Содержание:

Малыш родился... Сделал первые шаги... Сказал первые слова... Как быстро летит время! Вот и школа. Сколько надежд и волнений связано с этим словом... Сделаем так, чтобы школьные впечатления ребенка не омрачились страхом, неудачами, обидами...

К содержанию

Чего хотят родители?

Естественно, родители хотят, чтобы их ребёнок учился в школе, способной дать глубокое, всестороннее образование, подготовить к поступлению в престижный вуз, где он приобретёт интересную, востребованную обществом профессию, обеспечив себе высокое качество жизни.

К содержанию

Чего хочет школа?

Любая школа, которая заботится о своём престиже и статусе, заинтересована, прежде всего, в способных, интеллектуально развитых детях. Именно эти дети составляют "интеллектуальное ядро школы": с ними интересно работать, они организуют интересную школьную жизнь, одерживают победы на всевозможных олимпиадах.

К содержанию

Слабый ребенок в сильной школе?

Пытаться пристраивать в школу с повышенными требованиями ребёнка, который не сможет справиться с умственными нагрузками, не только не имеет смысла, но и может нанести ребёнку психологическую травму: он будет чувствовать себя не в своей тарелке среди детей, которые с лёгкостью делают то, что ему недоступно. Гарантия поступления не сделает автоматически вашего ребёнка успешным учеником.

К содержанию

Составляющие одной цепи

Составляющие интеллекта формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. По оценке специалистов, "к шести годам интеллектуальное развитие осуществляется более чем на треть, к восьми — на половину, а к двенадцати годам на три четверти". (Н.С. Лейтес)

Существует зависимость между успеваемостью по конкретным предметам и уровнем развития отдельных видов — "звеньев" интеллекта.

  1. Первое звено — это интеллект, связанный со способностью работать со словесной информацией (вербальный интеллект). Именно это умение во многом определяет успешность ребенка в изучении гуманитарных дисциплин, таких как литература, история.
    И здесь важен и словарный запас ребенка, и умение выделять мысль в частях текста и в целом, умение излагать свои мысли устно и на письме. С помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.
  2. Второе звено — пространственный интеллект. Без развития этой способности невозможно изучение геометрии, географии, биологии...
  3. Третье звено — это интеллект, связанный с символическим, графическим материалом (формально-символический интеллект). С первых дней поступления в школу от бывших дошкольников уже требуется умение использовать разные знаково-символические средства (цифры, буквы, схемы и т.д.). По мере обучения в школе, с началом изучении математики, а далее химии, физики, алгебры важность этих умений возрастает.

Связующей нитью этой цепи является развитое мышление. Необходимо научить ребенка умению выделять главное и частное как в математической задаче, так и в учебном тексте параграфа, прослеживать связи между явлениями, делать выводы — без этих навыков можно "закопаться" и в математической задаче, и в любом тексте, а тема сочинения будет, как правило, не раскрыта. Мышление можно и нужно развивать, причём как "технарям", так и гуманитариям. Это универсальный навык.

Из этих звеньев складывается цепочка, оберегающая ребёнка от перегрузок и стресса. Обучение становится лёгким для ребёнка, с большинством интеллектуальных задач он может справиться самостоятельно, поэтому чувствует гордость за свои успехи и получает удовольствие от учёбы.

К содержанию

Что делать?

В настоящий момент существуют различные методики, развивающие эти звенья интеллекта — необходимые качества успешной учебы. Данные методики разработаны и успешно применяются в Образовательном центре "Аристотель".

После предварительного собеседования с ребенком в соответствии с его индивидуальными особенностями и личностными качествами подбирается индивидуальная программа. Обучение ведется по следующим направлениям.

  1. "Русская словесность" — комплекс программ, направленных на развитие речевых навыков, умения работать с текстовой информацией, развитие письменной речи (включая формирование языкового чутья).
  2. "Математический интеллект" — комплекс программ, направленных на формирование приемов логического мышления, умения работать с символьным материалом, развитие пространственного мышления.

Все применяемые в центре методики зарегистрированы в Российском авторском обществе и с успехом применяются в Москве уже пятнадцать лет.

Светлана Владимировна Якушева,
научный руководитель Образовательного центра "Аристотель"