Содержание:

Наблюдать за полетом бабочки, прислушиваться к пению птиц или шуму воды, сладкие запахи полевых цветов, бегать босиком по траве. Такие впечатления обогатят палитру ощущений ребенка, послужат источником положительных эмоций и помогут ему стать более восприимчивыми ко всему, что его окружает.

Было время, когда дети приобретали знания об окружающем мире через ежедневное непосредственное общение с природой. А также с помощью взрослых, которые, посмотрев на вечернее небо, могли уверенно предсказать погоду на следующий день, аргументированно высказаться о видах на урожай, указать в лесу грибное место и выбраться из густой чащи, не прибегая к помощи средств спутниковой связи. Но и теперь, сделав некоторое усилие, мы вспомним про дружбу дождя с ветром, про то, как гусеница превращается в бабочку, и что лес - это не просто много деревьев. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, они считают себя центром Вселенной и уверены, что способны управлять окружающим их мирком с помощью... громкого плача. Такое отношение к себе и миру - нормальная стадия развития малыша. Опыт общения и взаимодействия с природой поможет ему осознать, что он не центр, а лишь малая частица Вселенной, с которой он неразрывно связан.

К содержанию

В городе

Догадливые ножки (с 3 лет)

Ваш ребенок разувается и остается босиком. Попросите закрыть глаза (и не подглядывать), поднять одну ногу, а затем осторожно опустить ее по вашему сигналу. А вы в это время кладете на пол под его ногу ракушку, камень, лист, маленькую сосновую шишку и т.п. Он должен узнать предмет, только ощутив его стопой ноги.

На прогулке в теплый, погожий денек обратите внимание малыша на то, как нагрелся на солнце асфальт, скамеечка. Затем укройтесь от солнца в тени какого-нибудь дерева, приложите ладони к земле - насколько она здесь прохладнее, да и освещение совсем другое. Покажите ребенку, что и вы, и он, и все предметы отбрасывают тень, что тени бывают длинными или почти невидимыми.

Коробочка с диковинками (с 1,5 лет)

Проделайте отверстие в крышке коробки или используйте пустую коробку от носовых платков. Наберите во время прогулки в 2 экземплярах предметы, отличающиеся по форме и фактуре: камни, шишки, ракушки. Начните с трех различных предметов. Выложите по одному экземпляру перед малышом, а дубли спрячьте у себя за спиной. Попросите ребенка внимательно посмотреть и потрогать предметы. Затем незаметно положите в коробку один из дублей. Пусть малыш запустит руку в отверстие коробки и обследует спрятанный предмет. Он должен узнать его на ощупь и показать вам такой же из тех, что разложены перед ним.

Начиная с 2,5 лет можно проводить игру без дублей. Пока ребенок исследует предмет в первый раз, вы называете его и просите ребенка повторить. Затем он должен узнать каждый предмет на ощупь и назвать, прежде чем достанет его из коробки.

Предложите малышу поиграть с ветром в прятки. Спрячьтесь за дом и обратите его внимание на то, что ветер утих - вас заслонил от него дом. Расскажите юному исследователю о том, какой ветер силач: он может поднимать и кружить листву, разный сор, раскачивать деревья. Придя домой, скажите ему о том, что по вашему дому тоже может погулять ветер. Он умеет шуршать газетами, открывать двери и раскачивать абажур. Предложите малышу самому побыть ветром, положите перед ним перышко или бумажку и попросите сильно подуть.

К содержанию

На даче

Из цветочных лепестков выложите на какой-нибудь ровной поверхности веселую рожицу, домик или бабочку. Комментируйте свои действия и называйте цвета, которые используете. Сделайте цветочную (ягодную, овощную) картину вместе. Во время этого увлекательного занятия малыш может запомнить названия некоторых растений.

Каскад звуков (с 2,5 лет)

Незаметно наполните коробочки разными производящими различные звуки: песком, мелкой галькой, камушками, землей. Каждая коробочка должна быть приготовлена в двух экземплярах. Поставьте их перед вашим ребенком - сначала четыре, потом пять, шесть и так далее. Попросите потрясти их возле своего уха. Затем пусть он найдет среди коробочек-дублей коробочку с таким же звуком. Если он ошибается два раза подряд, он уступает свою очередь другому ребенку. Для детей старше 3 лет можно приготовить коробочку без дубля.

Парные листочки (с 2 лет)

Соберите листья деревьев четырех пород, цветы или огородные растения, заметно различающиеся по размеру, форме и цвету. Симметрично разрежьте их пополам по линям лиственных прожилок, перемешайте половинки и разложите их перед ребенком. Предложите ему восстановить листья, собрав обе половинки.

