Паром из Хельсинки в Стокгольм и обратно. Музеи и парки столицы Швеции и Финляндии

По Стокгольму – на велосипеде: Васа-музей, Скансен и еще 9 музеев. Где погулять в Хельсинки

Совсем недавно мы вернулись из поездки по маршруту Москва-Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки-Москва. Путешествовали вдвоем — я и 19-летняя дочка. Финляндию мы знаем и любим давно. 18 лет назад я полгода работала в Хельсинки и жила там со всей семьей. Потом мы с дочкой несколько раз ездили в Хельсинки в гости к финским друзьям. В общем, в Хельсинки мы ехали почти как домой.

Из Хельсинки в Стокгольм – на пароме

А вот в Швеции дочка никогда не была, моё же весьма условное знакомство с этой страной ограничилось однодневным круизом на пароме в Стокгольм из Хельсинки 18 лет назад. Через турфирму «Паромный центр» мы заказали билеты на поезд Москва-Хельсинки и обратно, билеты на паром «Силья Серенада» Хельсинки-Стокгольм и обратно, гостиницы в Стокгольме и Хельсинки.

До Хельсинки на поезде, до Стокгольма на пароме

В 23-00 28.07.14 мы сели в поезд «Лев Толстой», поразивший новыми вагонами, чистотой, подарками от РЖД (дорожные наборы, пакеты с едой, бутерброды). В четырехместном женском купе ехали втроем.

В Хельсинки нас встретили друзья. Мы сразу же отправились на терминал паромной линии, зарегистрировались, получили электронные ключи от каюты (каюту нам дали классом выше, чем была нами приобретена, с окнами на Променад — внутреннюю «улицу» парома). До начала посадки мы успели пообедать на Рыночной площади (тут же, в порту), покататься на колесе обозрения (за 5 кругов мы обфотографировали всю панораму Хельсинки), погулять по любимому островку Тервасаари.

В 17-00 паром отправился в путь. Мы с верхней открытой 12-й палубы любовались видами Хельсинки, фотографировали, потом походили по магазинам, поужинали в одном из кафе, посмотрели прямо из окна своего номера выступление веселых акробатов на Променаде, а потом до самого заката гуляли по открытой 7-й палубе, наслаждаясь морскими воздухом и видами.

в Стокгольм – на пароме, отзыв

Утром я проснулась очень рано, выскочила на палубу. Красота: островки с красными домиками, скалы, сосны, маяки, чайки! Прошли два острова с погибшими деревьями, жутковатое впечатление. С утра уже жарко, небо ясное.

Купили на стойке информации трёхдневные Стокгольмские туристические карты, дающие право бесплатного проезда на всех видах городского транспорта и бесплатного посещения 80 музеев. Карточку можно было купить и через интернет в Москве, со скидкой, но я как-то не решилась (не знала, удобно ли будет её потом получить). К карточке прилагается карта Стокгольма с описанием всех мест, которые можно посетить бесплатно или со скидками по этой карточке.

В 9-30 мы прибыли в Стокгольм. Быстро добрались на метро до гостиницы Scandic. Кстати, от каюты и до номера в отеле мы ни разу не поднимали чемодан, только везли на колесиках — так все здорово устроено.

Отель находится в самом центре, на пересечении улицы Кунсгатан и главной пешеходной улицы Дроттнингатан. Плюс — до всех достопримечательностей близко, минус — очень шумно по ночам. Окна номера (на 5-м этаже) выходили прямо на «Макдональдс», который, похоже, является в столице Швеции весьма тусовочным местом — ночь напролёт там пели, смеялись, кричали, играла музыка. А за углом, на Дроттнингатан, виолончелист до поздней ночи играл все одни и те же четыре мелодии.

Музей истории Средиземноморья и Музей танцев в Стокгольме - рекомендую!

