Раздел: Общее развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Про кондовость.

Я не совсем согласна с высказываем Паштета ниже. И вот по какой причине.
Слово «кондовый», кроме как «истинный, настоящий», ещё имеет значение «старинный». Школа это, как известно, социокультурный элемент обслуживающий общество, а потому она по принципу не может быть «кондовой», ибо на определенных этапах развития становится «старинной». Что мы сейчас и наблюдаем: наша российская школа не обслуживает общество на данный момент, она безумно отстает от реалий времени. И всё потому, что действительно является «кондовой».
И тут возникает удивительный парадокс, над которым я и ломаю голову уже несколько месяцев, и потому интересно, что по этому поводу думают участники конференции.
Ведь самостоятельность, и учебная, возникает там где Я САМ начинаю действовать ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ, БЕРУ НА СЕБЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ. Вспомните детское «Я сам», когда это возникает, мы уже не противимся детской воли самостоятельно застегивать кофточки, ботинки, самостоятельно есть за столом.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ, КОГДА РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ В ЕГО ЖИЗНИ ВОЗНИКАЮТ ДВА «ЦЕРБЕРА» - УЧИТЕЛЬ И РОДИТЕЛЬ - которые готовы всё и вся контролировать, всё и вся за ребенка оценивать, а иногда всё и вся за него делать (сообщения на конференции тому пример, домашние задания, рисунки, рефераты и т.д. и т.п.).

ОТКУДА В ГОЛОВЕ РЕБЕНКА ВОЗНИКАЮТ ЗНАНИЯ ПРО ОТМЕТКИ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ, если он первый раз живет на свете, и в его опыте ЭТОГО НЕ БЫЛО. Как он может этого хотеть, если он не знает, что это такое?

Вопрос глобальный: возможно ли вообще с нашей ментальностью растить детей САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ, ИНИЦИАТИВНЫХ, ОТВЕТСТВЕННЫХ?
04.02.2006 11:59:06,

182 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я считаю, что школа (в том виде, в котором она существует) изжила себя. Да, я полностью согласна с Вами: она <безумно отстает от реалий времени>.

<Вопрос глобальный: возможно ли вообще с нашей ментальностью растить детей САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ, ИНИЦИАТИВНЫХ, ОТВЕТСТВЕННЫХ? >

Ответ: с НАШЕЙ ментальностью - можно :-). Нельзя - с ментальностью школы (как организма) и ее работников.
Я на эту тему много размышляла (в ЖЖ, в том числе отвечала там на вопросы, заданные Ириной Хоменко (http://www.inter-pedagogika.ru) - кафедра домашнего образование в питерском пед. университете).
Мое мнение - если ребенок ходит в школу, то слишком велик риск, что он потеряет самостоятельность, интерес к знаниям и т.д. Мало кому удается все это сохранить ВОПРЕКИ школьной системе.
Для себя я эту проблему решила просто: мои дети в школу не ходят. Но я понимаю, что в масштабах страны - это не выход ;-(. Надо что-то делать со школой :-(((.
10.02.2006 00:49:09, Nesmejana
Акорса
а какой у тебя ЖЖ, почитать бы 11.02.2006 15:23:53, Акорса
Делать надо!!!!!! НО!!!!! Кто будет делать? Что будет делать? Нашу школу с середины прошлого века реформируют, реформируют, да не выреформируют!
Я ещё родители "помогают" подарками, карманными доплатами. Но как говорится «благими намерениями вымощена дорога в ад».
10.02.2006 20:16:30, Evgenia
Паштет
Я отвечу , елси можно, на Ваш вопрос - кто будет делать? Вы, я , она, он - и т.п. 11.02.2006 00:23:36, Паштет
Делают понемногу. Отдельные энтузиасты. В масштабе одной отдельно взятой школы.
Те, у кого и на это энтузиазма не хватает - делают в масштабах одной отдельно взятой семьи.
А что мы еще можем сделать? "Начать с себя" - можем, а больше - ничего :-(((.
10.02.2006 22:12:46, Nesmejana
пчела Майя
Да нету причинно-следственной связи. Ходил в школу - несамостоятельный, не ходил - самостоятельный. Все разные, как были, так и остаются, что с ними ни делай. Почему в других случаях ты знаешь, что причинно-следственной связи нет, а со школой думаешь, что есть? А интерес к знаниям надо сначала откуда-то взять, чтоб было что сохранять. 10.02.2006 12:17:56, пчела Майя
Не совсем так. Причинно-следственная связь есть и в других случаях :-). Просто она ВСЕГДА (и здесь, и там) - сложнее, чем кажется на первый взгляд. Школа не создает в ребенке самостоятельность (как и сам факт сидения дома ее не создает). Но СРЕДА (и дома, и в школе) - ВЛИЯЕТ. Среда может подавить то, что есть, а может любовно взрастить то, чего было мало. С этим-то ты согласна :-)?

Так вот лично я просто стараюсь не подвергать моих детей риску - мощному воздействию враждебной среды. Надеюсь, что это поможет им сохранить то, что в них уже есть.
10.02.2006 22:15:35, Nesmejana
пчела Майя
Среда - это и есть жизнь. И не враждебная она. А в то, что она может менять природные задатки я не верю. Примерно настолько же не верю, как в идею Трофима Денисовича воспитывать пшеницу. Посмотри на любой школьный класс - они вроде как живут в одинаковой (враждебной) среде, но почему-то они все разные. И даже твои дети все разные, хотя, казалось бы, среда.... 10.02.2006 22:38:14, пчела Майя
Я не писала "менять". Я писала "влиять". Во влияние среды ты не веришь?
То, что дети в школе все разные - что в этом странного? :-) Они и сидя дома были бы разными. Но один и тот же ребенок, попадая в разные условия, становится немножно другим. В школе дети такие, какими они стали под влиянием этой среды. Для кого-то она враждебная, для кого-то - дружественная. Естественно - они же все разные изначально :-).
Но здесь, вроде, сначала речь зашла о самостоятельности. Так вот - ИМХО, школа давит в зародыше любую самостоятельность. Просто потому, что школьными правилами предумотрено быть НЕ самостоятельным. Кто-то умеет быть таким, как требуется, сохраняя внутри себя самостоятельность для других проявлений - а кто-то (кто послабее) сломается и превратится в то, что из него лепит школа.
10.02.2006 22:47:21, Nesmejana
пчела Майя
У нас она не давит самостоятельность почему-то. Вот нас тут четверо - я, муж и два сына. У всех самостоятельность в целости и сохранности. Даже у младшего местами появляется в процессе взросления. Самостоятельность не только в том, сам ты книжки читаешь или училку слушаешь. Это вообще не самостоятельность, а способ обучения. Поэтому, каким макаром школа вляет на самостоятельность я вообще не понимаю. 10.02.2006 22:57:10, пчела Майя
В школе у детей нет необходимости принимать решения и делать выбор - а именно это, ИМХО, и способствует формированию самостоятельности.
Допускаю, что есть в школьной жизни и такие аспекты, которые не регламентируются учителями и администрацией. Видимо, за счет этих аспектов некоторым детям (которые имеют с этим дело) удается развить в себе самостоятельность.
Второй факт, который убивает в детях самостоятельность [уворачиваясь от летящих в меня помидоров и т.п.] - жесткий контроль со стороны родителей. Большинство родителей (мне так кажется - может, я ошибаюсь) не доверяет своим детям-школьникам и контролирует каждый их шаг.
То, что ты и твоя семья самостоятельны - это ничего не доказывает :-). Потому что мы не знаем, что было бы с вами, не учись вы в школе. Может, муж твой стал бы владельцем газет, ты - заводов, а сын - пароходов :-). А может, наоборот - без школы бы вы совсем зачахли и даже работать не смогли.
10.02.2006 23:09:51, Nesmejana
Красно Солнышко
Выбор есть. И его много, уж поверь. Более того, выбор гораздо меньше зависит от родителей. Например, у меня ребенок выбирает из более чем десятка кружков и ей не надо согласовывать со мной, смогу ли я ее водить, захочу ли и так далее.

