Содержание:

Начало

Во время игр, прогулок на свежем воздухе занимайтесь воспитанием плавной речи. Не назидательно, исподволь, в зависимости от ситуации, в которой оказался ребенок, совершенствуйте его вопросно-ответную форму речи.

К содержанию

Прогулка

— Женя, кто это бежит?
— Это бежит собачка.
— Как зовут собачку?
— Собачку зовут Рекс.
Ребенок в песочнице.
— Женя, что ты делаешь?
— Насыпаю песок в формочку.
— Что у тебя получилось?
— Получилась белочка.
— Скажи, Женя, что ты сейчас взял?
— Я взял ведерко.
— Куда ты насыпал песок?
— Я насыпал песок в ведерко.

Опираясь на конкретные предметы в условиях деятельности, ребенок легче формулирует своит ответы.

После прогулки продолжите занятие по знакомым картинкам. Возьмите иллюстрированный рассказ В. Сутеева "Кто сказал "мяу?". Прочитайте, просмотрите картинки и побеседуйте по ним. Вопросы стройте так, чтобы ребенок отвечал на них развернуто и получил всестороннее представление о предметах и действиях, изображенных на картинках.

Задержка речевого развития. Часть II

К содержанию

Рисование

Нарисуйте цветными карандашами ведерко, обратите внимание ребенка на то, как надо делать овал, проводить боковые линии. При выполнении рисунка ставьте вопросы:

— Женя, что ты сейчас делаешь?
— Я провожу линию ("Я раскрашиваю"). Усложните вопрос:
— Чем ты раскрашиваешь?
— Красным карандашом.
— Как ты проводишь линии?
— Сверху вниз.

На этом занятии стремитесь, чтобы свои действия ребенок сопровождал речью.

К содержанию

Игра

Цель игры состоит в том, чтобы закрепить навыки вопросно-ответной речи, помочь ребенку свободно вести себя в различных ситуациях. Дети любят играть в лото, домино, мозаику.

Например, лото:

— У кого гриб?
— У меня гриб.
— Что ты хочешь сделать?
— Я хочу положить гриб.
— Какой ты положил гриб?
— Я положил белый гриб.

К содержанию

В полдень

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Ребенок играет мячом и читает стихотворение С. Маршака "Мой веселый звонкий мяч". Изготовление корзиночки из пластилина. Вначале покажите ребенку, как изготовляется поделка, а затем предложите ему сделать ее самому. По ходу работы вопросы:

— Женя, какого цвета пластилин ты взял?
— Зеленого.
— Что ты сейчас делаешь?
— Я разминаю пластилин.
— Что ты сделал?
— Стенку.
— Какая у тебя получилась стенка?
— Стенка получилась гладкая.
— А сейчас что ты прилаживаешь?
— Я прилаживаю донышко.
— Чем ты прилаживаешь?
— Я прилаживаю пластилином.

По изготовленной поделке проведите беседу. (Из чего сделана? Какая получилась корзиночка? Что положим в корзиночку? Куда ее поставим?).

Чтение русской народной сказки "Теремок".

К содержанию

Вечерняя прогулка

Если ребенок увлекается ездой на велосипеде, то предоставьте ему возможность покататься, не забыв при этом использовать катание для воспитания навыков вопросно-ответной формы речи:

— Женя, что ты делаешь?
— Нажимаю на педали.
— Как ты едешь?
— Я еду медленно.

Сделайте отметку на дорожке — 25 метров, предложите ему проехать это расстояние:

— Женя, сколько метров ты проехал?
— Я проехал 25 метров.

Основываясь на примерной композиции занятий в период освоения вопросно-ответной формы речи, применяйте самые различные варианты работы с ребенком в течение дня. Беседы по знакомым картинкам (картинки выбирайте цветные, яркие) чередуйте с рисованием, лепкой, изготовлением поделок. Организуйте игры, упражнения на координацию слова с движением, проводите гимнастические упражнения под музыку.

Для развития речи, воспитания ее плавности и ритма прочитайте ребенку: К. Чуковского "Айболит", "Путаница", "Федорино горе", "Бармалей", "Муха-цокотуха"; С. Маршака "Пожар", "Багаж", "Рассказ о неизвестном герое", "Дом, который построил Джек"; русские народные сказки "Гуси-лебеди", "Лиса и козел", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Царевна-лягушка".