Но всё же для нас плюсы (об одном из них мы узнали вечером) перевешивали минусы. Номер скромный, но есть все необходимое (включая вай-фай), вкусные завтраки по системе шведского стола. Разложив вещи (в гостиницу нас поселили сразу, в 10-00, хотя время заселения было указано 15-00), мы отправились в Старый город, к Королевскому дворцу. Осмотрели королевские апартаменты, немного понаблюдали за разводом караула, но тут вдруг разразилась гроза, и нам пришлось спрятаться в музее Нобеля.

Музеи и парки столицы Швеции

Если о Королевском дворце наши мнения с дочкой совпали (интересно, посетить необходимо), то музей Нобеля дочке понравился, а мне показался несколько скучноватым и бессистемным. Но, в любом случае, он спас нас от дождя, т.к. зонтики и дождевики, посмотрев на ясное утреннее небо, мы оставили в гостинице (это был единственный случай за всю поездку, когда они могли нам понадобиться).

Итак, мы переждали пик дождя в музее Нобеля, а потом под оставшимися каплями перебрались в Кафедральный собор. Очень красиво, величественно. И приятно, что при входе есть информационные листовки на английском и русском языках (и не только на них), где дан план собора с описанием всех достопримечательностей.

Далее мы отправились в церковь Риддархольмена, где похоронены многие шведские короли, включая Карла XII. Дождь закончился, снова светило солнце. Мы сильно проголодались и немного устали, поэтому, вернувшись в новый город, зашли в «Пицца-Хат», заплатили по 95 крон за ланч-буфет и немного отдохнули, поедая салаты, пиццу и пирог с шоколадом. Сверились с картой, и дочка пожелала посетить еще два музея — танцев и средневекового Стокгольма.

Честно признаюсь, сама бы я в Музей танцев вряд ли пошла. И очень зря! Этот музей мне, пожалуй, понравился больше всего из тех, что мы увидели в первый день! Экспозиция сделана очень грамотно, тут можно не только многое увидеть (танцевальные костюмы, маски, макеты балетных декораций и т.д.), но и услышать соответствующую танцевальную и балетную музыку. Весь нижний (подвальный) этаж посвящен Дягилевскому балету, там богатейшая экспозиция костюмов.

Что посмотреть в Стокгольме

Судя по карте, совсем рядом, за углом, находился Музей средневекового Стокгольма, куда мы и отправились, воодушевленные встречей с танцем. Входим. Видим большие залы, древнегреческие вазы, египетские папирусы, мумии. Чувствуем, что попали куда-то не туда. Сверяемся с планом... Точно! Мы по ошибке попали в совсем новенький, открытый только в этом году Музей истории Средиземноморья!

Замечательный музей! Такого количества мумий людей и животных я нигде еще не видела! Богатая экспозиция всевозможных предметов античности, фаюмские портреты и много-много всего интересного как для детей, так и для взрослых. Мы с дочкой радостно составили имена всех близких из египетских иероглифов на специальной магнитной доске, потом подумали о вечном, затаившись в месте для уединения у стенда с иранскими скульптурами.

По Стокгольму на велосипеде

После Средиземноморья и предыдущих пяти музеев сил у нас не осталось, поэтому встречу со Средневековьем решили отложить на другой день. В восьмом часу, усталые, направились к отелю, чтобы передохнуть, а потом еще немного погулять по вечернему Стокгольму. Подошли мы к стойке reception, чтобы узнать пароль вай-фая, и вдруг я увидела стоящие на площадке лестницы два велосипеда.

Стокгольм, достопримечательнсоти

Оказалось, это гостиничные велосипеды, их всего два, постояльцы могут их брать и бесплатно кататься, сколько хочешь. Если, конечно, другие не возьмут раньше. Куда делась наша усталость! Закинув в номер вещи и переодевшись, мы взяли велосипеды и спустились на лифте на улицу. О, горе! Мы не достаем до седла! Не знаю, кто на них катался до нас, но седло было поднято выше наших, так сказать, физических возможностей сантиметров на двадцать. И опустить его без отвертки невозможно.

