За одну ночь я потерял двух ягнят и нашел свое призвание

Ветеринар Ноэль Фицпатрик – о детстве на ферме, беспомощности и мечте

Полезность: 3,5 из 5 Интересность: 5 из 5 (4 оценки)

Стал бы Ноэль Фицпатрик всемирно знаменитым ветеринаром, если бы еще мальчишкой не работал на ферме наравне с отцом? О том, как тяготы и переживания детства дали старт призванию, - в отрывке из его мемуаров. Эта история наверняка напомнит вам книги другого ветеринара и писателя — Джеймса Хэрриота.

Ветеринар Ноэль Фицпатрик

Макрельные полоски яркой морозной луны прорезали облака и пробивались сквозь расписанное замерзшими каракулями окно моей спальни. Узкая шаткая кровать с очень тонким матрасом на еще более тонких пружинах скрипела при каждом движении, поэтому я изо всех сил старался не шевелиться. Моя спальня была одной из пяти в старом каменном фермерском доме, причем самой дальней от каминного дымохода, поэтому здесь было так холодно, что можно было написать свое имя на заиндевелом окне.

И все же здесь было теплее, чем на улице. За плинтусом поселилось семейство мышей. Они прогрызли большую дыру в обоях в цветочек. Мама поставила мышеловку, но я не мог вынести мысли о том, что, поднявшись утром, обнаружу в ней мертвого мышонка, поэтому каждый вечер накрывал ее футболкой.

Когда зазвонил будильник, мне показалось, что я только что заснул. Этот старый большой бело-зеленый металлический громко тикающий будильник я ненавидел. Я закутывал его в очередную футболку, чтобы хоть как-то приглушить эти звуки, но унять яростный перезвон двух колокольчиков с маленьким молоточком наверху было просто невозможно. Надо было вставать и идти к овцам.

Все это происходило в 1978 году, когда мне было десять лет. Весной появлялись ягнята, поэтому утреннюю смену всегда брал на себя папа, а мне доставалась ночная, с часу или двух часов — неудивительно, что я на всю жизнь остался "совой". Если про меня что-то можно сказать определенно, так это то, что я не "жаворонок".

В 70-е годы в местечке Баллифин, что в графстве Лиишь в Ирландии, рождение ягнят обычно происходило на открытом воздухе. По крайней мере, на ферме Шона Фицпатрика, моего отца, это было именно так. В сарае не хватало места, чтобы разместить там всех овец, которые должны были ягниться. Только после появления ягненка или если мы понимали, что он вот-вот родится на свет, овцу уводили в сарай. Естественно, это было трудно точно определить, и порой ягнята рождались прямо в поле.

Я вылез из уюта своей скрипучей кровати в холодную темноту. Узкие лучики лунного света, как тонкие льдинки, впились мне в ноги. Было так холодно, что я оделся очень быстро: натянул старый джемпер прямо на клетчатую пижаму, поверх надел утепленную зеленую куртку, сразу же накинув шерстяной капюшон на взъерошенные волосы. Штаны были слишком велики — они достались мне от старшего брата.

Выбравшись за желтую дверь моей спальни, на которой и по сей день висит маленькая фарфоровая табличка с надписью "Личное пространство", я нашарил на стене два кольца с ключами и выбрал одно, с маленьким солдатиком. Вот как я себя ощущал: маленький ягнячий солдат. Спустившись на кухню, я подошел к двери, сунул тощие босые ноги в огромные резиновые сапоги и шагнул в непроглядную тьму.

Ноэль Фицпатрик в детстве

Маленький Ноэль

Овца в канаве. Первый ягненок

Февральский мороз сковал поля. Стояла полная тишина, нарушаемая лишь редким приглушенным блеяньем овец, которые то просыпались, то снова погружались в дрему, да негромким шорохом ягнят, скользящих по замерзшей траве в поисках материнского вымени.

В лунном свете я принялся пересчитывать овец: пятьдесят семь. Где же пятьдесят восьмая?

Чертыхаясь, я побрел осматривать канавы. Поля, окруженные вдоль живой изгороди глубокими дренажными рвами, были плохо приспособлены для овцеводства, но в те времена именно так и было. Лишь через много лет ягнята стали появляться на свет в сараях, застеленных соломой. Вот это роскошь!

Примерно через двадцать минут такого субарктического путешествия я нашел пропавшую овцу на дне глубокой дренажной канавы. Она тонула в ледяной воде, из последних сил удерживая голову над поверхностью, полумертвая от усталости и родовых мук.

