Родителям полезно знать, как и почему развивается этот дефект речи. Конечно, к нему можно привыкнуть и приспособиться, но зачем? Лучше проститься с ним навсегда.

Oбычный детский сад на окраине Москвы. Шустрые, веселые ребятишки на прогулке: кто-то играет в салочки, кто-то покоряет вершины замысловатых лестниц, кто-то чинно беседует с воспитательницей... Трудно поверить, но здесь свершается чудо - дети, страдающие заиканием, буквально заново обретают дар речи...

Заикание считается тяжелым, трудно излечимым заболеванием. Обычно оно проявляется в возрасте от двух до семи лет и может представлять собой как повторение отдельных звуков и слогов, так и разного рода спазмы, предваряющие высказывание. Ни для кого не секрет, какими неприятными последствиями чреват этот недуг: ограниченное общение, комплекс неполноценности, страх и даже отказ от речи: "Все равно я не могу ничего сказать, пусть считают, что я ничего не знаю!"...

Причины заикания кроются в тайнах генетического кода и особенностях центральной нервной системы, поэтому далеко не каждый карапуз, даже до смерти перепуганный большой собакой, становится заикой. Если же в семье кто-либо когда-либо заикался, надо иметь в виду, что малыш может именно таким образом среагировать на напряженную ситуацию в доме, перемену привычной обстановки, сильный испуг. Начинается все, как правило, с запинок. Невропатологи да и сами родители иногда относятся к ним не очень внимательно, особенно если ребенку всего два-три года и речь еще недостаточно налажена. Иногда речь резко меняется после сильногостресса - это называют невротическим заиканием. В таких случаях обычно ребенок замолкает - "теряет дар речи" - на несколько часов или даже на пару дней, а когда вновь начинает говорить, уже заикается. Нередко приходится сталкиваться и с заиканием "по подражанию", то есть ребенок автоматически перенимает дефект.

Назначаемые обычно лекарственные препараты, как правило, лишь временно снимают проявления заикания, не решая проблемы в корне. Успокоить и не нервировать заику - такова цель лечения - необходимо, но этого недостаточно.

Существуют различные методы борьбы с заиканием. Врач-логопед подходит сугубо индивидуально к каждому ребенку и назначает соответствующее лечение. Логопедический детский сад № 1848 (тот самый, на окраине Москвы) уже двенадцать лет работает по методике профессора Л. З. Андроновой. Она основана на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, которые считают "вторым артикуляторным аппаратом человека". Пальцам отводится роль своеобразного "буксира": их последовательно организованные движения как бы набирают слоги в слова и фразы разной длины и разного ритма и таким образом восстанавливают нарушенный механизм речи.

Излечение - дело трудоемкое и небыстрое, дошколятам нужен целый учебный год. Всему персоналу детского сада приходится участвовать в процессе: в присутствии детей разговаривать медленно и плавно, поддерживать благоприятный психологический микроклимат. Такое не каждому детскому саду по плечу. Родителям нельзя оставаться в стороне: желаемого эффекта не последует, если в выходные дни не под-держивать дома особого речевого режима, налаженного педагогами.

Таким образом мозг ребенка последовательно "приучается" к правильной речи, что и дает возможность распроститься с заиканием. Несмотря на всю серьезность этой задачи, ребята живут полноценной детсадовской жизнью: играют, ссорятся, мирятся, слушают сказки, поют песни, рисуют, лепят, танцуют, осваивают букварь и арифметику, выступают перед восхищенной аудиторией на утренниках.

В итоге все выпускники детского сада оказываются отлично подготовлены к школе и нередко вызывают восхищение именно умением хорошо говорить (!), о чем свидетельствуют письма школьных учителей, с которыми детсадовские логопеды обязательно поддерживают контакт.

Совет:

Чем могут помочь родители

  • Следите за речью ребенка, обращайте внимание на перемены в манере говорить.
  • Мир, стабильность и доброжелательная атмосфера в доме - надежное "средство профилактики" заикания, так же как и залог его успешного лечения.
  • Очень важно относиться к ребенку ровно, справедливо: одинаково, а не "по настроению" реагировать на те или иные проступки.
  • Не заставляйте ребенка говорить напоказ (декламировать стихи и т.д.), если он этого не хочет или если волнение и возбуждение заметно затрудняют его речь.
  • Не только отягчающие психологические обстоятельства, но и просто быстрая речь окружающих может сыграть роковую роль для малыша, генетически предрасположенного к заиканию.
  • Очень важно своевременно отреагировать на проблему: пока у ребенка не закрепилась привычка заикаться, можно сравнительно легко преодолеть эту напасть, например, если вся семья перейдет на очень медленную и плавную речь.

Алина Хараз

Статья из журнала
Мой Кроха и Я