Что касается пароходов ... глядя на разные примеры - я за школу. В том числе и с точки зрения самостоятельности. Но, особенно, с точки зрения умения не только поставить цель, но и ДОБИТЬСЯ ее.
12.02.2006 10:18:37, Красно Солнышко
Маша, такие эксперименты ничего не доказывают. Даже в масштабах одной и той же семьи :-). Потому что все люди разные, даже если они родственники. И среди миллионов людей, ходивших в школу, есть люди, которые умеют добиваться цели, и люди, которые не умеют. Так, может, это не зависит от хождения в школу?
Дальше: у каждого родителя - СВОИ педагогические цели. Так вот, МОИ педагогические цели таковы, что без школы мне удобнее их добиваться. У других родителей - другие цели. Не исключено, что им как раз именно школа облегчает достижение этих целей.
Тут не о чем спорить, ИМХО :-).
Мне - с учетом МОИХ целей - кажется, что школа мешает воспитанию (ну, пусть поддержанию) самостоятельности в детях.
Другим - с учетом ИХ целей - кажется, что наоборот.
Тут нет правых и неправых. Тут важно только, чтобы человек САМ понимал, чему он хочет научить своих детей. И выбирал образ жизни в соответствии с этим.
12.02.2006 18:52:04, Nesmejana
Красно Солнышко
Я не спорю с тобой, я тебе говорю лишь о том, что мой опыт твою версию не подтверждает :) 12.02.2006 19:40:39, Красно Солнышко
А у меня и нет никакой "версии" :-). У меня есть личный опыт, который верен именно для моего конкретного случая. Только и всего. 12.02.2006 20:29:11, Nesmejana
Не соглашусь. Если родители не препятствуют, в школе выбор постоянно. И я много раз слышала: я не буду этого делать, мне достаточно тройки по этому предмету, я лучше займусь совсем другим. Кроме того, ребенок решает вопрос о режиме дня, дополнительных занятиях, друзьях, музыке, книгах, играх и т.д. 11.02.2006 20:25:21, ЮлияС
Второй абзац в моем тексте - о том, что в некоторых аспектах школьной жизни ЕСТЬ выбор :-).
Если у родителя есть некое ЦЕЛЬНОЕ представление о том, каким он хочет видеть своего ребенка, то школа с ее правилами может вписываться в этот образ, а может не вписываться. В тех вещах, которые лично для меня важны, школа - мешает, а не помогает. Я понимаю, что для других людей важны совершенно другие вещи. Для них, возможно, школа - отличный помощник в решении их воспитательских задач.
11.02.2006 23:57:41, Nesmejana
пчела Майя
Муж мой к бизнесу не предназначен от природы. У него, строго говоря, тот же СДВГ, что и у сережки, только раньше таких диагнозов не ставили. Однако это не помешало его родителям поехать в Египет зарабатывать деньги, когда он учился в 9 классе, оставив его под условным присмотром тети, а спустя три года поселить его вдвоем с бабушкой, которая нуждалась в уходе, поручив ему практически этот уход. Самостоятельность или ее отсутствие - это ж не только в учебе бывает. И для решений, и для выбора есть масса других областей. А учиться, по моим представлениям, надо, чтобы выучиться, а не чтобы тренироваться делать выбор. 10.02.2006 23:18:58, пчела Майя
Зина, у каждой семьи свой путь. Примеры ничего не доказывают - ни твои, ни мои. А если мы тут не доказательствами занимаемся, а просто делимся своими взглядами - то вот мой взгляд: у всех родителей разные цели, в том числе и в отношении школы. Кому-то важно, чтобы ребенок "выучился" - и школа просто инструмент. Кому-то важно, чтобы ребенок развивался и учился самостоятельности - и это проще получить вне школы. 10.02.2006 23:52:59, Nesmejana
[пусто] 11.02.2006 00:18:47
пчела Майя
Речь однако шла не о семейных ценностях, а о системе образования в целом. 11.02.2006 03:03:30, пчела Майя
Паштет
Образоваение может иметь разное содержание. ВЫ, скорее всего, говорите об обучении, а не об образовании. ИМХО. 11.02.2006 00:31:05, Паштет
пчела Майя
А чем обучение отличается от образования? education - это что из них? 11.02.2006 00:33:42, пчела Майя
Обучить можно и собачку - разным цирковым штучкам. Или службе в милиции. А дать собачке образование не получится... 11.02.2006 03:34:13, ох
пчела Майя
Просто потому что этот термин не принят по отношению к собачкам. В чем разница, когда речь о людях, все равно непонятно. Например, пройдете определенный набор курсов обучения, рассчитанный обычно на 10 семестров, будет высшее образование. Получается, что по сути одно и то же. Только - обучение бывает отдельному предмету, а образование - это вся совокупность этих предметов. А другого различия я не знаю. 11.02.2006 03:40:00, пчела Майя
Паштет
ИМХО - различие в сути знания. Образование - это нечто более общее, чем обученность. 11.02.2006 22:36:45, Паштет
Красно Солнышко
Правильно. Образование - шире, чем обучение конкретной вещи. Это совокупность таких вот отдельных "обучений", которая создает новые свойства. Например, способность к самообучению. Читай та же самостоятельность. 12.02.2006 10:22:02, Красно Солнышко
Паштет
ИМХО - образование включает в себя ещё и некую "непредметную" область. 12.02.2006 11:34:32, Паштет
Красно Солнышко
Что есть область предметная, а что непредметная? По навыкам общения, например, тоже тренинги бывают. И обучают этому желающих, вполне успешно. Чтобы завязать связи, можно даже в бомжатниках тусоваться. Они и там возникают. И навыки завязывания связей - тренируются.

Кстати, хотела спросить. Не порекомендуете ли мне какой-нибудь детской книги, где бы популярно объяснялись азы сольфеджио? Это из серии, никогда не говори, никогда. Ребенок вдруг заинтересовался.
12.02.2006 12:09:02, Красно Солнышко
Паштет
Про непредметность - сумбурно. Скажем, знание идеальное всей школьной программы математики не тождественно пониманию математики как философского метода анализа. Знаине всей программы литературы не тждественно пониманию литературы и т.п.

