со страхами у нас с 5-ти лет. Она начала бояться смерти близких ей людей. Отказывалась ходить в детский сад, боялась, что мы ее не заберем. У нас было куча ритуалов при расставании. Целовались определенное количество раз в одном и том же месте и другие. Когда пошла в школу с этими страхами стало легче. Но появились другие. И если страх сильный тут же возникает ритуал. Если мы куда-то идем, то она все время держит меня за руку, боится потеряться. Меня саму мучает этот страх и вообще, я очень мнительна и сама очень часто пользуюсь ритуалами, чтоб побороть свои страхи. Как нам избавиться от ритуалов и научиться не бояться.
Рената, 5.12.2002
Ответ
Рената, мамины страхи почти всегда передаются дочери. Иначе просто не бывает. Передаются не только страхи, но и способы защиты от них – ритуалы. От ритуалов можно избавиться только избавившись от самих страхов. В противном случае бороться с ритуалами бессмысленно. Они ведь приносят определенную пользу, позволяют снять напряжение и пр. Чтобы избавиться от сильных страхов нужно пройти психотерапию. В первую очередь вам самой. Избавившись от своих страхов, вы сможете лучше помочь дочери. Пока у вас нет личного опыта преодоления страхов, дочка смотрит на вас и «учится» бояться. Приходите на прием в психологу вместе. Быть может вы сможете бороться против страхов друг друга вместе, оказывая друг другу поддержку по ходу дела.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте.Нашему сыну 6 лет и он очень сильно боиться врача стоматолога.Один раз мы уже ходили,когда у Саши заболел зуб,ему ставили укол,чистили полость зуба что бы поставить мышьяк. После этого визита он отказывается идти к врачу.Боиться.Что нам делать, подскажите пожалуйсто.Заранее благодарны.
Оксана, 14.11.2002
Ответ
Можно психологически работать со страхом перед зубными врачами. Рисовать, лепить его и пр. Например, первая картинка – у мальчика очень болит зуб, вторая – он сидит около кабинета врача и боится, третья – он в кабинете, видит, что доктор добрый и перестает бояться, четвертая – все закончилось, зуб больше не болит, мальчик весело бежит домой. Есть еще много других способов избавиться или хотя бы уменьшить этот распространенный детский страх. Лучше всего это сделает профессиональный психолог. Может изменить ситуацию и опытный детский зубной врач, который сможет «заговорить» ребенка. Можно еще сыграть с игрушками в посещение зубного врача. Причем роль трусливого пациента должен исполнять кто-то другой, а сам мальчик должен играть либо доброго зубного врача, либо кого-то, кто утешает этого самого труса, рассказывая ему, что один раз уже ходил к зубному, и это совсем не так больно и страшно, как кажется.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте !
В нашей семье внезапно появилась проблема с ребенком ! :(
Дочка почти 5 лет, всегда могла находиться в комнате одна - когда знала,
что в соседней комнате есть кто то из родителей.
Но последние 3 недели - боится ! :((((
Боится оставаться одна - даже если есть кто то в квартире ! :(((
Как это можно объяснить и главное исправить !
Подскажите пожалуйста !
Головкин А.В., 28.8.2002
Ответ
Что-то напугало девочку, и она ищет защиты у взрослых. Если вы дадите девочке большее внимание, подарите ей больше чуткости и тепла в тот период, когда она в нем нуждается, то страх исчезнет без следа, и все вернется на круги своя. НЕ надо ничего исправлять! Не надо ругать и стыдить ребенка! Просто ждите.
Семья