В общем, я осталась с велосипедами на улице, а дочка пошла в гостиницу просить отвертку. Английский она знает неплохо, но как будет «крестообразная отвертка» по-английски, не знала ни она, ни я. Минут через семь дочь вернулась, но не с отверткой, а с чернокожим механиком, которого ей выделили на стойке reception. Еще через пять минут седла были опущены, и мы, счастливые до невозможности, отправились в путь.

Я очень люблю велосипедную езду. А тут еще такая красота вокруг, заходящее солнце, мы мчимся мимо Королевского дворца, заезжаем на крошечный островок с музеями современного искусства и дизайна (их мы посещать не стали, нам хватило тех объектов, что были вынесены на улицу), потом по самой фешенебельной набережной Стокгольма — до острова Юргорден. Два с лишним часа пролетели как единый миг. Слегка заблудившись (спросили дорогу у шведской велосипедистки), усталые, но счастливые, мы вернулись домой.

Я — не просто жаворонок, а жаворонок среди жаворонков. В половине шестого уже проснулась. К счастью, в нашем совсем небольшом номере было огромное окно с широким низким подоконником, на котором лежал мягкий матрасик и подушки. Там, отгороженная от спящей дочки плотным занавесом, я могла спокойно читать и смотреть на стокгольмские крыши. Мне всё время казалось, что на одной из них живет теперь разбогатевший Карлсон...

Ночью и ранним утром шел дождь, но к семи утра, когда проснулась дочка, тучи разошлись и засияло солнце. Шведский стол нас вполне удовлетворил (особенно меня — взбитые сливки). Велосипеды нас послушно дожидались. Замечу, что по своей туристической карточке мы могли сходить на бесплатную экскурсию на русском языке по Старому городу и съездить на двухчасовую бесплатную велосипедную экскурсию на английском. Но мы решили этого не делать: велосипеды у нас и так есть, необходимые исторические сведения мы заранее почерпнули из путеводителей и книг, так что да здравствует свобода!

В 8-15 мы вывели велосипеды на улицу и отправились на остров музеев Юргорден. Островом музеев он стал не очень давно, а когда-то это были охотничьи королевские угодья. Впрочем, и сейчас остров — это не только музеи, но и чудесные виллы, огромные парковые территории, сотни птиц (и очень мало людей).

В первую очередь мы отправились в Васа-музей, где можно увидеть огромный корабль «Васа», построенный и затонувший в XVII веке. Музей производит грандиозное и мрачное впечатление. Меня помимо самого корабля поразили прекрасно выполненные восковые торсы тех, кто погиб на корабле.

Что посмотреть в столице Швеции

Васа-музей — жаворонок среди музеев. Он открывался в 8-30. А остальные музеи на Юргордене — в 10-00 или в 11-00. Поэтому у нас было время просто покататься по острову, распугивая стаи вездесущих канадских гусей и наслаждаясь свежим воздухом и деревенскими пейзажами. Мы объехали восточную и центральную часть острова, а потом вернулись в Северному музею.

Этот музей — обманщик. С виду очень красивый, напоминающий то ли дворец, то ли храм, внутри он меня разочаровал. Экспозиция показалась бедноватой и какой-то случайной. Потом по желанию дочки поехали в Биологический музей (все музеи рядом). Он совсем небольшой, флора и фауна Швеции представлена единой панорамой, которую можно рассматривать с различных ярусов музея. Мило, но и в подметки не годится даже нашему Зоологическому музею МГУ, не говоря уже о Тимирязевском или Дарвиновском музеях.

Что посмотреть в Скансене

Далее нас ждал музей под открытым небом Скансен. Вот тут можно провести даже не один день всей семьей! «Швеция в миниатюре» — так иногда его называют, только нужно добавить, что в Скансене вы совершаете путешествие не только по территории Швеции, но и по её истории.