Про сольфеджио - увы :-( Ц меня и нету книжек таких. Надо искать - сольфеджио традиционно считается довольно скучным предметм, хотя и очень важным. Я просто не в курсе, чего именно есть по этой теме.
12.02.2006 12:28:13, Паштет
Красно Солнышко
Математика при развивающем обучении подразумевает именно то, что ребенок учится "пониманию математики как философского метода анализа".
Еще раз вам говорю - ЗУНы даже не вчерашний, а позавчерашний день. Потому что даже меня, закончившую пед. 15 лет назад учили уже совсем не ЗУНы у детей формировать.
То что родители многие это не понимают, ну, сочувствую. Оттого и не могут выбрать правильную школу. Оттого и тренируют с детьми тысячу столбцов по Узоровой Нефедовой на время. Могу им только посочуствовать.
12.02.2006 13:42:09, Красно Солнышко
Паштет
Не знаю, чему Вас учили - но и Вы математику, что следует из многочисленных топиков, противопоставляете гумаинтарным науцкам. Значит - как философию и Вам её не дали. 12.02.2006 19:37:56, Паштет
Красно Солнышко
С чего это вы взяли, интересно??? 12.02.2006 19:41:49, Красно Солнышко
Паштет
Из Ваших рассуждений о математике и о её преподавании 12.02.2006 22:46:19, Паштет
Красно Солнышко
Это не ответ. Я бы хотела услышать конкретные примеры. 12.02.2006 22:56:05, Красно Солнышко
Паштет
Я не буду искать ссылок. Но Вы часто говорите - "я не гуманитарий". Для меня это означает что и не математик. Но Вы всё же математику изучали. Но не как гуманитарный предмет. То есть видите в ней нечто иное. Иначе бы считали себя гуманитарием. 12.02.2006 23:00:39, Паштет
Красно Солнышко
Когда я говорю, что я не гуманитарий, я имею в виду совершенно определенные навыки. И обычно это звучит в совершенно конкретном контексте, связанном с этими навыками. Если вы поищите ссылки, вы это поймете.
Но я поняла мысль. Дальше уже неинтересно.
От самоуверенности зависит, не от мироощущения.
12.02.2006 23:10:58, Красно Солнышко
Паштет
Как всегда - вся проблема в терминологии. 12.02.2006 23:14:19, Паштет
Паштет
Ха - это не по игроцки, переводить разговор в пласт другой языковой культуры :-)) 11.02.2006 03:30:15, Паштет
пчела Майя
Ясное дело, вопрос-то был можно ли в этой системе вырастить инициативных людей. А я сразу про обучение. А почему? Потому что хуже дурака - только дурак с инициативой. Поэтому без обучения никак. 11.02.2006 03:36:40, пчела Майя
Паштет
Дурак - это не значит необученный. Это - глупый. 11.02.2006 22:34:19, Паштет
разве не бывает обученных дураков? 11.02.2006 03:39:11, ох
пчела Майя
Бывает все на свете. Но речь не об этом. А о том, что мне не нравится идея растить инициативных людей без образовательной составляющей, то есть без того, чтобы эти люди что-то знали или умели. А лучше и то, и другое. Тогда пусть будут инициативными, пожалуйста. А так, лучше не надо. 11.02.2006 10:23:06, пчела Майя
Паштет
Вот в этом и вопрос - ЧТО знать и ЧТО уметь? 11.02.2006 22:37:44, Паштет
пчела Майя
Это тоже вопрос, но уже второй. Вернее второй, третий и так далее одновременно. 11.02.2006 22:41:25, пчела Майя
Паштет
ИМХО - это первый вопрос. Второй - зачем? 12.02.2006 00:58:34, Паштет
пчела Майя
Первый- это вопрос топика, можно ли в нашей системе вырастить инициативных людей. Все остальные уже не первые. 12.02.2006 01:22:01, пчела Майя
Паштет
Естественно, можно. Не всем нужно - ИМХО 12.02.2006 01:28:51, Паштет
Расcтавлю точки над "i", речь идет об УЧЕБНОЙ самостоятельность и инициативности, а не просто от фонаря. Ну, не будем трогать наших детей, они дальше нас пошли, примеров могу привести много, но как известно на каждое А есть Б. Приведу пример из собственной жизни: в старших классах я дружила с девочкой, которая училась в матшколе, а я в обычной - дворовой. У подруги в классе математик на неделю задавал решать 7 заданий (по дням недели), я просила подругу мне тоже давать эти задания, при этом многих тем мы не проходили в школе, я попросила маму принести мне справочник для поступающих в ВУЗы и учила эти темы сама. Потом после того, как проверяли работу подруги, мы сверяли с моей, ниже четверки я не получала. Но ведь это и не важно для меня было, важно, что мне интересно было учить новое и выполнять эти задания. Никто меня к этому не принуждал, не стимулировал - я делала это сама. 11.02.2006 11:01:44, Evgenia
пчела Майя
Ну и замечательно. Однако хождение в советскую школу все предыдущие годы этому не помешало, правильно? 11.02.2006 11:13:08, пчела Майя
Не помешала, но обида была: контрольные работы по математике я решала за 15 минут, и вместо того, чтобы дать мне ещё что-нибудь порешать, учительница выгоняла меня в коридор, наверное, чтобы я ей глаза не мозолила. И ровно полчаса я бродила по коридорам ... ну, это я утрирую, конечно :) - делала что-то другое, но обида была. Обида была в том, что вместо того, чтобы поддерживать твой интерес, а скорее всего я хотела, чтобы мой интерес учительница разделяла со мной, ко мне относились как к назойливой мухе, которая лезет куда-то поверх программы 11.02.2006 11:21:37, Evgenia
Красно Солнышко
Не ОFF, в контексте написанного вами. Вы смотрели я размещала задания интеллектуального марафона? У меня ощущение какого-то глобального недопонимания на всех уровнях. 12.02.2006 10:25:07, Красно Солнышко
Честно говоря, Маша, я не вижу здесь чего-то страшного. Методисты районного уровня составили задания, провели марафон, даже вывесили на всеобщее обозрение задания, люди указали на их ляпы, и методисты же в ответ даже выразили ГОТОВНОСТЬ ещё раз проанализировать задания. У людей есть желание заниматься этим и совершенствоваться, и это надо поддерживать. И потом от уровня к уровню профессионализм разработчиков заданий растет. Плохо было бы, если бы этой динамики не было. 12.02.2006 11:27:46, Evgenia
Красно Солнышко
Где они вывесили???
Это мой журнал. Я и вывесила :)
Про ляпы мы тут ОПЯТЬ междусобойчик устроили.
Кстати, у нас на марафоне получилось, имхо, ОЧЕНЬ некрасиво. Когда мы туда пришли, задания УЖЕ висели на стенде. Подчеркиваю, дети еще не начали писать!
В результате, я видела нескольких родителей, которые объясняли детям как делать задания. Очень напрягло :(
12.02.2006 12:10:56, Красно Солнышко
Вот что значит установка: как говорится смотришь в книгу, видишь .... . Сейчас ещё раз зашла на эту страницу, посмотрела на фотографию. Обычно задания сами организаторы и вывешивают.
В этой ситуации не могу ничего добавить, кроме того, что написала выше - радует только то, что от уровня к уровню профессионализм разработчиков заданий растет. В принципе, я не слишком доверяю официальным олимпиадам (районным, окружным, городским....), больше мне нравятся независимые олимпиады, куда приглашают всех желающих. У них цели другие - поддержать зантересованных детей.
12.02.2006 12:27:18, Evgenia
Красно Солнышко
А где еще такие бывают, кроме как в школе "Муми-тролль"?
В Ломоносовской, здесь писали, своим самым бессовестным образом прямо в момент проведения учителя подсказывают.
12.02.2006 13:50:11, Красно Солнышко
В основном, конечно, с 5 класса можно принимать участие:
http://olimpiada.ru/
12.02.2006 14:11:55, Evgenia
Красно Солнышко
Вот-вот-вот. С этого и надо начинать. С пятого класса масса всего есть - это все знают. 12.02.2006 14:27:46, Красно Солнышко
пчела Майя
А сейчас можно было бы поступить в матшколу, которых достаточно (не только 2-я). 11.02.2006 11:25:23, пчела Майя
Слава богу, в жизни у меня таких учителей было очень мало, в подавляющем большинстве были хорошие, Настоящие Учителя, поэтому я смогла реализовать все свои юношеские "мечты": я хотела быть учителем начальных классов - я закончила пединститут и стала им, я хотела заниматься психологией - я защитила кандидатскую, я хотела заниматься журналистикой - я пишу статьи, и два года назад моя статья в газете "Начальная школа. Первая сентября" была признана лучшей. У меня все ОК. Но детям своим я завидую белой завистью - у них во сто крат возможностей больше, чтобы развивать свои способности, и реализовывать себя на полную катушку. 11.02.2006 11:37:05, Evgenia
Школа не влияет, она просто не дает ребенку быть самостоятельным в учении. Nesmejana об этом уже сказала. 10.02.2006 23:03:36, Evgenia
пчела Майя
Для детей, которые учатся дома, в большинстве случаев эту роль выполняют родители. Несмеяна - единственный случай, когда дети как-то сами обходятся. Я больше таких не знаю. А что касается самостоятельности в учении, то я не уверена, что это эффективно. На то и педагогов придумали, чтобы они знали как правильно учить, что сначала, что потом и чтобы задавать правильные вопросы. Впрочем, вы мой источник информации на этот счет хорошо знаете. 10.02.2006 23:07:49, пчела Майя
Красно Солнышко
Согласна. Я тоже больше таких не знаю. Обычно идет полное погружение родителей в обучение ребенка. Или репетиторы нанимаются. Но вот так, чтобы совсем сам - одна Несмеяна. 12.02.2006 10:26:23, Красно Солнышко
Вряд ли я писала, что "совсем сам" :-). Я никогда не скрывала, что если ребенок обращается ко мне с вопросами, то я охотно на них отвечаю :-). Вот буквально только что объясняла ребенку кое-что из английского :-) - он завтра пойдет сдавать. Но если бы не спросил - я бы ни в коем случае не стала сама к нему приставать :-). 12.02.2006 18:58:50, Nesmejana
Красно Солнышко
1) А кто стал бы?
2) И как у ребенка уровень английского на твой взгляд?
12.02.2006 19:46:39, Красно Солнышко
1) Увы. Мое пребывание на 7е раскрыло мне глаза. Оказывается, есть тьмы и тьмы народу, которые проверяют у детей уроки и вообще следят за состоянием учебного процесса. Или ты этого не заметила ;-)?
2) Когда он начал сдавать первые зачеты (9-10 месяцев назад), он буквально двух слов связать не мог. Сейчас - пишет сочинения, в которых мне практически нечего поправить :-). ИМХО - прогресс невероятный.
12.02.2006 20:56:06, Nesmejana
Паштет
У несмеяны не сам тоже :-) Просто Несмеяна несколько отлично от массовых традиций транслирует своё влияние, вот и всё. ИМХО. 12.02.2006 11:36:33, Паштет
Красно Солнышко
Именно транслирует или все таки делает? Я к первому склоняюсь. Потому что то, что она называет "не влияю", я как раз и считаю самым что ни есть эффективным влиянием. И сама к этому стремлюсь. Иногда получается, иногда не очень. Но стараюсь. 12.02.2006 12:14:03, Красно Солнышко
Маша, я просто живу рядом с детьми так, как считаю правильным для себя. И просто разговариваю с ними обо всем подряд. Откровенно. В том числе и о том, что я думаю об учебе, о жизни, об образовании, о необходимости зарабатывать и т.д. Получается, что они знают МЕНЯ и как-то себя со мной сопоставляют - что-то им во мне нравится, что-то нет. В чем-то они хотят быть на меня похожими, в чем-то - наоборот.
Влияние есть - естественно, мы же живем вместе! Но будет ли оно со знаком "+" или "-" - этого я не знаю заранее :-).
12.02.2006 19:01:44, Nesmejana
Красно Солнышко
Школа то чем мешает?
По аналогии с род. домами, мне удавалось сделать так, чтобы того, что противоречит моим убеждениям НЕ БЫЛО. Но при этом, запас крови рядом, кювез для реанимации и прочие прелести. Не думаю, что найдутся те, кто откажется от экстренной реанимации по жизненным показаниям, если за это ничем поступаться не надо.
12.02.2006 19:44:50, Красно Солнышко
Кому не надо ничем поступаться, те и не отказываются.
Я тебе уже не раз говорила, что у меня лично есть определенные "педагогические цели", и лично мне школа мешает в их достижении. Потому что я пока еще не встречала школы, в которой бы не было ничего такого, что противоречит моим убеждениям. Вернее, встречала одну :-) - так мои дети и учатся там вот уже 9 лет. В частности, туда не надо ходить каждое утро :-).
12.02.2006 20:59:43, Nesmejana
Паштет
От себя добавлю - я вообще не знаю, что есть плюс, а что минус 12.02.2006 19:40:35, Паштет
;-))) Я тоже. Поэтому и не пытаюсь прогнозировать, что получится из детей и ХОРОШО ли это будет. 12.02.2006 21:00:21, Nesmejana
Паштет
Это правильно, ИМХО. 12.02.2006 22:52:49, Паштет
Паштет
Абсолютно согласен. Чтобы не влиять - надо как минимум территориально быть разъединёнными, в иделае - не иметь вообще никакой связи :-) 12.02.2006 12:29:33, Паштет
Вот знаете, ребенка тоже можно по-разному родить: можно самой, да, акушеры будут суетиться вокруг тебя, вроде как помогать, но рожаешь ты сама, а можно - вкололи, сделали кесарево - и без проблем. Так вот школа наша российская, в подавляющем случае, - вкололи, а в результате непонятно какой плод выродился.
Понятно, что интерпретации могут быть разные, и риски разные могут при нормальных родах, и самые разные показания для кесарева. Но вот такой возник образ.
10.02.2006 23:19:18, Evgenia
:-) Замечательный образ. Я именно так это воспринимаю: мои дети - я сама их рожаю, сама слежу за их здоровьем, сама пытаюсь пробудить в них интерес к учебе. Никто не сделает это лучше меня, потому что никто не знает их так, как я, и никто не любит их так, как я. 10.02.2006 23:51:01, Nesmejana
Красно Солнышко
Согласна. Но я все-таки в род. доме рожала, при всем при этом. И мне бы хотелось, чтобы такая возможность всегда у меня оставалась. А то, мало ли, какое-нибудь маточное кровотечение не дай бог... 12.02.2006 10:27:33, Красно Солнышко
Ну вот, а я более радикальна :-). Я не доверяю родильным домам :-) - у них слишком многие вещи регламентированы, а мне нужно иметь право выбора. 12.02.2006 18:55:04, Nesmejana
Красно Солнышко
В такой трактовке, согласна.
Ты - радикальнее. Я - осторожнее.
12.02.2006 19:42:25, Красно Солнышко
Nesmejana говорила, скорее всего, об окружении ребенка. 10.02.2006 22:42:13, Evgenia
Красно Солнышко
Вот мне все больше кажется, что ты права. 10.02.2006 18:37:34, Красно Солнышко
Красно Солнышко
Разве ты сама не ходила в школу? И как у тебя с самостоятельностью? 10.02.2006 00:59:19, Красно Солнышко
И, кстати, в 60-е - 70-е годы, когда я ходила в школу, она еще не была так сильно оторвана от реальности, как сейчас. Все-таки за последние 30-40 лет ОЧЕНЬ многое изменилось - начиная от государственного устройства и кончая уровнем развития техники.
А школа - все та же... ;-(
10.02.2006 01:24:02, Nesmejana
Я старалась туда ходить как можно реже :-). Я где-то уже писала, что у меня были хорошие диагнозы в мед. карте - они позволяли по несколько месяцев подряд сидеть дома и читать все, что хочу. А потом я за несколько дней проходила по учебникам то, что успели пройти одноклассники за несколько месяцев, возвращалась в школу, и учителя изумлялись - почему это я не отстала? 10.02.2006 01:22:25, Nesmejana
ну, такие дети в единичных экзеплярах всегда были и будут и "совершенно не делают погоды". В моей спец. англ. школе была одноклассница с потрясающими интеллектуальными способностями и большими проблемами в неврологии и социальной адаптированности. Она постоянно прогуливала уроки, днями, гнеделями не ходила, не по болезни, нет, просто неинтересно (родители тихие инженеры-алкоголики не отслеживали). При этом она всегда все знала + кучу сверх того - ездила от нашей школы на гор. ми областн. олимпиады по математ, физике, истории, биологии - всегда возвращалась с призовыми местами не ниже 2-го, по лит-ре ее сочинения, самые лучшие (ставили даже 6 при 5-балльной системе) разительно отличались от прочих, совершенно другой, недесткой глубиной взгляда. Запросто давался английский и проч. гуманитарные, хорошо занималась в музыкалке. Короче, было в ней что-то гениальное (с психикой у нее точно было не в порядке и кстати в дальнейшем, после окончания школы гениальность как-то особо не проявилась).
Но она была такая одна не только в классе, во всей школе (кстати, в нашей школе прогулы были просто нонсенс, т.к. грозили исключением, но ее держали), у других либо не было в мыслях прогуливать, либо прогулы сказывались сама обчным, печальным образом на успеваемости.
10.02.2006 14:32:18, ALora
Ответов на глобальные вопросы я не знаю, к сожалению. На другие вопросы - начну с конца. Все-таки дети не в безвоздушном пространстве живут. У них есть друзья, котоорые учатся в обычных школвх. они смотрят по теелвизору ну хотя бы "Ералаш". а уж если приключения Электроника или еще что - правды про контрольные и оценки от них не утаить:) Еще они могут найти в шкафу мамин дневник и долго и с любопытством его рассматривать:) Так что годам к восьми знаниями о традиционной школе они вполне овладевают, даже будучи от нее удаленными.
Мои вообще, когда поняли, что у них школа не такая как у всех, целенаправленно начали всех выспрашивать "а как в обычных школах все устроено". Слушали, изумлялись, приходили мне рассказывать:) так что знания про домашние задания и отметки возникают оттуда же, откуда у ребенка, посещающего обычную школу, возникают мысли, что может быть, можно было бы учиться и без оценок и без домашних заданий:)
А цербер, возникает, имхо. у всех в разном месте. и соверщенно не обязательно в виде учителя и родителей. На примере своих детей точно могу сказать - у них это внутренняя потребность. Даже младшая, безумно лбюбящая свю школу без оценок, часто меня спрашивает, "как ты думаешь, какую оценку бы мне поствавили, если бы они у нас были". Старший вообще до оценок просто дорвался, погрузился в свои оценки, их исправления, пересдачи и т.п.
Я их этому не учила, клянусь:))
Имхо, любая система просто отрицает сама себя. Выращенные в оценках и дисциплине дети рвутся на свободу. Выращиваемые без оценок и в условиях расслабухи дети рвутся к организации и порядку. Как всегда, нужно что-то среднее. А его, по-моему, нет:(
06.02.2006 14:31:40, Kenga
По-моему, это нормальное желание, чтобы твою работу оценили. И в школе ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА ПРИСУТСТВОВАТЬ ОЦЕНКА, но не ОТМЕТКА (потому что отметка по своей сути закрыта, и никакой информации не дает: "три" - какие ошибки? что я знаю, что не знаю?). Очень удивительно читать из Вашего сообщения, что у ребенка возникли какие-то проблемы с этим в школе Тубельского. Я то считала, что в этом вопросе там всё в порядке. 06.02.2006 15:03:11, Evgenia
А в каком смысле там все в порядке с этим? У них оценивание отсутствует в принципе, до седьмого класса. Многое зависит от учителя. У младшей учительница более классического типа, и то дочери не хватает критериев, даже не критериев, а ориентиров, я бы сказала. А у старшего в классе вообще сложно было с этим, была некая методика "оценивания навыков". когда по шкале навыки оценивал ребенок, родители и учтеля, но как-то это было невнятно, непонятно от каких исходных точек:( Мне трудно судить, у меня же нет обширной статистики, но сейча я вот просто вижу, что ребенок до ориентиров в виде отметок просто-таки дорвался:)) 06.02.2006 15:31:33, Kenga
МВСН
Марин 2 письма тебе послала:) А у нас кстати с оценками все наоборот. Саша на них пилюет. То ли правда не понимает их смысла, то ли по фигу ему. Хотя пятеркам радуется все-таки. Да и учителя с психологами в новой школе все хором говорят мне - не обращайте внимания на оценки, не в них суть. да... Еще у меня в фотоальбоме новая папка 2006 г. Глянь, если время есть. 08.02.2006 11:17:39, МВСН
Классные фотки, Серега похорошел необыкновенно, прям какой-то рассадник кинозвезд у тебя там:) Все такие веселые, жизнерадостные, здорово:)
Про оценки - Маш, ну у нас-то все-таки изначально была другая ситуация с учебой:( Плюс ему поступать, я все-таки надеюсь, черз полтора года, пусть адаптируется... Потому что с сутью у него все как раз более-менее. Вот с умением продемонстрировать ее на оценку - засада.Пусть тренируется:)
08.02.2006 12:21:09, Kenga
МВСН
Так у нас так же. Продемонстрировать знания не умеет:( Спасибо за комплименты:) 09.02.2006 21:06:28, МВСН
Паштет
Я согласен во многом. Хотя, думаю, тут всё-таки ещё и от конкретного человека зависит. Один, выросший в свободе, может к оценкам рваться и порядку, другой из той же свободы - в ещё большую свободу. Наверное, тут что-то генетическое, не знаю. Но для меня главное, чтоб ребёнок САМ выбрал тут систему, в котрой он хочет жить. 06.02.2006 14:37:40, Паштет
Паштет
Всё возможно. Я глубоко верюю в то, что первично влияние семьи, а не школы. ЕСли семья это цербер - это одно, если семья исповедует принципы демократичные, вольные - совсем другое. Конечно, если родител талдычут про отметки и проч - будет ребёнок думать об ометках. А если родители плюют на это - и ребёнок не будет заморачиваться. ИМХО, конечно. Мне пока сложно всё же судить - всего только первый класс. Хотя, скажем, с детской приятельницей дворовой, тоже первоклассницей, уже сейчас разница заметна - у той церберная мааша. 05.02.2006 01:03:01, Паштет
Кто про что, а я всё про то же:

