Раздел: Психолого-педагогические аспекты

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Психологические нарушения у сирот

Хочу поделиться медицинским материалом, который помог мне в свое время отличить ЗПР от УО, истинный аутизм от приобретенного парааутизма.

Выложу сюда основные моменты, а весь материал ниже по ссылке.
---------
Анализ психического развития возрастных подгрупп детей-сирот (от раннего к дошкольному) обнаружил у них однотипные психические расстройства. У всех были выявлены те или иные отклонения психического развития: 79.5 % составили парциальные задержки психического развития и 20.5 % отнесены к более выраженным степеням таковой. Характерным, общим для всех, отличительным признаком данного нарушения развития была его обратимость с начала отставания (с первою юда жизни) при соответствующей стимуляции. Другими общими для всех возрастов однотипными, нарастающими с возрастом расстройствами были вялость побуждений, малая инициация контактов, особые нарушения речи: немота, безадресность, отставание экспрессивной речи с относительно достаточным развитием импрессивной.
Центральным было нарушение эмоционального реагирования, со снижением аффективной реактивности, монотонностью, недостаточной эмоциональной живостью, обозначенное нами как «эмоциональная дефицитарность». Она формируется у детей, находящихся в условиях депривации (сиротство) с рождения, с первых месяцев жизни, в виде задержки формирования эмоциональных функций (улыбки, комплекса оживления и других эмоциональных форм), а затем в виде эмоциональной недостаточности. С возрастом было выявлено постепенное углубление эмоционального дефицита у всех детей, независимо от уровня задержки умственного развития. Отмечалась стылость, («унылость»), в том числе и принимаемых ребенком в покое поз («свернувшись калачиком»).
Формирование коммуникативных функций было также изменено. Контакт со взрослым был затруднен с младенчества и в более старшем возрасте 1.5-4 года). Дети спонтанно не обращали внимания на окружающих. В то же время при стимуляции нередко устанавливали зрительный контакт со взрослым, следили глазами за его действиями, не вступая с ним в тактильный контакт. Общая черта этих детей – «активная жизнь глаз при двигательной пассивности». Наибольшим стимулирующим взаимодействием с ребенком был тактильный контакт, при котором дети как бы оживали, на личиках появлялась адекватная мимика, дети становились более активными и привлекались к коммуникациям. Особенно обращала на себя внимание реакция на «своих» и «чужих» взрослых. Это проявлялось в индифферентности и безучастности к чужим, отсутствовало адекватное чувство настороженности и страха к ним, не отмечалось и узнавание «своих» из окружающего персонала. В игровых манипуляциях наблюдалось однообразие, преобладали стереотипные, свойственные более раннему возрасту действия с игрушками. В младенчестве дети не искали спрятанные игрушки, спокойно выпускали их из рук. В формирование игровых ситуаций выступала пассивность и подчиняемость, отмечалась быстрая иссякаемость побудительных мотивов с переходом на использование заместительных привычек в поведении. В возрасте 2.5-4 года дети были очень молчаливы и даже в играх не пользовались речевым сопровождением. Движения чаще были вялыми, отмечалась выраженная утомляемость. На прогулках они могли бездеятельно стоять вокруг воспитателей, не играя, не разговаривая.