Конечно, наш осмотр был просто ознакомительным. Мы зашли в дом 30-х годов 20-го века, пообщались с его обитательницами (все работники музея одеты в соответствующие эпохе костюмы), потом посетили пекарню (поели вкуснейших только что испеченных булочек), гончарную мастерскую.

На территории Скансена расположен еще один туристический объект — «Скансен-Аквариум». Вот почему он — аквариум, я не поняла. Рыбки, конечно, там были, но далеко не только рыбки. В общем, по нашей карточке мы прошли сначала на территорию, где за стеклом сидели разные обезьянки, игуаны и т.д. Восхищаясь обезьянками и фотографируя их, мы плавно перешли в другое помещение, я стала оглядываться в поисках стекла и сидящих за ним животных и чуть не наступила на... парочку лемуров. Их тут было с дюжину! Ничем не отделенные от посетителей, они отдыхали на дорожках, а один маленький лемурёнок вдруг очень заинтересовался моей дочкой, подбежал к ней, схватился за её ногу. Дочка, конечно, умилилась, протянула ему руку, он стал её облизывать и слегка покусывать. В общем, полный восторг!

Музеи и парки в Стокгольме

В «Скансен-аквариуме» было много животных, и за стеклом, и без стекла. Мне, кроме лемуров, очень понравились крошечные разноцветные лягушечки (за стеклом) и обезьяны, висевшие прямо над нашими головами. А флегматичную игуану, устроившуюся прямо на дорожке, один зазевавшийся турист чуть не раздавил.

Велосипеды мы обещали отдать в 14-00, да и силы наши уже были на исходе. Поэтому на животных Швеции, гуляющих в вольерах, мы смотрели лишь «по ходу». Если когда-нибудь доведется опять посетить Стокгольм, посвятим целый день Скансену. А пока мы вернулись в гостиницу, сдали велосипеды, пообедали в кафе (в основном в Швеции мы питались разнообразными салатами), немного отдохнули.

Ближе к вечеру уже на трамвае вновь приехали на Юргорден. Там нас ждали Юнибакен — мир Астрид Линдгрен и парк развлечений. Да, с миром Астрид Линдгрен получилось смешно. Две взрослые тёти пришли туда, куда нормальные люди водят детей дошкольного и младшего школьного возраста (там крошечные домики с героями Линдгрен, горки, паровозики и т.д.). Посмеялись и направились в парк развлечений. Тут тоже особого удовольствия не получили — масса народа. Меньше, конечно, чем в парижском Диснейленде в прошлом году, но вполне достаточно, чтобы отбить охоту к развлечениям. Постреляли мы в тире и пошли потихоньку пешком к центру.

Старый город Стокгольма, тур по каналам и SkyView

С утра мы отправились в Старый город, побродили по пустым еще улицам. Затем посетили Национальный музей. Его основное здание на реконструкции, но в другом здании можно увидеть много произведений старых мастеров, импрессионистов, представителей современного искусства. Мне очень понравилась экспозиция.

Куда сходить в Стокгольме

Вспомнили мы и о музее средневекового Стокгольма, но, как ни смешно, не смогли его найти! В описании было сказано, что вход в него — под старым мостом. Мост нашли, а вот вход в музей — нет. Впрочем, признаюсь честно, к этому моменту мы так были переполнены музейными впечатлениями, что не очень-то и искали.

Решив, что с музеями покончено, мы отправились в «Королевский тур» по каналам. Экскурсия на русском языке, комфортабельный кораблик, чудные виды за окном — что может быть лучше! 50 минут отдыха и новых впечатлений.

После речной прогулки мы отправились на метро на станцию «Глобен». Там находится крупнейшее в мире сферическое здание (концертная арена) SkyView, по крыше которого по рельсам движется стеклянная круглая кабинка. С высоты 130 метров открывается потрясающий вид на Стокгольм и его окрестности. Очень интересно!

