Раздел: Методики

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Обучение блоками

Читала об эффективности обучения блоками одаренных детей. Вспоминается эпизод из "Двух капитанов" Каверина, там изучали утку по зоологии, на географии изучали ареал уток, на французском учили стишок про утку, на рисовании рисовали утку, а через год обучения по такой методе у детей знаний ни на грош. А как на самом деле , есть ли толк от такого учения блоками? До какого возраста можно так учиться? Как все потом выстроится в систему?
02.10.2004 18:01:03,

20 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Надежда Григорьевна
Я так занимаюсь с моими дошкольниками в группах - блоками. Это интересно детям + создает объемную картину окружающего. Это не исключает остановки и на чем-то одном, что сегодня оказалось интереснее.
Думаю, что для дошкольников это один из самых оптимальных вариантов. Взрослые тоже вполне могут так учиться.
На самом деле, всё, как и всегда, от целей зависит.
06.10.2004 13:41:36, Надежда Григорьевна
Мне очень по душе тематические занятия. Что-то похожеее можно наблюдать в обычном нормальном Д/С, но дома можно глубже изучить тему и она может быть предложена самим ребёнком, а не навязана взрослым. Вот одна из тем, которую мы изучали с двухлетками. Тама "Море".
Вход в тему был праздничным, с песнями, стихами о море, ядром же встречи, была презентация о море с красивыми фотографиями, познавательным и доступным текстом для двухлеток. Поговорили с детьми какое бывает море, посмотрели на карте и поиграли в такие игры:
1. Этюд по психогимнастике на развитие внимания «Каким бывает море.»
Предлогаем детям изобразить спокойное и неспокойное море.
Спокойное- присели, прямые руки в сторону.
Неспокойное- встали руки вверх, и качаемся из стороны в сторону
2. «Море волнуется раз, море волнуется два...»
3. «Волна»
Взрослый, накрыв себя тканью, изображает волну, дети должны от неё уплывать на берег. (Дети не просто убегают, а стараются руками изображать, что уплывают)
4.Становимся все на одну сторону комнаты, рядом, в большом обруче, лежит набор разных игрушек, бежим на другую сторону по заданию ( у кого красные фигуры, рыбки, лодочки и т.д.)
В конце встречи предложили детям сделать «Море». Положили в тазик гальку, камешки, ракушки, водоросли, налили воды, насыпали морской соли и пускали кораблики. Здесь можно рассказать: "Нам только кажется , что волны идут вперёд, но на самом деле они движутся только вверх и вниз. Чтобы убедиться в этом, создадим волны руками и кораблики будут качаться на волнах вверх и вниз"
В следующие встречи были такие морские темы: "Рыбы", "Корабли", "Китообразные", "Акулы".
Так что я думаю, что толк от такого учения не только есть он реально виден.

04.10.2004 19:33:56, Irabela
Мы так занимаемся в основном. В систему выстраивается через связи и через системные материалы вроде книжек по предметам. Ну, грубо говоря, когда изучали утку по зоологии, пользовались книжкой по зоологии. Так в следующий раз будут изучать зайца - будут той же книжкой по зоологии пользоваться, и там уже можно будет именно зоологическую системность поизучать.

Есть ещё визуальные способы организации, для каждого предмета свои. Скажем, висит себе на стене "линия времени". Как изучил про то, что гуси Рим спасли в блоке про утку - записал этот кусок на линию времени, когда это было, картинку гуся повесил. Когда читаешь про зайцев "Дед Мозай и зайцы" - опять же, туда же на линию времени - когда это было написано, как тогда люди жили.

Тема "про утку" - для годовалых или двухлетних. У Каверина дети постарше, там и темы должны были быть интересней, скажем, "драматические ситуации" или "парадокс" или "рабство". Наши темы прошлого года, пять лет ребёнку:
- хиппи и панки, их история, философия, музыка, мода
- пиратство (связано с панками, кстати, в современной интерпретации), опять же история, география, мораль. Знаете ли вы, что пиратские сообщества - первая в истории мира прямая демократия? :-)
- фракталы
- Исход, Египет и всё про это
- музыкальная композиция, связь с математикой, разные инструменты, физика инструментов, история, композиторы