Заучите с ребенком наизусть: А. Пушкин "Ветер по морю гуляет", "Румяной зарею"; А. Барто "Кораблик"; С. Маршак "Трубач", "Елка", "Январь", "Февраль", "Май"; С. Михалков "Дядя Степа", "Андрюшка"; А. Плещеев "Солнышко блестит".

Изготовьте вместе с ребенком из бумаги коробочку, лодочку, скворечник, корзиночку, светофор; из пластилина — корзиночку, совок, шар, гриб, помидор, огурец, яблоко; из природных материалов — бусы (из желудей), филина (из желудя), Деда Мороза (из шишки).

Нарисуйте елку, дерево, дом, снеговика, рыбу, кукол, машины, волка, зайца; вырежьте из бумаги квадрат, дом, салфетку, буквы алфавита.

В период освоения вопросно-ответной формы речи устраняйте у ребенка недостатки звукопроизношения по подражанию. Покажите ребенку (положение языка, губ) как произносится тот или иной звук, и он сам вскоре сможет произнести его правильно.

Следующий этап — это самостоятельный рассказ по знакомым картинкам, о знакомых предметах, о выполняемой работе.

Приведем примерный типовой план занятий с ребенком по освоению новой формы речи. Особенность его состоит в том, что ребенок, опираясь на предметы, строит самостоятельный рассказ, иными словами, близок к тому, чтобы вести свободную от заикания беседу. Однако, чтобы достичь этого, необходимы упорные и длительные тренировки.

К содержанию

Утром

Речевая зарядка: ребенок изображает все, о чем говорится в стихотворении:

— Моем шею,
Моем уши,
Вытираемся посуше.
Зубы чистим каждый день
Делать это нам не лень.

Положите перед ребенком стопку картинок с изображением животных, дайте образец рассказа:

Слон стоит. Мальчик ловит рыбу. Девочка прыгает. Женя продолжает: "Бабочка летит. Птичка сидит на ветке. Собачка лает. Кошка спит. Мальчик играет. Бабушка вяжет. Мама читает". Усложните рассказ ребенка наводящими вопросами: "Куда летит бабочка?" — "Бабочка летит к цветку". "К какому цветку?". Тогда ответы по картинкам станут примерно такими: — Маленькая птичка сидит на зеленой ветке. Белая собачка громко лает. Полосатая кошка Машка спит на диване. Кудрявый мальчик играет на дудочке. Бабушка вяжет Жене теплые носки. Мама читает интересную книгу.

Разложите картинки в такой последовательности, чтобы получились короткие рассказы:

— Бабочка летит к желтому цветку. Маленькая птичка сидит на зеленой ветке. Белая собачка на нее громко лает. Кудрявый мальчик играет на дудочке.
— Бабушка вяжет теплые носки. Рядом спит полосатая кошка Машка. Мама сидит за столом и читает интересную книгу.

Постройка дома из кубиков. По ходу "строительства" задавайте ребенку вопросы, связанные с завершением той или иной операции.

— Женя, что ты сейчас сделал?
— Я поставил красный кубик.
— Где ты его взял?
— Я его снял с полки.

Вопросы старайтесь строить в той последовательности, в которой осуществляется сооружение домика.

— Женя, что ты еще успел сделать?
— Я сделал крышу и трубу.
— Какого цвета домик?
— Домик разноцветный.

К содержанию

Прогулка

Сквер (лес). Разговор ведите по поводу уже совершенных ребенком действий.

— Женя, что ты сорвал?
— Я сорвал цветок.
— Как называется цветок?
— Одуванчик.
— Что ты с ним сделал?
— Положил в ведерко.
— Женя, что ты сейчас сделал?
— Я спрятался.
— Где ты стоишь?
— Я стою за кустом.
— Где твоя лопатка?
— Лежит тут.

После прогулки продолжите занятия по сюжетной картинке, например "Три медведя". Наводящими вопросами создайте ребенку возможность в логической последовательности изложить события, изображенные на картинке. Прочитайте сказку "Три медведя", разыграйте ее по ролям.

