Содержание:

Кто-то отправляется на отдых за границу с одной целью: пролежать весь отпуск на пляже или просидеть в баре. Кто-то, напротив, старается много путешествовать по чужой стране. Хороший способ увидеть и узнать больше, чем видно на карте, написано в путеводителе и рассказано гидом - взять в аренду автомобиль и отправиться в самостоятельное путешествие. Как не ошибиться с выбором, выясняла корреспондент "ИП" Елена Малик

Полноценный отпуск дается большинству из нас всего один раз в году. И провести его нужно так, чтобы не было мучительно обидно за бесполезно проведенные дни в компании вечно спешащего гида-переводчика и шумной и бестолковой толпе соотечественников, гуськом бегущих за ним, в надежде увидеть все любопытное и важное, пока автобус не уехал.

Намного интереснее ездить на экскурсии по собственному расписанию в обществе близких людей. Именно поэтому многие россияне, искушенные в тонкостях жизни за границей, хорошо изучившие культуру общения с персоналом в отелях, правила пользования мини-баром и Pay-TV, становятся клиентами контор по аренде автомобилей. Тем более что сделать это не так уж и сложно.

К содержанию

Больше-меньше

Первое, что нужно сделать поборникам свободы передвижения,- определиться, где именно взять напрокат автомобиль.

Можно обратиться в одну из крупных транснациональных прокатных фирм - Avis, Hertz, Europcar, Sixt. Здесь дадут практически новую и технически исправную машину, за руль можно будет сесть прямо в аэропорту, а вернуть автомобиль - в любом из многочисленных офисов компании. Понятно, что за удобство приходится платить: цены у "гигантов" на 40-50% выше по сравнению с небольшими прокатными конторами, офисы которых расположены непосредственно в курортных местах. Кроме того, в маленькой конторе у водителя не потребуют кредитную карту, закроют глаза на его возраст и стаж, да и цена самой аренды, повторим, будет ниже. Но стоит помнить важное правило: чем меньше вы заплатите за прокат машины, тем выше шанс испортить свой отдых.

В прокатной компании, типа "У Панайотиса" или "Махмуд и сыновья", вам могут запросто всучить автомобиль со скрытым дефектом: не самый страшный из них - неустойчивая работа системы питания и, как следствие, неумеренное потребление топлива.

Если неисправный автомобиль безнадежно заглохнет где-то на проселочной дороге, клиенту крупной компании останется только позвонить в свое прокатное бюро. Клиенту "частной лавочки" искать выход в большинстве случаев придется самому. Так иллюзорные выгоды от невысоких цен могут превратиться в реальные крупные траты.

Если вы все же решились на свой страх и риск воспользоваться услугами небольшого прокатчика, стоит помнить несколько правил. Как советуют специалисты российской Ассоциации прокатных компаний, очень важно обратить внимание не только на внешние атрибуты компании - офис и парк машин, но и подробно расспросить о режиме работы диспетчерской службы. Если диспетчерская служба не круглосуточная, компания не может гарантировать своевременную реакцию на возникшие проблемы клиента.

Арендатору должны разъяснить, что именно он должен делать в случае поломки, аварии и других неприятностей на дороге. Если компания скрывает условия договора (он напечатан на местном языке и имеет слишком много сносок мелким шрифтом) или менеджер отделывается общими фразами, говоря о вашей ответственности, не уточняет процедуру возврата - лучше не рисковать и обратиться в другую компанию.

Нередко, кстати, можно за разумные деньги арендовать машину и у крупной прокатной фирмы. Для этого нужно совсем немного: договориться об аренде заранее, еще до отпуска.

Бесплатно забронировать автомобиль во всех крупных компаниях можно по телефону или через интернет. В специальной форме заказа вы указываете все детали: дату, время, место и срок аренды (ни паспортных данных, ни номер кредитной карточки вводить при бронировании не нужно). В подтверждение вам пришлют письмо по факсу или по электронной почте. При этом компании не берут даже минимальной предоплаты, да и за сам факт бронирования дополнительно платить не придется. Клиенту верят на слово, и даже если он не воспользуется бронью, штрафа с него не возьмут. Для того чтобы заказать машину, не обязательно знать английский язык: сайты международных операторов готовы общаться на вашем родном, русском.

У заблаговременного бронирования есть серьезный плюс. Клиент может быть уверен, что машина ему достанется по той цене, которая действовала на момент оформления заказа.

Учитывая, что летом, в разгар сезона цены на аренду вырастают на 10-30%, на этом можно сыграть: к примеру, заказать в мае, по весенним ценам, машину на август. Напротив, если какому-то оригиналу взбредет в голову летом, в туристический сезон, заказать машину на дождливый ноябрь, то вместо экономии может получиться чистый убыток. Цены в ноябре упадут - для всех, кроме неудачливого заказчика.