08.04.2007 00:11:02,

12 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Депривацинный парааутизм.
Обращаясь к проявлениям дизонтогенеза у детей-сирот, которые наблюдаются в возрасте от 0 до 3—4 лет в домах младенца (при помещении их туда в первые 3—6 мес жизни), подчеркнем следующие его особенности. Прежде всего в клинической картине обращает на себя внимание обедненность эмоционального реагирования на зов, человеческую речь (тихий и громкий голос), новых людей, новую обстановку, игрушки, окружающих детей. В общении со взрослыми дети обычно неактивны, безучастны. У них не возникает первичной реакции на обращение, показ игрушек, даже красочных, ярких и звучащих; отсутствует или резко приглушена ориентировочная реакция. Нет оживления, любопытства, а также страха при появлении новых людей, объектов (одинаково относятся к живому и неживому, не появляется радости ни при виде котенка, ни сладостей). Повторная тактильная, звуковая, зрительная стимуляция помогает выявить у этих детей бедный ориентировочный отклик, глазное слежение вначале без речевого и моторного оживления, а затем, возможно, и с последними реакциями.
Мимические, жестикуляторные, звуковые, общие моторные реакции в комплексе «естественного оживления» задержаны или недоразвиты. Характерна стылость, тусклость в выражении лица и глаз, принимаемых ребенком поз.
Предоставленные самим себе, дети занимаются примитивной однообразной игрой, преимущественно манипулятивного характера, обычно не издавая никаких звуков, т. е. без речевых комментариев. Характерны пассивность в формировании игровых ситуаций, быстрая иссякаемость побудительных мотивов. Отсутствует тенденция к партнерству в игровой деятельности. Нередко используются заместительные двигательные реакции в виде таких привычных движений, как раскачивание, сосание, кручение пальцев рук, волос, одежды, игра в пальцы рук, свойственная обычно очень раннему возрастному этапу. Часты яктация, онанизм, тенденция к самоагрессии. Дети, пребывая в бездействии, принимают характерную позу, сжимаются, опуская голову, приводя руки к груди, прикрывая лицо ладошками рук, и застывают в неподвижности и молчании; взгляд становится отрешенным, ушедшим внутрь. Периодами они лежат в бездействии на полу, наблюдаются отрешение и как бы застывание в одной и той же позе. Возможно и бесцельное моторное оживление в виде бега, прыжков.
Обращает на себя внимание наибольшая сохранность реакций на тактильные раздражители.
Выявляется суженность программных знаний, прививаемых детям на занятиях с логопедами, дефектолога-ми, воспитателями, отсутствие бытовых знаний, обычно доступных детям даже с задержанным развитием из обычной популяции. Однако имеет место соответственное возрасту владение ложкой и туалетными навыками.
При активной, методичной стимуляции в процессе обучения эти дети оказываются более способными к высокому подражанию, перениманию игровых и других действий, что отличает их от истинных аутистов. У них нет гиперестезии к раздражителям, негативности, парадоксальности в поведении при обучении. Для этих детей не часты явления псевдослепоты, псевдоглухоты при столкновении со зрительными и слуховыми раздражителями. При том, что, как правило, отсутствуют реакции на звуковые, словесные раздражители обычной громкости и силы, но возникают реакции на императивный приказ. Дети равнодушны к смене привычного стереотипа в окружении.
Система мать — дитя у них не формируется; обычно не устанавливается диада с лицом, замещающим мать.
У всех этих детей возникает широкий круг невротических расстройств, преимущественно в соматизированной форме. С большей частотой, чем в популяции, возникают ОРЗ с затяжным течением, диатезы, экземы, нейродермиты.
У них обнаруживаются депрессивные расстройства, сниженное настроение, плаксивость, соматические жалобы, сенестоалгии. Депрессии преимущественно астенического и адинамического типа, которые создают дополнительную основу для дефицитарного, неполноценного эмоционального реагирования.
Выявлена тенденция не только к превалированию, но и к постепенному утяжелению дефицита в развитии эмоциональной, волевой, когнитивной сфер ребенка.
Анализ искаженного дизонтогенеза у детей-сирот, который характеризуется расстройством общения, эмоциональной сферы и социализации, позволяет отнести его к особым, сложным по патогенезу, парааутистическим состояниям. Этот сложный симптомокомплекс к тому же нередко коморбиден с депрессивными, невротическими расстройствами, патологически привычными моторными стереотипиями, действиями.
В динамике онтогенеза ребенка-сироты парааутистический синдром претерпевает изменения, нивелируется депрессия, с запозданием формируется речь, расширяются способности к общению. Ко второму возрастному кризу (6—8 лет) на первый план выступает искажение в личностной структуре, эмоциональная незрелость, ущербность, в меньшей степени сохраняются проявления задержки умственного развития, нередко достигающие по степени выраженности пограничного уровня. В личностной структуре формируются рентные установки. Трудно складываются межличностные связи со сверстниками и взрослыми лицами. Остаются недоразвитыми высшие эмоции (сочувствие, соучастие, сопереживание и др.). Обеднены трудовые установки. Таким образом, формируется дефицитарный тип личности.
В основе парааутизма лежит депривационный фактор — сиротство, который является причиной дефицита экзогенной стимуляции сенсорной, когнитивной, эмоциональной сфер, коммуникативности у ребенка-сироты. При парааутизме прежде всего страдает эмоциональная сфера, а за нею идет вовлечение и других сфер жизнедеятельности ребенка.
Итак, при парааутистическом синдроме нарушена система мать — дитя, не сформирована она и с лицом, заменяющим мать, нарушена эмоционально-волевая база личности и расстроена коммуникативность.
Расстройство этих трех систем лежит в основе патогенеза парааутистического аутизма; депривационный фактор — сиротство — является его причиной. Перечисленный ряд расстройств в неполной мере обнаруживается и при УМО и детском аутизме (ДА).

08.04.2007 00:20:41, Юля-юла
Отличие истинного аутизма от депривационного парааутизма.

