Московская городская Дума, основываясь на предоставленных ей п."ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 32, 33, 34 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации и Уставом города Москвы полномочиях, с целью всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, и с учетом особенностей города принимает настоящий Закон.

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

  • Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет.
  • Благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.
  • Развитие ребенка - физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие.
  • Права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.
  • Дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления.
  • План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченной службой (организацией); план составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой (организацией) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана; план утверждается районной комиссией по защите прав детей.
  • Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
  • Опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
  • Попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять установленные законом обязанности.
  • Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека (попечительство).
  • Подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа.
  • Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
  • Попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных, либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над одинокими совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
  • Уполномоченная муниципальная служба (организация) по опеке и попечительству (далее - уполномоченная служба (организация) - служба (организация), на которую возложена работа по опеке и попечительству на основании настоящего Закона.

Статья 2. Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства в городе Москве являются районные Управы в соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданско-процессуальным кодексом РСФСР, Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве", настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности органов опеки и попечительства.

Статья 4. Основные задачи органов опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

  • обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
  • защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов;
  • защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Статья 5. Организация работы по опеке и попечительству в городе Москве

  1. Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на администрацию района - в отношении несовершеннолетних лиц, на окружные управления здравоохранения - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на муниципальные управления социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних дееспособных лиц.
  2. В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции, и по осуществлению его функций в соответствии с настоящим Законом глава Управы вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации).
  3. Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству определяется настоящим Законом и уставом соответствующего муниципального образования.
  4. К числу уполномоченных служб (организаций) могут относиться учреждения, организации образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел, администраций районов, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите.
  5. Координация работы и контроль за исполнением администрациями районов, территориальными подразделениями и службами отраслевых органов городской администрации, находящимися на территории административного округа, своих функций по опеке и попечительству над гражданами, проживающими на данной территории, по охране прав и состоянию развития ребенка, нуждающегося в государственной защите, по благосостоянию и охране прав подопечных, по своевременному рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан возлагаются на префекта административного округа.
  6. Методическое руководство деятельностью органов опеки и попечительства в отношении детей, координация работы по обеспечению устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения в соответствии со статьями 122 и 123 Семейного кодекса Российской Федерации возлагается на Московский комитет образования, а в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в патронаже, - на Комитет социальной защиты населения Москвы.

Алексей Рудов (Olelukoe), alexeirudov@mtu-net.ru.