Содержание:

Итак, мы выросли! Нам уже не просто год, а год и 5 месяцев. Это только люди, не имеющие детей, рассмеются снисходительно и скажут: "Какая разница!". Но мы-то, мамы, знаем, что в этом возрасте каждый день - эпоха, и разница между годовалым ребенком и ребенком, прожившим на Земле почти год с половиной, огромна. Так вот, позвольте Вам заметить, что и полтора года - не повод забыть о лени.

К содержанию

О слове "нельзя"

Без него, конечно, не обойтись. Дело не в педагогических принципах, это про-сто технически невозможно. Есть ряд вещей, которые делать нельзя. Нельзя трогать плиту, нельзя бить совочком по голове девочку в песочнице, нельзя сту-чать по бабушке кубиком... Да и мало ли, чего еще. Здесь есть один секрет. Вы сами должны быть уверены в необходимости запрета на все 100%. Если да - проявите твердость. Если нет - даже и не пытайтесь запрещать. Дети - телепаты, притом мысли понимают гораздо лучше, чем слова. В результате, во-первых, запретов будет намного меньше. Во-вторых, ваш ребенок быстро пой-мет, что "нет" - значит "нет", и протестовать будет, скорее, для порядка.

Второй совет. Не думайте, что словесного запрета для ребенка такого возраста будет достаточно. Это не я придумала, это давно известно, еще у Спока об этом читала. Лучше сразу "разлучите" ребенка с "запретным плодом". "Разлучив", подождите с минуту. Если протесты прекратятся - чудесно. Если нет - быстро подсуньте что-нибудь интересное. Только не затягивайте процесс, потом успокоить будет гораздо сложнее. Последнее время, когда Колька стал хорошо понимать речь, я пытаюсь объяснить в доступной форме причину запрета. Иногда понимает, но, скорее, это тренировка на будущее. Хотя моя подруга, педагог по профессии и мать двоих очаровательных детей 6 и 5 лет, утверждает, что он и сейчас понимает очень многое, и эти объяснения даром не пропадут. А ее мнению я очень доверяю.

К содержанию

Как мы маме помогаем

Если ваш ребенок просыпал рис, горох или, скажем, заварку, не расстраивайтесь, не ругайте его и ни в коем случае не убирайте сразу. Пусть сам убирает. Дайте тару и сядьте рядом. Можно пить чай или разговаривать по телефону с подругой и радоваться, что ребенок развивает мелкую моторику. Когда ему на-доест собирать вручную, дайте веник и совок. Когда и это надоест, ну что ж... Считайте, что занятие окончено. Прекращайте бездельничать и включайтесь в уборку.

То же, если пролит сок или кефир. Дайте человеку губку. Польза тройная: ребенок при деле, развивается, лужа вытирается, вы занимаетесь чем-то полез-ным. Колька как-то полчаса так развлекался: выльет кефир, вытрет, выльет, вытрет. Кефир, конечно, не вернуть, но он все равно бесплатный, из молочной кухни.

А еще Колька вытирает пыль (бабушкиным халатом), протирает свои машинки, моет пол (шваброй или губкой для посуды) и пылесосит. А я его хвалю. Самое удивительное, что часто доделывать за ним не приходится.

К содержанию

Как мы перестали все в рот тащить

Как известно, до года ребенок может облизывать умеренно грязные предметы без всякого вреда для здоровья, но с большой пользой для интеллектуального развития.

- Да-а-а, - протянула моя соседка, наблюдая, как мой одиннадцатимесячный сынуля облизывает найденную на газоне палочку, - и сколько вам еще времени осталось?

И, действительно, задумалась я. Сейчас я ему это разрешаю, а дольше-то что делать? Оказалось, ничего страшного. После года этот способ познания как-то отошел на задний план, уступив место более "цивилизованным". В результате регулировать процесс поглощения предметов стало гораздо проще. Помогло следующее упражнение. В руки детенышу дается нечто очень соблазнительное. Нечто такое, что можно держать, но нельзя совать в рот. Действительно нельзя, а не в педагогических целях. Главное, что бы вы сами были в этом уверены. В нашем случае это был дезодорант-спрей (дихлофос использовать не рекомендуется). И говорится: "На, но в рот - нельзя". При попытке сунуть в рот предмет отбирается обязательно с объяснением причины. Если просит опять - возвращается, но на тех же условиях. Так мы, периодически переругиваясь, развлекались минут 20. А потом в мозгу детеныша что-то "щелкнуло"... И с того дня проблему можно считать практически решенной. Но способ этот сработает только тогда, когда этап познания мира способом облизывания останется позади. Раньше лучше просто уберите все, что опасно совать в рот, и не треплите нервы ни себе, ни ребенку. Просто наберитесь терпения.