Даже в таком юном возрасте я уже несколько лет имел дело с ягнением овец и вполне мог бы помочь этой бедолаге. Но я не представлял, как вытащить ее из канавы глубиной четыре-пять футов, поэтому просто соскользнул в ледяную грязь и оказался рядом с ней.

Нижняя часть ее тела была погружена в воду, поэтому я закатал рукава, погрузился в холодную воду и засунул свою маленькую руку в родовой канал. Сочетание морозного холода и теплой влаги родового канала было поразительным.

Ягненок застрял. Его голова была опущена перед входом в тазовое пространство, и одна ножка была направлена в сторону моей руки. "Вот черт! Ну что за дерьмо!". В голове моей роилось столько запретных проклятий, что к следующей пятничной исповеди мне не пришлось изобретать несуществующие грехи: было в чем покаяться!



В этом возрасте я был мало в чем хорош. Честно говоря, я вообще ни в чем не был хорош, кроме как в помощи ягнящимся овцам. Я надавил на голову ягненка, чтобы он вернулся обратно в утробу. Это было не так уж трудно, потому что его мать окончательно обессилела и почти не сопротивлялась. Затем я подтолкнул вглубь переднюю ножку. Дело в том, что невозможно вывести в таз и родовой канал вторую ножку, сначала не вернув назад головку и первую ножку.

Моя маленькая рука нащупала вдоль грудины вторую ножку и — опля! — обе маленькие ножки поднялись вверх, а нос ягненка оказался между ними. Я зафиксировал головку малыша между костяшками ножек и потянул по родовому каналу, пальцами второй руки придерживая головку с обеих сторон от глаз. "Давай, детка, давай!" И я потянул с такой силой, что отлетел назад и плюхнулся в ледяную воду канавы, прижимая к груди крохотную овечку.

Мокрый, скользя по грязи, я выкарабкался из рва и принялся откачивать новорожденную овечку. Раскачивая малышку за задние ножки, я похлопывал ее по груди при каждом взмахе. Я делал это много раз и, сколько себя помнил, всегда наблюдал, как это делает отец.

Маленькой тростинкой я потыкал в ноздри ягненка, надеясь вызвать фырканье. Потом я прижался губами к ее ноздрям, высосал слизь, выплюнул на траву и подул ей в нос. Я продолжал делать ей искусственное дыхание, высасывая и сплевывая слизь, тыкал в ноздри тростинкой и хлопал по этой маленькой груди, но все было напрасно. Овечка была мертва.

"Вот черт!" Теперь у меня было целых два греха к пятничной исповеди. Плюс ко всему я был жалким неудачником. "Проклятье!" Стоя на коленях в траве, я смотрел то на мертвого ягненка, то на захлебывающуюся в канаве измученную овцу.

Ноэль Фицпатрик окончание университета

Окончание университета в Дублине, 1990 г.

Второй ягненок

Меня ждал неминуемый разнос от отца, и его слова уже гремели у меня в ушах. Несомненно, это была моя вина. Во всем виноват я!

Взяв себя в руки, я попытался вытащить несчастную овцу из канавы. Но она была совершенно обессилена и ничем мне не помогала. Я тянул ее за голову и передние ноги, но она не сдвинулась ни на дюйм.

Тогда я попытался толкать ее сзади, чтобы она сама выбралась, но она, казалось, пыталась оттолкнуть меня. Оттолкнуть?! Черт, похоже, там еще один! Я сунул руку в родовой канал — и там действительно был ягненок. Он шел задом, и уже виден был хвостик. Мне нужно полностью развернуть его в ледяной воде или принимать как есть.

Я толкнул ягненка внутрь, и сразу же появились задние ножки. Правильно, малыш! Теперь давай! Я тянул как безумный, и вот крохотный ягненок выскочил мне прямо в руки.

Мы выбрались из канавы, и на этот раз я не сплоховал. Все повторилось вновь: тростинка в ноздри, раскачивание, отсасывание, сплевывание. Вдох, плевок... Да! Живой! "Ну же, малыш! Ну же! Давай, малыш, давай!" Еще несколько раскачиваний, и вот он уже дышит — по крайней мере, я услышал несколько вдохов.

Меня ждала еще одна радость — овца начала выкарабкиваться из канавы. Я в третий раз соскользнул с глинистого берега, подтолкнул овцу, и она выскочила из рва, движимая отчаянным материнским инстинктом — скорее облизать своего новорожденного ягненка. Она так и сделала.

Мороз крепчал, и холод пробирал меня до костей. Я схватил ягненка и потащил его в относительно теплый сарай рядом с нашим домом. "Пошли, миссис! Ну, давай, миссис! Джин-джин-джин-джин... Ну же!" Кстати, я до сих пор не знаю, почему мы с отцом всегда так подзывали овец — "джин-джин-джин". Наверное, это какой-то древний овечий язык, дошедший до нас с пастушеских времен.

Жалкий и беспомощный

Я прошел уже полпути к дому, когда у меня вдруг подвернулась нога, я поскользнулся, и маленький ягненок вылетел из моих рук. Мать мгновенно кинулась к нему, отчаянно тыкаясь в него мордой. Мое лицо было в футе от малыша, когда он испустил последний легкий теплый выдох, затуманивший мои глаза. "Нет, нет, нет, нет, нет! Пожалуйста, Господи, нет!" — мысленно кричал я.

Ягненок был мертв. Овца посмотрела на меня большими растерянными глазами, потом перевела взгляд на ягненка и принялась отчаянно его лизать, пытаясь вернуть к жизни. Я дрожал от беспомощности, отчаяния и страха.

Стоя на коленях, я раскачивался из стороны в сторону, наблюдая, как овца изо всех сил пытается вернуть к жизни скользкое безвольное тельце, которое с каждой секундой все больше холодело.

Упав на спину, я провалился в морозный туман, и ледяной воздух разрывал мое бешено колотящееся сердце. Я смотрел на холодные звезды, а слезы лились из глаз и замерзали на щеках. Я лежал и просто смотрел в эту бесконечность, неподвижный, одинокий и несчастный, а большая желтая луна смотрела на меня сверху вниз.

Вся Вселенная была свидетелем моей никчемности и полной бесполезности. Несчастная овца лежала рядом со мной, она тоже сдалась.

С тех пор я много раз вспоминал свой отчаянный вопль, обращенный в холодное небо, — долгий, утробный мучительный крик. В моей памяти все это стоит так живо, будто случилось только вчера. Я нашел на небе самую яркую звезду и всем сердцем пожелал быть сильным, смелым, умным, опытным и могущественным. Но всего этого во мне не было, и я ощущал себя жалким и беспомощным.

ветеринарный врач Ноэль Фицпатрик

С одним из своих пациентов

Лестница в небо

Я доставил измученную овцу, лишившуюся обоих ягнят, в защищенный от ветра соломенный сарай и поплелся обратно в постель. Наверх я прокрадывался очень осторожно, надеясь не разбудить отца: все объяснения мне хотелось оставить до утра. В комнате я разыскал сухие носки и другой джемпер, залез в кровать и съежился под одеялом, растирая ступни, чтобы восстановить кровообращение после ледяной воды. Мое дыхание рисовало маленькие облачка пара в холодном воздухе.

Мысль о предстоящем испытании подавляла меня. Но я страдал не столько из-за того, что завтра скажу отцу, сколько из-за того, что с этой минуты будет мучить меня всю жизнь. Я ни за что не хотел вновь почувствовать свою беспомощность. Я отчаянно желал стать сильным и умным.

Заснуть мне никак не удавалось. В непроглядной тьме я потянулся за своим верным ночным спутником — старым транзистором Sony, который несколько месяцев назад извлек из кучи хлама и сделал ему антенну из проволочной вешалки. Я включил его, прижал к уху и начал настраивать в темноте, чтобы найти что-то, что поможет мне почувствовать себя не таким одиноким.

Я медленно крутил черный пластиковый диск, но в приемнике было слышно лишь шипение, треск и снова шипение. И вдруг мою темную комнату заполнили нездешние звуки "Лестницы в небеса" группы Led Zeppelin. Я случайно наткнулся на "Радио Люксембург" (ныне не существующую пиратскую радиостанцию).

Ничего подобного я не слышал ни до, ни после. Эта невероятная неземная мелодия перевернула мое сознание, показав безграничные возможности. Наконец-то я смог уснуть, во сне поднимаясь к звездам по своей собственной лестнице.

Спасибо тебе, безымянный ягненок, за то, что помог мне найти свою самую яркую звезду на небе. Благодаря тебе я однажды осознал свое место в мире. Да, у тебя не было имени, но именно ты помог мне обрести мое. В ту роковую ночь, которая определила дальнейший ход всей моей жизни, ты научил меня смирению и одновременно подвиг к самым высоким устремлениям.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "За одну ночь я потерял двух ягнят и нашел свое призвание"

Вы не авторизованы.

Какой замечательный слог у автора, льется как песня и читаешь на одном дыхании. Пока читала, вспомнила тему про маму, которая покупала пирожные только себе и первая мысль была: как можно десятилетнего мальчика отправлять в ночную смену с часу до двух? А уже в конце пришла мысль, что все правильно, что вся ночь, видимо, была разбиты на часы, когда по очереди дежурили все домочадцы, а отец в это время полноценно отдыхал перед самой длинной ночной сменой. Да, все правильно, сперва маска себе, а потом уже ребенку...
Мы балуем своих детей, ограждаем от тяжёлой работы, боимся подвергнуть каким-то лишениям и это играет с нами злую шутку: на выходе получается рафинированный среднестатистический человек. Но ведь к звёздам можно полететь только через тернии...
P.S. (признаюсь, по-женски всплакнула, пока читала и мне интересно, у кого-то будет такая же реакция?)
2020-08-29, да уж...
Вы ошибаетесь. Я сужу по себе. Была я в подобной ситуации, только у меня все закончилось хорошо. В этот момент, когда ты один-на-один и когда от тебя зависит чья-то жизнь, затрагиваются такие потаённые струны души, о которых даже и не подозревал. И - да, я в тот момент плакала и вот сейчас, читая этот рассказ, испытала те же эмоции, зазвучали те же струны. Нет, говорю же, кто испытал подобное, не смогут остаться равнодушными. Я не говорю о тех, кому это в обыденность: врачи, спасатели, я говорю о простых людях, не имеющих к этому относитесь ошение. И то, сколько раз видела, как плачут мужики- спасатели/пожарники, когда удается спасти, к примеру, всего израненного ребенка из-под завалов или неимоверными усилиями вынести из горящего дома.
2020-08-29, да уж...
Удивительно бестолково организовано овцеводство. Канавы, окот на улице. ребенок. боящийся разбудить родителей и из-за этого угробивший двух ягнят и чудом не отправивший за ними овцу и себя самого. И что за дежурство - никого до него не дежурило, никому не сдал дежурство, в чем смысл? А если, пока он барахтался с этой овцой, еще пяток в канаве оказались?
Интересно, это переводчик налажал или автор плохо формулирует мысли? История поразительно бессмысленная.
2020-08-30, УникаЛьнаЯ
Об авторе и слоге ничего сказать не могу, после "Прощай, Гульсары", где описано то же самое, но в 20-ые годы, это уже воспринимается как глупость. Уже тогда для окота стадо приводили в огромные сараи-кошары.А тут 70-ые годы и окот овец на улице в феврале? Неогороженные канавы, в которые падают овцы у заботливого хозяина? Нарочно, что ли? Наверно, этому были прчиины, но у автора об этом не сказано, а в целом звучит более, чем странно.
2020-08-30, Oazis
Да потому что тут нет причинно-следственной связи, объясняющей распределение смен.
"Весной появлялись ягнята, поэтому утреннюю смену всегда брал на себя папа, а мне доставалась ночная" - т.е. если б ягнята рождались осенью, папа брал бы ночную смену? Или если б рождались не ягнята, а козлята?
Как из того, что ягнята рождались весной, следует утренняя смена отца?
2020-08-29, Oker
так небеса естественным образом в рассказе взялись - шел, упал, смотрит - а тут небеса со звездой, и думает - эх, отец всыплет мне завтра. непростая жизнь ребенка на ферме, понятно, что ему захотелось стать кем-то таким, чтобы с фермы сделать ноги. еще один мальчик, родившийся и выросший на свиноферме, сделал ноги, став вирусологом (это который сейчас в Шарите)
2020-08-29, ALora
не с часа до двух, а "с часу или двух часов".
И совершенно непонятно, почему.
Если б слог у автор(или переводчика) был хорошим, в рассказе не было бы бессмысленной фразы:"Весной появлялись ягнята, поэтому утреннюю смену всегда брал на себя папа, а мне доставалась ночная, с часу или двух часов — неудивительно, что я на всю жизнь остался "совой"."
2020-08-29, Oker
Поделитесь:

29.08.2020
Обновлено 29.08.2020
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Как найти себя, не бросая работу
Как найти себя, не бросая работу
Не ищем предназначение, а выдвигаем и проверяем гипотезы
Живете без радости? Как опять найти смысл жизни
Живете без радости? Как опять найти смысл жизни
Как найти свой икигай: заканчиваем заполнение кругов икигая
Чем вы займетесь, если не надо будет зарабатывать деньги?
Чем вы займетесь, если не надо будет зарабатывать деньги?
Как монетизировать свой талант и найти работу мечты
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!