Отчего наши дети не радуют нас красивой осанкой? Почему молодеют "взрослые" болезни и уже перестали быть редкостью у детей остеохонодрозы, грыжи межпозвонковых дисков? Чем рискуют юные спортсмены? Что мы вообще знаем про себя, про ту же спину?

На эти и многие другие вопросы, волнующие родителей, сегодня отвечает главный мануальный терапевт России Анатолий Болеславович Ситель.

- Анатолий Болеславович, откуда берутся проблемы со спиной?

- Есть множество причин, передающихся по наследству. Во-первых, часть людей рождается с каким-либо недоразвитием костной системы - например, с полупозвонком или с отсутствием некоторых суставных отростков. Эти и другие отклонения являются первопричиной появления остеохондроза и его осложнений в раннем возрасте. Напомню, что остеохондроз - это дистрофический процесс в костной и хрящевой тканях, проявляющийся болями м ограничением движений. Ничего хорошего, как вы понимаете...

Во-вторых, наш способ появления на свет тоже, я вам скажу, не подарок. По данным специальной литературы 80-90% детей при рождении получают травматическое воздействие на позвоночник. Прохождение по родовым путям, возможные ошибки акушерки при принятии ребенка - все это "откладывается" на костной системе и спустя некоторое время проявляется. Лишь 10% новорожденных после всех этих испытаний остаются здоровыми в области спины!

И, наконец, третья причина. Вы удивитесь, если я скажу, что почти все прямоходящее человечество обречено на разную длину ног! Статистика говорит сама за себя - 90% детей такими рождаются. Глазу этого не заметно, но для скелета беда большая! Таз, с точки зрения прямохождения и силы тяжести Земли, должен располагаться строго симметрично. При разной длине ног в пояснице вначале образуется искривление позвоночника в сторону. А если разница в длине ног большая, то и в грудном отделе позвоночника образуется боковое искривление в противоположную сторону, а затем - S-образный сколиоз.

А что такое сколиоз - это боковое искривление позвоночника, ведущее к раннему появлению тяжелых осложнений. К 20-25 годам очень вероятно возникновение грыжи межпозвонковых дисков, которой "положено" проявляться никак не раньше пятидесяти. Кроме того, из-за искривления позвоночника смещаются внутренние органы, и постепенно начинаются их болезни.

- Можно как-то предотвратить подобное развитие событий?

- Если ребенок попадает к нам с разной длиной ног, мы ставим стельку под короткую ногу с целью выравнивания таза. Толщину и размер стельки определяет специалист. Любая самодеятельность здесь чревата необратимыми последствиями! А родители должны проследить за тем, чтобы стелька попала в каждую пару обуви, которую ребенок носит, - иначе все это не имеет смысла. При постоянном ношении стелек до 19 лет и выравнивании дуг сколиоза можно исправить перекос таза, вызванный разной длиной ног.

- А почему именно до 19 лет?

- Потому что именно тогда окончательно окостеневает скелет и лечение сколиоза становится бессмысленным.

- Наверное, не все знают, как "задуман" позвоночник природой, расскажите немного об этом.

- Когда ребенок начинает ходить, у него формируются физиологические изгибы позвоночника. В норме их два: "вперед" - в шейном и поясничном отделах и "назад" - в грудном и пояснично-крестцовом. Эти изгибы образуют уникальную спиралевидную форму позвоночника, благодаря которой он выдерживает в 18 раз больше веса, чем бетонный столб такой же толщины!

Представляете, как мудро все устроено! К сожалению, эти прекрасные исходные данные работают так не всегда. В результате многократных исследований было установлено, что сегодня человечество дефектно в этом отношении. Расплачиваясь за прямохождение, наша популяция пришла к тому, что 90-96% людей имеют сглаженные физиологические изгибы, а 6-10% наоборот - чрезмерно увеличенные изгибы, а это уже 1-я стадия остеохондроза позвоночника и межпозвонковые грыжи с трещинами. Если бы мы продолжали бегать на четвереньках - ничего этого не было бы. А встали на ноги - и незапрограммированные на вертикаль хрящи и позвонки стали сдавать, выходить из строя.

- Известна статистика отклонений в области спины у детей?