По результатам исследования обнаружилось, что для всех стран ОЭСР характерно то, что на результаты теста по грамотности чтения влияет семейный background, социально-экономическое положение и социальный статус родителей. Однако в Финляндии такое влияние гораздо менее значимое, чем в среднем по странам-участницам (особенно заметно такое влияние среди стран ОЭСР в Германии и Центральной Европе). Даже те финские школьники, у которых родители имеют самое низкое социально-экономическое положение, показали результаты выше среднего по странам ОЭСР.
05.02.2006 19:05:04, Evgenia
Паштет
Тогда это ужасный результат. Я бы не хотел школу, кторая будет заниматься образованием моих детей - это дело семьи, в школе дети пусть социалзируются и учаться применять полученные в семье знания. 05.02.2006 22:56:22, Паштет
Дети из благополучных семей и так "в шоколаде". Речь идет о том, что финнам удается подтягивать "слабое звено" до хорошего уровня. 06.02.2006 09:51:07, Evgenia
Паштет
А зачем? Обществу разве нужно много равнообразованных людей? Даже финскому обществу? 06.02.2006 10:56:41, Паштет
Вообще-то, не знаю как Вам, а мне приятно жить в обществе, где чисто, уютно, где неозлобленные люди, а не в обществе, где заблеванные лифты, заплеванные тротуары, загаженные газоны. Всё таки хорошее образование - это ещё и определенный уровень общей культуры. 06.02.2006 11:23:00, Evgenia
Паштет
НУ, скажем, в Испании - так себе образование - а газоны не загажены. В Греции - тоже ничего особенного с образованием - па чистота. И т.п. То, о чём Вы говорите - это не результат образование, это результат совершенно иных процессов. Почему в той же Англии так аккуратно и вежливо ездят на машине (по сравнеию с Россией)? Все образованные что ли? ДА нет - это что-то другое. ИМХО, конечно. Это уже в разрезе воспитания - а тут много влияний. 06.02.2006 11:28:25, Паштет
Я согласна, что не всё. Но! Исходный тезис был: хорошее образование дает определенный уровень культуры. По Вашему это не так? 06.02.2006 11:36:07, Evgenia
Паштет
Да, по моему это не так. Образование (в том понимании, которое сейчас в него вкладывают) - это уровень владения ЗУНами. Я очень люблю одну историю, рассказанную мне давно одним знакомым. Был он как-то в деревне, глухой довольно - там встретил бабку, старую и безграмотную, вся хата которой была уставлена-увешана поделками из подручных материалов - поделками, изображающими разные явления природы и жизни. Там заяц прятался от волка, тигр нападал на антилопу, над горами парил кондор, выискивая жертву и т.п. Красота, про его словам, обалденная. Образование - нулевое :-) И у этого же приятеля в коммуналке была соседка - тоже старушка, но образованная вполне. Так она целыми днями смотрела ТВ и лузгала сеvечки, правда, по вечерам их подметала. Больше ничего не делала. Хотя жить ей было легче - она жила в городе. ей копать-доить не надо было. У кого из двух старушек выше уровень культуры? ИМХО - у деревенской. 06.02.2006 11:44:51, Паштет
Красно Солнышко
Я давно заметила, что вы заблуждаетесь. Кроме зунов (классическое образования времен 60-70 годов) и Тубельского (самоопределение), где-то по середине находится развивающее образование при котором пытаются сохранить академичность при гораздо большем уровне свободы. 06.02.2006 16:57:50, Красно Солнышко
Паштет
Развивающее образование - конкретно номер школы, пожалуйста. Цукерман, работавшая много с Давыдовым, утверждает, что таких школ нет - ни в Москве, ни в Птитере. 06.02.2006 17:01:56, Паштет
Возможно Вы не правильно поняли Галину Анатольевну. В классическом, в чистом виде, так как моделировалось авторами, да нет. Потому что жизнь шире любой экспериментальной модели, в жизни на результат оказывают влияние ещё множество других различных факторов. Но это вовсе не значит, что в реальных школах, работающих по программам развивающего обучения не достигается развивающий эффект. Достигается (что подтверждено многими исследованиями), но может быть не с таким КПД как хотелось. 06.02.2006 17:20:12, Evgenia
Паштет
Именно так и понял. Эффект достигается, но это не ШКОЛЫ развивающего обучения, а ПРОГРАММЫ развивающего обучения. ШКОЛ, ктрые бы полностью работали на этих принципах - нет. Или она о них не знает. 06.02.2006 18:48:33, Паштет
Всё или ничего, - по-моему, этой болезнью болеют в юности. Если желать во всем видеть только абсолют, можно вообще никогда не начать жить. 06.02.2006 20:33:29, Evgenia
Паштет
Я е стремлюсь к абсолюту - я стремлюсь к оптимуму. Абсолюта не бывает. 06.02.2006 23:28:39, Паштет
С этой точки зрения есть школы, которые находятся на разной ступени освоения системы Э-Д. Пусть мало школ, но есть такие про которые можно сказать, что это школы развивающего обучения.
Кстати, на Образовательном Форуме будет проходить Фестиваль школ развивающего обучения, я Вас приглашаю на него, чтобы Вы сами посмотрели на этих детей, пообщались с педагогами.
07.02.2006 09:44:28, Evgenia
Паштет
Угу, спасибо - я знаю про этот Фестиваьл и там буду обязательно. Впрочем ,я в общем-то в курсе про эти школы - их немного, поэтому они на виду. 07.02.2006 23:16:52, Паштет
Красно Солнышко
Вот именно. Одного учителя достаточно. И жизнь ребенка в школе может поменяться с минуса на плюс или наоборот. 06.02.2006 20:38:29, Красно Солнышко
Красно Солнышко
Вот-вот. Я именно о развивающем эффекте. Причем, я то хорошо осознаю, что ограничения по развитию, самой же моделью + системой гос. образования и заложены. Так что бОльшего я от них тоже не жду. А вот максимум возможного в рамках данной модели - они делают вполне успешно. 06.02.2006 17:36:37, Красно Солнышко
Красно Солнышко
В нашей вполне справляются. Что там думает Цукерман теоретически - меня волнует мало, если честно. У меня очень земные цели. 06.02.2006 17:10:32, Красно Солнышко
Паштет
Ну да, я забыл - конструктив :-) А меня он как раз мало волнует. Увы :-( 06.02.2006 18:45:29, Паштет
>правда, по вечерам их подметала

