Bauskas iela 58A - 7 Rīga, LV-1004

Как будет выглядеть обычная школа через 30–50 лет?

Сочинять прогнозы – дело неблагодарное. Вспомнить только фильм «Назад в будущее». Если верить сюжету, у всех подростков уже должны быть самошнурующиеся кроссовки и летающие скейтборды. А ни того, ни другого пока не видно. Но всё же давайте немного пофантазируем и представим, как будет выглядеть школа будущего.

Процесс обучения


Информатизацией уже никого не удивишь. Электронные дневники, позволяющие проверить оценки ребёнка через интернет. Система «Посещение и питание», благодаря которой родители получают push-уведомления на телефон сразу после того, как ребёнок вошёл в школу или вышел из неё. Про электронные учебники-планшеты и интерактивные доски даже и говорить не стоит.
школа будущего


Сфера IT развивается колоссальными темпами и не собирается останавливаться. Скоро все дети смогут получать всю необходимую информацию на онлайн-уроках и сдавать экзамены в лучшие университеты и колледжи, не выходя из дома.

Если вся информация находится в свободном доступе, неизбежно встаёт вопрос – как изменится роль учителя? Многие до сих пор воспринимают учителя как «ментора» и практически единственного носителя информации. Но в будущем преподаватель станет скорее своеобразным «проводником» в мир информации.

Изменится и роль школьного образования, и само значение термина «образованный человек». Сегодня образованным называют человека, обладающего большим количеством информации (того, кто помнит законы Ома, сюжет трагедий Софокла и «Евгения Онегина» наизусть). В будущем в таком количестве знаний просто не будет смысла, а образованными людьми будут называться те, кто знает, где информацию найти, как её проверить и как с ней обращаться.

Среда и архитектура


Всё больше архитекторов, урбанистов и, конечно, футурологов говорят о так называемой «умной среде». Что это значит?

Нет никаких предпосылок к тому, чтобы здания становились больше и просторнее. Скорее наоборот – они будут сужаться, но при этом становиться функциональнее. И офисы, и дома, и образовательные учреждения получат возможность «считывать» поведение человека, подстраиваться под его нужды и даже контролировать его работоспособность.

Представьте себе школьную парту, которая подсчитывает, сколько времени ребёнок провёл за учёбой, а сколько – в разговорах с одноклассниками?

Питание


Уже сейчас питание в школах заметно меняется (это – общемировой тренд). Детей стараются меньше кормить тяжёлой, калорийной пищей и всё больше – полезными, по мнению современных диетологов, продуктами.

Оно и понятно – дети, также как и всё остальное человечество, всё меньше двигаются и всё больше едят. Надо же что-то с этим делать?
еда


В московских школах с этого года тоже принялись за изменения школьного рациона. Убрали манную кашу, заменив её на менее калорийные крупы и творожные продукты. Сдобные булочки заменил полезный зерновой хлеб. Добавили больше блюд из яиц и мяса. И вкусно, и полезно.

В будущем процесс, скорее всего, будет развиваться по той же схеме. Просчитанный до мелочей ежедневный рацион, а может быть, и вовсе замена привычной нам еды на вещества, уже содержащие все необходимые микроэлементы.

Уже изобретён так называемый «Сойлент» – напиток, употребляя который, можно жить вовсе без еды и чувствовать себя прекрасно (он уже содержит все необходимые для поддержания жизнедеятельности вещества). Выгоду от таких изобретений для госучреждений трудно переоценить. Конечно, немного грустно представлять себе будущее без сладкой булочки и чашки чая, но оптимизация расходов и времени, скорее всего, победит и здесь.

Кружки и секции


Раньше под дополнительным образованием подразумевали какое-то милое детское хобби, не имеющее почти никакого применения во взрослой жизни (мягкая игрушка, бисероплетение или выжигание по дереву). На сегодняшний день всё больше занятий подчинены развитию какого-то навыка, который пригодится в дальнейшем. Иностранные языки, робототехника и даже изучение нанотехнологий – всё это входит в программу дополнительного образования в Москве.
допольнительное образование


Всё больше детей переключаются на проектную деятельность. Это связано с тем, что профессиональная жизнь большинства людей меняется – если раньше школы готовили исполнительных рабочих, то сейчас более востребованы креативные умы и управленцы, способные на неформатные решения и многозадачность.

Уже сейчас дети параллельно с учёбой развивают индивидуальные проекты. Например, ученики московского лицея №1502 в этом году разработали «умный материал», который в будущем будет незаменим в лицевой хирургии. А ещё одна столичная школьница Дарья Екимова изобрела дешифратор языка глухонемых.

Так что тот день, когда дети будут заниматься научной и творческой деятельностью наравне со взрослыми, вовсе не так далёк, как кажется.