Ещё один способ привязки к системам - использование терминологий из этих систем. Например, "итерация" из математики, в какой бы теме не всплыла, добавит к математическому пониманию.
03.10.2004 22:16:12, Мария Д.
Мария, а как вы вышли на эти темы? Музыка и фракталы понятно, много где встречается. А вот хиппи, пиратство? Через какие-то книги? Мне непонятно нахождение КЗ для детишек старше года-двух. Кроме того хочется не только интересное, но и важное дать ребенку. Насколько важны для ребенка хиппи, например? Вы занимаетесь науками помимо КЗ? Ориентируетесь на что-нибудь? На ту же американскую программу образования, скажем? Честное слово, это не попытка наезда, это желание разобраться. Вы для меня недостижымый идеал воспитателя. 05.10.2004 15:20:57, Надежда К
К хиппи вышли через несколько направлений. В первую очередь, мода: последние несколько лет стиль хиппи популярен, очень много детской одежды в таком стиле. Ну, стали разбирать, откуда это, что это за хиппи, книжки читали, музыку слушали. Битлз и мультик "Жёлтая подводная лодка" опять же, это через музыку. История хиппи очень интересная и, я считаю, важная. А, ещё через войну и антивоенные движения туда же. Вообще, мне кажется, историю стоит учить как бы с двух концов - от античности к настоящему времени, и от настоящего времени к античности. Молодёжные движения - часть истории двадцатого века.

Откуда пираты взялись, я уже не помню. Это стандартнейшая детская тема, так что про них много чего - костюмы, мультики, книжки. А, сильно пошло, когда на Карибы съездили, там как-то истории этой много. До этого дочка рабством интересовалась, вот когда стали раскапывать - там пиратство всплыло в связи. История пиратства потрясающе интересная.

Я ещё темы поддерживать стараюсь, если в них много моральных дилемм. Вот, скажем, дочка загорелась собирать деньги и выкупать рабов. И дальше? Очень интересные обсуждения. Как работорговля поддерживалась войной между племенами. Как было на одном карибском острове восстание рабов - и большинство сражалось на стороне плантаторов. Потому что восставшие хотели просто захватить плантации себе, выгнав голландцев, а из прошлого опыта племенных войн большинство рабов предпочитало хозяев-голландцев... В теме пиратства тоже много интересных дилемм.

Науками мы занимаемся тоже. Или темами в науке (скажем, в химии - кристаллы, насыщенные растворы, структуры и так далее). Или кусочками наук в других темах. Скажем, те же моральные дилеммы - там много логики. Той же физики, химии математики много везде - как пираты еду сохраняли, как управляли кораблями, как ориентировались по звёздам, как меняли разные валюты.

От наук вообще никуда :-) Вот вчера - найденных котят взвешивают, по весу прикидывают возраст. Берут кровь на анализ, столько-то миллилитров, ждать реакции столько-то минут, доза лекарства такая-то, от лекарства выйдут паразиты, их можно посмотреть под микроскопом :-)

