Содержание:

У молодх мам возникает масcа вопросов, когда они начинают понимать, что без няни, судя по всему, не обойтись.

Попробуем разложить все "по полочкам" и ответить на некоторые вопросы...

К содержанию

Итак, шаг первый. Принимаем решение: брать или не брать няню?

Когда у мамы возникает желание пригласить няню? Как правило, тогда, когда она чувствует, что с трудом справляется с делами и очень устает. Она понимает, что ей необходима активная жизнь вне материнской роли. К тому же у нее есть важные задачи, реализация которых трудна или невозможна в присутствии ребенка. Молодая женщина хочет "заняться собой" ( "подправить внешность" , "оживить" хобби, отношения, отдых) или выходит на работу.

К содержанию

"Плюсы и минусы" помощницы в семье

Плюсы:

У вас появится возможность отдыхать. Это очень важно, особенно к концу первого года жизни ребенка, когда у мам накапливается хроническая усталость, обостряются потребности в заботе о себе или в самореализации.

У вас появится возможность работать.

У ребенка появится возможность научиться новому, получить социальный опыт. Хорошая няня расширит представления ребенка о мире, жизни, людях, особенностях общения. Уже одним своим присутствием она создает условия для развития адаптационных возможностей малыша.

Возможные минусы:

Труд няни требует вознаграждения, и, следовательно, у семьи возникает дополнительная статья расходов.

В семью входит "новый человек". Ему будет доступна семейная, в том числе конфиденциальная информация, выход которой за пределы семьи нежелателен.

Няня будет принимать решения, касающиеся разных сторон жизни ребенка. Она присутствием, участием будет влиять на семью. Вопрос — как?

Кроме того, с появлением няни у семьи начинается новый период — произойдут изменения привычного образа жизни каждого члена семьи и ребенка.

Есть мамы, категорически отрицающие возможность привлечения няни для своего ребенка. Среди установок, препятствующих возможности найма помощницы, можно встретить следующие:

  • "никто не может быть лучше меня для моего ребенка",
  • "я лучше всех знаю своего ребенка",
  • "я не доверяю чужим людям",
  • "я не хочу, чтобы чужой человек развивал и воспитывал моего ребенка",
  • "я сама",
  • "жалко тратить деньги на няню".

Поговорим об этих установках и о том, что может стоять за ними.

"Никто не может быть лучше меня для моего ребенка". Стремление к совершенству, тенденция задавать себе "высокие планки" читается за этой установкой. "Не надо быть идеальной, достаточно быть просто хорошей" — хорошая фраза, но решение для многих мам. Ребенку необходимо научиться общаться с другими людьми. Мама не должна подменять собой социальный мир. "Я лучше всех знаю своего ребенка" Замечательно, если мама очень хорошо знает свое дитя. Так и должно быть! Соответственно, она сможет подробно проинструктировать нового человека. А в нестандартной, новой ситуации у няни и ребенка будет возможность развить гибкость и все те же адаптивные качества! Кроме того, с разными людьми ребенок будет проявлять себя по- новому. Да и зрелый взрослый человек может дать видение тех сторон личности и поведения ребенка, которые, возможно, были вами не замечены.

"Я не доверяю чужим людям". Скорее всего, ситуация с няней — это частный пример недоверия к людям вообще. Можно только предположить, что у этой проблемы есть свои глубокие корни и причины.

"Я не хочу, чтобы чужой человек развивал и воспитывал моего ребенка". В этой установке, помимо уже затронутой выше темы недоверия к людям, звучит еще тема эгоистической материнской любви. Ребенок — не ваша собственность, а личность. Ему нужно в этой жизни научиться решать огромное количество задач. Не стоит ограждать его от мира людей. Они могут быть полезны и интересны ему своей уникальностью. С ними он получит социальный опыт, так необходимый ему в настоящей и будущей жизни. Вы же не обираетесь подменить собой весь многообразный мир?