Хороша ли такая нагрузка для эмоционального состояния ребёнка? Вопрос спорный. Но с чем действительно можно согласиться – жизнь взрослых людей точно так же становится всё более трудоёмкой, и в будущем от человека потребуется ещё больше интеллектуальных усилий для поддержания профессиональной деятельности.
29.01.2016 11:12:47

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
[удалено автором темы] 29.01.2016 13:51:29, Lanesh
Хотелось бы, чтобы так все и было. Все-таки сейчас мне нравится современные школы намного больше, чем те которые были 20 лет назад, возможность у детей развиваться становятся все больше 03.02.2016 13:22:00, Tgs
Тут все просто современная школа интереснее, и она учит детей не зубрежке, а развитию, в этом и есть главное отличие. Многие школы представляют ученическое самоуправление, а это еще и обучение ответственности и умению принимать решения 03.02.2016 13:33:34, Самойлова Карина
Это да, важен простор для развития воображения и навыков ответственности, а выученная наизусть таблица Менделеева не сделает ребенка умнее 04.02.2016 13:56:51, Tgs
именно и не может не радовать тот факт, что именно на развитие способностей сейчас многие учителя работают, конечно остаются оценки и какие-то точки отсчета, но это уже не панацея 04.02.2016 13:58:40, Самойлова Карина
Очень хочется верить, что современные школы именно такие, еще больше хочется верить, что школы будущего такие как здесь написано, что детей ждет много интересного 05.02.2016 14:31:11, Tgs
а тут не надо особо верить, тут достаточно просто посмотреть, что и как на самом деле. смотришь и радуешься сколько всего сейчас есть у школьников, и что учителя этим пользуются 05.02.2016 14:33:43, Самойлова Карина
да, на школу сейчас приятно смотреть, но это же мы говорим не про всю страну пока что, а только про крупные города, поэтому и говорю хочется верить, что все школы будут такие 06.02.2016 14:04:05, Tgs
главное, чтобы не смотреть было приятно, а учиться было хорошо, и учили нормально и для детей все было 06.02.2016 14:08:18, Королькова Марина
ну когда-то в любом случае будут, конечно жаль, что школы в региона сильно отстают от столичных, но все-таки они выглядят сейчас совсем не так как 30 лет назад, прогресс есть и он виден 06.02.2016 14:13:00, Шпаков Олег
это да, конечно они не такие как 30 лет назад, там и кормят теперь совсем по другому, и учебный процесс тоже совсем не такой как раньше, хорошо теперь во многом 06.02.2016 14:20:37, Самойлова Карина
все меняется и это хорошо, так и должно быть! Образование не должно стоять на месте, и это сейчас видно, и дополнительное образование хорошо сейчас выглядит, многое бесплатно 06.02.2016 14:23:57, Шпаков Олег
У детей сейчас большие возможности благодаря технологиям, а это конечно должно порождать и новые секции и проекты и все прочее, и соглашусь, что современная школа выглядит намного интереснее, чем постсоветская 03.02.2016 13:31:39, Королькова Марина
возможности у них не только благодаря технологиям, но и большому количеству разнообразных секций дополнительного образования и программам, которые выбирают школы и учителя 04.02.2016 13:59:50, Самойлова Карина
Конечно, но не стоит недооценивать технологии в образование, все-таки благодаря им у многих ребят есть возможность работать и с 3д технологиями и прочими новшествами 04.02.2016 14:01:19, Королькова Марина
согласна технологии делают учебу интереснее и многие материалы стали доступнее 05.02.2016 14:32:20, Tgs
технологии много что делают интереснее, но важнее, что они упрощают многие задачи, на которые раньше тратилось слишком много времени, и хорошо, что и в школах сейчас так, все-таки прогресс он должен быть везде и пользоваться надо им 06.02.2016 14:11:20, Шпаков Олег
да, много всего экономишь в том числе и деньги, ну и например, электронные учебники очень облегчали в прямом смысле рюкзаки и жизнь детей 06.02.2016 14:14:39, Tgs
важно качество образования, а вес рюкзака дело второе, и я за электронные учебники не потому что они легче рюкзак делают, а потому что они функциональнее и удобнее 06.02.2016 14:15:58, Самойлова Карина
я с вами согласна, технологии очень облегчают процесс усвоения материала 05.02.2016 14:48:09, Самойлова Карина
технологии на то и технологии, что они многое упрощают, но кроме упрощения у них есть хорошее свойство, расширения возможностей, дети сейчас имею доступ в интернет могут найти практически все, и изучить многие вопросы не прибегая ни к чьей помощи 06.02.2016 14:06:19, Королькова Марина
я с вами согласна, технологии очень облегчают процесс усвоения материала 05.02.2016 14:48:11, Самойлова Карина
На картинке слева мальчик сам сделал модель самолёта. На картинке в центре мальчик тупо нажимает на кнопки игрушки. Это регресс, а не прогресс.
Кроме того, что значит навык, который пригодится в дальнейшем? Это разве не навык творчества, который развивается от простого к сложному? Если это что-то конкретное, то технологии развиваются так быстро, что, пока ребёнок окончит школу и сможет работать, его знания устареют. То есть если кружок допобразования воспитывает творческие способности на примере конкретной деятельности, интересной ребёнку - это одно, но говорить родителям, что дети там получают конкретные навыки для профессии - это обман. Поэтому раньше в России уделялось особое внимание базовому систематическому образованию, а узкого специалиста из него уже делало на этой базе предприятие, которому нужен специалист.
Второй вопрос. Учитель - не наставник, а "проводник информации". А кто эту информацию разрабатывает? Если все будут уметь только искать информацию, то кто будет совершать открытия, делать новые изобретения? Или будут обучаться элитарии отдельно, и вечные потребители - отдельно?
09.02.2016 00:47:26, Trotter

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!