Япония — одна из самых интересных для путешественника стран мира. И тем не менее, Япония редко стоит на первом месте среди стран, куда хочется поехать. Все знают великую японскую литературу, современную, в первую очередь, но также и древнюю, а вот ассоциаций с искусством Япония вызывает гораздо меньше. И это при том, что японцы создали не просто много интересного и оригинального в разных сферах искусства. Во многих из них они достигли высочайшего уровня, и многие сохранившиеся в Японии артефакты "самые-самые" в сравнении с другими странами.

Специфика Японии во многом объясняется ее географическим положением — это островная страна на "краю" культурного мира. Страна большая и населенная, находившаяся рядом с одним из центров мировой цивилизации — Китаем, и поэтому сумевшая создать мощную и оригинальную культурную традицию. При этом благодаря счастливому сочетанию упорства и удачи ей удалось избежать иноземных вторжений и колонизации, в абсолютной неприкосновенности сохранить свою культурную традицию. Мало того, эта традиция не просто мертвый реликт прошлого, но живая культура, прекрасно вписавшаяся в современный общемировой контекст и не потерявшая своего лица.

Интересно, что это отразилось и в политической культуре: Япония — единственная в мире империя, и нынешняя императорская династия непрерывно правит не менее полутора тысяч лет!

Нынешняя культура Японии сформировалась после принятия в страной буддизма в VI в. н. э. С тех пор в ней не было разрывов, и любые внешние влияния не навязывались ей, но органично впитывались. Древние храмы и святыни бережно сохранялись, их старались щадить во время междоусобных войн и смут, а если они гибли в пожарах — старались восстановить. Избежала Япония и страшных революций и строительств "нового мира", губивших, например, в России и Китае больше памятников культуры, чем все вражеские нашествия вместе взятые. В силу всего этого в Японии сохранилось удивительно большое количество предметов старинного искусства, и, что самое важное, не в музеях, а в храмах и монастырях — в тех местах, для которых это искусство создавалось, в которых оно может быть в наибольшей степени прочувствовано.

В общемировом контексте Япония уникальна сохранностью памятников Раннего Средневековья. Для Европы и Ближнего Востока VII–VIII вв. были временем нашествий варваров, внутренних смут и войн на руинах Римской и Персидской империй, приведших к возникновению трех новых цивилизаций — западнохристианской, византийской и исламской. Это было не лучшее время для художественного творчества, но и из того немного, что было создано, далеко не все уцелело. Для Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) это было временем расцвета буддистской культуры. В Китае и Корее памятников сохранилось немного, и потому обширное наследие Японии важно не только само по себе, но и как единственный перевод исчезнувших глав история китайского и особенно корейского искусства. Одно из чудес Японии — ее деревянная архитектура. Она, без всякого сомнения, самая сохранная в мире. Здесь сохранились тысячи средневековых деревянных храмов — для сравнения, в России их не более пары сотен, в Норвегии — несколько десятков. Самые древние — пагода и "золотой зал" монастыря Хорюдзи (VII в.) близ Нары — находятся также здесь. Для сравнения: старейшая деревянная постройка Китая относится к VIII в., Норвегии — к XI в., России — к XV в. Самое большое деревянное здание мира — Храм Великого Будды в Наре (57 на 50 м, высота 48 м); одно самых высоких — пагода в Тодзи в Киото (55 м), уступающее, по-видимому, только пагоде в Иньсяне в Китае (67 м).

Другое чудо — буддистские скульптуры, особенно древнейшие из них. Как уже говорилось, они стоят на своих местах в деревянных храмах, столетиями мерцая темной позолотой. Несмотря на кажущуюся неизменность и жесткость канона, японское религиозное искусство, как и любое другое, все время менялось, и именно в Японии, благодаря большому количеству сохранившихся статуй, можно всматриваться и подмечать постепенные изменения традиции от десятилетия к десятилетию. Если фигуры будд и бодхисаттв впечатляют отрешенностью и покоем, то изображения небесных духов поражают экспрессией, а образы почитаемых монахов — точностью и остротой портретных характеристик.

Более поздние достижения японского художественного гения известны шире, со многими предметами можно познакомиться и в Европе. На весь мир известна японская гравюра, возведшая изображение повседневных, порой отталкивающих деталей жизни, на высоту подлинного искусства. Замечательна и удивительно разнообразна японская керамика, мощный импульс которой придало развитие уникальной чайной церемонии. Она живая — неправильно формы, нечеткая по цвету, с трещинками и бугорками, словно только что родившаяся на свет.

Наконец, восхищают японские сады и парки: как пейзажные, более близкие европейскому восприятию, так и рассчитанные на спокойное созерцания сады монастырей дзен, создающие целые миры с помощью песка, камней и нескольких "островков" мха.

Пребывание в Японии — огромный подарок для любого, кто неравнодушен к красоте и ценит хороший вкус. Бережное и творческое отношение к каждой вещи — от рекламы в вагоне метро до формы чашки и сочетания цветов и запахов еды на блюде, желание наполнить красотой каждый сантиметр и каждую минуту жизни, умение посвящать ей много времени и сил (любование сакурой и кленовыми листьям) — совершенно естественно для японцев. Именно поэтому воспоминание о пребывание в Японии останется одним из самых сильных впечатлений в жизни любого, кому посчастливилось ступить на ее прекрасную землю.

Статья предоставлена Японской национальной туристической организацией