Содержание:

Начать процесс обучения ребенка работе с символической информацией необходимо задолго до изучения им букв и цифр, которые по сути своей являются теми же символами, абстрактными и далекими от наглядности. Можно даже сказать, что буквенные и цифровые символы относятся к разряду сложных символов, поскольку их внешний вид абсолютно ничего не говорит их пользователю о той информации, которую символы в себе заключают.

Знакомим ребенка с символамиВнешний вид символа почти всегда довольно скуп: он не несет ярко выраженной информации о признаках предмета, а его элементы, как правило, нуждаются в предварительной раскодировке, успешное выполнение которой во многом зависит от способностей ребенка в области логического мышления и абстрактного видения.

Умение "читать" символы, расшифровывая их предписание, и самостоятельно создавать краткие, но емкие абстрактные послания целиком и полностью определено уровнем развития мышления маленького человека. Однако способности ребенка в области чтения и создания символов, как и любые навыки и способности, необходимо развивать постепенно.

Начните со знакомства с основными условными обозначениями, используемыми в привычных взгляду ребенка символах, которыми он наверняка пользуется в повседневной жизни, но не придает этому большого значения.

Например, все малыши переходят дорогу на зеленый сигнал светофора, по "зебре", рядом с которой стоит знак "Пешеходный переход".

Используя в качестве модели по изучению правил чтения символов простые символические послания (сигналы светофора, знаки дорожного движения, яркие ценники со скидками, знаки аптечных киосков, эмблемы машин "скорой помощи", знаки высокого напряжения) значение которых ребенку, скорее всего, примерно известно, можно разобрать основные правила создания символов. Они довольно просты. Ниже приведены основные, чаще всего используемые, условные обозначения.

Красный цвет часто используется в запрещающих и предупреждающих (информационных) знаках. Его яркость позволяет привлечь внимание к опасности, которая может угрожать пользователю знака. Перечеркнутая косая линия наряду с красным цветом говорит нам о запрете действия, предупреждает об опасности, грозящей при игнорировании запрета.

Желтый цвет предупреждает, информирует о возможностях, которые вот-вот могут открыться или которыми пользователь знака может воспользоваться. Восклицательный знак в сочетании с желтым цветом часто предупреждает о том, что нам следует ознакомиться с предложенной информацией.

Синий и зеленый цвета довольно спокойные и миролюбивые, поэтому они часто используются в знаках, разрешающих и поощряющих действия.

Знакомим ребенка с символамиПознакомив ребенка с правилами создания простых знаков, попробуйте привести примеры запрещающих, информационных и разрешающих (поощряющих действия) знаков, а также попробуйте по аналогии расшифровать незнакомые ребенку знаки того же рода. Например, в разряд запрещающих знаков могут войти: красный сигнал светофора, знаки "Купание запрещено", "Курение запрещено", "Вход с собаками (мороженным) запрещен" (часто размещенные на входе в магазины).

Восстановив в памяти образы знаков и место их расположения, можно попытаться грамотно оформить словесно их предписание, а после, на этапе закрепления информации, совместно расшифровать незнакомый ребенку знак "Движение тракторов запрещено" или знак "Осторожно, дети (на дороге)", используя знания о цвете знака и месте его расположения. Попытайтесь совместно ответить на вопросы, о какой опасности предупреждает каждый из знаков.

Аналогичным образом разберите с ребенком "по составу" знакомые ему информационные знаки ("Автозаправочная станция", желтый сигнал светофора, "Мойка автомобилей", "Телефон", "Пункт питания"), а после попытайтесь вместе ответить, о чем информируют нас оранжевые ценники в магазинах (сигнализируют о скидках).

В разряд изучаемых вместе с ребенком разрешающих и поощряющих действия знаков могут войти зеленый сигнал светофора, знак "Пешеходный переход", "Пешеходная дорожка", "Велосипедная дорожка". В качестве "бонусного" задания повышенной сложности можно предложить ребенку ответить на вопрос, что может означать знак "Поворот направо", и можно ли совершить поворот налево, если на дороге установлен этот знак.

Используя изученные знаки можно попытаться организовать игру в "Машинки по правилам". Просто расставьте по коридору вырезанные из картона знаки дорожного движения, известные ребенку, и начинайте движение на машинках. Победителем будет объявлен не тот, кто быстрее пришел к финишу, а тот, кто при этом соблюдал все правила дорожного движения. Однако сильно напирать на правила в этой игре излишне: чтобы увлечь ребенка работой с символами, рекомендуется дать крохе возможность, соблюдая все правила, достичь финиша первым.

После попытайтесь придумать собственные условные обозначения, определяющие основные запреты, информацию к размышлению и допущения во время, скажем, пребывания за столом, в гостях, на прогулке. Правила этикета запишите краткими обозначениями или придумайте знаки иного рода, а затем используйте в качестве подсказок для соблюдения правил другими членами семьи. Так, используя знак "Помой руки перед едой!" (изображение крана на желтом фоне), можно напоминать младшему братику о необходимости соблюдения правил гигиены.

Другие примеры заданий приведены в таблице ниже.

К содержанию

Изучение способа создания и чтения простых знаков и символов

Игра Содержание игры
Чтение символов
Кто под запретом? Нарисуйте на листе бумаги три кружочка, внутрь каждого из которых поместите изображение животного. Один из кружочков обведите красной каймой и попросите малыша угадать, кто же был наказан и поэтому не сможет пойти с хозяином в гости.
Что можно, а что нельзя во время болезни? Нарисуйте на листе бумаги несколько кружочков с изображениями мороженого, лимона, меда в баночке и лимонада со льдом в бокале. Кружочки с изображениями лимонада и мороженного обведите красной каймой, остальные — синей. Попросите ребенка, опираясь на знаки-подсказки, рассказать вам, что можно есть, а что нельзя есть во время болезни и почему.
Что взять с собой на дачу? Нарисуйте на листе бумаги несколько кружочков с изображениями лопаты, грабель, тяпки и красивых туфелек на каблучке. Попросите ребенка украсить кружочки с рисунками каймой соответствующего цвета, отвечая на вопрос, необходим ли каждый из предметов девочке на даче.
Визуализация символов
Создаем знак "Грязные руки за столом опасны!" Для создания знака малышу понадобится картонный круг (основа знака), вырезанное из бумаги изображение ладошек, клей и пара фломастеров красного (для запрещающей черты или каймы) и коричневого цвета (для придания рукам неопрятного вида). Усложняя малышу задачу, можно положить ему на стол изображения стоп, рожицы, фломастеры других цветов.
Создаем знак "Домашняя собака — друг человека, с ней можно играть!" Создаем поделку-аппликацию. Разложите перед малышом вырезанные из картона круг, изображения девочки с собакой, мальчика с кошкой, дерева и собаки, тюбик с клеем и цветные фломастеры (для каймы выбираем зеленый или синий цвет).
Создаем знак "Конфеты можно есть только после еды!" Разложите перед ребенком вырезанные из картона круги (основы знаков), изображение мальчика, который ест кашу, а рядом с тарелкой лежит конфета; изображение девочки, которая ест конфету, а рядом стоит полная тарелка с кашей; клей и цветные фломастеры. Закончив изготовление знака с желтой каймой, попробуйте из оставшихся заготовок смастерить знак "Есть конфеты до еды запрещено!". Подумайте, как изменится содержание и цвет каймы знака.

Знакомим ребенка с символамиЕсли малыш успешно овладел техникой чтения и создания простых (наглядных) знаков, он вполне способен усвоить смысл цифровых и буквенных обозначений, широкий смысл которых порой кроется в паре незамысловатых закорючек. И пусть буквы и цифры совсем лишены наглядности, но малыш знает, для чего используются символы и как с ними работать.

Не давая ребенку забыть эти важные правила, попытайтесь при обучении сконцентрироваться не на форме, а на смысле, заключенном в цифровых и буквенных символах, дайте ребенку понять, где их можно использовать и каким образом.

Так, процесс знакомства может начаться с узнавания букв и цифр в названиях, собственных инициалах, номерах квартиры, автобусных маршрутов и т.д. При знакомстве с цифрами важно дать ребенку понять, что цифра — символ количества, символ местоположения (в ряду, таблице), а не просто картинка. Поэтому тщательно пересчитывайте входящие в ее состав единицы, отдельно указав, что пустое место (отсутствие единиц) также может быть обозначено цифрой.

И только уяснив смысл создания (назначение) обозначений, можно двигаться дальше по пути узнавания и чтения буквенных и цифровых символов, их визуализации.