Все ты знаешь:) Смотри: понятия: автор и его замысел, позиция, лирический герой, сюжет, рассказчик. Жанр,литературное направление, мотив, система образов, портрет, пейзаж. Эпитет, метафора и т.д. Звукопись, ритм, рифма.Это о том, как написано. О том, как увидеть в тексте все его знаки и извлечь максимум смысла. А еще общечеловеческие понятия, которые даже с сильными детьми полезно проговорить, особенно в группе: честь, долг, судьба, свобода, предназначение, искушение, вдохновение, дар, подвиг, поступок, выбор и т.д. Это - о чем написано.
Ты (или не ты:))спросишь - зачем это, особенно первая группа терминов? Чтобы увидеть, что в "Повести о том, как поссорились" восхищается смушками и садом на первой странице один человек, а "Скучно жить на этом свете, господа" в конце говорит совсем другой.Хотя это никак не маркировано.И понять, зачем это Гоголю. Чтоб, читая в "Евгении Онегине" "хоть поздно, а вступленье есть", - понимать, над чем и почему издевается Пушкин.Чтоб увидеть, что в "Преступлении и наказании" почти все персонажи являются двойниками главного героя и понять как это связано с замыслом Достоевского и т.д.
Чтобы это отработать так, чтоб ребенок сам видел это в тексте, надо чтоб он многократно увидел это от меня, сделал сам в порядке анализа текста, написал сам с помощью этого художественного приема свой текст и т.д.
В идеале мы получаем на выходе читателя, который извлекает из текста максимум смысла и радуется не только содержанию, но и форме.
Содержание у русской классики, которую проходят в старшей школе, сложное. Осовная проблема - она написана не для 14-17 летнего человека, а для читателя с совсем другим жизненным опытом и интересами. Не давать ее вообще все же не стоит (это отдельный разговор, если будет интересно, расскажу почему). Поэтому в старшей школе времени на ввод и отработку всего этого у меня нет. Тем более в средней школе это идет без особых проблем.