К содержанию

Изготовление конверта из листа бумаги

Возьмите обычный почтовый конверт, расклейте, положите его на плотный лист бумаги, обведите карандашом. Предложите ребенку по контурным линиям сделать разрезы. Задавайте вопросы по поводу произведенных действий. В этих случаях речь "шлифуется" не только в условиях непосредственного созерцания, но и частично по представлению, по следам сделанного, без опоры на наглядность в момент ответа. Речь при этом носит более сложный характер.

— Женя, что ты сейчас сделал?
— Я вырезал уголок.
— С чего ты начал?
— Сначала взял ножницы, потом надрезал лист до отметки. А дальше разрезал по линиям.
— А сейчас что ты сделал?
— Я только что согнул два уголка, как ты показала.
— Для чего это нужно?
— Чтобы склеить уголки.
— Скажи, что ты сделал?
— Намазал уголки клеем.
— А дальше?
— Сейчас.

Женя сгибает уголки и осторожно разглаживает пальцем.

— Вот, смотри,- я склеил.

В процессе изготовлеиия поделки речь становится более свободной и разнообразной. При этом развивается логическое мышление и память.

Разучивание стихотворения З. Александровой "В школу".

К содержанию

В полдень

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.

Разложите в логической последовательности 3-4 картинки с изображением знакомых ребенку предметов и действии. Вначале используйте вопросно-ответную форму речи (Кто изображен на картинке? — Мальчик. Что у него в руках? — Удочка). Затем предложите ребенку самостоятельно построить рассказ.

— Мальчик с удочкой идет на реку удить рыбу. На берегу он размотал леску. На крючок насадил червячка. Закинул леску в воду и присел на корточки. Ждет, когда начнется клев. Ждать пришлось недолго. Поплавок ушел в воду. Мальчик быстро встал и вскинул удочку. В воздухе заметалась серебряная рыбка. Поймал.

Изготовление гриба из пластилина. Во время работы над поделкой ведите разговор по поводу предстоящих действий. Вопросы ставьте так, чтобы ответы на них давались в форме будущего времени. В этом случае ребенок будет учиться плавно говорить без конкретной опоры на восприятие, по следам представлений, а значит, более абстрактно, более естественно, повествовательно. Здесь ребенок уже сам формулирует вопросы, дает критическую оценку сделанному, рассказывает о том, как он изготавливал гриб.

С детьми следует больше заниматься изготовлением поделок, предварительно обсуждая предстоящие операции. Этот этап служит своеобразной базой для перехода на закрепление навыков спонтанной (самостоятельной) речи.

На первых порах изготовляют такие поделки, которые требуют всего несколько операций. Главное внимание обратите на то, чтобы ребенок сопровождал речью все процессы, которые он осуществляет.

Изготовьте сами из пластилина гриб — образец поделки, ориентируясь на который малыш сам попытается вылепить такой же.

— Женя, что ты сначала будешь делать?
— Сначала я возьму пластилин и раскатаю его.
— Покажи, как это нужно делать?

Женя раскатывает колбаску между ладошками.

— Хорошо! Правильно. А что дальше?
— Из этой колбаски я буду делать ножку гриба.
— Как?
— А вот так. Внизу — потолще, вверху — потоньше. Получилась груша.
— Как ты будешь делать шляпку?
— Сначала скатаю шарик. Катает шарик между ладошками.
— А что получится из шарика?
— Шарик я разомну и получится лепешка.
— Что сделаешь в середине?
— Выдавлю ямку и загну края. Потом возьму ножку и присоединю ее к шляпке.
— Не торопись, Женя. Ребенок разглаживает шляпку.
— Грибок готов.
— Как называется грибок?
— Это подосиновик. Он растет под осиной.
— Куда мы его поставим?
— Поставим на полку, рядом с корзиночкой.

Когда ребенок без затруднений планирует свои действия, все предстоящие операции по изготовлению поделки, то он без запинок может вести разговор независимо от сложности вопросов и использовать в речи распространенные предложения.

Игра в зоологическое домино. По ходу игры задавайте ребенку вопросы:

— Какую фишку ты собираешься поставить?
— Бабочку-лимонку.
— Какого она цвета? На что похожа?
— Эта бабочка желто-зеленого цвета. Похожа на лимон.
— Что ты сейчас поставил?
— Я поставил слона. Слон огромный. Я видел его в зоопарке. Он пил воду и выпускал ее из хобота. Получался фонтанчик.

