Научные исследования состояния здоровья и развития детей в раннем возрасте свидетельствуют о том, что здоровье детей, их рост и развитие, зависят не только от генетических факторов, но и, в очень большой степени, определяются влиянием окружающей среды. Уровень знаний родителей о физиологических и психических возрастных особенностях детей, о роли родительской любви, о благотворном влиянии психоэлевации (возвышения), о доминантных потребностях детей в игре, движении, подражании, знании и творчестве, - о роли лекарственных растений в оздоровлении жилища, - играет очень большую роль для ребенка в раннем детстве.

Широко известный социолог и философ Питирим Сорокин, создавший при Гарвардском университете центр созидательного альтруизма, утверждает, что созидательная любовь способна преобразовать человека и человеческое общество, избавить его от войн, вражды, недоброжелательности и многих других пороков деструктивного характера. Особенно плодотворна любовь родителей при развитии ребенка в раннем детстве. У детей, лишенных родительской любви, замедляется рост, способность ходить, замедляется развитие речи и других физиологических и психологических функций.

Для обеспечения оптимальных условий полноценного психофизического развития детей необходимо, кроме любви родителей, их знание доминантных потребностей детей в игре, движении, подражании, знании и творчестве. Большой воспитательный потенциал имеет доминантная потребность ребенка в подражании. Известно, что трех-пятилетний ребенок может, благодаря этой потребности, усвоить многие профессиональные навыки, и, разумеется, поведение. Рассказывают, что маленькие внуки, за которыми приглядывают их дедушки - мастера деревянной игрушки из Павлова Посада, подражая своим наставникам, делали из дерева игрушки не менее качественно, чем взрослые.

В разновозрастных группах образовательных учреждений новой модели образования мы наблюдаем, как младшие воспитанники, подражая своим старшим товарищам, повышали качество своих рисунков, поделок, как обогащают они свой словарный запас, совершенствуют целесообразность и красоту танцевальных движений, как успешно идет их психическое и физическое развитие.

Новая креативная (творческая) педагогика, рожденная корифеями науки и искусства, находит свое подтверждение в практике работы Детских и юношеских центров "Экополис, культура, здоровье" и открывает большие перспективы для интеграции образования, искусства и здравоохранения в единую систему воспитания и образования человека - творца 21 века, в которой раннее развитие и профилактика здоровья ребенка, начиная с момента появления его на свет, будут играть определяющую роль.

Совет МДБО "Экополис и культура" работает в тесном контакте с московским комитетом образования, Минобразованием, Минкультурой, Министерством промышленности, Комитетом образования Госдумы, МПГИ, МГУКом, ГРДБ, ЦБС "Кунцево", "Черемушки", МАСКом, Муниципалитетами Москвы и рядом общественных организаций РФ, Международной ассоциацией работников образования за мир во всем мире при ООН и ЮНЕСКО.

Ключевыми проблемами детства в России, на наш взгляд, являются следующие проблемы:

  1. Повышение психолого-педагогической культуры семьи, ее трансформация в психологическую и педагогическую ячейку общества, базирующуюся на принципах созидательного альтруизма и психоэлевации (возвышение) детей.
  2. Создание в семье и в системе детских учреждений оптимальных условий для творческого развития детей, режима оптимальной двигательной активности, системы эстетического и трудового воспитания.
  3. Создание системы центров самообразования на базе библиотек, обучение родителей методикам организации семейного чтения, предваряющего процесс самообразования, который становится доминантной потребностью в познании на всю последующую жизнь и способствует систематическому обновлению знаний, устаревающих каждые 5-10 лет.

Наш опыт убеждает нас в том, что широкое внедрение новой модели образования ДЮЦ "ЭКЗ" в регионы РФ и создание сети Центров самообразования на базе библиотек могут стать реальной предпосылкой для осуществления всеобщего высшего образования в РФ.

Великий русский философ и мыслитель Н.Ф.Федоров считал, что: "Не так страшна разница между бедными и богатыми, как страшна разница между учеными и неучеными".

Председатель Совета Международного добровольного благотворительного общества Экополис и культура" Ролик М.П., член-корреспондент РАЕН.
Доклад на конференции "Гражданское общество - детям России!"