Эмоциональные нарушения тесно сочетались и искажением коммуникативных функций в виде аутистических тенденций с первого года жизни ребенка вплоть до оформленного аутистического поведения в возрасте 2-3 лет, названного «депривационным парааутизмом» и имеющего ряд отличительных черт от классического эндогенного аутизма. Основной отличительной чертой его была четкая функциональность и обратимость, сохранность зрительного контакта и эмоционального резонанса даже при пролонгированной депривации и выраженном аутистическом поведении.
Общий характер нарушений психического развития у детей-сирот раннего возраста и особенности их психического статуса складываются в определенный симптомокомплекс, возникающий в условиях родительской депривации, с характерным типом нарушений. Это депрессия с типичной триадой дисфункции, характерные стереотипии и парааутизм на фоне задержанного или искаженного темпа формирования всех психических функций, но особенно эмоциональных. Эмоциональное недоразвитие в рамках этого симптомокомплекса представлено эмоциональной дефицитарностью. Этот синдром назван нами «синдромом сиротства». Он начинает формироваться с младенчества и к периоду первого возрастного криза становится особенно клинически выраженным. Формирующим и патогенным в «синдроме сиротства» является фактор сиротства, который тем более значим, чем в более раннем возрасте он начинает действовать.
Клинический анализ синдрома сиротства выявил его определенное клиническое сходство с другими психопатологическими симптомокомплексами, наблюдаемыми у детей в том же возрасте: синдром раннего детского аутизма, и синдром недифференцированной умственной отсталости.
Клиника синдрома сиротства обнаруживала сходство с синдромом РДА. Нарушения коммуникативных функций у детей-сирот, проявляющиеся в феномене, «депривационного парааутизма» напоминают проявление раннего детского аутизма эндогенной природы. Обращали на себя внимание такая же малая выразительность мимики (застывшее личико), жестов и, особенно, эмоций. В процессе общения у детей отмечались отдельные эхолалии и готовность к сохранению позы. Поведение ребенка было «тихим», дети вели себя незаметно, были очень молчаливы. Эта характерная черта речевой продуктивности детей-сирот была нами названа «депривационным мутизмом». При длительном наблюдении за этими детьми, отмечалась их малая активность, бездеятельность и отгороженность, как бы углубленность в себя. Однако активное внедрение во внутренний мир такого внешне аутичного ребенка сразу же выявило ряд отличий данного состояния от истинного аутизма.
При повторных, стимулирующих действиях (взятие на руки, тактильное, голосовое, звуковое или музыкальное раздражение) удавалось привлечь внимание ребенка, в начале в виде контакта глаза в глаза, в последующем в виде слежения глазами за действиями этого взрослого. Позже оказывалось возможным этого же ребенка вовлечь в и фу с ответными, адекватными реакциями, и с готовностью к подражанию и обучаемости в игровых манипуляциях.
Следующим отличием «депривационного парааутизма» от истинного аутизма было отсутствие гиперчувствительности к раздражителям, особенно к звуковым и тактильным, то проявлялось при активном стимулировании общения, медицинский манипуляций, купании, массаже, гигиенических процедур (стрижке волос, ногтей и др.). Дети аутисты с резким негативизмом и бурными протестными реакциями сопротивляются любому тактильному воздействию, не смотрят в глаза, не терпят громких звуков, одновременно сами нередко производят резкий шум при своих вычурных игровых действиях (стучат крышкой от кастрюли, дверью шкафа и т. д.). В то же время у детей аутистов отмечается феномен псевдоглухоты, т, е, отсутствие реакции на обычные звуки с одновременным ответом на тихие (симптом Павлова). Последний отсутствует у детей парааутистов, которые напротив, откликаются на императивный громкий голос. Дети аутисты обнаруживают феномен тождества, или пристрастия к определенному стереотипу жизни, вещам, привычкам, часто вычурным, что также не характерно для парааутистов. В отличие от аутистов, им же были не характерны фобии.
08.04.2007 00:14:24, Юля-юла
А как все же отличить УО от ЗПР? 14.04.2013 13:09:11, arcobalena
Год назад наш мальчик для непосвященных в тонкости посторонних казался именно УО и аутистом. Я намеренно не показывала его "обычным" (т.е. поликлиничным и т.д.) невропатологам (показывались только ДР-ским), т.к. большинство "не в теме", и на полном серьезе считают, что 3 года жизни в больнице и ДР, голод, травма с ампутацией стопы, 8 операций под общим наркозом, не могли привести к тому, что было у нас год назад: в 3 года полностью отсутствие речи, непонимание обращенной речи, полная пустота в головушке, стереотипные интересы, игры, раскачивания, неадекватная мимика, отсутствие зрительного контакта, "отморозка" от внешнего мира, полная эмоциональная изолизованность, отсутствие познавательного интереса ко всему, кроме еды. В 3 года 3 месяца развитие на год и 2 по всем параметрам.