К содержанию

Лесные тайны

Собираясь совершить лесную прогулку, расскажите малышу, что вы отправляетесь в настоящее царство-государство. Оно состоит из нескольких "этажей". В лесу есть и подземелье: там живут в норках маленькие мышки и большие барсуки.

Что это такое? (с 3 лет)

Попросите вашего ребенка придумать качественные прилагательные для характеристики тактильных ощущений: твердый, мягкий, сухой, мокрый, гладкий, острый. Затем идите вместе на поиски предметов, соответствующих заданным свойствам. Для детей постарше начинайте с прилагательных, определяющих не осязательные, а обонятельные характеристики: резкий, приятный, сладкий, горький.

На первом этаже - в траве - живут разные насекомые и зверюшки. Второй и третий этажи - кусты и деревья - место, где обитают птицы: здесь они вьют свои гнезда. Соберите вместе с ребенком красивые листья, покажите ему, какие они разные. Вернувшись домой, рассмотрите свои трофеи: ветку папоротника, желудь или гриб.

Дорога лилипутов (с 3 лет)

При помощи веревочки вы размещаете на земле короткий маршрут. Ваше ребенок ползет на четвереньках вдоль веревочки и сообщает вам обо всем интересном, что встречается на пути. Старших детей вы можете снабдить лупой, чтобы они смогли лучше сосредоточиться, рассматривая мелкие детали.

Для малыша такие "сувениры" очень важны: они помогут ему сохранить в памяти свои впечатления о прогулке.

Загадки природы (с 3 лет)

Попросите вашего ребенка выбрать какой-нибудь природный объект вблизи от места наблюдения и рассмотреть его как следует, не перемещая, А вы в это время закроете глаза и попробуете угадать, о чем речь, задавая ему простые вопросы: "Это растение? Большое или маленькое? У него много листьев?" Чтобы ответить, он будет полагаться только на свою память. Развитие игры: поменяйтесь с ним ролями: теперь вы загадываете, а ребенок пытается отгадать, какой природный объект вы выбрали на местности.

К содержанию

У моря

Песок, камни, ракушки, вода - материалы, дающие неограниченные возможности для знакомства с разными свойствами живой природы. С песком дети могут играть бесконечно. Сухой можно пересыпать из одной емкости в другую, наблюдая, как он "течет", сгребать в кучи и зарываться в него. Если же смешать песок с водой, получится уникальный строительный материал, из которого можно делать все, что угодно, от куличиков до сложнейших архитектурных сооружений.

Найдите дубль (с 3 лет)

Приготовьте и разложите в непрозрачные мешочки различные материалы, которые легко узнать и найти в той местности, где происходит игра: ракушки, шишки, листья. Ребенок на ощупь, запуская руки в мешочек, узнает предмет. Затем он должен найти и положить в тот же мешочек такой же. Несколько детей могут разбиться на команды по два человека и советоваться, прежде чем пускаться на поиски.

Из камешков и ракушек можно выкладывать на песке картины и узоры.

  • Найдите большие гладкие камни и разрисуйте их вместе с ребенком красками или маркерами.
  • Расскажите малышу о подводном царстве и его обитателях: о разноцветных рыбах, о морской траве - водорослях, о том, что ракушки, найденные на берегу, раньше были домом какого-нибудь морского жителя. Хорошо, если то, о чем вы рассказываете, малыш сможет увидеть собственными глазами. Яркие образы надолго запечатлеются в памяти вашего ребенка.

Знакомясь с природой, учась с ней взаимодействовать, ребенок обнаружит, что обладает определенной властью над другими существами. Не стоит ругать ребенка за то, что он рвет цветы или раздавил муравья, пытаясь поймать его. Но это ни в коем случае не означает, что надо поощрять или игнорировать разрушительное поведение и проявления враждебности к представителям флоры и фауны. Познавать окружающий мир и оценивать свои возможности в нем маленький ребенок может, лишь действуя тем или иным образом и получая определенный результат. Задача родителей - попытаться объяснить малышу, какие последствия для других живых существ несет его исследовательская деятельность. Ваш ребенок еще не умеет сопереживать и пока ориентирован только на собственные желания. Чтобы подготовить почву для восприятия чувств окружающих, попробуйте больше говорить с малышом о его собственных чувствах и переживаниях.

Наталия Богданова
психолог
Статья из июньского номера журнала
Счастливые родители