Содержание:

Вернёмся к замечанию нашего знакомого-физика. Как же всё-таки объяснить, что звуки, которые, по его словам, "ничего конкретного не выражают", становятся столь значительным средством воспитания?

К содержанию

Занятия музыкой развивают интеллектуально

Как мы уже отмечали, с восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры. Эмоциональная же культура, в свою очередь, стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом, эмоции и мышление тесно связаны между собой. И.П.Павлов писал, что "...главный импульс для полушарий коры головного мозга идёт из подкорки. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы".

Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать самые инертные дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.

Значительного интеллектуального напряжения требует от юного музыканта и игра по нотам. Когда ребёнок должен не только "считать" нотную информацию, подчас достаточно сложную, но и, что называется, озвучить её.

Как показали совместные исследования венгерских и немецких учёных, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребёнка. Учителя младших классов рассказывают, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения. У детей обостряется восприятие. Они лучше соображают.

Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что "...слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности". Музыкальный урок со своими игровыми элементами, художественными переживаниями, являющийся некоторым противовесом изучению научных дисциплин, выполняет в расписании функцию разрядки, способствуя тем самым освоению познавательного материала других предметов и обострённому восприятию других искусств".

К содержанию

Занятия музыкой сближают детей и родителей

Мы имеем в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки, игра в ансамбле на разных инструментах. Или, например, вариант, когда родители, умеющие играть, аккомпанируют маленькому скрипачу или певцу.

Сближают и совместные домашние концерты. Далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в ансамбле с папой, мамой или бабушкой. Знаем семью, где за семь, десять дней до праздника (это может быть и семейная дата) девятилетний Дима, занимающийся в музыкальном кружке, начинает готовиться к концерту: подбирает аккомпанемент к песне, которую будет петь старшая сестра, репетирует дуэт с папой, играющим на гитаре. Гостям рассылаются пригласительные билеты, которые также делаются всей семьёй.

К содержанию

Домашнее музицирование

Надо сказать, что семейное музицирование — это вовсе не какая-то новация. Напротив, оно имеет глубокие традиции. Зародившись в аристократических салонах Западной Европы в 16-17 веках, музицирование всё более проникало в широкие круги интеллигенции. Центром такого музицирования стала Вена. Особенно здесь увлекались камерной музыкой, и потому в музицирующих семьях (эта традиция до сих пор сохранилась в южной Германии, особенно в Баварии) родители старались учить детей играть на разных музыкальных инструментах. Например, если один ребёнок играл на скрипке, то другого учили на альте или виолончели.

В России до самой революции музицирование также было в моде в образованной среде. В начале 20-годов выдающиеся музыканты-педагоги Б.Асафьев и Б.Яворский пытались сделать творческое музицирование одним из главных методов музыкального воспитания. По их предложению стали в те годы вводить в практику детские оркестры с безвысотными ударными инструментами (барабанчики, бубны, кастаньеты, треугольники), а также специально настроенные стеклянные сосуды, звук из которых извлекался ударом специальной палочки. Играя в подобных оркестрах, дети, особенно не способные петь по какой-либо причине, получали возможность активно заниматься музыкой. К сожалению, оркестры эти просуществовали недолго.

Занятия музыкой делают человека сильнее
Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического видения мира, но и развивает и другие необходимые человеку качества: решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: "Музыка должна высекать огонь из мужественной души".
В истории немало ярких примеров воздействия музыки, особенно песенной, и на человека, и даже на массы людей.
10 августа 1792 года. Париж. Во время штурма королевского дворца вспыхнул жестокий бой. Перевес был на стороне королевской охраны. Но вот зазвучала "Марсельеза" Руже де Лиля. Восставший народ бросился на штурм с новой энергией. Дворец взят. Монархия уничтожена. На следующий день по приказу революционного правительства песня издаётся неслыханным для того времени тиражом в 10000 экземпляров и расходится по всей стране. Один из революционных генералов писал в донесении: "Пришлите подкрепление в тысячу человек или тысячу экземпляров "Марсельезы".

В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником мужества и нравственной силы. И тут, конечно, вспоминается знаменитая песня А.Александрова "Вставай, страна огромная". Она была исполнена 25 июня 1941 г. для бойцов, отправляющихся на фронт, прямо на Белорусском вокзале. Через три дня после начала войны. Или Седьмая Ленинградская симфония Д.Шостаковича, которая прозвучала в марте 1942 года. В осаждённом Ленинграде. Многие музыканты для исполнения симфонии были отозваны с передовой...
Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Когда в 1912 году на "Титанике" возник пожар, корабль стал тонуть, и спасения уже нее было, музыканты судового оркестра достали инструменты и заиграли Бетховена. И случилось чудо: обезумевшие люди, метавшиеся по палубе (в лодках уже места не было), остановились и стали слушать. Огромная внутренняя сила бетховенской музыки победила ужас смерти, помогла человеку до последнего мгновения остаться человеком.

