Содержание:

Проблемы с чтением испытывают до 60 % современных первоклашек. У 5-8 % ребят эти трудности со временем перерастают в стойкие нарушения. Если к 3-4-му классу ребенок все еще читает по слогам, переставляет местами или глотает буквы и их сочетания, теряет строчку или возвращается к прочитанному слову, то ему ставят диагноз "дислексия". Современные медики, психологи, педагоги понятие "дислексия" (и связанный с ним термин "дисграфия") трактуют как комплексное нарушение чтения (и письма), происходящее в силу разных причин внешнего и внутреннего характера.

Наиболее частые внешние причины:

  • экологические;
  • социально-экономические;
  • психологические (стрессы в школе, интенсификация учебного процесса, неадекватность обучающих методик, завышенные требования учителя).

Внутренние причины:

  • генетическая предрасположенность (известно, что трудности с чтением передаются по наследству);
  • нарушения, возникшие вследствие патологии беременности, сложных родов;
  • дисфункция мозга (несформированность коры головного мозга, регуляторных структур);
  • возрастная несформированность (задержка развития познавательных функций).

Диагноз "дислексия" врач-дефектолог или психоневролог не имеет права поставить раньше, чем ребенок пойдет в 3-4-й класс. До этого возраста можно говорить только о наличии трудностей в обучении чтению и письму. Но если в первые полгода учебы первоклассник за букварь садится только из-под палки, то родители не должны терять времени даром.

Спохватившись вовремя, можно справиться с этой проблемой вполне успешно и за относительно короткий срок. Чем позже начать ликвидировать эти трудности, тем дольше придется работать. Научить читать запущенного дислексика хотя и трудно, но возможно. А вот сделать так, чтобы он получал удовольствие от общения с книгой — увы, практически нереально.

К содержанию

Работа над ошибками

Раньше ученые связывали развитие трудностей в обучении чтению только с нарушением речевого развития. Сегодня известно: причин гораздо больше. Кроме уже упомянутых, это могут быть проблемы зрительного и зрительно-пространственного восприятия, нарушение моторных и зрительно-моторных координаций, несформированность рабочей памяти и внимания, нарушения артикуляции, несформированность слухового восприятия. Если одна из этих "кнопочек" у ребенка западает, возникают проблемы с обучением в целом.

Выявить, что именно происходит с ребенком, самим родителям нелегко, поэтому лучше всего обратиться к логопедам, дефектологам, психоневрологам. В их профессиональном арсенале есть специальные методики, которые помогают сначала разобраться в причинах развития у ребенка названных выше затруднений, а затем и скорректировать эти проблемы.

Владеют специалисты и определенными секретами, многие из которых совсем бесхитростны. Например, для гиперактивных детей с нарушениями внимания порой достаточно надеть на книжную страницу полоску с передвижным "окошечком", в которое помещается отдельное слово. Тогда все внимание ребенка будет концентрироваться на одном этом слове, и он не будет отвлекаться на другие.

Всему свое время В появлении "дислексии развития" зачастую виноваты сами родители. Их тщеславие и стремлениенаучить своего ребенка читать с пеленок может сыграть злую шутку. Раннее обучение чтению, когда не все функции у малыша для этого сформированы, как раз и приводит к такому печальному результату.

Ведь научиться читать к 5 годам способны всего 20 % детей, остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. А это и есть прямой путь к дислексии.

Мамам и папам надо помнить, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, у каждого "фрукта" свой срок созревания. То же самое касается и раннего обучения в школе: 30 % детей "созревают" для этого лишь к 8 годам, а остальные 70 % — не раньше, чем к 6-7 годам. Ведь для того чтобы уметь читать, мало знать буквы. Процесс этот гораздо сложнее. Так что не стоит стараться побыстрее сделать из малыша библиофила. Гораздо полезнее развивать функции, которые подготавливают его к правильному восприятию текста. И когда они будут сформированы, ребенок легко научится читать правильно.

Начинать профилактику дислексии следует еще с пеленок. С малышом нужно больше разговаривать, играть, читать ему книги, а когда он подрастет, чаще провоцировать на диалог и на монологическую речь. Важно также развивать зрительно-пространственное восприятие, память, мелкую моторику пальчиков.

Но занятия с ребенком 4,5-5,5 лет не должны превышать 5-10 минут, и проводить их нужно только в такое время, когда и у вас, и у малыша хорошее настроение.

К содержанию

Ликвидация безграмотности

Серьезная опасность для детей школьного возраста заключается в порочной практике скоростного чтения, которое навязывается ученикам во многих школах. Это еще полбеды, если учитель проводит проверку на скорость чтения в скрытой форме, но, к сожалению, часто эта "экзекуция" выглядит как соревнование, результаты которого строго оцениваются, сравниваются и обсуждаются в классе. Для ребенка это стресс, и очень опасный. Причем мучают учеников абсолютно зря: при чтении вслух быстрее 80 слов в минуту человеческое ухо воспринимает только часть информации, поэтому овладевать этим навыком бессмысленно.

К тому же дислексия — не столько медленное, сколько неэффективное чтение. Как показал анализ сдачи ЕГЭ, более половины выпускников не способны, прочитав текст, выделить в нем главную мысль. А это значит: несмотря на то, что наши дети худо-бедно научились складывать буквы в слоги, а слоги — в слова, по-настоящему умением читать они так и не овладели.

Так что если учитель начальных классов предъявляет к вашему ребенку завышенные требования, изводит его hроверками на скорость чтения, подавляет эмоционально, обвиняя в лености или неспособности учиться, при этом не хочет разбираться в причинах трудностей, то это свидетельствует лишь о том, что педагог неквалифицированный. Учеба у него можетзакончиться для ребенка не только дислексией, но и тяжелым неврозом, заиканием и психосоматическими заболеваниями. И тут уже дело родителей: оставлять ли своего сына или дочь учиться у такого "профессионала" или переводить в другой класс.

Сегодня, к счастью, дислексиков перестали считать людьми интеллектуально ограниченными. Даже более того, некоторые ученые называют дислексию одним из признаков гениальности. В доказательство этой версии они приводят весьма внушительный список знаменитостей, испытывавших трудности в письме и чтении: Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо да Винчи, Петр I, Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Квентин Тарантино, Оззи Осборн, Том Круз и 40 % миллионеров (в том числе знаменитый Джон Рокфеллер) — дислексики.

Елена Нечаенко
Консультант: Марьяна Безруких,
директор Института возрастной физиологии РАО,
доктор биологических наук, профессор, академик РАО