- Недавно мы проверяли одну английскую спецшколу. У 98% учеников с первого по десятый класс обнаружились сколиозы, требующие незамедлительной коррекции. Как я уже говорил, до 19 лет у ребенка можно многое поправить, и он войдет во взрослую жизнь без осложнений. Мы предложили этим детям бесплатное обследование и лечение. Знаете, сколько пришло? Пятнадцать человек на всю школу, в которой учится 600-800 детей - в большинстве своем больных, неблагополучных! Странное дело: родители, обеспокоенные образованием своих детей (спецшкола все-таки!) не сочли нужным беспокоиться по поводу состояния их позвоночника. Это очень тревожит.

- Вы упомянули школу. Как там обстоят дела с "факторами риска"?

- Да, действительно, причины многих болезней опорно-двигательного аппарата лежат в школьном расписании, бессмысленных нагрузках, психологически неприятном фоне и многом другом. Уже имеющиеся неполадки позвоночника в школе "крепнут", приводя к серьезным проблемам.

Безобразная школьная мебель, несомненно, приводит к нарушениям осанки. Дальше. Возмутительно заставлять детей сидеть за партой 40-45 минут неподвижно, особенно в начальных классах. Возникает напряжение мышц спины и шеи, снижается вентиляция легких и там легко возникают воспалительные процессы. Неприятностей можно избежать, если чаще устраивать перерывы, давая возможность детям встать, размяться, подвигаться.

Мало того, школьников, уже "отсидевших свой срок" на уроке, на перемене ставят вдоль стен, запрещая бегать и прыгать. Скажете "дисциплина", а я скажу - преступление! И как хорошо, что многие "оболтусы", словно повинуясь могучему инстинкту, все-таки вертятся на уроках, получая замечания, находят любые поводы, чтобы спасти себя от неподвижности на переменах. И правильно делают!

- Боюсь, учителя с вами не согласятся...

- Думающие - согласятся. Дети должны двигаться, когда им необходимо, - тем самым они интуитивно проводят профилактику многих болезней. Ребенок должен набирать свою физическую активность любыми путями, а если ему мешать, то активность эта как раз и выльется в хулиганство и шалости. Поэтому уроки, с точки зрения здоровья, должны быть по 20-30 минут, в зависимости от возраста, а на переменах необходимо давать ученикам возможность свободно двигаться.

- Это уже делается в некоторых прогрессивных школах, и ничего - все целы! А что делать с портфелями? Старшеклассник ежедневно таскает килограммов 8-10 учебников! А еще мешок со сменкой...

- Понятно, что это никуда не годится. В цивилизованных странах уже давно есть индивидуальные шкафчики, где школьники оставляют свои вещи. Да и второй комплект учебников для домашних занятий там тоже не является проблемой. Лечиться будет дороже.

- А что лучше: портфели или рюкзаки?

- Носить что-либо о одной стороны, в одной руке, несомненно, плохо. Рюкзаки очень даже можно использовать, особенно если у ребенка склонность к кифозу, а это 6-10% детей. Если же спина провисает вперед, физиологический изгиб сглажен, рюкзак вреден.

- Мамы часто доводят своих детей до бешенства, постоянно призывая их "не сутулиться, выпрямить спинку". Это помогает сохранить осанку?

- Нет, обычно такая забота ни к чему, кроме невроза, не приводит. Видите ли, постоянный стресс, неудобные вынужденные положения, дискомфорт в позвоночнике заставляют ребенка искать удобную позу, вертеться и даже горбиться, чтобы "разгрузить" позвоночник. Надо оставить ребенка в покое, не одергивать его постоянно, тем более публично, дать ему свободу движений и не ругать за непоседливость.

- А как же эстетика, "спина как струна"?

- А никак! Что важнее - публично безукоризненный страдалец или здоровый, бодрый, пусть немного сутулый человек?

Представьте: ребенок сидит, делает уроки. Тут подходит мама со своим обычным: "Не горбись!", хлопает по спине. Послушный ребенок застывает в неудобной, не физиологичной для него позе. Через некоторое время появляются боли, мышцы деревенеют, голова начинает плохо работать. Ребенку уже хочется прилечь и наплевать ему на завтрашнюю контрольную по математике. Вот они, мамины тревоги! Может, у него сглажен позвоночник в грудном отделе, и он вынужден искать приемлемую в этом случае позу. А если есть дуга сколиоза, он и ее выпрямляет заодно. Природа всегда сама правильно подсказывает нужную разгружающую позу, учит снимать дискомфорт.

