Содержание:

О том, что право на образование гарантировано Конституцией, известно, пожалуй, каждому. А вот с более "узкими" законами в этой области знакомы немногие. Но прежде чем записывать ребенка в школу или переводить в другую, неплохо бы почитать полезные документы.

К содержанию

Настоящая школа

Полноправным образовательным учреждением школу делают три документа - лицензия и свидетельства об аккредитации и аттестации.

Без лицензии на право ведения образовательной деятельности существование учебного заведения вообще невозможно. Чтобы получить ее, не надо демонстрировать, как и чему учат детей. Экспертную комиссию в первую очередь интересует соблюдение санитарных и гигиенических норм, оборудование помещений, укомплектованность штата и квалификация педагогов. В лицензии всегда указывается срок ее действия.

Свидетельство об аттестации получить несколько сложнее. Это становится возможным не ранее чем через три года после выдачи лицензии. Причем первая аттестация школы может проводиться поэтапно по ступеням образования: начальное, основное, среднее. Специальная комиссия оценивает уровень подготовки выпускников: если хотя бы половина из них получили на экзаменах положительные оценки, учебное заведение будет аттестовано. Проходить переаттестацию необходимо раз в пять лет.

На основании аттестации школа может получить и аккредитацию, которая окончательно подтвердит ее государственный статус, соответствие качества знаний выпускников требованиям Госстандарта. Без этого документа школа, конечно, может существовать, но выдавать аттестаты она не имеет права. Это значит, что по окончании 9 или 11 класса учащимся придется сдавать экзамены в другой, аккредитованной школе.

Процедура получения аттестации и аккредитации одинакова и для государственных, и для частных учебных заведений, но последним доказать свою состоятельность гораздо труднее.

Тем не менее, существование только с лицензией и аттестацией вполне законно, особенно если школе еще не исполнилось трех лет со дня основания.

К содержанию

С гигиеной не шутят

Важный документ - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН). Часть, посвященная школьной жизни, называется "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений". Время от времени в этот документ постановлением главного государственного санитарного врача РФ вносятся различные изменения. Последнее обновление было не так давно - в 2003 году.

Расположение здания школы, оборудование помещений, освещение, водоснабжение, вентиляция, температурный режим, медицинское обслуживание и питание учащихся в идеале должно соответствовать всем требованиям, изложенным в "Санитарных правилах…". Ими же устанавливаются нормы наполняемости классов, количество уроков в течение дня (недели, года) и допустимый объем домашних заданий для школьников разного возраста.

Врачи санитарно-эпидемиологической службы обычно проверяют школы один раз в два года. Все остальное время следить за выполнением СаНПиНов должен медперсонал учебного заведения.

Юлия Пеко, Зеленоград: В школе, где учится моя дочь-шестиклассница, не хватает учителей. Целую четверть у них не было преподавателя по ИЗО, а потом еще заболела учительница английского. Администрация решила проблему просто: эти предметы заменялись русским. В результате русский язык был ежедневно и иногда даже по два раза в день. Учительница давала много дополнительных заданий и, наверное, материально поощрялась за замену… А вот детям было нелегко. В Интернете я нашла Санитарные требования к учебной нагрузке, учебные планы и выяснила, что русского языка у шестиклассников должно быть 3 часа в неделю. С распечатками этих документов пошла к директору. Возразить ему было нечего, так что после нашей беседы перегружать детей русским прекратили, а на уроках ИЗО они просто рисовали на "свободную тему.

К содержанию

Как гласит устав

Устав - это своего рода школьная конституция, которую родителям необходимо внимательно изучить. И лучше сделать это до того, как ребенок поступит в учебное заведение. Во всех школах устав должен находиться на видном месте, а его положения не могут противоречить федеральным и региональным законам об образовании. Время от времени в документ вносятся изменения - по мере поступления различных распоряжений свыше.

В уставе перечислены права и обязанности учеников, родителей и педагогов, указано, какие бесплатные и дополнительные платные услуги будут оказаны ребенку и в каком объеме, какова продолжительность учебного года, четверти (или триместра), недели и т. д. Особое внимание следует обратить на правила поведения и внутреннего распорядка. За нарушения могут и исключить, особенно если школа престижная.

Устав регулирует и такие, казалось бы, мелочи, как внешний вид учеников.

Игорь Коваленко, Москва: Когда дочь училась в 10 классе, мы переехали в другой район, и ей пришлось сменить школу. О существовании устава мы, конечно, знали, но не изучали его внимательно - считали это пустой формальностью. И напрасно. Дочь наша привыкла ходить на уроки в "свободной" одежде, так как в прежней школе это допускалось. И была очень удивлена, когда в первый же день ей сделали замечание. Но она категорически отказывалась быть "как все" и продолжала носить свои любимые джинсы. Однако администрация относилась к этому вопросу серьезно. На ровном месте назревал конфликт. Дело закончилось нашей беседой с директором - тогда-то мы и узнали, что пункт о школьной форме есть в уставе. Возразить было нечего, пришлось проводить с дочерью воспитательную работу. Предписано ходить на занятия в школьной форме и без яркого макияжа - придется требования соблюдать.

В уставе также есть перечень всех внутренних актов школы.

К содержанию

А документик имеется?

