Содержание:

К содержанию

Что и как слышит малыш

Известно, что человек начинает воспринимать звуки еще в утробе матери. Существуют данные, что плод реагирует на них уже с 16-й недели беременности — и это притом, что формирование звукового анализатора в целом заканчивается только к 24-25-й неделе. Самую первую "квартирку" маленького человечка у мамы внутри никак нельзя назвать тихой. В жизнь крохи постоянно врывается целая симфония звуков: это и ритмичный шум движения крови по сосудам, и удары материнского сердца, и дыхание (что-то вроде огромных кузнечных мехов), и бульканье кишечника, и мамин голос, и, наконец, звуки из внешнего мира — правда, изрядно искаженные.

Таким образом, к моменту рождения ребенок имеет не только сформированный, но 1 достаточно "натренированный" орган слуха. В освоении окружающего мира, которым немедленно займется ваш малыш, именно зрению и слуху предстоит играть ключевую роль, в особенности для "изучения" удаленных предметов — тех, которые нельзя хорошо рассмотреть, потрогать, понюхать, отправить в рот. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от органов слуха и зрения, способствуют правильному развитию малыша.

Для дальнейшего развития слуха ребенку потребуются постоянные и разнообразие стимулы. Одним из них будет для малыша мамин голос, уже знакомый ему по "прошлой", внутриутробной, жизни. К нему присоединятся голоса окружающих, "бытовые" звуки и вскоре, конечно же, игрушки, которые значительно разнообразят звуковую картину вокруг малыша, будут способствовать становлению зрительно-слухового сосредоточения, а в дальнейшем помогут научиться различать звуки, будут стимулировать и развивать координацию движений.

Известно, что новорожденный различает звуки с разницей в громкости около 12 децибелов, а в дальнейшем человек научается дифференцировать звуки с разницей в десятые доли децибела. Интенсивность звучания детских игрушек может составлять до 100 децибелов. Между тем оптимальная интенсивность звучания игрушек, предназначенных для ребенка первого года жизни, — 40-60 децибелов (так называемый речевой диапазон, соответствующий интенсивности звучания человеческой речи). Родителям следует знать о том, что звуки, интенсивность которых превышает 90 децибелов, способны вызвать у малыша избыточное возбуждение или даже повреждение органа слуха.

Примерно к 2-4 неделям у ребенка появляется ориентировочная реакция на звук: малыш пытается определить его источник. Кроме того, с возрастом значительно развивается способность различать высоту звука: младенец в 3,5 месяца различает звуки с разницей не менее 17 тонов (!), а примерно к 7 месяцам умеет отличать друг от друга звуки с разницей 0,5 тона. Такому интенсивному развитию слуха, как уже говорилось, помогает соответствующая стимуляция, в том числе и звучащие игрушки. Кстати, они чаще всего бывают яркими и красочными, что способствует формированию сложных рефлекторных связей: сначала слухо-зрительных, а затем — слухо-зрительно-двигательных. Давайте разберемся, какие именно игрушки нужны крохе.

К содержанию

Ваш выбор?

Итак, что же можно посоветовать родителям, в нерешительности остановившимся перед прилавком с грудой поющих, звенящих и пищащих вещиц?

  • Звук игрушки должен быть приятным, негромким и мелодичным.
  • Выбирайте игрушки простой формы, избегайте излишней пестроты, перегруженности внешними деталями и кричащих красок: все это может утомлять и пугать младенца.
  • Выбирайте только те игрушки, которые по душе вам самим. Вам должен импонировать не только внешний вид, но и музыкальная "начинка", ведь мелодию вам придется слушать неоднократно... Хорошо, если игрушка будет проигрывать не одну мелодию, а несколько, причем в разном темпе.

Первой игрушкой малыша с успехом может стать мобиль. Движения ярких фигурок, подвешенных над кроваткой, побуждают его фиксировать взор, следить за ними. Звон от подвешенных предметов или нехитрая мелодия завораживают и заставляют прислушиваться.

Как только ребенок научится фиксировать взор, ему, скорее всего, очень понравятся неваляшки — красивые и мелодичные. Неваляшек можно располагать на столе, где переодевается ваше чадо, в ванной на полочке и т. д. С 1-2 месяцев ребенка следует выкладывать на живот для игры, и тогда они опять же очень пригодятся.