по-моему, это уже прорыв, если всё население нашей страны по вечерам это делало, то дышать было бы легче.
06.02.2006 11:56:24, Evgenia
Паштет
Угу - если всё только ради того, чтоб подметала... ИМХО - из пушки по воробьям :-) ПО мне - так приятнее и ближе та деревенская бабуля - даже если не подметает :-) 06.02.2006 12:04:13, Паштет
Скорее всего подмечает, раз в ней есть чувство красоты 06.02.2006 12:26:57, Evgenia
Паштет
Я тоже так думаю. Но - заметьте - это явно не от образования. 06.02.2006 12:32:24, Паштет
Я держу рамку шире: образование как освоение культурного опыта, а не ЗУНов. 06.02.2006 13:42:55, Evgenia
Паштет
Ну, это уже вопрос к содержанию образования.
Другое дело - скажем, по моему поверхностному взгляду, Финляндия ВОСПИТАННАЯ, но вряд ли очень уж культурная страна. Тут ещё и вопрос о содержании культуры. Это что - подметать семечки? Или что-то иное?
Неоднозначно всё :-)
В любом случае - сегодняшнее содержание образования, даже инновационного, всё-таки явно не в насыщении ученика культурой.
06.02.2006 13:49:42, Паштет
Хорошо соглашусь. Пусть первый пласт будет - ВОСПИТАННАЯ. Второй ещё какой-нибудь. Ну, что это плохо, если у нас страна будет ВОСПИТАННАЯ?! 06.02.2006 14:11:58, Evgenia
Паштет
Конечно - эт не плохо. Но школа, ИМХО, не решала никогда (по крайней мере в последние лет 50) и вряд ли сможет в ближайшие десятилетия решать эти проблемы. Это, ИМХО, дело семьи. 06.02.2006 14:23:54, Паштет
Красно Солнышко
На уровне "семечек" школа как раз по большей части раньше справлялась, имхо.
Дело семьи, если речь идет о некой эксклюзивности в образовании.
Так было раньше, так есть и теперь, но даже в бОльшей степени.
06.02.2006 16:56:16, Красно Солнышко
Паштет
МЫ говорили о воспитании , по сути. Тут вряд ли школа что-то может. ПО крайней мере - на моей памяти и не могда. 06.02.2006 17:00:19, Паштет
Красно Солнышко
И могла и делала. Примеров "из грязи в князи" (не в плане ЗУНов, а именно в плане воспитания, совсем в другой круг) - дофига. Если фильмы вспомнить, то вот хотя бы тот же фильм про девочку Фросю, приехавшую музыке учиться откуда-то из тьму-таракани. В наше время, думаю, таких будет в разы меньше. 06.02.2006 17:15:40, Красно Солнышко
Паштет
В наше время их будет ровно столько же. ОПтмоу что талант - он от школы не зависит никак. Впрочем, я тут не специалист. Я н требую от школы всего этого. 06.02.2006 18:47:00, Паштет
Красно Солнышко
Да какая разница, что вы требуете, что не требуете. Я лишь вам заметила, что в выданной вами классификации есть большой пробел. Не зунами едиными уже давно живет современная школа. 06.02.2006 20:23:49, Красно Солнышко
Паштет
Пробелы у Вас, ИМХО :-) 06.02.2006 23:28:00, Паштет
Красно Солнышко
"Образование (в том понимании, которое сейчас в него вкладывают) - это уровень владения ЗУНами."

Целью развивающего обучения ЗУНы НЕ являются. И пробелы у вас, потому что вы этого не понимаете.
07.02.2006 09:11:57, Красно Солнышко
Паштет
Главное, чтоб Вы понимали :-) А я как-нибудь в сторонке постою :-) 07.02.2006 23:14:28, Паштет
Очень часто бывает, что родители плюют, а ребенок заморачивается. И наоборот. 05.02.2006 18:33:04, Sofia
Знаю двух таких детей. Я на первом собрании мамам говорю - не ругайте за оценки! А они мне - мы сами с этим справиться не можем!Нам не важно - ему важно. Дети у нас с первого класса, то есть от школы культ оценок не шел никак. Просто психологическая особенность ребенка: дотошность, пунктуальность, тревожность. 05.02.2006 23:48:08, ЮлияС
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ, КОГДА РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ В ЕГО ЖИЗНИ ВОЗНИКАЮТ ДВА «ЦЕРБЕРА» - УЧИТЕЛЬ И РОДИТЕЛЬ
Учитель - потому что отметки - самый легкий способ держать все под контролем. Родитель - потому что хочет, чтоб ребенок был "не хуже других" (а как родитель может сравнить - по отметкам), и потому что хочет, чтоб ребенок в будущем был "успешным".
ОТКУДА В ГОЛОВЕ РЕБЕНКА ВОЗНИКАЮТ ЗНАНИЯ ПРО ОТМЕТКИ, ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Про отметки - запросто еще до школы, от добрых родственников. Бабушка:"ой, ты в следующем году в школу идешь? А ты там одни пятерки получать будешь? Учи-учи, а то в школе трудно будет". Наша 12-балльная система немножко єто сгладила, теперь я могу напомнить, что "пятерок" уже нету, бабушка останавливается задумчиво..
возможно ли вообще с нашей ментальностью растить детей САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ, ИНИЦИАТИВНЫХ, ОТВЕТСТВЕННЫХ?
Может быть для этого нужно вырастить учителей (или учебную программу?), которым нужны инициативные дети, и родителей, которые бы не боялись отдать детям их ответственность

04.02.2006 15:26:47, ох
Вроде да, ответы очевидные. Но не всё так однозначно.
Во-первых, позиция – Вы учителей воспитайте, а мы, родители, потом подумаем отдавать туда детей или нет, приводит к замкнутому кругу. Учителей с Марса не завезут – они растут в нашем обществе. И что, где их брать?
04.02.2006 17:27:43, Evgenia
Молодых инициативных людей найти можно. И даже можно привлечь их к работе в школе. Вот только не задавят ли их потом придирками администрация и сами родители?

Я была свидетелем одного интересного эксперимента (примерно в 90-м году). Директор школы заменила почти всех учителей-предметников молодыми интересными людьми, которые никогда раньше не работали в школе, но имели псих. образование вдобавок к своей специальности. Это были в основном мужчины лет 27-35 и несколько женщин. Действительно, с ними было интересно общаться, они относились к ученикам совсем не так, как консервативные пожилые тетеньки. И вели уроки совсем иначе.

На первом же собрании родители устроили скандал: "Почему детям не задают параграфы?" - учителя попытались объяснить, что есть и другие способы учебы... Родители требовали параграфов: "Как же мы можем контролировать, выучили они уроки или нет? Нам задавали параграфы, и вы нашим детям задавайте!"
Вскоре после этого мой ребенок перешел на экстернат, и я не знаю, надолго ли хватило этих молодых новаторов :-(((. Уж если даже родители против...
10.02.2006 00:57:18, Nesmejana
А разве это не ментальность?

>Родители требовали параграфов: "Как же мы можем контролировать, выучили они уроки или нет? Нам задавали параграфы, и вы нашим детям задавайте!"
10.02.2006 21:00:46, Evgenia
Так я и говорю - ментальность школы и множества родителей препятствует превращению школы в нечто более современное. С этим, я думаю, ничего не сделать :-(((. Поможет ли "40 лет водить их по пустыне" - не знаю. Может, когда сменится 2-3 поколения, эта страсть к тому, чтобы все было по-старому, вымрет? Или всегда будет консервативное большинство, которое тянет всех назад?

Я написала "НАША" ментальность не препятствует - ментальность людей, которые видят несовершенство школы. И не хотят, чтобы их дети учились так, как было принято полвека назад. Я думаю, в подобных конференциях таких большинство :-).
10.02.2006 22:10:49, Nesmejana
Красно Солнышко
Согласна. Обидно, ужасно :( 12.02.2006 12:15:20, Красно Солнышко
Правы, и правда это горька. 10.02.2006 22:18:49, Evgenia
:-((( Вот и остается каждому решать эту проблему для своих собственных детей. Правда, в некоторых странах школы существенно лучше - можно еще решить школьные проблемы путем эмиграции. Но это тоже не всем подходит. 10.02.2006 22:43:17, Nesmejana
Не все хотят решать проблемы собственных детей, а потому и школы у нас такие. Подобное притягивает подобное - поэтому хорошие учителя уходят, где работают их единомышленники, создают хорошие школы, туда приходят родители, которые разделяют их ценности. Происходит что-то сродни внутренней эмиграции, - вроде ребенок в этой стране живет, а вроде и не в ней. 10.02.2006 22:58:52, Evgenia
Паштет
<Не все хотят решать проблемы собственных детей> Вот она - ключевая фраза проюлемы!!! Детей рожают и не хотят решать проблемы, связанные с их развитием, воспитанием и т.п. Сдавая их в камеру хранения - школу. 11.02.2006 00:26:16, Паштет
да вообще-то марсиан и в нашем обществе можно найти, но редко, на всех родителей не хватит. Но все родители и не хотят. 04.02.2006 17:43:51, ох
Не хотят это точно:
Зашла я намедни тут на форум наших соотечественников в Финляндии. Знакомые нотки:

«Дневников нет, чтобы проконтролировать что же задали.»

«Что не нравится - иногда излишняя самостоятельность детей, следить, как ребёнок одет, собрал ли свои вещи, никто не будет (но это и правильно), и не особо поддерживается сообщение между кружками в школе и основным расписанием уроков. Т.е никто не поведёт ребёнка на дополнительный урок, если ребёнок сам не будет помнить куда и когда надо явиться на дополнительные занятия.»

Либо, например, родительское собрание у дочери – «Лицей на Донской» 1553. Порадовалась, что попали в точку: после нашего неудачного обучения во Второй школе, это было то, что искали. Искали учителей. Учителей, которые разделяют ценности образования и уважения ребенка как равного. И вот собрание, что волнует родителей – отметки. И тот же лейтмотив:

Дневников нет, чтобы проконтролировать что же задали. Не выставлены отметки, чтобы проконтролировать как учится.

Вот и возникает мысль про ментальность.
04.02.2006 17:49:40, Evgenia
пчела Майя
Для некоторых детей хорошо, что нет дневников, и не нужны они. А для некоторых - жалко что нет. А то ходит ребенок всю четверть, а потом здрасьте пожалуйста, в четверти двойка. Откуда взялась - тайна великая, потому что нет ни дневников, ни текущих отметок. У вас девочка с хорошей головой, вот вам и не надо. 04.02.2006 18:54:36, пчела Майя
У меня ещё и мальчик есть. И тут не всё так просто. 04.02.2006 20:37:27, Evgenia
может быть это просто непонимание последствий своих действий. Ведь эти же родители ХОТЯТ, чтоб дети выросли инициативными и ответственными. Но просто не видят связи между отметками, внешним контролем - и безответственностью ребенка. 04.02.2006 18:38:55, ох
>Но просто не видят связи между отметками, внешним контролем - и безответственностью ребенка.