Допустим, в школе создан Ученический совет. Значит, должно быть и соответствующее "Положение об Ученическом совете", в котором будет прописано, кто может в него вступить и для чего вообще он предназначен. Если родители недоумевают, почему в школе чуть ли не каждый день проводятся внеклассные мероприятия, стоит поинтересоваться, есть ли у администрации документ, регламентирующий внеурочную деятельность, когда и кем он принят, и что конкретно в нем написано. Таких внутренних документов может быть больше десятка: "Положение о пришкольном лагере", "Положение о группе продленного дня", "Положение о научной экспедиции", "Положение о детских научно-практических конференциях" и др. Любая новая структура, появившаяся в школе, должна быть регламентирована и узаконена.

Кроме того, вводится немало разнообразных "Правил...", и необязательно только для учеников. Бывают "Правила посещения учебных занятий посторонними лицами", "Правила поведения для родителей" и т. д. Если школа сотрудничает с какой-то организацией, например, с детско-юношеским клубом или охранным предприятием, это тоже закреплено договорами.

Большинство внутренних документов, затрагивающих интересы детей, должны быть рассмотрены не только администрацией, но и представителями родителей и учеников. При желании они могут добиться внесения изменений в любой школьный документ.

Алексей Дворянинов, Зеленоград: В один из учебных дней в классе моего сына-старшеклассника неожиданно объявили, что сегодня состоится важная акция - выступление агитбригады "О вреде наркотиков". Поэтому двух последних уроков не будет, а вместо этого ребята отправляются во Дворец творчества. Для сына новость не была приятной - он собирался на последнем уроке (биологии) пересдать "тройку". От этого зависела его годовая отметка и, может быть, вся последующая судьба, так как он готовился через год поступать в медицинский. Он честно попытался отпроситься с мероприятия, но ему категорически отказали. Тогда сын тайком остался в школе и все-таки пересдал "тройку". На следующий день его вызвали "на ковер" к директору и долго отчитывали.
Я решил разобраться: откуда взялось это мероприятие и так ли оно было обязательно. Оказалось, что в школе существует "Положение о внеурочных мероприятиях", но данная акция не соответствует никаким пунктам из него. Не было даже приказа директора о том, чтобы учеников снимали с урока в тот день. И такое практиковалось регулярно.
В школе существовал родительский совет, я созвонился с самыми активными родителями, объяснил ситуацию, и вскоре мы вышли к администрации с инициативой внести изменения в "Положение…". Нас поддержали учителя, потому что из-за разных "акций" они не успевали пройти программу. В результате в "Положении…" появился пункт, который гласил: "если мероприятие не включено в общешкольный план внеурочных мероприятий, то о нем должно быть сообщено учащимся и педагогам не позднее чем за два дня до начала его проведения.

К содержанию

Зачем нужен учебный план

В учебном плане фигурируют такие понятия как "базисный", "региональный", и "школьный" компоненты

Базисный компонент - это обязательные дисциплины, количество учебных часов по которым нельзя уменьшать: русский язык, литература, математика, история и др.

Региональный компонент (в нашем случае московский) - ОБЖ и москвоведение. В другом регионе эти предметы будут иными. Количество рекомендованных для них часов можно сократить. Например, вместо двух уроков москвоведения проводить один, и за счет этого добавить в расписание урок английского.

Школьный компонент - часы, которые администрация может использовать по своему усмотрению. Чаще всего это время уходит для работы с отстающими или, наоборот, с отличниками, которых надо подготовить к олимпиадам. Иными словами, появляется возможность ввести дополнительные часы по отдельным предметам. Главное при этом - уложиться в нормы допустимой СанПиНом нагрузки.

Учебный план составляет завуч, затем директор школы его утверждает и относит на проверку в управление образования. На основе этого документа составляется расписание уроков на год.

К содержанию

Главные в иерархии законов

Закон РФ "Об образовании" рассказывает о программах и стандартах, управлении учебными заведениями и их финансировании, о формах обучения и социальных правах учащихся. Словом, он охватывает все образовательные аспекты. Если читать внимательно, в нем можно найти ответы на самые разные "школьные" вопросы. Это хороший советчик родителей. Но не единственный.

Закон "Об общем образовании в городе Москве", хотя и опирается на федеральный закон, однако уже не такой безликий и обобщенный. Столица - огромный мегаполис, и документ отражает главную "региональную" особенность - многообразие форм обучения и видов общеобразовательных учреждений. В Москве насчитывается 35 типов школ, в том числе довольно редкие: "школа надомного обучения", "санаторно-лесная школа", "школа здоровья" и др. У каждой - свои особенности, и все они отражены в законе. Кроме того, ученикам гарантированы академические свободы, а именно: право выбора форм обучения, право на обучение по индивидуальным планам, право выбора школы и т. д. Из закона можно узнать и об общих правилах приема в государственные школы, и о дополнительных требованиях к приему в 10-е классы.

Любопытна статья об обязанностях образовательных учреждений. Оказывается, они не только должны предоставлять родителям любую информацию, касающуюся обучения детей, но и несут ответственность в случае, если формы, методы и средства воспитания не соответствуют особенностям личности и интересам ребенка.

К содержанию

Официальный путь документа

Дополнительно к основным законам регулярно выходят разнообразные Постановления и Распоряжения. "Законотворцем" может выступать как федеральное правительство, так и московское. Путь нового документа от выхода до ввода в действие занимает около 1,5-2 месяцев. Сначала он попадает в Департамент образования, потом рассылается в окружные Управления образования. Школы начинают исполнять требования, только когда к ним приходит документ из "родного" Управления.