Большинству родителей наверняка не раз доводилось сталкиваться с ситуацией, когда ребёнок отказывается надевать какую-то определённую вещь, или же соглашается, но с явным недовольством. Дискомфорт, неудобство? Мода!

Попадая в общество сверстников, уже в детском саду дети начинают понимать значимость одежды и предъявлять к ней собственные требования.

Жертвами моды становятся лет с 12-13-ти - начинается переходный возраст, и подросток своей внешности уделяет особенное внимание. В этот период дети бывают слишком категоричными во всем. Они могут, например, не принять новенького в свою компанию только потому, что он просто не так одет. В общем, встречают по одежке.

Ещё совсем недавно на стиль одежды ребёнка влияли его музыкальные пристрастия. Одежда выражала принадлежность к какому-либо определенному музыкальному направлению. Скажем, если он слушал рэп, то непременно носил штаны-трубы с карманами по бокам, бейсболки, банданы, кроссовки. Одежда должна была быть на пару размеров больше и как бы висеть. Потом появилась тенденция смешивания разных стилей и в музыке, и в одежде. Поугасли и конфликты в молодежных тусовках на этой почве.

Конечно, "равнение" на кумиров существовало и будет существовать всегда, меняются только объекты и форма подражания. Сегодня самые влиятельные кумиры молодых - звёзды MTV. Из отечественных исполнителей самым значительным и революционным (в плане воздействия на модные тенденции) оказался Илья Лагутенко (солист группы Мумий Тролль). Ещё в 1998 г. он донёс до молодёжи моду на торжествующий и поныне брит-поп (джинсы-клёш, кеды, кофты, стилизованные под 60-е годы).

Свой эксклюзив в отечественную молодёжную моду внесла Земфира, поначалу прозванная журналистами "Лагутенко в юбке". Она окончательно утвердила в России стиль "унисекс". Солнцезащитные очки и стрижка "под Земфиру" - нередкое явление на улицах российских городов.

С другой стороны, всё большее количество подростков предпочитают не просто подражать, а одеваться именно модно. К сожалению, чаще всего это означает: так же, как и большинство. Представление о текущей моде формируется на основе молодёжных журналов, таких как CoolGirl, Oops, Yes!, Штучка, Bravo и т.п. (Подробный обзор этих периодических изданий был в № 1-2 2003 г. "РС"). Все они очень похожи, отличается лишь Yes!, рассчитанный на девочек-подростков из семей с достатком выше среднего.

Ира (13 лет): "Все мечтают об одежде из Yes!" a (одеваться так, как предлагает Yes!), но не все могут это себе позволить. Мне вот родители покупают одежду на Щёлковском вещевом рынке".

Катя (14 лет): "Большинство моих одноклассниц - это модные фифы, которых не волнует комфорт, для них главное - хорошо выглядеть, чтобы привлекать старшеклассников. Я тоже из их числа, в минус 20 я готова надеть короткую юбку, кеды и дубленку, единственное, что будет на мне из согревающего - это варежки и пестрый шарфик".

Оля: (14 лет): "Яркие капроновые колготки со всевозможными рисунками. Красные, в клетку, с полосками..."

Мальчики - другое дело. У них нет специальных журналов о моде. Их это мало интересует, для них куда важнее удобство и функциональность. Поэтому они носят преимущественно спортивную одежду и широкие штаны с множеством карманов, переставшие быть прерогативой рэпперов и хопперов.

А вот что действительно объединяет девочек и мальчиков всех возрастов, так это обувь. Повальная мода, пришедшая несколько лет назад на тяжёлые ботинки типа Dr. Martens и Grinders, прошла.

Саша, консультант в магазине "Camelot": "Тяжёлых ботинок с титановым стаканом, типа Гриндерс, у нас почти не осталось. Сейчас повышенный спрос на кроссовки и кеды. Года два назад у нас было всего 3-4 модели кроссовок, сейчас я и сам не знаю сколько их. Логотип тоже изменился. В общем, мы кардинально поменяли политику".

Сегодняшние подростки предпочитают комфорт и носят кроссовки и кеды. Выбор достаточно широк. Модные кроссовки можно найти и в коллекциях производителей спортивной одежды Adidas, Nike, Reebok, и в обувных молодёжных магазинах - "Обувь XXI века" и "Camelot". Большой любовью у школьников пользуются кроссовки Sketchers, созданные скорее для прогулок, нежели спортивных занятий.

Буквально пару лет назад в школьно-студенческой среде, как и десятки лет назад, случился настоящий хиппи-бум, но на этот раз в основе лежала не идея, а одежда. И девочки, и мальчики носили сильно клешенные джинсы, свободные рубашки и кофты с расклешенными рукавами, разнообразные атрибуты с цветочной тематикой и, конечно, фенечки. Сейчас молодёжь, одетую в этом стиле, встретишь не так уж часто, но до сих пор в коллекциях некоторых марок можно встретить отголоски эпохи хиппи. А ввиду последних политических событий в мире в коллекциях этого года снова можно ожидать возрождения пацифистских мотивов.

Многие родители считают, что их дети сейчас одеваются "кто во что горазд". Повсеместной школьной формы больше нет, магазины и рынки полны самой разной одежды и обуви. Возможность для самовыражения появилась огромная - а в юном возрасте оно традиционно и происходит за счет внешних атрибутов.

Олег Галкин, представитель L.A. DUB в России: "Школьники и студенты - это определённо наша аудитория. Консервативные, "непродвинутые" родители- настоящая проблема. Часто к нам приходит ребёнок с родителями и просит ему купить, скажем, штаны. Глаза горят, сразу видно как он об этом мечтает. А мама смотрит презрительно и говорит: "Не позорь меня! Ты такое носить не будешь".

Психологи напоминают, что в трудном подростковом возрасте дети очень нуждаются в понимании со стороны взрослых, в том числе и в плане одежды. Разумеется, слепо потакать детям не стоит. Ведь главное, по мнению модельеров и дизайнеров одежды - чувство стиля, которое родители должны развить у ребёнка.

Галина Кузнецова, модельер: "Наступает пора, когда девушка, примерно класс восьмой, начинает чувствовать моду, начинает нравиться мальчикам, начинает за собой ухаживать. В этот момент главное - привить вкус. Иногда подростки пытаются выделиться, одеть что-нибудь яркое, безумное. А иногда юные девушки ударяются в классику. Чтобы найти "свое", нужно не бояться экспериментировать. Не бояться пробовать, пусть даже тебя не оценят. Кто-то может одевать яркое, пушистое или колючее, но это должно обращать на себя внимание".

Таисия Антонова
Статья с сайта Родительское собрание