Классно! Вот интересно, почему финны видят, а наши родители этого не видят?
04.02.2006 20:14:13, Evgenia
а финские родители тоже сами не видят этой зависимости. Но - финские родители доверяют учителю. И если финн-учитель сказал, что есть зависимость между отсутствием самостоятельности и отметками - значит так оно и есть. Именно потому, что там учителя - эксперты. А наши учителя - сами неучи и делают грубые ошибки 04.02.2006 23:08:40, ох
пчела Майя
Какая-какая есть зависимость? 04.02.2006 23:09:55, пчела Майя
если ребенка со всех сторон контролируют отметками, "санкциями" за плохие отметки, заставлением делать домашние задания и т.п., то как ему научиться брать ответственность за свою учебу на себя? Тут он скорее научиться изворачиваться и с плохим качеством знаний хорошие отметки получать. Или сразиться с собственными родителями и в подростковом возрасте все-таки заберет у них свою ответственность.
если ребенку не дают проявлять инициативу в учебе, если учитель хочет услышать заученное правило, а не что об этом правиле думает ребенок - то как он научиться быть инициативным в учебе? Разве что во дворе заводилой в играх.
04.02.2006 23:19:24, ох
пчела Майя
В общем случае это неверно. Так как для разных детей, причинно-следственные связи работают по-разному. Иногда ребенок бывает не готов взять на себя ответственность. Тогда это за него должен делать кто-то другой. А его постепенно приучать к самостоятельности. Например, если ребенок 6 лет не умеет завязывать шнурки, то родители стараются его научить, но тем не менее завязвают их сами, пока он не научился, а могли бы отправить его с развязанными. Так и с ответственностью. Ее берут на себя родители в том случае, если ребенок к этому не готов. 04.02.2006 23:45:29, пчела Майя
А можно ещё на липучках купить. Это тоже выход. 04.02.2006 23:49:50, Evgenia
пчела Майя
Так это я просто пример привела. Мой-то к пяти годам уже знал, где прямой узел, а где бабий. Однако с учебой у него далеко не так. И предоставить ему, скажем в пятом классе, полную ответственность за свою учебу было просто невозможно. Все равно что пустить с развязанными шнурками. Не умеешь завязывать - иди так, а то ведь и не научишься, если я завяжу. Наоборот, он не научится брать на себя ответственность, если не увидит, как эта ответственность вообще выглядит. А как он увидит, если родитенли не покажут? 04.02.2006 23:57:13, пчела Майя
понятно, что просто как пример. Метафора. Вместо того, чтобы купить обувь на липучках - родители покупают на шнурках, потому что в этом возрасте уже положено носить обувь со шнурками. И ребенок потом ходит с развязанными после уроков физкультуры или если случайно в школе развязался ботинок. И не понямая, чего к нему с этими шнурками прицепились, если в магазине продавались такие же на липучках. 05.02.2006 02:15:50, ох
пчела Майя
Купить обувь на липучках - это и есть взять ответственность на себя, раз ребенок попался такой безрукий. Ровно так же с учебой ее приходится брать на себя, если ребенок безголовый. 05.02.2006 02:25:14, пчела Майя
взять ответственность на себя - это если мама сама выбирает обувь на липучке или шнурках (и потом ходит за ребенком завязывать шнурки после физкультуры).
А ответственность на ребенке - это когда ребенок САМ выберет обувь на липучках (зная, что все его друзья уже носят на шнурках) или же на шнурках (но с условием, что будет сам их завязывать).
05.02.2006 02:29:32, ох
пчела Майя
Ну значит обувь это плохая аналогия. Я не подумала про обувь на липучках, мы ее как-то не носим. Можно придумать другую аналогию - приготовление пищи, передвижение по городу. Так или иначе: если ребенок физиологически или психологически к чему-то не готов, на то и родители, чтобы помогать ему это делать или даже делать за него, а его учить ПОСТЕПЕННО, а не кидать сразу в полную самостоятельность, где он наломает дров или поломает себе шею. При этом дело родителей и самого ребенка правильно определить, когда он уже готов делать это сам. А иначе зачем родители вообще? 05.02.2006 02:36:49, пчела Майя
Это очень хорошая аналогия. Спасибо за образ. Эта аналогия как раз и показывает, во-первых, что степень ответственности бывает разная, второе, что помощь внешная тоже может быть разной степени. 05.02.2006 11:12:46, Evgenia
а какая разница - обувь или передвижение по городу. Родители ребенка не бросят и всему научат. Смысл в том, чтоб дать ребенку (а не маме) выбор - учиться этому или нет. Учиться ли завязывать шнурки или выбрать липучки. Учиться ли готовить пищу или нет. Если не ребенок, а мама решила, что уже пора учиться готовить суп и кашу - ну научит ребенка готовить и суп и кашу из-под палки, потратив нервы свои и ребенкины, решит, что ребенок уже все основные правила знает и соблюдает, но ребенок после этого вряд ли заинтересуется кулинарной книгой и вряд ли захочет учиться дальше сам готовить еще что-то, кроме супа и каши.
Кстати, о финнах. "При этом дело родителей и самого ребенка правильно определить, когда он уже готов делать это сам." - Вот финны почему-то доверяют учителям, считают, что раз учителя определили готовность ребенка взять на себя ответственность за посещение кружков или выполнение домашних заданий - значит так оно и есть.
05.02.2006 03:05:49, ох
пчела Майя
А как вы узнали, что финны доверяют учителям? Боюсь, что финны разные, как и люди других национальностей. Кто-то доверяет учителям, а кто-то - только себе. 05.02.2006 03:09:52, пчела Майя
ах да, надо было написать "большинство финских родителей", а не все финны.
Вывод я такой сделала, т.к. Евгения выше написала - наши соотечественники в Финляндии поражены излишней (на их взгляд) самостоятельностью детей в финской школе
05.02.2006 03:18:40, ох
а ниже опять же Евгения написала " школа - это поле взаимоотношений учителя и ребенка". Вот я и сделала выводы. 05.02.2006 03:25:03, ох
пчела Майя
Так это в школах самостоятельность, откуда они знают, что там дома. А еще тут ниже написано про школу Тубельского - тоже сколько хочешь самостоятельности. И оказывается, что она не всем показана. О чем я и говорю. Причем иногда дети сами просят чего-нибудь более традиционного, а чаще это решение родителей. Моя приятельница забрала детей из школы Тубельского, сказав, что учиться в таких условиях могут только целеустремленные и собранные дети. Ее дети не смогли. 05.02.2006 03:23:55, пчела Майя
да, интересно было бы проследить дажльше за этими детьми. За теми, кто сам попросил более традиционного. И за теми, у кого решили родители. и сравнить. 05.02.2006 03:27:56, ох
пчела Майя
Так эти дети и сейчас разные. Наверное, они разными и останутся. 05.02.2006 14:33:22, пчела Майя
Вопрос в том, покажут или создадут условия, чтобы он сам прочувствовал эту ответственность. 05.02.2006 00:11:30, Evgenia
пчела Майя
А в чем выражается, что финны ее видят? Про финляндию я не в курсе, но в Штатах школа предоставляет родителям всю информацию о том, как ребенок учится. Причем для этого не надо идти в школу, в которую не пускают, и домогаться учителя. Ее просто присылают. А дальше родители могут сами выбрать, что им делать - радоваться успехам, во все вникать или ничего не делать. Вы думаете, что в Финляндии эту информацию не предоставляют? 04.02.2006 20:36:47, пчела Майя
Вопрос не в том, что информацию не представляют. Вопрос в том, что учебная самостоятельность финского ребенка высока. Я уже не от первого человека слышу (который более менее слышал о финской системе образования), что школа - это поле взаимоотношений учителя и ребенка, что учеба - это дело ребенка. Только у нас это всё на словах, а им реально удалось это сделать.
Им, финнам, реально много что удалось сделать. Вот только бы ещё понять - КАК?