К содержанию

Духовному развитию детей способствует пение в хоре

Думаем, вы не ошибётесь, если запишите ребенка в хор. Во время хорового пения дети ощущают ответственность за общее звучание песни, радость коллективного творчества, облагораживающее влияние самой песни. Если, конечно, она таковой является. Таким образом, в хоровом пении воспитательные и музыкальные задачи тесно переплетаются и поддерживают друг друга. "Воспитывая хориста, —  писал известный хормейстер Г.Струве, —  вы, прежде всего, воспитываете человека, влюблённого в музыку, честного в своих мыслях и поступках".

Интересно, что между поющими в одном хоре, как детьми, так и взрослыми, обычно складываются тёплые, дружеские отношения. Эмоциональный настрой каждого хориста передаётся друг другу. Создаётся особая атмосфера увлечённости музыкой, радости, совместного творчества.

На вопрос "Нравится ли петь в хоре?" подавляющее большинство хористов ответили положительно.

Таня, 8 лет: "Очень. Мы не только поём вместе, но и помогаем друг другу. Когда у кого-нибудь песня не получается, мы напеваем ему мотив. И просто дружим".
Витя, 9 лет: "Мне петь в хоре нравится больше, чем играть на скрипке. Особенно когда поём весёлые песни."
Аня, 8 лет: "До хора я не любила петь. И не умела. Теперь пение в хоре — мой любимый урок".
Галя, 12 лет: "Я узнала, что есть много хороших песен. Теперь мы стали часто петь дома. Потому что когда мама увидела, что я люблю петь, то и она стала петь. И папа теперь не такой сердитый. Раньше он всегда ругал маму, когда приходил домой выпившим. А сейчас увидит, что мы поём, и не ругает. И даже иногда нам подпевает. А один раз, когда мы все стали вместе петь, он заплакал и сказал, что маму больше не будет ругать. И пить не будет. Мама тоже стала плакать. И я. А потом мы вместе пели другие песни очень долго. И правда, папа потом неделю не пил. А потом снова пришёл пьяный. Но всё равно мы поём. Может быть, он бросит пить". Хочется верить, что песня, музыка поможет девочке в жизни.

К содержанию

Домашние концерты

Домашние концерты, как и любые концерты, серьёзное испытание для маленького музыканта.

Семилетний ученик по классу фортепиано Коля примерно через год после начала занятий неожиданно охладел к урокам. Стал прогуливать. Практически не занимался дома. Учитель вызвал маму и узнал следующую историю. Последние месяцы папа был в командировке. Коля, когда папа звонил, восторженно рассказывал ему о своих музыкальных занятиях, мечтал показать, чему научился. И вот настал день папиного приезда. С утра мальчик повторял пьесы, волновался. Но концерта не получилось. После первых же тактов папа уткнулся в газету, а потом, не дослушав до конца, сказал: "Чем такой ерундой заниматься, лучше бы в бассейн ходил или в футбол поиграл с ребятами во дворе. И полезней, и времени меньше отнимает". Если бы Коля не усвоил твёрдо, что мужчины не плачут, всё кончилось бы слезами". Через некоторое время мальчик школу бросил.

К содержанию

Несколько советов при организации домашних концертов

  1. Постарайтесь создать атмосферу концерта: праздничная одежда, стулья в ряд, порядок в комнате, где планируется проведение концерта.
  2. Во время игры исключены разговоры, чтение, замечания маленькому концертанту. Нежелательно входить в комнату или выходить из неё, пока звучит музыка.
  3. Как бы ни играл ребёнок (даже если, по вашему мнению, не очень хорошо, с ошибками), надо наградить его игру аплодисментами и ободряющими словами. Негативную оценку игры и замечания лучше перенести на другое время.
  4. Не стоит приглашать на первые концерты слишком много гостей. Но желательно, чтобы присутствовал кто-нибудь кроме домашних. Это повышает ответственность юного исполнителя.
Великие о музыке
Большое место занимала музыка в жизни многих великих людей.
Стендаль: "Слушая музыку, я сосредотачиваюсь с большой ясностью и напряжённостью над тем, чем занят внутренне".
И.Е.Репин: "Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось её слушать, я тосковал".
Ч.Дарвин: "...Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки. Быть может, путём таких упражнений мне бы удалось сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а, ещё вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабевает эмоциональную сторону нашей природы".
А.И.Герцен: "Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую..."
И.С.Тургенев: "Редко что может заставить меня плакать. Ещё иногда стихи Пушкина до слёз тронут. А от музыки часто плачу".

Анатолий Зак, детский психолог,
Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы