Зря мы, наверно, с учителем спорили;
Наше грядущее - на волоске...

Ждем перемены, мы ждем перемены,
Это еще не последний урок.
Ю.Лорес. "Уроки истории"

После выхода статьи с "классификацией учеников" на автора посыпались письма с просьбами осуществить классификацию учителей, и я даже опрометчиво пообещала это сделать. Однако учителя с большой неохотой поддаются классификации. Строго говоря, разновидностей всего две: Учитель и несостоявшийся (плохой) учитель.

Перефразируя титана русской литературы, "все хорошие учителя похожи друг на друга", так чего о них и рассказывать. Они внимательны, справедливы, владеют различными авторскими методиками и искренне любят своих учеников. На протяжении школьных лет парочка таких уникумов обязательно встретятся на пути вашего чада. А мы приглядимся попристальнее ко всем остальным. Тем самым, с которыми и поводят время в школе наши дети.

  1. Корифей (или узкий специалист) - это крепкий профессионал, который принципиально не выходит за рамки преподаваемой дисциплины. А зачем? Ведь его предмет самый главный, самый необходимый, самый интересный. Случаются, например, специалисты по словесности, которые ни в грош не ставят уроки литературы. Но в своей области... Один такой преподаватель (высшей квалификационной категории, с 25-летним стажем) регулярно ставил одной уникальной девочке-пятикласснице, с недюжинным поэтическим даром (без скидок на возраст) четверки, лишь за то, что она забывала проставить все точки над "е". Другой - преподаватель физики, - услыхав, что собственный его сын-восьмиклассник намеревается поступать на Истфак МГУ, закатил форменную истерику: "Не потерплю гуманитариев в своем доме!"
  2. Непризнанный гений - учитель, который считает, что его настоящее место - в науке, политике, искусстве. Он жертва обстоятельств, в силу которых путь в высокие сферы оказался закрыт. Самое смешное, что при всей масштабности его дарования, Непризнанный Гений может ошибаться в решении задач повышенной сложности. Окружное начальство, случается, верит, что перед ними настоящий ученый. Наш страдалец вырывается вперед и вверх, вплоть до директорского поста. Тогда в химической лаборатории будут проводиться исследования мирового класса, а все остальные дисциплины окажутся в глубокой яме (см. выше).
  3. Наседка. Это антипод гения. Вечно в детях, в тетрадях, заботах. Всегда знает, у кого ожидается прибавление в семействе, кто из неполной семьи и т.д. Энергии наседки хватает, чтобы душевным сочувствием согреть двух-трех подопечных, нуждающихся в ее опеке. И слава богу! Спасибо ей за это. Наседка реже, чем кто-либо встает на принципиальную позицию. Очень боится руководства. Прикажут затравить вчерашнего любимца - затравит. Одна надежда, что не прикажут. Хотя, в этом случае травить будут ее. "Наседка" никогда не сделает карьеру. Но кое-кто из тех, кого она "отогрела", не раз вспомнят ее добрым словом.
  4. Почти заслуженная учительница. Чаще всего, это дама с солидным педстажем, отмеченная значком "Отличник народного образования" (за выслугу лет). Она беззастенчиво использует приемы психологического давления на детей и детский коллектив. Доведет публично до слез, до жгучего стыда, а потом приголубит по-матерински. Совершенно искренне. Поразительно, как мгновенно меняются на ее лице гнев, ярость, призрение и ... лучезарнейшая улыбка, когда она пробегает взглядом по классу. А как она смотрит сквозь родителей! Еще она очень любит Дары. Чтоб публично, от имени родительского комитета. Желательно что-нибудь крупное и высокое - хрустальную вазу, например (Дедушка Фрейд отдыхает :))
  5. Артист. Это опытный и артистичный учитель, главное оружие которого - пафос. Он с размаху швыряет детей в мир, где творят исключительно гении, совершаются великие открытия, создаются бессмертные шедевры. Ребенок в этом мире чувствует себя ничтожнейшим из ничтожных, но Артисту это и неважно. Он шаманит, упиваясь собственной причастностью к величию титанов мысли и искусства. Его пафос - вид манипулятивной техники, вскрывающей и ранящей душу ребенка.
  6. Диктатор. Это не кто иной, как Непризнанный Гений или Корифей, достигший директорского поста. В лучших своих проявлениях - энергичный лидер. В худших - "великий инквизитор". В качестве партнеров предпочитает иметь марионеток. Себя видит только с этикеткой "perfect": гениальный учитель, идеальный муж и отец, блестящий специалист в своей области (да и во всех остальных, заодно). Он обожает играть на человеческих слабостях, сплетничает, интригует. При нем процветает доносительство и стукачество во всех формах. Стремится установить тотальный контроль. Что можно еще сказать о Диктаторе? Читайте Шекспира и Достоевского. Как говаривал Дмитрий Шостакович, тираны и юродивые одинаковы во все времена.
  7. Свой чувак. Подобный имидж популярен в среде молодых учителей, хотя некоторые заигрываются до старости. Он говорит на подростковом жаргоне, выходит с ними на крылечко покурить, позволяет обращаться с собой "запанибрата". Если это от страха, от неумения, от внутренних проблем - он скоро уйдет. Если через два - три года не ушел - метит в Диктаторы.
  8. Ростовщик. Одно из последних приобретений современной школы, но до чего ж гнусное! Это учитель, "подтягивающий" своих учеников за деньги. Сначала он ставит ребенку двойки, потом говорит родителям, что с ним нужно заниматься дополнительно, затем предлагает свои услуги. Намек настолько прозрачный, что бедные родители уступают этому напору. Хорошо еще, если речь идет о начальной школе, урок английского в таком случае обойдется в пять долларов. А если это выпускной класс?! Некоторые осторожные Ростовщики сами не берут учеников из своего класса (корпоративная этика, знаете ли), но могут предложить "очень хорошего специалиста", который на поверку оказывается или их собственным сыном/дочерью, или коллегой из параллельного класса - с параллельными учениками.

Дойдя до этого места, мы сильно загрустили. И решили воспользоваться последней подсказкой: "звонком другу", блестящему учителю, из настоящих.

"Я давно говорил, - взорвался он, - что две трети учителей надо построить в колонну, дать им в руки знамя и гнать к чертовой матери из школы!!"

Да, учителя получают нищенскую зарплату (от 20 до 50 долларов в месяц), да, они находятся на самом дне социальной лестницы. Но все равно, есть люди достойные, а есть - все вышеперечисленные.

Мы не выбираем себе родителей. Браки, по слухам, совершаются на небесах. Детей мы тем более не выбираем. Можем выбрать школу для ребенка, но учителей - нет. Восточная мудрость гласит: "Учитель приходит, когда ученик к этому готов". Значит, кое-что зависит и от родителей, от нас с вами.

А вообще-то пора, дорогие родители, сосредоточиться на тех, кого мы действительно выбираем. Если мы вообще выбираем кого-нибудь.

Лев Залесский, Катерина Венгерова, katrynst@mtu-net.ru.