На детской площадке в Нью-Йорке играют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Они бегают, прыгают, лазят по лесенкам, канатным паутинам, висят на кольцах, забираются на горки, в несколько раз выше их собственного роста. У меня сердце замирает, когда моя трехлетняя дочка проворно карабкается по крутой узкой лестнице на трехметровую горку: "Не оступилась бы, не упала бы?" Сзади напирают такие же активные малыши. Американские мамы и папы спокойно наблюдают эту картину, лишь изредка напоминая своим детишкам: "Не торопись, дождись своей очереди!" Многие русские мамы, гуляющие на этой же площадке, не разрешают своим дочкам и сыночкам даже подходить к этой горке.

Если в детской компании происходят случайные столкновения, малыши, едва научившись говорить, обязательно попросят прощения. Только если на площадке случаются серьезные конфликты со слезами и кулаками, вмешиваются мамы, вмешиваются спокойно, дружелюбно, тактично, уча своих девочек и мальчиков мирно разрешать споры: " Играйте дружно, не толкайтесь, не деритесь!" За многие часы, проведенные с моей дочкой на детской площадке, я ни разу не видела скандалящих родителей, когда детская ссора перерастала в агрессивный диалог взрослых.

С малолетства американских детей учат вежливости, дружелюбию и независимости. Их свобода действий и передвижений ограничивается только реальной физической опасностью, как то идущий транспорт, игры с острыми предметами, палками, швыряние камней, песка и т.д. Никаких окриков " Не лезь туда, ты порвешь свои новые штаны!", " Опять испачкал куртку, поросенок!", " Посмотри на свои руки!" и тому подобное. Дети свободны, активны, изобретательны. Может быть, поэтому они растут уверенными в себе и в своих силах. Они не стесняются высказать свое мнение по любому вопросу перед телекамерой и выступить на концерте молодых талантов перед многочисленной незнакомой аудиторией (хотя, может быть, никаких особых талантов у них и нет). Они не комплексуют, если приходится выступать на собрании в школе или в офисе компании, не пассуют перед необычным заданием, не теряются в незнакомой обстановке. Потому что с ранних лет слышат магические слова: "You can do it! (Это ты можешь! Ты справишься!)" Слышат их от родителей, слышат их от учителей в школе.

Кстати, при общении с родителями учителя первым делом сообщают о достоинствах и успехах их ребенка, а уж потом говорят о проблемах и трудностях в его обучении и воспитании, при этом, как правило, критика подается в тактичном и позитивном ключе с советами и рекомендациями. Бедный родитель не чувствует себя оплеванным и униженным после разговора с учителем о своем нерадивом ребенке. Напротив, он выходит из школы удовлетворенный и гордый своим сыном или дочерью, полный решимости и желания помочь ему стать еще лучше.

Может быть, иногда эта свобода, на наш взгляд, заходит слишком далеко, как, например, у малыша, который ползает по не очень чистому ковру (Ведь по нему ходят в уличной обуви!) в то время как мама примеряет туфли в обувном магазине.

Но любое достоинство в избыточном количестве превращается в недостаток. И все же игра стоит свеч! Минимум ограничений и барьеров в детстве формирует людей инициативных и уверенных в себе, а этого, на мой взгляд, так не хватает нам россиянам, по крайней мере, людям среднего и старшего поколения, воспитанных в условиях уравнительного социализма и привыкших "не высовываться". Меня очень радует, что среди нашей молодежи все больше ребят и девушек не только талантливых, образованных и эрудированных, но и активных, самостоятельных, предприимчивых. Они сами со студенческой скамьи, а то и раньше зарабатывают себе на жизнь, отдых и развлечения, сами строят свою дальнейшую карьеру, не рассчитывая на то, что папа устроит или влиятельный родственник поможет, сами отвечают за свои решения.

И это неудивительно. В доперестроечные времена жизнь советского человека была во многом запрограммирована. С самого его рождения уже было известно, в какую школу он пойдет (ну, конечно, по месту жительства!). Если хорошо будет учиться, поступит в институт (вероятнее всего в той же сфере, в какой работают его родители). После его окончания они же (плюс родственники и друзья со связями) помогут ему найти приличную работу. А далее никаких значительных перемен в жизни, если не считать женитьбы и обзаведения семьей. Перемена места жительства, получение второго образования, изменение профессии - события из ряда вон выходящие. Даже переход с одного места работы на другое расценивался как крупная перемена в жизни человека. Чаще всего люди десятилетиями трудились на одном предприятии.

В новой социально-экономической среде сама жизнь побуждает молодых людей действовать, рисковать и пробовать. В условиях гораздо большей свободы, и соответственно неопределенности значимость их собственных усилий намного возрастает. Молодежь начинает осознавать, что самое надежное, на что они могут рассчитывать, это их собственные силы, знания и умения. Даже если родители по инерции продолжают опекать своих подросших детей, пытаются за них определять их дальнейшую судьбу, молодое поколение стремится сделать свой собственный выбор. Дети начинают воспитывать своих родителей.