- Опять о школе. Мне кажется, ни в одной стране нет таких жестоких уроков физкультуры, как у нас. Там у них физкультура - это радость свободного движения, игры и никаких отметок! Или я не права?

- Если хотите знать, моя дочь все десять лет обучения обходила спортивный зал стороной!

- А как же здоровый образ жизни, спорт, наконец?

- Видите ли, в спортивных секциях, как и на уроках физкультуры в школах, нагрузки даются на все группы мышц. Это долгие годы считалось правильным, положительным явлением. Однако сегодня вырисовывается иная ситуация.

Понимаете, в человеческом организме все мышцы разделяются на разные группы. Например, скелетная мускулатура, отвечающая за мгновенное приложение сил, имеет второстепенное значение, но как раз на нее и направлены были физические упражнения последние сто лет. Остальным же мышцам эти упражнения приносили только вред. Почему? Вот мы начинаем качать брюшной пресс, мышцу, ответственную за мгновенное приложение сил. Что делается в это время с мышцами спины, которые, напротив, нуждаются в расслаблении? Заодно с животом, который мы качаем, и спина становится как камень.

- А как же "гармоничное развитие личности"?

- Вот, вот. На самом деле, как раз российская школа нейрофизиологов установила, что человек не может одновременно и сразу развивать все свои способности. Всегда что-то развивается быстрее и ярче, чем остальное. Ребенок, занятый спортом, вряд ли блещет отличной успеваемостью. Организм бросает все силы, все резервы туда, где они востребованы в данный момент. Я уже говорил, человеческая популяция, мягко говоря, поражена в исходной стадии. Именно с учетом "индивидуальных поломок" и нужно строить физическую нагрузку.

- Если я правильно понимаю, это значит - конец групповым занятиям, даешь индивидуализм в физкультуре?

- Вот именно, упражнения должны быть строго дифференцированы.

- А есть то, что точно не навредит?

- Упражнения хороши в йоге, за исключением тех, которые вредны позвоночнику. А сам принцип йоги "не укреплять, а расслаблять" вполне подходит в качестве основной задачи. Прежде всего необходимо научиться расслаблять мышцы спины, несущие основную нагрузку. В упражнении должны чередоваться фазы напряжения (9-11 секунд) и расслабления (6-8 секунд). В этом, я считаю, и будет заключаться основная гимнастика будущего.

Когда я объясняю это своим пациентам, реакция часто бывает неадекватной. Но я же не утверждаю, что мышцы нельзя укреплять. Я говорю: можно, но только по индивидуальной, строго разработанной врачом методике. Например, мы кладем пациенту груз на живот и считаем: шесть секунд вдох, шесть выдох... Начинаем с пяти килограммов, прибавляя каждую неделю по 300-400 граммов, доводим до 30, а порой до 50 кг! Знаете, какой пресс получается! Но при этом спина не задействована, "качается" только живот. Таким образом, мы пересмотрели привычное представление о физкультуре, о нагрузках, о целях и задачах занятий спортом.

- Вы понимаете, что совершаете революцию в умах граждан! Все привычные ориентиры общества в области оздоровления вы ставите под сомнение!

- Ну, не предназначала природа человека для спорта! А если так, то всевозможные перегибы и перекосы в поведении наказываются болью, поломками и выходом из строя "основных узлов". Человек - это своего рода биологическая машина. И каждой "детали" внутри нас прописан строго определенный срок жизни. Надо ли этот срок укорачивать искусственно?

Самая уязвимая часть в нашем "хозяйстве" - это хрящи. Пришел ко мне как-то молодой парень - шея набок. Дает мне снимки двухлетней давности - там все идеально! Оказывается, бедняга пошел в поликлинику с жалобами на дискомфорт в шейном отделе. Невропатолог велел ему каждый день производить наклоны головы с положенной на шею гантелей, с целью разработки. Два года мужчина прилежно выполнял предписания врача. Потом стало невмоготу, пришел ко мне на прием. Снимок показал, что диска в одном сегменте нет совсем. Он начисто стерт силовыми упражнениями, которые прописал доктор. Хрящ совсем еще молодого человека износился раньше времени.