Вопросы на занятии можно задавать самые разнообразные, чтобы они вызывали у ребенка желание высказаться эмоционально. Предлагайте ему вспоминать и называть других животных, описывать их по памяти. Поощряйте ребенка за хорошие ответы.

К содержанию

Вечером

Разучите с ребенком по ролям (с опорой на картинки) стихотворение К. Чуковского "Мойдодыр".

Для выработки прочных навыков плавной речи старайтесь разнообразить работу по составлению рассказов, изготовлению поделок, разучивайте короткие ритмичные стихотворения, организуйте речевые игры — драматизации по русским народным сказкам и стихотворениям К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. Если на занятии по освоению более сложных форм речи ребенок начнет делать запинки, не справляться с заданием, то перейдите на тот уровень речи, на выполнение тех поделок и игр, во время которых он не испытывал трудностей.

Помните, соблюдение принципа постепенности и последовательности — важнейшее условие преодоления заикания. Рассказывать распространенными предложениями разрешайте ребенку в том случае, если он плавно описывает картинки и поделки короткими фразами. Стройте занятия живо, интересно, занимательно, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от них, находился в состоянии постоянного ожидания.

Вовсе не обязательно тренировать речь ребенка только описанием картинок, при изготовлении поделок. Готовитесь ли вы к прогулке, обеду, сну, всегда стремитесь подчинить все эти моменты развитию правильной речи — от ответов на вопросы до самостоятельного описания эпизодов прошедшего дня.

Следующий этап преодоления заикания — это пересказ прослушанного рассказа, рассказы о том, как осуществлялись поделки, проводились игры.

На данном этапе важно подобрать интересные рассказы для пересказа. Вы их без труда найдете в детских журналах и книжках. Великолепным материалом служат различные сказки, детские рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, А. Чехова, М. Горького, К. Паустовского, М. Пришвина.

Для начала возьмите короткий, динамичный рассказ или сказку. Прочитайте два раза, побеседуйте с ребенком — уяснил ли он содержание прочитанного, запомнил ли название, имена главных героев. По мере освоения пересказа переходите к более сложным рассказам.

Что касается рассказов об изготовленных поделках, то в данном случае ребенок учится владеть более сложной (контекстной) формой речи. Он по памяти, без зрительной опоры на конкретные действия, описывает все процессы, которые он выполнял при изготовлении поделки (корзиночки, грибка и т. д.). Если ребенок свободно, без затруднений пересказывает рассказы, объясняет принципы создания поделок, делится своими удачами и неудачами, значит под влиянием обучения произошла перестройка речевой деятельности. Заикание как дефект исчезло. Приведем пример занятия.

Задержка речевого развития. Часть II

Утром

Речевые упражнения на координацию слова с движением.

Изготовьте два флажка, выучите текст:

Правой вверх,
Левой вверх,
В стороны,
Накрест,
В стороны,
Вниз.

Проделайте это упражнение сначала сами, а потом с ребенком.

Имея в руках по флажку, ребенок выполняет движения одновременно с чтением текста.

Другое упражнение. Движения выполняются в соответствии со словами:

Ванька, встань-ка,
Ванька, встань-ка,
Приседай-ка, приседай-ка,
Будь послушен, ишь какой,
Нам не справиться с тобой.

Пересказ прочитанной сказки "Курочка ряба".

Прочитайте сказку два раза. Проработайте ее по вопросам. "У кого была курочка ряба? Что снесла курочка? Какое яичко снесла курочка ряба?" и т. д.

Обычно дети быстро запоминают сказку и читают ее наизусть. В дальнейшем учите ребенка пересказывать сложные рассказы своими словами.

Ручной труд. Лепка посуды из пластилина.

— Женя, что ты будешь лепить?
— Я буду лепить чашку и тарелочки.

Женя выполняет поделки молча. Как только будет готова чашечка, попросите ребенка рассказать о том, как он смастерил ее.

Аналогичным должен быть рассказ и о тарелочках. По ходу задавайте наводящие вопросы, чтобы рассказ получился полным, насыщенным.

Заучивание стихотворения А. Барто "Веревочка".

Прогулка. Заикание преодолевается не только последовательностью речевых упражнений, но и последовательностью ситуаций (знакомая, малознакомая, незнакомая обстановка). Для того, чтобы ребенок чувствовал себя так же свободно, как и дома, во время прогулок создавайте ему малознакомые и незнакомые ситуации.