Американские подростки уже с 14 лет имеют право работать в свободное от учебы время и очень многие этим правом пользуются. Летом во время каникул тинэйджеров можно увидеть за стойкой снэк-бара, продающих хот-доги, гамбургеры или мороженое. Они работают в летних лагерях вожатыми, помогают в своих школах, проверяют билеты в парках и на стадионах, трудятся в супермаркетах, ресторанах и химчистках. А сколько работающих школьников и студентов можно встретить в национальных заповедниках и других туристических местах! Они работают наравне со взрослыми, с них так же серьезно спрашивают, им доверяют, на них полагаются. С младых ногтей американская молодежь учится зарабатывать деньги, постигая их реальную значимость, учась ценить свой и чужой труд.

Но не только за деньги работают американские дети и подростки. В США широко развита система волонтерского труда, причем старшеклассники должны ежегодно отработать несколько десятков часов, помогая в госпитале или на кухне для бездомных, занимаясь с младшими детьми танцами, музыкой, рисованием или подготовкой домашних заданий (можно выбрать, что тебе ближе и интереснее) или проводя беседы и научные опыты с юными посетителями музея науки. Сфер для приложения сил и талантов волонтеров десятки, а может быть и сотни.

Безвозмездный труд на благо своего района, города, штата продолжается и в колледжах и университетах, поощряется многими компаниями и фирмами, щедро дарится пенсионерами и пожилыми людьми. Нечего и говорить, какой богатый жизненный опыт дает молодым американцам общественная работа, какой урок сострадания и помощи ближним! Может быть, отсюда берет свои истоки готовность американцев помочь. Мне неоднократно предлагали помощь прохожие - провожали до остановки автобуса в незнакомом районе, вносили детскую коляску в транспорт и даже держали автобус, пока я с малолетним сынишкой успевала добежать до остановки. А уж если кто-то споткнется или поскользнется и упадет на улице, тут же подбегут несколько прохожих, узнавая не ушибся ли он и не нужна ли помощь.

Но не ждите, что вам уступят место в общественном транспорте. Сначала это меня неприятно удивляло. "Какие невоспитанные, черствые люди", - думала я. Но пожив подольше в Америке, поняла, что дело в том, что американцы с детства учатся полагаться на себя, на свои силы, не уповать на чью-то помощь, а действовать самостоятельно. "I can do it! (Я могу сам! Я справлюсь!)" Кстати, в передней части салона автобуса есть места для инвалидов и пожилых пассажиров, которые, как правило, и заняты теми, для кого они предназначены.

Уверенность американцев в себе и в своих силах в любом возрасте, будь то трехлетний ребенок или восьмидесятилетняя "old lady", здоровый человек или неходячий инвалид, всегда приятно поражает меня. Вспоминаю такой случай. Я шла по улице, поднимающейся в гору. Впереди на инвалидных колясках катили две студентки, одна подталкивала другую. Вдруг колеса споткнулись на выступе тротуара, коляска потеряла управления, развернулась и покатилась вниз в противоположном направлении. Одна из девушек неуклюже упала на колени и поползла. Ни вскрика, ни растерянного взгляда, ни призыва о помощи. Вернее вскрик был, но мой собственный. В тот момент я страшно испугалась, не разбилась ли эта девочка. Поймала мчащуюся по склону коляску, быстро подвезла ее к девушкам, спросила, могу ли я чем-то помочь. Они вежливо, но очень спокойно поблагодарили, от помощи отказались и самостоятельно (хотя это стоило им больших усилий) продолжили свой путь. Я была потрясена. Такие инвалиды вызывают не только жалость и сострадание, но и глубокое уважение своим мужеством и спокойным достоинством. Даже они верят в свои силы. Может быть, эта уверенность как национальная черта американского характера - одна из причин богатства и процветания этого народа, потому что за какое бы дело они не брались, всегда звучат магические слова "I can do it! You can do it! We can do it!" (Я смогу! Ты одолеешь! Мы сможем!)

В среднем американцы становятся самостоятельными и независимыми гораздо раньше, чем наши дети. По сути, их самостоятельная жизнь начинается с поступлением в колледж или даже с окончанием средней школы. К тому есть объективные экономические предпосылки, как то: несравненно более развитая, чем в России система долгосрочного кредитования (можно взять кредит на обучение в колледже или университете), более высокий уровень оплаты труда, который позволяет даже молодым работающим американцам жить отдельно от родителей. Психологическую основу такого раннего взросления в Америке составляет американская модель воспитания, суть которой заключается в четырех коротких словах: "You can do it!"

Не поймите меня неправильно. Я вовсе не утверждаю, что в Америке нет стеснительных и застенчивых детей и подростков, что нет взрослых детей, живущих с родителями под одной крышей, что нет инфантилизма и иждивенчества, что все до одного активны, самостоятельны и вежливы, что нет проблем с так называемыми "трудными" подростками, что нет отчаявшихся и упавших духом. Все это имеет место и является предметом интенсивного изучения психологов, психотерапевтов и социологов (кстати, в Америке издается очень много популярных книг по вопросам воспитания детей и подростков, по проблемам межличностного общения, достижения успеха и удовлетворенности своей жизнью и т.п.), а также объектом деятельности педагогов и многочисленных благотворительных организаций, этических ассоциаций и церкви.