Важно понимать, что какими бы интеллектуальными возможностями и широтой познаний вы не обладали, другой человек, наверняка, в состоянии дать вашему ребенку и возможность общения, и передать свои знания и умения. Народная мудрость гласит: "Один ум хорошо, а два — лучше".

"Я сама". В этой установке читается желание пройти весь путь материнства и детства со всеми яркими, скрытыми, приятными и трудными задачами. Похвально! Достойно уважения! И если вы хорошо разбираетесь в вопросах возрастной психологии, пусть даже на житейском уровне, владеете техниками и приемами раннего развития, постоянно придумываете новые игры и упражнения, учитесь и развиваетесь, то ваш ребенок только выиграет от универсальной, обучаемой и обучающей мамы-универсала. Возможные "подводные камни" подобного "эго-героизма": нарастающая хроническая усталость, раздражительность, нереализованность в других важных сферах жизни.

"Жалко тратить деньги на няню". Возможно, в этой ситуации нужно оценить свое свободное время, отдых. Дать себе на это право и понять, что вы достойны отдыха и помощи. Проанализировать при этом семейный бюджет. Еще один выход — попытаться найти работу с оплатой, существенно превышающей нянин гонорар.

И вот, взвесив все "за и против", вы все-таки решили пригласить няню, решили сделать второй шаг.

К содержанию

Решите, какая няня вам необходима

1. На какой период времени вам необходима няня.

Варианты:
  • только для прогулок на улице;
  • на несколько часов, пока мама будет занята;
  • на целый день;
  • на неопределенный период, в зависимости от вашей потребности;
  • полный день с возможной работой ночью, в выходные, и сопровождением на отдыхе.
Заметим, что...
Ребенок раннего возраста нуждается в маме. Физическое присутствие спокойной, любящей мамы удовлетворяет целый ряд базовых потребностей ребенка.
На первом году жизни не рекомендованы длительные разлуки с мамой.
На втором году жизни, ребенок многое понимает и осознает. Он хорошо различает "своих" и "чужих", и может остро переживать момент разлуки.
Поэтому "уходить по своим делам" от ребенка лучше тихо и незаметно, дабы не спровоцировать продолжительный плач. Было бы хорошо, если бы няня до момента маминого удаления, нашла для ребенка какое- либо интересное занятие и доброжелательно отвлекла его.
Ребенок третьего года жизни, при гармоничном общении с няней, спокойно может оставаться на более продолжительный срок (6–8 часов).
В этом возрасте ребенок может "отпускать" маму без слез, а ее проводы могут превратиться в ритуал ("Помаши ручкой", "Мама идет на работу").
Очень важно не драматизировать и не затягивать момент разлуки.
В период отсутствия мамы с няней выстраивается привычный режим жизни, появляются ритуалы и традиции.

2. Няня — наемный профессионал, или родственник (бабушка, племянница, тетя, сестра и пр.)?

В ситуации найма профессионала к ребенку допускается "чужой" человек. Но тогда мы имеем возможность пригласить специалиста, который может оказаться находкой для семьи — дать хорошее воспитание и образование. Но здесь мы идем на риск, ведь велика вероятность, что приглашенная няня не будет отвечать ожиданиям.

В ситуации же приглашения родственников, как правило, доверие к ним изначально больше, но есть возможность столкнуться с неурегулированными вопросами оплаты и субординации, что может спровоцировать конфликты.

3. Возраст няни.

Он может быть разным. От подростка — до женщины пенсионного возраста.

Плюсы молодой няни — в ее эмоциональной близости ребенку, непосредственности и легкости в общении. Минусы — недостаток опыта, знаний и ответственности. Минусы пожилой няни в ее, возможной, низкой активности. Плюсы — опыт, зрелость, ответственность. Приглашая няню возраста ранней или средней зрелости, мы должны будем учитывать ее возможную профессиональную или семейную занятость.

4. Личностные качества.