Например, предусмотрите покупку конфет в магазине у знакомого продавца. Пусть ребенок сам скажет:

— Тетя Зина, дайте мне пакетик "Белочки".
— Женя, ты любишь "Белочку"?
— Да, я люблю эти конфеты. Они вкусные.
— Пожалуйста, возьми.
— Спасибо, тетя Зина.

При затруднении придите ребенку на помощь — задайте наводящий вопрос. Если ребенок уже свободно общается со знакомым продавцом, предусмотрите покупки у незнакомого продавца. Покупайте те предметы, которые необходимы ребенку и которые нравятся ему.

После прогулки. Изготовление поделки — бумажного стаканчика для карандашей.

На этом занятии предоставьте ребенку возможность говорить без ограничений. Следите только за последовательностью изготовления операций и при необходимости регулируйте темп работы и речи.

Занятие разделите на две части: вводную и основную.

Вводная часть — подготовительная.

— Женя, что ты собираешься делать?
— Я собираюсь делать бумажный стаканчик.
— Что ты приготовил для этого?
— Я приготовил ножницы, клей, кисточку, цветную бумагу, карандаш, линейку.
— С чего ты начнешь?
— Сначала я размечу карандашом на бумаге стенки для стаканчика, потом дно. Возьму ножницы, по линиям вырежу полоску бумаги для стенок и кружок для дна. Намажу боковые края полосок клеем, согну их и склею, потом приклею дно. Стаканчик готов.

Ребенок раскладывает инструменты и заготовки в той последовательности, о которой речь шла выше.

Основная часть — разметка бумаги и изготовление поделки.

Ведите с ребенком самый непринужденный разговор. Ставьте его в такое положение, чтобы у него возникла потребность содержательно высказаться по ходу деятельности, правильно сформулировать вопросы.

После изготовления поделки побеседуйте с ребенком о ней. Какая она получилась? Для чего предназначена? Как будет выглядеть стаканчик, если в него поставить карандаши.

Чтение рассказа Джанни Родари "Лошадь, дерево и мальчик".

Обсудите с ребенком прочитанное.

В полдень

Пересказ рассказа Джанни Родари "Лошадь, дерево и мальчик".

После пересказа нарисуйте в альбоме лошадь, дерево, мальчика.

Игра в мозаику.

Предложите ребенку "выложить" утенка, сопровождая каждое действие рассказом. Побеседуйте о выполненном задании. Подберите стихотворение об утенке.

Вечером

Разучивание стихотворения А. Плещеева "Травка зеленеет".

Составление рассказа о прошедшем дне. Это интересная форма работы, но требует живого участия родителей. Ребенок охотно станет рассказывать в том случае, если день у него прошел занимательно и был насыщен впечатляющими событиями.

* * *

На этом тренировочный период заканчивается. Его результатом должна быть совершенно свободная от заикания речь. В своем дневнике отметьте этот момент. Поставьте в известность логопеда и врача о достигнутых успехах. Посоветуйтесь с ними о дальнейших мероприятиях по укреплению здоровья ребенка, совершенствованию речевой деятельности.

Закрепительный период — это период самостоятельной речи. Цель его состоит в том, чтобы закрепить навыки плавной речи, выработанные на ежедневных занятиях, перенести эти навыки в более сложные условия, на более высокий уровень речевого общения. Используйте для этого разучивание стихотворений, пословиц, загадок, считалок. Стихотворения придают речи правильный ритмический рисунок, делают ее уверенной и выразительной. Устраивайте прослушивание записи стихов, обращайте внимание ребенка на радиопередачи с участием мастеров художественного чтения. Речь выдающихся актеров служит блестящим образцом для подражания. Магнитофон будет служить своеобразным контролером в речевом процессе.

Эффективными формами закрепления речевых навыков являются ручной труд, рисование, лепка, конструирование, рассказ об увиденном в течение дня. Используйте все это.

Создавайте ребенку различные речевые ситуации, стремитесь к тому, чтобы он выступал с чтением стихотворений, рассказов перед своими сверстниками. Устраивайте периодически "чай", приглашайте на него гостей. Старайтесь предусмотреть для приглашенных интересное занятие, следите, чтобы каждый ребенок был активным участником торжества.