Вопрос
Сын, 3 года. Страх детей, БОИТСЯ ДЕТЕЙ.
Что делать? Может, мы перегнули палку? Все защищайся, защищайся, будь смелым, никого не бойся…
А что делать-то было, если с самого начала он был застенчив, выпускал (ВЫПУСКАЛ) игрушки из рук, как только к нему кто-то подходил, отходил в сторону и с каким-то непониманием или недоумением смотрел на подошедшего. Конечно, это не самое плохое. В песочнице происходят вещи гораздо более страшные и жестокие. Но ведь это наш ребенок, и мы переживаем. Он очень необычный, чрезвычайно внимательный и умный не по годам. Иногда нам кажется, что растет маленький гений…
Сначала нам казалось, что это прекрасно. Ребенок чужое не хватает, истерично не орет, когда кто-то берет его игрушки, дает поиграть с ними.
И так продолжалось изо дня в день, пока мы всерьез не забеспокоились. Но почему же он ТАК себя ведет? Что это? Дурная наследственность или такая особенность? А где чувства (пусть в зачаточном состоянии) гордости, самоуважения, какой-то детской отваги? Еще рано? Тогда что надо делать? НАМ и ЕМУ?
Мы стали что-то объяснять, показывать, говорить: «никого не бойся», «играй вместе со всеми (да он, собственно, и не сопротивлялся), но свое защищай» (см.не отдавай, не бойся), «не давай себя в обиду» (опять не бойся)...Вероятно, мы переусердствовали. Создали картину страшного мира, где надо защищаться из чувства всеобщей боязни сверстников. Но ведь намерения наши были совсем другие.
Теперь его почти парализует страх (останавливается, потеют руки), когда он видит, что кто-то из детей к нему приближается. Понемногу страх перебирается и в другие области его жизни…
Играть с кем-то вместе – может пока еще, слава Богу, может и хочет. С нами, да и со всеми взрослыми, общается, к сожалению, намного лучше, чем с детьми.
У него свое особенное восприятие мира. Он пока открыт. Или уже поздно? Может, попробовать детский сад? Но нам кажется, он совсем не детсадовский, очень дружно живет втроем с мамой и папой. У нас хорошая семья.
Пожалуйста, подскажите, ЧТО ДЕЛАТЬ?
Игорь, 27.8.2002
Ответ
Игорь, не могу не согласиться с вами в том, что есть часть и вашей родительской ответственности за то, что ребенок испытывает такое чувство страха перед другими детьми. Если только вы не преувеличиваете. Если ребенок с кем-то играет – вы пишите, что это так, - то, может быть, все не так ужасно? Я предполагаю (не видя ребенка, утверждать точно я не могу), что вы просто «перегрузили» его своими наставлениями: веди себя так, а так не веди. И ребенок, вместо того, чтобы учиться взаимодействовать с другими детьми так, как ему самому удобно, начинает бояться не угодить/не понравится вам, родителям. Он понял, что что-то он делает не так. А индивидуальные особенности ребенка таковы, что ему требуется родительское одобрение, поддержка на проявление какой-то инициативы. Вот почему вам необходимо изменить свой подход к воспитанию у малыша бесстрашия и умения себя защитить. 1) настройте себя самих и обязательно скажите ребенку, что нет ничего страшного в ом, что он пока боится деток; он вырастет станет смелым и сильным, и никого бояться не будет; 2) никогда не критикуйте ребенка за «неправильное» с вашей точки зрения поведение; если ребенок испугался или напрягся при виде потенциального обидчика, скажите ему «не бойся, он тебя не обидит; я, твой папа/мама ни за что не дам тебя в обиду» (пусть вас не смущает, что пока защищать его будете вы, его родители, а не он сам; когда он станет посмелее и поспокойнее, вы потихонечку будете воодушевлять его на самозащиту своими силами); 3) хвалить ребенка за ЛЮБОЕ проявление желания придти в песочницу, вступить в игру со сверстниками и пр.; и не пугайтесь вы так, что он отдает свои игрушки – объясняйте ему, что раз у него взяли его игрушку, то тогда ему могут дать что-то взамен; помогите ему настоять на своем в первое время, потом все встанет на свои места. Если у вас возникнут какие-то сложности в выполнении моих рекомендаций, приходите к нам в центр на прием.
Зажигина Марина

Вопрос
Здравствуйте,

нашей девочке 2,5 года. Лиза очень боится общения со стоматологами. Сейчас есть необходимость срочно обратиться к стоматологу: один зуб болит, еще несколько поражены кариесом.
Наш прошлый опыт следующий:
- первые походы (2) к врачам были просто ознакомительные: катались на кресле, играли. Когда дошли до работ, волнение ассистентки, которая должна была выполнять манипуляции, передались Лизе и, в результате, тогда ничего не сделали.
- месяц назад заболел зуб. Обратились в другую клинику, специализирующуюся на детской стоматологии. Я ее готовила к визиту (рисовали больной зуб, врача, который 'спасал' зубик и т.п. Пломбу поставили. Но второй визит (для замены временной пломбы на постоянную)был очень сложным - Лиза отказывалась идти еще дома, а в кабинете так и не дала ничего делать. Пришлось на следующий день папе очень решительно 'принести' ее к врачу.
Теперь болит следующий зуб. Мы горько плачем, но идти к врачу отказываемся (даже если не в кабинет, а просто посмотреть и т.п.). При этом она с удовольствием играет со мной во врача-стоматолога, слушает сказки и рисует на эти темы, даже соглашается 'завтра' пойти посмотреть на врача. Но в день визита - плач и отказ. Сегодня утром закончилось тем, что мы приехали в клинику, даже не вышли из машины, и уехали.
Мы понимаем, что Лиза очень сильно боится и, скорее всего, это связано с психологической травмой во время прошлого посещения. Вопрос, как сейчас правильно поступить. Пожалуйста, посоветуйте, можно ли что-то сделать?
Марина, 6.8.2002
Ответ
Ребенку всего 2, 5 года. Сознательного отношения к боли от нее добиться очень сложно. Она помнит, что ей было больно, и сопротивляется ей, вот и все. Психологические приемчики не срабатывают. Остается только подождать. Если зуб разболится сильнее, возможно она поймет, что от посещения стоматолога может быть большая польза, чем вред. Не повезло вам, что у вас так рано зубки заболели! Чистите-то регулярно?
Зажигина Марина

Вопрос
Добрый день.У сына, 2,5 лет, после
переезда в самолёте,смены обстановки и временного пояса,сильный стресс,он не может
ходить не держась за руку , боится сам,без опоры, стоять.До перелёта такого рода проблем у нас не было.Как помочь малышу преодолеть страх?
Спасибо
Наталия, 8.7.2002
Ответ
По идее, это должно само со временем пройти. В идеале работу по коррекции страха должен провести специалист. Это будет быстрее и надежнее ваших собственных экспериментов. Если вы живете в Москве, звоните нам – 200-4380. Если возможности найти хорошего психолога (владеющего методиками игровой терапии) у вас нет, попробуйте поиграть с ребенком сами. Ребенок скорее всего боится внезапной утраты опоры под ногами. Он как бы «недо приземлился». Все еще «находится в воздухе», и потому боится упасть. Проиграйте с ним полет на самолете (если он не испугается): оторвались от земли, летим, прилетели. Сделайте акцент на приземлении, объясните ему – теперь у нас под ногами не воздух, а твердая земля, которая не движется. Сыграйте во встречу прилетевшего самолета. Как встречающие обрадовались, что полет закончился, как радовались встрече. Это должно дать ребенку возможность «закончить» его полет, получив при этом положительные эмоции. Все хорошо, мы прилетели! Почаще повторяйте ему, что полет закончен, как хорошо, что мы наконец-то дома, мы никуда отсюда больше не полетим и пр. Можно рисовать с ребенком картинки (особенно если страх еще силен): вот самолет летит по небу над землей, а вот люди уже вышли из прилетевшего самолета на землю. У них под ногами твердая земля. Теперь им не надо держаться и пристегиваться. Следите за реакцией ребенка, повторяйте те игры, которые ему понравятся.
Зажигина Марина

Другие темы:
Поиск:


Реклама

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

© 2000-2016, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

АЛП-Медиа, 7ya@alp.ru, http://www.7ya.ru/

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

10.12.2016 21:36:03

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!