Появись я с таким ребенком в обычной поликлинике, нам бы обоим вызвали санитаров, ему - т.к. положено с таким "набором", а мне - "за компанию", т.к. "нормальный" человек бы не ввязался во все это, я про усыновление :)
Лечили бы нас долго и на убой. т.к. положено. Мы пошли другим путем. Вермя и терпение. И, как это ни банально, любовь. Которая сначала проявляется как ответственность, забота, нежность, интерес, и только потом незаметно ты понимаешь, что любишь этого ребенка всем сердцем.

Сейчас все позади, он умный, веселый, спокойный, послушный, нежный, добрый. Про интеллектуальные успехи я могу писать долго и подробно, но чтобы никого не утомлять :), скажу только, что сейчас он ходит в развивающую группу с детьми своего возраста, выполняет все задания наравне с ними и иногда даже лучше. Считает, читает, рисует, лепит. Потрясающе собирает паззлы за пару минут (маме не справиться и за день :))
вообще потрясающе восприятие геометрических фигур и форм. То, что мне полгода назад казалось признаком аутизма -стереотипное кручение колечек, нарывание бумажек, плавно перешло в увлечение квадратами и треугольниками из бумаги, при виде листка из тетради в клеточку он просто впадал в дикий восторг :)) Сейчас он выстраивает обалденные дома из конструктора, научился хорошо раскрашивать и рисовать, начинали с квадратов :)) признаюсь, одно время меня бесила эта любовь в квадратам, он видел их везде, книжки его интересовали не для чтения, а т.к. они ...правильно, из прямоугольника могут стать квадратами, если хорошо согнуть :)) по всей квартире валялись сложенные из бумаги квадраты...несколько недель самое часто употребляющееся слово у него было "фадрат"
Сейчас мне смешно, а тогда раздражало почему-то.
мне пришлось долго внушать себе, что он имеет право любить геометрию, даже если я ее не люблю.
вроде получилось, вот довязываю ему жилетку...правильно, с квадратами :))

я вижу в нем задатки конструктора, архитектора, дизайнера, строителя, у него потрясающая усидчивость и терпение, елси он занят любимым делом. Хорошая память, если дело касается вещей, имеющих к нему непосредственное отношение. Об обещанном утром "вечернем" печенье напомнит в 100%, а вот как называется детеныш у коровы, не так уж и важно, можно пойти по легкому пути и ответить "коровенок! :)

и самое главное: ОН НАС ЛЮБИТ!!!
08.04.2007 00:37:07, Юля-юла
У нас в точности такая же ситуация. С чего вы начинали ? Как помочь малышу ? 03.03.2017 12:43:13, Наташа 7778
У нас в точности такая же ситуация ! Подскажите как вытащили ребенка из такого состояния ? 03.03.2017 10:59:25, Ната777
ой...соседку нашла....а то все далеко, москва, питер, а я из белгорода, привет харькову передавайте :))))) 11.04.2007 10:41:37, swetlana78
Спасибо огромное за статью, многие вещи что там написаны я читала и раньше, но там так ясно и понятно это все преподнесено, с полным описанием, в моей голове очень многие вещи разложились по полочкам. Печально стало оттого, что увидела полное описание картины в нашем ребенка периода его проживания в больнице,в то время в мою голову лезло только одно слово - кисель :( Таким он был в 11 мес. и страшно представить что бы с ним было в 3 года, а уж позже... Много вопросов было нерешенных, в данный момент ощущение сложившегося пазла. И слава богу что все описанное в статье ушло, теперь это обычный ребенок, правда мы успели и серьезные проблемы еще не появились, а вы огромные молодцы, прошли такой тяжелый путь и смогли преодолеть последствия, здоровья сыночку и много-много успехов в жизни!!!
09.04.2007 01:04:49, Cubix
Огромное спасибо за информацию и за рассказ. Растите и дальше такими умненькими и талантливыми! Юль, может, Вы спасли для человечества гения:)? Или просто увлеченного и творческого человека:) Или просто хорошего маленького человечка:) 08.04.2007 22:34:03, Ветка
Спасибо, и за информацию, и за рассказы о вас, и вообще спасибо! 08.04.2007 20:37:18, Snow
Как радостно мне каждый раз о Вас читать!!! Желаю дальнейших успехов!!! 08.04.2007 14:42:24, Riala
Я ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ рада за вашу семью. Вы ВСЕ такие МОЛОДЦЫ.
"... И снова удивлялись все вокруг: что с ней случилось, почему, откуда?
Какое чудо!!!!
Но молчал мой друг. Упрямый труд и воля - что за чудо?"
(почему-то в памяти всплыли эти строчки)

Да, и еще ЛЮБОВЬ.
Спасибо тебе за этот пост. Он для меня особенно "в тему".
Будем у вас учиться. Надеюсь, все получится.
А пока ждем завтра@@@@
08.04.2007 09:12:05, Юлия и Платоша


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!