Речные прогулки по Стокгольму

Рядом расположены торговые центры, где мы пообедали и побродили по магазинам. Потом знакомились с оригинальными станциями стокгольмского метрополитена. Дочке они понравились, а мне не очень. Вышли на дальней станции, долго гуляли по вечернему Стокгольму.

Прогулка по острову Юргорден

Кончился срок действия туристической карточки, кончился наш транспортно-музейный коммунизм. С утра мы походили по магазинам, а после довольно раннего обеда отправились на так полюбившийся нам остров Юргорден. Когда шли мимо Королевского дворца, удивились невиданной толпе, облепившей набережную и мост. Оказалось, все ждут начала гей-парада. Интересное совпадение — дело было 2 августа, когда у нас в Москве тоже был праздник — день ВДВ.

Мы не стали ждать начала гей-парада, нас ждал Юргорден. С собой мы прихватили булки и хлеб для гусей и других птиц, в изобилии проживающих на острове. Мы обошли весь Юргорден по периметру. Кормили канадских гусей, уток, лебедей с большими серыми неуклюжими лебедятами. По пути видели озеро, где живут цапли и маленькие черные уточки.

А еще, совершенно неожиданно, за тоненькой проволочкой, натянутой вдоль тропинки, по которой мы шли, мы увидели лежащих на расстоянии протянутой руки... зубров! Правда, зубры, на мой взгляд, какие-то мелковатые, но всё-таки страшные и лохматые. А проволочка — под током, проверено на себе.

По Стокгольму – на велосипеде

Прогулка получилась великолепная: по пути отдыхали в самых живописных местах, любовались виллами богатых шведов, внимательно осмотрели территорию дворца принца Евгения (там теперь картинная галерея). Вернувшись к вечеру в отель, увидели следы гей-парада: на улицах мусор, много странно одетых людей, в том числе разъезжающих под звуки громкой музыки в открытых автомобилях. Один из таких автомобилей с веселыми пассажирами долго стоял прямо под нашими окнами, заглушая уже привычные виолончельные пьесы оглушительным роком. Выспаться в эту ночь мне не удалось — сначала звуки «народного гуляния» мешали, а к утру разразилась страшная гроза.

Из Стокгольма в Хельсинки

Итак, наш последний день в Швеции начался с грозы. В этот день мы никуда не торопились — собирались, отдыхали, освободить номер мы должны были в 12 часов. Сдав вещи в камеру хранения, погуляли по городу, пообедали, забрали вещи и к 15-00 прибыли на терминал парома. Быстро прошли регистрацию. Удивительно, но нам опять дали каюту классом выше, чем была нами оплачена! Опять на 8-й палубе, с окнами на Променад. Но при этом еще и последнюю (в кормовой части), а, следовательно, с окном, выходящим на кормовое огромное окно с видом на море! И с практически персональным спуском на открытую седьмую палубу!

Где поездить в Стокгольме на велосипеде

Паром отправлялся в 17-50, мы немного отдохнули, на носу 12-й палубы, помахали рукой остающемуся за бортом Стокгольму, поужинали, купили сувениры и сладости в магазинах такс-фри. До заката солнца гуляли по палубе. Видели, как пожарный вертолет тушит лесной пожар. Познакомились с семьей из Кувейта и стайкой веселых постоянно фотографирующихся японок.

Понятное дело, с раннего утра я ходила по открытой палубе. В Хельсинки паром пришел в 9-55. В половине одиннадцатого мы пришли в отель Radisson Blu Plaza (он прямо возле железнодорожного вокзала). Полоса везения продолжалась: несмотря на то, что заселить нас должны были в 15-00, нам сразу же предложили номер! Великолепный номер, гораздо больше и лучше, чем в Стокгольме! Разложив вещи, мы отправились в порт, сели на кораблик и поехали в Суоменлинна (Свеаборг).

Места нам хорошо знакомые. На острове зашли в продуктовый магазин, купили салаты, йогурты, фрукты. Дошли до береговых скал, где у моря расположились на отдых и обед. Как потом нам сказали друзья, в этот день был побит температурный рекорд нынешнего лета, а еще он оказался на втором месте по жаре за весь период метеонаблюдений. Очень скоро мы это почувствовали на себе. Пришлось бежать с жарких камней в сырые казематы.

Суоменлинна, Хельсинки

Нагулявшись по крепости, мы вернулись в Хельсинки, сходили в хорошо нам знакомый магазин за продуктами к ужину. В номере у нас был чайник, чай разных сортов, кофе, шоколад. Копченый лосось, овощи, сыр — что еще надо в жаркий день? В отличие от стокгольмского отеля, в Хельсинки было очень тихо, только комары нарушали наш сон, но и они были достаточно деликатны — кусались, но не жужжали.

Экскурсия по Порвоо и дача на Балтийском море

Девятый день нашего путешествия мы провели с друзьями. Сначала отправились на машине в древний город Порвоо (XIV век). Небольшой (население менее 50 тысяч человек) город в 50 км от Хельсинки особую известность получил потому, что именно там в 1809 году наш Александр Первый созвал сейм, давший автономию Финляндии.

В Порвоо мы сразу же взяли в туристическом центре проспекты с картой города и проложенным на ней маршрутом с описанием достопримечательностей (для нас с дочкой — на русском языке, для друзей — на финском). Исторический центр города небольшой, минут за сорок мы не торопясь обошли все достопримечательности (ратуша, кафедральный собор, дом епископа, чёртова лестница и т.д.), по пути заходили в милые маленькие магазинчики. Посидели на досках старого причала, подкрепились предусмотрительно захваченными друзьями бутербродами и фруктами. Потом совершили экскурсию по реке Порвоо на смешном кораблике «Фредрика». Экскурсия была на финском, но подруга переводила, так что с городом мы познакомились хорошо.

Что посмотреть в Хельсинки

Следующий пункт нашей программы — дача друзей. Красота! Берег моря, камень-скала в тростниках, на котором стражем сидит белоснежная чайка, причал. Огромные сосны, гигантские валуны. И кругом — заросли черники. Пока друзья готовили обед, мы взяли кувшины, вышли за пределы дачного участка и в двух шагах от забора насобирали за полчаса литра три-четыре черники. И сами, конечно, наелись.

Вернулись на участок. Я зашла на деревянный мостик над морем и вспугнула стаю крупных рыбин, что нежились в прогретой солнцем воде. Пообедали и поехали на городской пляж (он километрах в двух от дачи). Невозможно поверить, что мы — на севере Европы! Жара, белый песок, вода как парное молоко! Из моря, сурового Балтийского моря, не хотелось вылезать!

Достопримечательности Хельсинки и окрестностей

На велосипеде по Хельсинки - неудачно

На этот день у нас было запланировано посещение музея под открытым небом Сеурасаари, желательно — на велосипедах. И, казалось, нам опять повезло — все пять велосипедов отеля были свободны! В Стокгольме мы просто записывали в тетрадочку на стойке reception время, когда взяли и сдали велосипеды и свою фамилию. Здесь же девушка-администратор заполнила специальную форму и предупредила, что в случае поломки велосипеда мы должны будем заплатить отелю 400 евро. Замечу, что в отличие от блестящих стокгольмских велосипедов, хельсинские были пыльными и какими-то неухоженными.

Итак, мы едем на велосипедах вдоль проспекта Маннергейма по велосипедной дорожке. Утро, прохожих и велосипедистов мало. К счастью, я ехала на небольшой скорости. К счастью, я в Москве постоянно езжу на велосипеде, да и вообще у меня очень быстрая реакция. Потому что, когда мы отъехали от гостиницы километра на 3-4, вдруг раздался сильный треск. Я инстинктивно перенесла тяжесть тела на педали, велосипед пошел юзом. Мне удалось не упасть. Остановившись, я обнаружила, что велосипед остался без седла! Оказалось, седло крепилось на одном единственном болте толщиной в мой мизинец, и болт этот разломался пополам!

Расстроенные, мы отправились в отель. Дочка переживала, что нас заставят платить, но я была уверена в том, что нашей вины в случившемся нет — напротив, виноват тот, кто должен был осуществлять технический контроль и отвечал за безопасность людей, взявших велосипед. Что, впрочем, сразу же и безоговорочно признали и работники отеля, которым мы отдали велосипед. Они принесли нам свои извинения, предложили другой велосипед. Но после случившегося велопрогулки нас уже не прельщали. Как, впрочем, и путешествие на Сеурасаари другим способом. Когда мы в 10 часов утра вернулись в отель, на табло одного из зданий высвечивалась температура воздуха 34 градуса. В общем, этот день мы посвятили неспешным прогулкам по городу и магазинам, отдыху в отеле и занятиям в спортзале.

Отдых в Хельсинки

Интересный момент: вечером, гуляя по знакомым местам, неподалеку от залива Тёёлёнлахти мы увидели странный памятник: что-то написано по-фински, затем — большой список имен, сверху — знак радиационной опасности и дата — 1.07.2010. Дочка предположила, что в этот день в Финляндии случилась какая-то авария на атомной электростанции, но я точно знала, что такого не было. Сфотографировали памятник и решили завтра спросить о нем у финских друзей. Но исследовательский зуд не давал нам покоя. Да здравствует интернет и гостиничный вай-фай! Расследование показало: это — памятник эгоизму. А точнее — тем депутатам, которые голосовали «за» ядерную энергетику! Поставлен памятник Гринписом.

Где купаться в Хельсинки. Парк Кайвопуйсто

Одиннадцатый день мы провели в гостях у друзей, только были не на даче, а в их доме в городе Вантаа. Что сказать об этом дне? Он был прекрасен, как прекрасен любой день, проведенный с близкими по духу людьми, с которыми давно не виделся. Я общалась с подругой, дочка слушала музыку и говорила о музыке с сыном и сестрой моей подруги. Вкусная домашняя еда, свежий воздух, упражнения на батуте (неловкие наши прыжки и акробатические этюды сыновей подруги), прогулка вдоль речки Вантаа. В общем, мы даже не заметили, как быстро пробежало время!

Куда сходить в Хельсинки

На следующий день по традиции до 12 часов (время сдачи номера) мы провели в отеле — дочка сходила в спортзал. Я читала, смотрела телевизор, собирала вещи. В 12-00 сдали чемодан в камеру хранения, пообедали и отправились в парк Кайвопуйсто. Так получилось, что в последний раз мы там гуляли еще в период жизни в Финляндии, а карту Хельсинки я на последнюю прогулку с собой не взяла. Вот мы немного и промахнулись с улицей и неожиданно вышли прямо к незнакомому пляжу. Полное ощущение, что мы не Финляндии, а где-нибудь на Средиземном море: жара, синее море, купающиеся люди. Ну, потом и Кайвопуйсто нашли, погуляли, посидели в тенечке, потихоньку пошли к отелю.

Что посомтреть в Хельсинки и в Стокгольме

В 17-52 «Лев Толстой» повез нас домой. Мы ехали вдвоем в четырехместном купе, с подарками от РЖД и кучей воспоминаний...

Заканчивая свой рассказ, я осознаю, как мало удалось мне сказать о том, какое это было замечательное путешествие. Полностью согласна с Олегом Митяевым: «Лето — это маленькая жизнь!». И тысячу раз согласна с Пржевальским, утверждавшим, что жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать. Больше скажу: по-моему, во время путешествия каждый день — это маленькая жизнь. Но для того, чтобы рассказать об этом, нужно быть талантливым писателем. А мне не удалось и не удастся, конечно, поведать вам, как пахло сосной и морем на даче в Порвоо, как пронзительно кричали чайки над Балтикой, каким нежными были закаты, каким жарким — скандинавское солнце...