На американскую программу образования мы ориентируемся слабо. Я прочитала книжки "что ваш первоклассник, второклассник... должен знать", есть такая серия. Использую их скорей как источник потенциально интересных идей, чем как расписание.
05.10.2004 19:55:17, Мария Д.
А сдавать экзамены для бумажек Вам не нужно? Ну, чтобы человек не считался как без школьного образования в Москве можно сдать экстерном за такой-то класс или классы. Вы такое собираетесь делать или вообще нет? 06.10.2004 16:37:28, Натал
В нашем штате нужно один раз в год провести ребёнку один из списка допустимых тестов. Это могут сделать родители. Уровень не важен, только результаты послать, чтоб в департаменте образования в файл положить. Никто это не читает... 06.10.2004 17:53:29, Мария Д.
Штуша
Ой, а можно поинтересоваться - что у Вас о фракталах было? 04.10.2004 09:40:11, Штуша
Фракталы в природе (ветвление регулярное, папоротники) и культуре (вон заставка Виндоус фрактальная, художники, сами рисовали, в фильмах много этой темы, заставка "Матрицы" скажем), когда какое-то явление повторяется в другой шкале - уже фрактальность, в музыке такое тоже есть, не знаю терминов, но фуга вроде фрактальная :-) По ссылке я сижу на бинарном дереве Aloe Dichotoma: 04.10.2004 15:07:45, Мария Д.
Штуша
Ясно, спасибо. А цветную капусту или брокколи не рассматривали? Тоже фрактальная вещь :) А сами простые фракталы рисовали? Я в свое время пробовала, но даже для простых нужно было много терпения и аккуратности. 05.10.2004 09:24:19, Штуша
Вот простые рецепты. Мама и малыш руки вымазывают в краске. Мама свою руку отпечатывает, а малыш - свои маленькие ручки, на кончике каждого пальца. Вот и фрактал. Так можно сделать с любыми печатками нескольких размеров, их можно сделать из губки или на картошке вырезать. Треугольничек, сердечко. Деревья тоже довольно легко рисовать. 05.10.2004 19:38:28, Мария Д.
Штуша
Смотря какие деревья... Я просто этим еще до детей немного "баловалась". Очень мне нравилось, как, казалось бы, из совершенно не имеющего отношения к природе объекта на какой-нибудь 50-й (а где-то и раньше) итерации получается что-то, очень схожее с "настоящим" :) Те же Пифагоровы деревья или, скажем, фрактальный пейзаж из треугольников. Только рисовать это - очень трудоемко, разве что запрограммировать, так, чтобы каждая итерация демонстрировалась. Очеь интересно наблюдать :) 06.10.2004 10:54:16, Штуша
Хорошо бы такие чужие блоки посмотреть-почитать. Калейдоскоп блоков. Дети разные, ход мыслей у них разный, родители-учителя тоже разные. От одного и того же места по разному можно идти. И как долго может длиться интерес к какой-то теме, как темы перерастают одна в другую. Мне в принципе это не надо, просто интересно. 03.10.2004 23:06:31, Iren Kookliina
Вот куча ссылок на английском: 04.10.2004 00:55:33, Мария Д.
Штуша
О такой методике не слышала, хотя приблизительно ее уже около года применяю :)) Дочке сейчас почти 4, занимаясь с ней, я поняла, что ей больше нравится такое обучение. Вот мы нарисовали зайчика, слепили его и морковку для него, потом попрыгали, как зайчики, стишок про зайку прочитали, сорудили зайчика из конструктора, построили ему домик из кубиков и т.д. Потом еще какая-нибудь тема идет. Она так учится и рисовать, и лепить, и все прочее. На мой взгляд, получается очень эффективно, но, возможно, именно потому, что это нравится ребенку. Фактически, это дочкина идея - так заниматься. 03.10.2004 17:20:35, Штуша
А до какого возраста такое обучение эффективно? У нас сильно вширь и вглубь интересы расходятся как взрыв.
Мы каждое растение в свою почву сажаем, почвоведением заинтересовались, вокруг этой науки много всего интересного можно накопать. Завтра будем почву в воде разбалтывать и фильтровать, жечь. Как проверить кислая почва или щелочная я не знаю методику, хотелось бы узнать. Вот и все что я помню из школьного природоведения. Насекомки-червячки еще есть под подстилкой в лесу или уже попрятались? И наверно пора на экскурсию в музей почвоведения в МГУ.
Другой интерес к физиологии растений можно удовлетворить из квантовской книжки по биофизике, там кое-что доступное вроде бы было.
03.10.2004 21:40:03, Iren Kookliina
До любого. В аспирантуре так и учатся, по теме, а не по предмету :-) 03.10.2004 22:18:27, Мария Д.
А почему у нас в школе залягали это обучение блоками? Ругаются учителя , если ребенок один предмет только и учит. 03.10.2004 22:59:17, Iren Kookliina
Менеджмент блоков сложней в группах, чем менеджмент "иерархического" подхода. Просто более трудоёмко, вот и залягали. Плюс, идея "общего" образования, если у тебя хорошо идёт математика, значит, надо налегать на какую-нибудь географию, чтоб пробелов не было, а математикой можно не заниматься - и так хорошо. Вот такая логика. 04.10.2004 00:54:31, Мария Д.
Мы тоже как-то баловались. Например "Ежик". Мама-ежиха,папа-еж, сын-еженок.Пыхтит-пых,пых...Сделали из пальчиков.Слепили из пластилина (приплющенный щарик,на спинке-колючки из спичек) ,покормили-червячки из пластилина.Посчитали ежиков в книжке,дали каждому по червячку-сколько ежиков,столько червячков.И т. д.
Весело получалось.
03.10.2004 18:32:06, Маша и Мишутка

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!