Желательными чертами характера будут: доброжелательность, ответственность, порядочность, гибкость, оптимизм. Не помешают материнский и педагогический опыт по развитию, воспитанию и уходу за детьми. Неприемлемые черты: агрессивность, недобросовестность, лживость, эмоциональные нарушения (обидчивость, вспыльчивость, нечувствительность).

4. Профессиональные качества.

Как правило, на рынке труда востребованы няни с педагогическим и медицинским образованием. При определении профессиональных качеств няни маме важно определиться с приоритетными задачами. Нет необходимости упирать на педагогическое или медицинское образование, если основной задачей няни будет прогулка или кратковременное присутствие с ребенком во время сна.

Если же подопечный — младенец или ребенок с нарушенным состоянием здоровья, медсестринское или фельдшерское, тем более, врачебное образование лишним не будет.

Развивающие занятия, коррекцию поведения, речи и познавательных способностей качественнее смогут организовать опытные педагоги детских дошкольных учреждений, психологи, дефектологи.

5. Состояние здоровья няни.

Конечно, лучше, чтобы няня была без ограничений трудоспособности, по крайней мере, в русле заявленных задач. И еще, допуская няню к ребенку, попросите ее сдать анализы на основные инфекции.

К содержанию

И вот, наконец, делаем шаг третий. Где искать няню?

Способ первый: через агентства. Как правило, они предлагают выбор из нескольких проверенных нянь с опытом работы и без, которые прошли тестирование, иногда внутренние курсы по обучению основам возрастной психологии и психологии раннего развития, основам медицинских знаний, особенностям деятельности няни в семье.

Естественно, приглашая няню из агентства, вы оплачиваете проделанную агентством работу (подбор, тестирование, обучение и пр.).

Способ второй: через знакомых. Заблаговременно вы начинаете проговаривать своим знакомым, что ищите няню. И если "сарафанное радио" сработает эффективно, вы получаете няню, как правило, с устными рекомендациями.

Способ третий: "охота за головами". Реализуется, когда вы присмотрели подходящего для работы человека и делаете ему соответствующее предложение.

Способ четвертый: устраиваем кастинг. Вы даете объявление в СМИ, где задаете необходимые критерии. Затем проводите "смотрины". Прежде чем приглашать кандидатов, составьте список вопросов, часть из которых вы можете задать по телефону, дабы не тратить время на собеседовании.

К содержанию

Шаг четвертый: встреча с кандидатом

Во время встречи с кандидатом на роль няни обратите внимание на особенности контакта няни и ребенка. Справедливо говорят, что ребенка трудно обмануть.

Хорошими признаками контакта ребенка и няни будут: непосредственная игра ребенка и няни, доброжелательное отношение (ребенок идет к няне на руки, трогает ее, разглядывает, что-то говорит ей (если умеет)), идет провожать и смотрит вслед.

Понятно, что для того, чтобы создать хороший контакт с ребенком, необходимо время. А открытое, доброжелательное общение может зависеть не только от няни, но и от самого ребенка. Поэтому важно наблюдать за тем, как будут выстраиваться отношения с няней в течение определенного времени.

Тревожные симптомы, на которые стоит обратить внимание:

  1. Няня много говорит о других детях или ребенке (например, своем бывшем воспитаннике). Подробно вспоминает о привычках, особенностях и достижениях. Цитирует его. Предаваясь воспоминаниям, она выпадает из ситуации "здесь и сейчас" и теряет контакт с Вашим ребенком, в чем-то игнорируя его.
  2. Ваш ребенок при встрече (особенно, если это не первая встреча) не идет к няне, убегает от нее, прячется. Даже на короткое время не идет на руки, не садится на колени, не играет с ней.
  3. Ребенок часто бывает заплакан после пребывания с няней. Соседи и знакомые говорят о криках и ругани няни.
  4. Няня "наклеивает ярлыки" на ребенка: "вождь краснокожих", "жадина", "бандит", "хулиган" и пр.
  5. Демонстрирует псевдо-детское поведение (сюсюкает, говорит с детской интонацией, подражает детскому поведению, много смеется). У няни в этой ситуации проявляются сложности с обретением своего стиля и большие трудности с представлением об адекватной и зрелой позиции воспитателя.
  6. Заискивает перед вами и ребенком. Льстит, заигрывает с ребенком, не создает ему запретов. Подчиняется приказам и указаниям малыша. Важно, чтобы няня руководила ребенком, а не ребенок ей. Позиция "хозяина" при "прислуге" может плохо сказаться на формировании характера ребенка.

