Работая длительное время с одаренными детьми, я обнаруживаю парадоксальные проявления. Наиболее талантливые дети робки, боязливы, трепетны, не раскрываются сразу, а зачастую просто плохо себя ведут! Может быть, груз таланта на них довлеет, может, талант должен раскрываться в преодолении, но одним из первых откровений для меня был неугомонный Витя, который так плохо себя вел на занятиях, что я уже перестала делать ему замечания: бегает по залу — пусть бегает, играет в свои игры — пусть играет! Но в этюдах и заданиях участвовал с удовольствием.

Однажды в этюде под названием "Машинка" он поразил всех нас. Сюжет этюда прост. Мальчик принес в детский сад новую дорогую машинку, дал поиграть другу, а сам ушел на минутку. Мальчик увлеченно играет (здесь надо проявить фантазию, причем лучше использовать посторонний предмет, похожий на машинку; я давала кожаную ключницу и старый пульт, это проявляет веру ребенка в предлагаемые обстоятельства) и, поиграв, решает понять, как она сделана. Отделяет колесики и вдруг слышит голос друга, который кричит ему издалека: "Давай мою машинку, я тебе другую несу!" Мальчик начинает лихорадочно ставить колеса на место, но они не ставятся! Он пробует еще и еще раз, но ничего не получается! Тогда он решается на вранье и прячет машинку в надежное место (его тоже надо найти). Приходит первый мальчик, говорит: "Ну, давай мою машинку!" Второй отвечает: "А у меня ее нет!" - "Как нет?! Я ведь тебе давал!" Начинает искать, находит, понимает, что у новой дорогой игрушки сломаны колеса, и возмущается: "Ты же ее сломал!"

  • "Да нет, я не ломал, они сами выпали!"
  • "Как они выпали из новой машинки? (пытается вставить) Вот, одни вставились, а другие, видишь, выломаны! Говорю, сломал!"
  • "Не ломал!"
  • "Я теперь твоему папе (или маме) скажу".

Дальше варианты: либо дети мирятся (это можно предоставить их воле и фантазии), либо: "Ну и говори, ты мне больше не друг!"

И вот в этом этюде наш Витя, когда увидел, что колесики не вставляются, так поверил в это (хотя и колесиков-то не было, они — воображаемые!), что заплакал настоящими слезами! Причем ребенок тут же сам удивился, что это с ним, ведь игра?! Попытался справиться с возникшими слезами, но и этого не смог! Ну не готов еще ребенок так управлять своей эмоцией! И когда в этюд вошел его друг, увидел плачущего Витю, ему стало так жалко мальчика, что он от души простил ему сломанную машинку.

А как вдруг обнаружился глубокий драматический талант у скромной красивой девочки Дианы! Голос ее был настолько тихий, что я просила всю группу затаить дыхание, когда она говорила, "потому что я ее не слышу!". Мы тогда играли в игру под названием "Дюймовочка" на основе сказки бессмертного Андерсена. Прием был детям очень интересен, так как все играли всех. Это очень ценно для группы, в которой только "все начинается", ведь кто-то может спрятаться в компании, вместе не так страшно, и главное — все "главные"! Группа девочек играла эпизод "Прощание с солнышком".

Это, если вы помните, сцена после трогательного свидания с Ласточкой, когда Дюймовочка готовится выйти замуж за Крота и жить под землей. На одном из последних прогонов Диана так искренно-слезно прощалась с дневным светом, теплом, радостью, что мне стало пронзительно жалко это крохотное существо, которое волею судьбы обрекает себя на страшную жизнь так кротко и смиренно, без сомнения и до конца. Она своею верою и переживанием приблизилась не только к проживанию, но и к теме, а это уже более высокая ступень — нести своей игрой тему. И не важно, что она не смогла это повторить на показе, если это было один раз, значит, это есть, и оно еще проявится, когда для этого созреет душа.

А вечно молчащая и вроде бы безэмоциональная Соня! Какая энергетика, какой напор, какое неистовое желание переделать партнера открылись в ней, когда я дала ей роль Пилюлькиной в спектакле "Незнайка"!

Этим удивительным таинством раскрытия мы обязаны Театру! И, главное, никогда не знаешь, где и как он тебя одарит. Поэтому я очень осторожна в оценках таланта. Иногда он прячется очень долго, иногда сразу бросается в глаза. Вы, родители, знаете, как дети отличаются друг от друга даже по знакам Зодиака. Что уж говорить о таланте!

Однажды в очень сильной группе на занятиях началось нечто фантастическое. От детей я этого никак не ожидала. Дала им простое упражнение: мы все сидим полукругом, вдруг дверь открывается и заходит новенький (или новенькая). Новый человек не робкого десятка, он знает, что идет в театральную студию, и знает, что группа уже набрана и занимается некоторое время. Но он хочет понравиться группе, завоевать симпатию детей, занять достойное место; если повезет, то место лидера.

Далеко идущие задачи я поставила перед детьми и не знаю, каким языком это до них донесла, но... за дверь вышел Гриша, а вошел совершенно незнакомый мальчик — смелый, яркий, словоохотливый, юморной! Подошел к первому и представился (причем придумал кличку, а не имя), пошел по полукругу, внимательно выслушивая, кого как зовут, давая остроумные комментарии к именам, которые ему называли дети, кто-то в ответ тоже стал называть кличку, а не имя! Я смотрела, раскрыв глаза и безостановочно смеялась. Это был фейерверк! Гришину затею подхватили другие мальчики (прежде всего они, комедийный талант у женщин редок), и в желании перещеголять "предыдущего оратора" стали развивать его шутку так, что не заметили, как перешли на фарс, а кто-то сыграл почти гоголевских героев.

Когда Сережа вышел, подволакивая "хромую" ногу, представился: "Старый солдат". Железной хваткой жал всем руку и после каждого нового "знакомства" впадал в кому — падал плашмя на спину, с хромой ногой вверх торчком! Поистине, это была эксцентрика! Но от 5-6-летних детей разве можно ЭТО ожидать! Оказывается, можно. Я смотрела во все глаза, запоминая их шедевры, и думала о том, как мы с ними лет через 10... сможем "замахнуться" и на Гоголя, и на Булгакова. Если они сейчас готовы играть характеры, если они примеряют на себя так смело маски, то "я в предлагаемых обстоятельствах" они быстро исчерпают. Хотя даже здесь лучше воздержаться от однозначных оценок, ведь в "Психологии творчества" известный ученый Выгодский пишет, что у творческих людей все протекает по своим законам, сложное они могут освоить легко, а на простом надолго застрять.

Прекрасно и интересно работать с талантливыми детьми, да и жить, согласитесь, тоже! Хоть они в чем-то сложнее детей "обычных", к ним нужна другая пристройка, но сколько радости они дарят всем! Как многому могут нас научить! Если мы сумеем встать с талантом в строй, т.е. пристроиться к нему, и его и наша жизнь пойдет по законам Творчества.