- Получается, что звезды спорта, балета, завоевывающие награды на соревнованиях и олимпиадах, - не только чудо природы, но и герои, приносящие свое здоровье в жертву нам, зрителям?

- Почти так. Большинство спортсменов и артистов балета имеют по несколько грыж дисков, серьезные проблемы с позвоночником. Профессиональный спорт "показан" лишь 5-6% абсолютно здоровых людей.

Но человеческий организм как биологическая машина достаточно гибкая вещь. В условиях экстремальных он пытается приспособиться, но какой ценой! Таким образом каждый "изнашивает" свой организм "под свою ответственность".

- Со спортом более-менее понятно. А танцы?

- Даже танцы, особенно профессиональные, полезны далеко не всем. Понимаете, в поясничном отделе позвоночника от танцевальных вращений страдают поперечные отростки. Все вращения, сгибания, резкие повороты - антифизиологичны, не предусмотрены природой, а значит, рискованны!

Если же учитывать индивидуальную физиологию позвоночника, многие виды спорта, упражнения будут не так вредны и опасны, а иногда даже полезны.

Абсолютно показана всем без исключения ходьба, даже спортивная. Полезен настольный теннис, многим можно посоветовать плавание, лыжи, баскетбол и волейбол. Большинству полезен велосипед, если нет падений. Остальные виды спорта тоже могут быть разрешены, если понизить травматичность.

Попадая же в спортивную секцию, ребенок подвергается не просчитанным, "не своим" нагрузкам, общим для всех, без учета индивидуальных изгибов позвоночника. Такая "уравниловка" запросто может привести к печальным последствиям, с которыми каждый потом борется в одиночку.

- Посоветуйте родителям, когда надо начинать беспокоиться "о спине"?

- Если ребенок чувствует себя хорошо и не видно выраженных изменений в его осанке, то тактика такая. Начиная с пятилетнего возраста нужно регулярно измерять рост малыша. Помните, раньше во всех приличных домах были такие дверные косяки с отметками роста многих поколений? Вот. Вы наблюдаете, как ребенок равномерно растет, растет - и вдруг замечаете резкий скачок. Как правило, период ускоренного роста совпадает с половым созреванием. Именно в этот момент и следует отправляться к "спинному" врачу, то есть к мануальному терапевту.

- И не раньше?

- Раньше не нужно.

- Мы говорили о "рисках школы". Как можно повлиять на систему школьного и дошкольного образования в этом плане?

- А это должна быть государственная программа, иначе нельзя! В Венгрии с нашей подачи нечто подобное организовали уже. Почти в каждом детском саду, каждой школе есть мануальный терапевт, который и составляет для каждого ребенка индивидуальную "программу здоровья". Государство обязано заботиться о своем будущем, о детях, о здоровом поколении и устранять вое угрозы нормальному развитию.

- Какой совет вы можете дать тем, кто желает сохранить свою спину здоровой?

- Вы не поверите, но главным фактором обострений в этой сфере является не физическая нагрузка, а психотравмирующая ситуация. 50% больных приходят к нам после сильнейших стрессов и переживаний.

За примером далеко ходить не надо. Вот человек защитил диссертацию. Пока готовился, корпел - все было хорошо. Вышел на трибуну, защитился, пережил стресс... Вроде все позади. С трибуны несчастного увозят на "скорой". Что же произошло? Была "молчащая" грыжа, которая есть у многих. После дикого напряжения защемило нерв и все, полгода лечился. Типичная история.

- А дети наши скрюченные почему? Не потому ли, что на них постоянно кричат - дома, в школе, в саду...

- Дети должны воспитываться в любви! Любовь - вот основное средство от всех болезней. Поэтому в учителя, в воспитатели должны идти лучшие из лучших, добрейшие люди, которые просто не умеют сердиться. А родителям остается набираться опыта и терпения.

Продолжение интервью с профессором Сителем - в декабрьском номере журнала. Вы узнаете о мануальной терапии и методах лечения и профилактики болезней спины у детей и взрослых.

Беседовала Татьяна Пунанс

Статья из октябрьского номера журнала.