Примерно с 1-1,5 месяцев ребенку понадобятся погремушки — одиночные, на ручке, и "растяжные" — на кроватку, коляску. В зависимости от высоты расположения, их можно и просто рассматривать (чтобы игрушка привлекла внимание малыша, не обязательно, чтобы она двигалась: достаточно просто расположить ее на расстоянии 25-35 см от лица), и ударять по ним (сначала случайно, позже — намеренно), и хватать ручкой.

С 2-3 месяцев интересное разнообразие в звучащий мир вокруг малыша могут внести музыкальные носочки и браслетики — со специально вшитыми погремушками или бубенчиками. Такие забавные предметы можно купить или смастерить самим. Они учат кроху знакомиться со своим телом и управлять им.

С момента, когда малыш научится касаться предметов намеренно, полезны развивающие коврики (раньше кроха их только разглядывал, теперь может трогать). Они не только привносят в окружающий ребенка мир новые звуки (треск, шуршание и т. п.), но также развивают осязательные функции и мелкую моторику, что, как известно, полезно для последующего развития речи.

С 4-6 месяцев, когда ручки будут лучше слушаться своего маленького хозяина, хороши различные пищалки (те, которые издают характерный звук при сдавливании).

Примерно со второго полугодия, когда двигательные и координационные возможности малыша значительно расширяются, в ход пойдут всевозможные музыкальные инструменты — настоящие и стилизованные: дудочки, свистульки, ксилофоны, губные гармошки, барабаны, бубны, всевозможные электрические звучащие игрушки (например, детские пианино). Кстати, ничего страшного, если песенка, которую "исполняет" такая игрушка, будет звучать на иностранном языке: в этом возрасте ребенок еще не понимает текста песни и реагирует только на мелодию.

К содержанию

Игрушки — в помощь диагностике

Следует заметить, что звучащие игрушки могут стать не только "учебным пособием", но и средством диагностики. К сожалению, сейчас рождается немало детей со сниженным слухом. Заподозрить это состояние родители могут уже в первые месяцы жизни малыша. Расстояние, с которого здоровые дети воспринимают разнообразные звуки (голос, шепот, звук пищалки, свистульки, погремушки) одинаково для всех малышей одного возраста. Чем младше ребенок, тем меньше это расстояние. Для ребенка 2 месяцев оно составляет от 1,5 до 3 метров. В дальнейшем оно увеличивается в среднем до 3-5 метров. С помощью звучащих игрушек родители самостоятельно могут проверить состояние слуха своего ребенка. Как это сделать?

Определить, услышал ли ребенок звук, можно по его реакциям, которые тем более выражены, чем более громким и резким был звук. Малыш может встрепенуться, замереть на 1-2 секунды, у него могут вздрогнуть веки, "удивленно" расшириться глаза и т.п. А в возрасте 4 месяцев все здоровые дети обязательно поворачивают голову в сторону источника звука. Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, можно заподозрить у него снижение слуха.

Проверять слух в домашних условиях следует вдвоем: один подает звуки, другой следит за реакциями малыша. Ребенка, еще не умеющего сидеть, кладут на пеленальный столик. Наблюдатель склоняется над ним и ласковыми словами привлекает к себе внимание ребенка, общается с ним. В это время помощник с расстояния 3-4 метра слева или справа производит звуки с помощью пищалки или погремушки. Наблюдатель, продолжая разговаривать с ребенком, отслеживает его реакции. Если малыш не реагирует на звук, помощник приближается на полметра и повторяет свои действия. Если требуется, помощник продолжает приближаться до расстояния 50 см от уха ребенка.

Получив первую реакцию на звук, помощник начинает отходить на те же пол метра и снова производит звуки (это необходимо для того, чтобы уточнить максимальное расстояние, с которого ребенок воспринимает звук). Так же проверяется другое ухо (для этого источник звука располагают с противоположной стороны). Важно, чтобы эта процедура не утомила ребенка, поэтому проверять слух можно с перерывами, в несколько "приемов".

Следует иметь в виду, что слишком громкий звук может испугать ребенка.

Если вы заподозрили неладное, не теряя времени, обратитесь к специалисту сурдологу. В настоящее время возможна диагностика тугоухости даже у новорожденных. Чем раньше вы заметите снижение слуха у ребенка, тем раньше можно будет скорректировать это состояние, yвeличив шансы малыша на полноценное развитие.

Татьяна Савинова
Врач высшей категории,
заведующая Детским городским сурдологическим
консультативно-диагностическим центром



Статья из декабрьского номера журнала.