На консультации Лев ( 2 года 6 месяцев) демонстрирует неуправляемое поведение. Раскидывает игрушки, балуется, визжит, дерется. С взрослыми не сотрудничает, инструкции мамы, няни, психолога "не слышит".

Родители много работают. Большую часть времени с ним проводит няня, женщина зависимая и робкая. Педагогического образования не имеет. Лев со своими лидерскими задатками давно управляет и руководит няней. А она выполняет любые его просьбы и требования. Если няня что-то запрещает, ребенок начинает истошно визжать, после чего быстро получает желаемое.

Объясняя свою позицию, мама говорит, что среди основных пожеланий к няне звучали следующие: "Не навредить ребенку" и "Чтобы он не плакал и не визжал".

Таким образом, у ребенка в полном распоряжении появилась прислуга- взрослый человек, и двухгодовалому малышу ясно, каким средством на нее воздействовать.

И вот вы остановили свой выбор на походящей для семьи и ребенка персоне. Это человек психически и физически здоровый, готовый выстроить правильные, гармоничные отношения в воспитании ребенка.

К содержанию

Прежде чем начать сотрудничать, обсудите с няней контракт (шаг пятый):

  • о неразглашении конфиденциальной внутрисемейной информации (личная жизнь, доходы, вопросы, касающиеся финансовой, и личной безопасности семьи);
  • о месте и роли и правах и обязанностях няни в семье.

Являясь наемным работником, няня на время отсутствия мамы становиться лицом, ее заменяющим. Она не должна всецело подчиняться капризам и прихотям ребенка. Она имеет право и поощрять, и запрещать, устанавливать правила и границы дозволенного для ребенка. Она жалеет и ограничивает, объясняет и развивает малыша. В семейной системе мама главнее няни. Но в период отсутствия мамы няня воспитывает ребенка как мать. Ребенок починяется ей.

В круг непосредственных обязанностей няни могут входить следующие поручения: прогулки, кормление, уход, развитие, бытовые задачи. Чем точнее вы опишите круг задач, тем понятнее ей будет спектр полномочий.

  • О психологических, физических особенностях и привычках ребенка.
  • О режиме дня ребенка.
  • Об оплате (почасовой, посуточной, окладе — недельном или месячном).
  • О допустимом и недопустимом поведении в доме (к примеру, не приводить третьих лиц, не забирать к себе домой вашего ребенка и т. д.).
  • О правилах воспитания ребенка ( о разрешенном и запрещенном для ребенка).

При выстраивании отношений с няней следует отметить, что в ваших взаимоотношениях как минимум три — четыре стороны: няня, родители (папа и мама) и ребенок. Важно, чтобы все стороны были удовлетворены. От этого зависит и микроклимат в семье.

Важно помнить, няня — личность. Она — живой человек, со своими чувствами, мыслями и характером. Поэтому постарайтесь выстроить с ней доброжелательные деловые отношения.

Чрезмерные подозрительность и сухость могут вызвать у вашей помощницы напряжение, тревогу и беспокойство, которые скажутся на качестве ее работы. Ребенок тонко чувствует эмоции. Вам важно выстроить альянс, обсудить общие требования и понимание воспитания.

И еще один совет. В тот период, когда вы находитесь со своим ребенком, постарайтесь уделить ему достаточно внимания. Играйте и разговаривайте с ним. Дарите тепло и любовь. Ведь это ваш ребенок! И вы — главный человек в его жизни, а не няня. Даже самая —самая замечательная.

Елена Золотова, психолог