Но не эти черты определяют атмосферу, в которой растут и взрослеют американские дети. "Энергетическое поле" детства и отрочества пронизано позитивными импульсами поддержки, одобрения и уважения со стороны взрослых, границы его гораздо шире, чем у наших детей, и юные американцы чувствуют себя в нем гораздо свободнее, увереннее и раскованней. "You can do it!" - эти слова сидят в сознании и подсознании большинства американцев и дают им огромную силу и энергию в успешном преодолении трудностей и препятствий, в спокойном и уверенном шествовании по жизни.

Ранняя самостоятельность американских детей имеет своей обратной стороной позднюю самостоятельность их престарелых родителей. Очень часто американские старики живут отдельно от своих детей, даже когда состояние их здоровья делает их самостоятельную жизнь затруднительной. В этой ситуации на помощь приходят няни и медсестры, которые дежурят у постели больного старика, или специальные электронные компаньоны, которые подают сигнал о нездоровье пожилого человека в специальные медицинские службы.

Очень развита в Америке сеть домов престарелых. Эти дома для пожилых людей, как их здесь называют, бывают разного уровня и степени комфортности. Одни - как роскошные санатории в парках на берегу реки с отдельными очень уютными одноместными номерами, с круглосуточной медицинской помощью, разнообразной культурной программой, прекрасным питанием. Другие - попроще, поскромнее и подешевле. Причем помещение престарелых родителей в такие учреждения вовсе не осуждается общественным мнением. Дети и внуки продолжают поддерживать контакты со своими дедушками и бабушками, перезваниваются, время от времени навещают их, а те приезжают в гости к своим взрослым детям.

Большую популярность приобретают специальные жилые комплексы для тех, кому за 50. Они представляют собой пригородные поселки с небольшими домами, в которых живут пожилые бездетные семьи, или многоэтажные дома гостиничного типа. Эти сообщества содержат круглосуточную медицинскую помощь, клубы здоровья, регулярно организуют экскурсии и другие культурные мероприятия для жителей этого поселка. У них есть что-то типа клуба общения, где они могут встретиться и пообщаться за чашкой кофе, вместе отпраздновать праздники, обсудить новую книгу или послушать лекцию, посмотреть фильм.

Независимое и автономное существование пожилых людей проявляется также в том, что их прямое "физическое" участие в воспитании внуков гораздо скромнее, чем российских бабушек и дедушек. Их контакты частенько сводятся к отдельным визитам, телефонным звонкам, подаркам ко дню рождения и рождеству, поздравительным открыткам и, конечно, фотографиям. Американские бабушки и дедушки очень трогательно коллекционируют фотокарточки своих внучат, носят их с собой в кошельке и с гордостью показывают другим. Помню специальный фото вечер на круизном лайнере в Карибском море, где собрались американские пенсионеры, чтобы еще раз полюбоваться и похвастаться фотокопиями своих внуков (оригиналы остались с родителями или нянями дома). Очень часто молодые родители предпочитают обратиться за помощью к наемной няне, чем просить посидеть с ребенком родную маму. "Мне так легче", - объясняет одна молодая женщина. "Я не чувствую себя обязанной".

Конечно, для нашего традиционного восприятия самостоятельность стариков кажется их заброшенностью. Наше российское общественное мнение осуждает такую модель взаимоотношений престарелых родителей и взрослых детей. Но, честное слово, американские старики (конечно, если они не нищие, бездомные или тяжело больные без средств на уход и соответствующую медицинскую помощь) совсем не выглядят несчастными и заброшенными. Напротив, создается впечатление, что они наслаждаются жизнью, получая удовольствие от путешествий, походов в театр и кино, общения с друзьями, от освоения новых навыков и умений. Активность и независимость молодых и самостоятельность и независимость старых - две стороны одной медали. Дети рано уходят от родителей, но и родителям на склоне лет приходится самим решать свои проблемы. Это не исключает взаимопомощи и поддержки в добрых семьях, но это помощь и поддержка со стороны.

Кому-то ближе более патриархальная модель взаимоотношений между поколениями, в которой дети очень долго, а порой и всю жизнь живут с родителями, а кого-то более устраивает эмансипированный американский вариант.

В любом случае сама жизнь скорректирует модели поведения людей сообразно социально-экономической среде, в которой они живут. Новый экономический климат России неизбежно отразится на моделях поведения молодых и пожилых россиян. Хотелось бы, чтобы эти изменения шли на пользу нашему народу и не затронули наших неоспоримых достоинств: сердечности, отзывчивости, доброты и щедрости. Хотелось бы, чтобы мои взрослые соотечественники, настоящие и будущие родители, задумались над американским подходом к воспитанию детей и почаще вспоминали эти волшебные слова. "You can do it! Ты сможешь! Ты справишься! Ты одолеешь!" Это слова поддержки и веры родителей в своих детей.

Елена Левская