К содержанию

Как мы дворниками работали

А вот вам еще одна история. Уж не знаю почему, но мой детеныш питал нежную любовь к окуркам и бутылкам. Особенно к водочным и из-под фанты. Стоило увидеть - визжал от восторга и бежал подбирать. И меня за собой волок, так как ходил тогда только, держась за мамину руку. Выглядело великолепно. Стоит этакий красавец-мужчина 11 месяцев от роду, в одной руку бутылка, в другой дама. То есть мама. Доволен, как его папа в той же ситуации. Шучу, конечно. У нас папа как раз некурящий и практически непьющий. Я, как известно, мама ленивая и спорить с детской жаждой познания не берусь. Поэтому разрешаю трогать почти все, что не режется, не колется и не взрывается. Но всему же есть предел. Не собирать же бычки ребенку из вроде бы вполне интеллигентной семьи! Попыталась отнять - плач поднял, будто самое дорогое от сердца отрываю. И тогда мы придумали компромисс. Тот же принцип: в руки брать можно, но вот в рот - увы! Только потянет в рот - немедленно отнимаю, нет - так и быть, носи. Это был первый этап. А потом мы придумали игру. Эти предметы - мусор. И, значит, их надо бросать в урну. И бросали, с энтузиазмом восклицая "Тьфу!". Так продолжалось около месяца. Я уж хотела дворником устроиться на полставки. А потом Кольке так надоели мои просьбы отнести это "тьфу" в урну на другом конце площадки, что теперь при виде мусора он только рукой выразительно машет и быстрее отходит подальше. Так и решили проблему, ни разу не поссорившись. Самое смешное было, когда я сама фанту купила. Колька четверть часа уговаривал меня ее в урну бросить. Может, и прав был, ничего полезного в ней нет.

Когда я это писала, нам было год и три, стояла зима. Теперь апрель, сошел снег, и страсть к пластиковым бутылкам вспыхнула с новой силой. В рот, правда, не берем, носим домой и там моем. Я поняла, что это большая любовь, решила не бороться. Пусть человек наслаждается. Зато научились отличать пластиковые бутылки от стеклянных, последние под строгим запретом, я их брать не разрешаю. Боюсь, что упадет с ней, разобьет и порежется. Но уж с одним ограничением ребенок смирился. Все остальное работает. Мусор если и подбираем, то исключительно с целью выбросить (или самостоятельно или подключив чью-нибудь бабушку).

К содержанию

Как мы к перчаткам приучались

Перчатки мы, конечно, невзлюбили. Неудобно в них, мешают. Зато их очень удобно стаскивать, когда в коляске сидишь. Снимешь с руки и этак небрежно через плечо маме подаешь. Я уж думала это у него фамильное. Сама их не люблю и все время теряю. А дедушка так вообще не носит при температуре выше -20. Ну не хочет, что делать. Не ссориться же. Худшее, что может случиться - руки замерзнут. Для начала пришли к соглашению: пока едет в коляске, я к нему не пристаю, а на площадке натягиваем. Он в них и ходит... Какое-то время. Так и жили, пока снег не выпал. Настоящий белый пушистый снег, в который так приятно падать. В перчатках... Короче, стоило ему один раз угодить в сугроб голой рукой, как он сразу все понял. И больше их уже не снимал. Они ведь вовсе не глупые - эти дети. Рано или поздно сами понимают, как им лучше. А через неделю Колька согласился и в коляске в перчатках ездить. После того, как мы ушли далеко от дома, и ручки его впервые по-настоящему замерзли. Так он не только снимать их перестал, а, стоило на улицу выйти, сам руки протягивал: одевай, мол, мама, чего ждешь.

К содержанию

Как мы цвета учили

Учили мы по всякому, а выучили так. Одела я ребенку на одну ногу красный носок, а на другую синий. И давай командовать: "Подними ногу в красном носке! А теперь в синем носке!" Пару раз сама подняла, а потом заработало. Тут вам и зарядка, тут вам и обучение. Зеленые носки у нас тоже есть, а вот желтых нет. Поэтому желтый цвет мы еще не знаем. Хотя, если серьезно, носки просто последней каплей были. Цвета я ему называла чуть ли не с рождения, а в игры, связанные с определением цветов, мы играли довольно регулярно месяца два. Но видимых результатов не было.

Кстати, сортировать красные и зеленые листья, а так же большие и маленькие ложки, лучше всего, рассовывая их по резиновым сапогам (по коробкам отказался наотрез, по вазам согласился, но без особого энтузиазма). Понятия "такой же", "разный", "большой", "маленький" тоже замечательно осваиваются на обуви. В нашем случае на двух парах Колькиных резиновых сапог с разницей в 2 размера.

Вот пока и все. Мы все еще растем. Придумаем что-нибудь интересное, обязательно расскажем.

Смирновы Мария и Колька