Надо хорошо продумать весь ход праздника: подготовьте интересные рассказы и сказки, устройте "страничку" загадок, вопросов и ответов, "страничку" игр. Праздники объединяют детей, воспитывают у них положительные черты характера, умение хорошо держаться и говорить. Ваш ребенок почувствует уверенность в себе, испытает радость речевого общения со сверстниками. Непринужденно и содержательно проходят праздники в том случае, если ребятам предлагают выполнить коллективную работу, например, выложить из мозаики автомобиль, самолет и т. д. Речь при этом звучит эмоционально, естественно, приподнято.

Очень полезны игры-драматизации, игры-инсценировки, поставленные по (мотивам русских народных сказок "Теремок", "Колобок", "Репка" и др.

Систематически предлагайте ребенку рассказывать об увиденном на улице, в парке, о просмотренных кинофильмах и телепередачах.

Старайтесь, чтобы ребенок разговаривал со сверстниками в магазине, театре, на детских праздниках, был активным участником мероприятий, организуемых для детей в парках, живых уголках и т. д.

Если ребенку около 7 лет, готовьте его к школе, больше рассказывайте о школе, познакомьте с учебниками для первого класса, просмотрите их. Обучайте его грамоте, но помните, что освоение букваря — дело трудоемкое, не перегружайте ребенка длительными занятиями, ибо возможны рецидивы заикания. Буквы осваивайте постепенно, сразу же учите читать звуковым аналитическим методом. Недостатки звукопроизношения поправляйте по мере освоения букв. Учите ребенка писать печатные буквы, составлять из них слоги, простейшие слова.

Обучение грамоте значительно облегчит пребывание ребенка в школе, особенно на первых порах. Напомним, что поступление в школу — это новый этап в жизни детей, вызывающий перестройку всей повседневной деятельности. Он сопряжен с большой умственной и физической нагрузкой. Вот почему нередко у ребенка, избавившегося от заикания, в этот период недуг проявляется снова и с еще большей силой.

Следует позаботиться о том, чтобы адаптационный период в школе прошел как можно мягче, спокойнее. Заранее познакомьте ребенка с учителем, расскажите ему о речевой патологии ребенка, имевшей место в прошлом. Выработайте совместные пути щадящего режима в период прохождения букваря: общение с помощью облегченных форм речи, опора на наглядность, создание спокойной обстановки в классе, вовлечение в общественную деятельность. Внимательно следите за учебой, за изменениями в психологии и поведении ребенка, вызванными учебным процессом. Малейшие признаки заикания служат основанием для обращения за помощью к специалистам. Родители, разумеется, должны постоянно направлять усилия на укрепление здоровья ребенка, его нервной системы.

Свободное владение речью в общении со взрослыми и сверстниками свидетельствует о полном преодолении заикания, а, следовательно, отпадает всякая необходимость в организации логопедических занятий и в медицинском вмешательстве.

Если же у ребенка снова обнаружится заикание, то весь комплекс медико-педагопических мероприятий повторяется.

Почему заикание чаще всего возникает после перенесенных заболеваний?
Как известно, всякое заболевание приводит к ослаблению защитных сил организма и, в частности, нервной системы. Достаточно в этот момент подействовать травмирующему фактору, и может возникнуть заикание.

Почему заикание развивается после двух лет, а не раньше?
Речевая система практически начинает формироваться с двух лет, поэтому в самом раннем возрасте из-за недостаточной осознанности дети не испытывают патологического влияния психического травмирования.

Почему при шепотном произношении заикание ослабевает? Можно ли шепот использовать как метод преодоления заикания?
При разговоре шепотом возникают облегченные условия для голосообразования: голосовые связки работают с наименьшим напряжением, голос выключен. Кроме того, заикающиеся не чувствуют той ответственности, которую они испытывают при нормальной речи. Разговор шепотом используется как один из приемов устранения заикания на начальных этапах.

Влияет ли заикание на память?
Заикание в ряде случаев, особенно у школьников, заметно снижает запоминание. Объясняется это сильным эмоциональным волнением.

Имеются ли лекарства, эффективно влияющие на заикание?
Медикаментов, прямо действующих на заикание, нет. Есть лекарства, которые нормализуют состояние нервной системы, т. е. физиологическую основу речи.

В. М. Лыков

Статья предоставлена сайтом Детский сад.Ру