наиболее часто упоминаемым (и, очевидно, наиболее значимым) остается высокий статус учителя в финском обществе. Результаты исследования 2002 г. показали, что профессия школьного учителя в Финляндии более популярна, чем профессии врача, преподавателя университета и IT-менеджера.
Среди выпускников школ популярность этой профессии
даже выше, чем в среднем по стране (причем популярность не связана с перспективами заработка — учителя в Финляндии зарабатывают около 17 тыс. евро в год без учета налогов). Представители Министерства образования Финляндии заявляют, что популярность профессии школьного учителя позволяет привлекать в школы талантливых молодых специалистов и проводить политику омоложения педагогических кадров.
04.02.2006 20:50:20, Evgenia
Иоанна
Обожаю финляндию. Замечательная страна. Но даже если отбросить ментальность, которая у нас и у финнов совершенно разная, всё равно - население в стране Финляндии меньше, чем в городе Москве, и существенно: примерно в полтора-два раза. А это уже серьёзно. Это круче, чем Марс. Это другая вселенная. А вот в США -... извините, но говорить _вообще_ о школах США совершенно некорректно, как и о школах России. Слишком велик разброс. Это как среднеарифметическая зарплата - у кого-то 1000 рублей, а у кого-то - 10 000 долларов. А в среднем - 10 033 доллара ... 11.02.2006 01:42:38, Иоанна
Финляндия - население 5 219 732 человек, плотность 15,4 чел./км²; Норвегия - население 4 525 116 человек, плотность - 14/км².
Однако Норвегия в PISA по математике близка к результатам России, по естествознанию результаты ниже российских, по чтению достаточно хороший уровень.
Так что, что страна маленькая - это не аргумент.
Про США - результаты в PISA: по математике - 25 – 28 место, Россия - 29 – 31 место; по естествознанию - США - 20 - 27 место (491 балл), Россия - 20 - 30 место (489 баллов); по чтению - США - 12 - 23 место, Россия - 32 - 34 место.
Страна большая тоже не аргумент, при провальных результатах США и России, возьмем Канаду, территория - 2-ая в мире (мы -1-ая), плотность - 3 чел./км², у нас - 8,4 чел./км² (в США - 31,0 чел./км²); результаты в PISA: математика - 5 - 9 место , естествознание - 8 - 12 место, чтение - 2 - 5 место.
11.02.2006 10:39:41, Evgenia
Иоанна
Ну, начнём с того, что мне, например, вообще не слишком понятно, кто и как эти места распределяет. По-моему, это просто несерьёзно, как и любые статистические и прочие опросы и т.д. А размер страны - аргумент в пользу того, что 5 миллионами, компактно собранными на кусочке земли, управлять неизмеримо лекче, чем, извините, 160-тью, да еще и на ...сейчас, конечно, не 1/6, но , наверно, примерно на 1/7 части суши. Как Вы считаете? И статистика, вероятно, в 1 случае всё же ближе к истинному положению вещей, чем во втором. Хотя тоже... 11.02.2006 21:54:11, Иоанна
В Европе вообще плотность населения высокая, однако не все "в шоколаде". 12.02.2006 00:39:22, Evgenia
Места распределяются на основе результатов теста PISA. Про этот тест можно почитать по ссылке. 12.02.2006 00:16:38, Evgenia
пчела Майя
А откуда известно, что учеба это дело ребенка, а не родителей? Собствено у нас такая же картина: если ребенок сам учится, то это его дело, если нет - за этим смотрят родители, но никак не школа. В чем разница? Что учителя хорошие - это я поняла и это действительно разница. А вот в аспекте контроля она в чем? 04.02.2006 20:59:52, пчела Майя
Хорошо. Если не вру, этот сюжет из «Короли и капуста» О’Генри: жители острова ходят босяком, приезжает предприниматель, видя эту ситуацию, завозит в город обувь – но её никто не покупает. Предприниматель разорен, но один из горожан предлагает ему свою помощь: он сделает так, что его товар будут раскупать. Ночью по городу разбрасывают репейник. Горожане уже не могут ходить босяком, и весь товар раскупается.

К чему я это? В нашей школе нет тех «репейников», которые побуждали бы учителя заботиться о том, чтобы ребенок хорошо учился. Учиться плохо – поставлю два, оставлю на второй год, переведу в класс коррекции, вообще заставлю родителей забрать ребенка в другую школу, мало ли ещё способов освободиться от ребенка.

А теперь о Финляндии:
«Финская школа учитывает потребности каждого ребенка. Административные предписания и педагогическая практика организованы так, чтобы работать с гетерогенными группами. Финские учителя знают, что ни один ученик не может быть исключен из процесса обучения и переведен в другую школу. Соответственно, интересы и выбор детей учитываются при составлении учебного плана школы, при отборе содержания, учебников, стратегий обучения, методов и системы оценивания.»

Если ты знаешь, что этот ребенок никуда не денется из твоего класса, тебе ничего более не остается, как учить этого ребенка. Мало того,

«И последний немаловажный фактор, касающийся учителя. В финской основной общеобразовательной школе нет национальных тестов и экзаменов по окончании школы или в течение учебного года, поэтому учитель должен быть в действительности экспертом, чтобы оценивать достижения учащихся. Что, в общем-то, и есть на самом деле...»
04.02.2006 21:39:12, Evgenia
У нас тоже - ученик (если он не в гимназии, а в обычной школе по прописке учится) не может быть исключен из процесса обучения и переведен в другую школу.
Вот только при этом нету второй части "интересы и выбор детей учитываются при составлении учебного плана школы, при отборе содержания, учебников, стратегий обучения, методов и системы оценивания". НЕ учитываются. Так и тянут этого ученика, которого уже дальше некуда переводить, выставляя "тройки" ни за что. А что делать? Существующую программу в существующих условиях ему дать не получается, и все делают вид, что ребенок учится, а он просто пребывает, "отсиживает" в стенах школы.
И получается - если ты знаешь, что этот ребенок никуда не денется из твоего класса, тебе ничего более не остается, как терпеть в своем классе этого ребенка.
05.02.2006 02:21:59, ох
Вот я и спотыкаюсь постоянно об эти камни: у нас вроде тоже. Весь фокус в том, что у финнов нет балльной системы. А что это значит: они пишут содержательные характеристики - что ученик реально знает и умеет, и как реально он продвигается. Отметка "Три" никакой ответственности у учителя не вызывает, а попробуй написать "умеет складывать - вычитать в пределах двадцати", если ребенок реально не умеет делать - это уже ложь, которую можно легко проверить. 05.02.2006 11:08:24, Evgenia
мне кажется, что дело не в развернутости. У нас сейчас 12-балльная система и учителя все время подглядывают в таблицу, где четко написано 1 балл - умеет узнавать и записывать числа. 3 балла - умеет их складывать с помощью учителя, скажем 6 баллов - умеет складывать, но не может объяснить свои действия, и т.п. для все 12 баллов. Все баллы переводные, ребенок с 1 и 2 не может быть оставлен на второй год. И что? Учитель себе выставил баллы - и все, дальше не его ответственность (в безбальном случае у нас бы написалразвернутую характеристику - и все). А родители видят 2 или 3 (или развернутую плохую характеристику)и усиленно заставляют ребенка дома заниматься или нанимают репетиторов. Отменили бы у нас баллы - ничего бы не изменилось. 05.02.2006 14:08:53, ох
Вот смотрите, у финнов отменены национальные экзамены, и вообще любые инспекции, то есть одна цель убрана - я работаю на внешний контроль. Зачем мне развернутая характеристика для дяди, если у меня её никто не требует. То есть учитель пишет её в первую очередь для себя, чтобы понять как учится и развивается ребенок, понять как его учить, понять для себя, для учителя. Чувствуете как сдвигаются акценты - не пройти материал, а потом всех аттестовать, и там хоть трава не расти (усиленно занимайтесь дома или нанимайте репетиторов), а реально думать как учить реальных детей.
Но как это финнам удалось сделать?! Ведь мозги у учителей при таком подходе меняются на 180 градусов.
05.02.2006 15:45:40, Evgenia
интересно там у финнов. А у них хоть какие-то экзамены есть? Выпускные из школы? Или только вступительные в университет?
А что делают финские родители, когда получают неудовлетворительную характеристику на своего ребенка? (скажем. ребенок не умеет делать что-то, что умеют уже все его сверстники).
Что делают наши родителя - я могу сказать. Даже в 1 классе (когда совсем оценок не было) , а были только настойчивые просьбы учителя не заниматься дополнительно с первоклашками дома - даже тогда родители находили способ сравнить (взять тетради одноклассников и сравнить) - и если тетрадь ребенка не соответствовала некоему уровню - то занимались дома дополнительно или просто наказыаали ребенка, вырывали листики тетрадные, заставляли переписывать. Даже если учитель утверждал, что еще нормально в 1 классе не уметь писать правильно и красиво. Потому как у нас родители большие эксперты, чем учителя, потому как в нашей стране родился анекдот "как подумаю какой из меня инженер, так и к врачу идти страшно". Учителю полностью доверить ребенка тоже страшно. Потому что учитель не эксперт, поэтому к нему и неуважительное отношение и контроль и со стороны государства, и со стороны родителей, потому и профессия учителя непопулярна, потму и не остаются в ней настоящие эксперты. потому и нужен контроль и со стороны государства и со стороны родителей, так?
05.02.2006 16:21:47, ох
На самом деле очень трудно разобраться не будучи включенным в какой-то процесс. Я не знаю, что делают финские родители, если их дети не успевают. Но на то, чтобы все дети успевали существуют консультации по учебным вопросам, который учителя начальной школы проводят регулярно (как занятия), а в старших классах учебный план включает в себя специальные уроки- консультации по учебным вопросам. По крайней мере один раз в учебный год учитель пишет о каждом ученике отчет. Успеваемость оценивается учителем постоянно, так и посредством контрольных работ, проводимых преподавателем. После успешного окончания основного девятилетнего образования учащиеся получают свидетельство, дополнительное свидетельство выдается за завершение 10-го необязательного года обучения. Дополнительный 10-ый год обучения является добровольным и предоставляет ученикам возможность улучшить свои оценки и окончательно определить направление своей будущей профессии. Отбор в гимназии осуществляется на основе предыдущих оценок, в средние профессиональные учебные заведения учащиеся иногда должны дополнительно сдавать экзамены либо проходить тестирование. Получение среднего образования заканчивается общегосударственным экзаменом, который состоит из четырех обязательных экзаменационных работ – родной язык, иностранный язык, математика и общие знания (гуманитарные или естественнонаучные дисциплины). (По материалам Национального управления образования Финляндии) 05.02.2006 17:21:32, Evgenia


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!