К содержанию

Правила боя

Требования к арендаторам в прокатных конторах схожи. Клиенту в обязательном порядке нужно иметь две вещи: водительские права и банковскую карточку.

В большинстве случаев конторы принимают обычные российские права - пластиковую карточку, где все надписи на русском и лишь название "Водительские права" дублируется по-французски "Permis de conduire ". Но если у вас есть права международного образца, лучше взять их.

У будущего арендатора должна быть пластиковая карточка любой платежной системы: Visa, Master Card / Eurocard, American Express, Diners Club (карты Visa Electron и Cirrius / Maestro прокатчиками не принимаются).

На карточке должна быть сумма, перекрывающая сумму аренды и залога ($300-3000 в зависимости от компании и автомобиля). Для аренды автомобиля класса premium вам понадобятся две кредитные карты разных систем, например Visa и American Express.

Компании по собственному усмотрению устанавливают минимальный возраст арендатора. Но общие правила здесь все же существуют: чем дороже машина, тем выше минимально допустимый возраст и стаж водителя. К примеру, на аренду некоторых компактных автомобилей (Peugeot 206, VW Beetle, Mercedes A-klasse) может претендовать водитель старше 18, с опытом вождения до года.

А чтобы взять напрокат машину класса premium (BMW 5-series, Mercedes Е-klasse) нужно прожить как минимум четверть века и не менее трех лет водить машину.

Стоит помнить, что, заказывая автомобиль напрокат, клиент не знает наверняка, какую именно модель он получит по факту: в большинстве контор бронируется класс или тип машин. Общее правило: чем ниже класс автомобиля, тем меньшая сумма будет потрачена. Интересно, что если вместо заказанного Ford Focus c механической коробкой передач клиенту предложат Opel Vectra c автоматикой (потому что все машины с ручной КПП заняты), денег за повышение класса автомобиля не возьмут.

В среднем в крупных прокатных конторах день аренды малолитражки (Citroen C2, Peugeot 206) стоит 35-45 евро, 60-70 евро обойдется машина "гольф"-класса (VW Golf, Ford Mondeo, Mercedes B-klasse), 75-90 евро нужно заплатить за машину представительского класса (BMW 5-series, Audi A6).

Чем дольше срок аренды, тем ниже становятся расценки в пересчете на день использования.

Вообще, оценить среднюю стоимость проката автомобиля определенного класса довольно сложно. Даже в одной прокатной компании цена за использование машины различается в разных странах. Так, за неделю аренды автомобиля класса В (например, Renault Clio) в парижском бюро компании Avis придется заплатить 195 евро. Автомобиль того же класса во Франкфурте-на-Майне обойдется уже дороже - 219 евро.

За семидневное пользование автомобилем "гольф"-класса в том же Франкфурте придется заплатить 234 евро при заказе его у Avis (на цену не влияет, взяли ли вы машину в аэропорту или обратились в офис компании в городе). Машина такого же класса, арендованная у Hertz в аэропорту, будет стоить 256 евро, а в городском бюро - 216 евро. В Риме за нее придется выложить в том же бюро 290 евро, а на греческом острове Корфу недельная аренда машины этого класса обойдется и вовсе в 327 евро.

Столь значительную разницу компании объясняют тем, что в стоимость аренды включены местные налоги, дорожная пошлина, аэропортовый, городской сборы.

К содержанию

Без страха и упрека

С первых шагов прокатного бизнеса было принято обязательное страхование как самого автомобиля, так и клиентов, пассажиров, багажа, ответственности клиентов по искам третьих лиц. Во всех солидных компаниях сумма страховки по рискам "угон", "ущерб" и "автогражданская ответственность" сразу включена в тариф.

В договоре на аренду автомобиля знакомый российским автовладельцам термин "автокаско" выглядит как аббревиатуры CDW (Collision Damage Waiver) и TP (Theft Protection). Учтите: в договорах, составленных на незнакомом клиенту языке, должна быть английская расшифровка терминов.

Самая главная страховка - CDW - освобождает от расходов по восстановлению повреждений автомобиля, полученных в результате дорожного происшествия, даже если ДТП произошло из-за того, что водитель грубо нарушил правила. Единственным условием выплаты страховки является то, что водитель в момент аварии не был пьян. За душевное спокойствие компании берут около 5-6 евро за день проката, и эти деньги уже включены в тариф. Однако страховка не сработает, если во время аварии за рулем будет человек, не указанный в договоре аренды. За то, чтобы включить дополнительного человека в договор, придется заплатить: от 10 до 30 евро за весь срок аренды в зависимости от компании.

Страховка ТР ограничивает ответственность арендатора в случае угона автомобиля. При этом у арендатора должны остаться документы и ключи от машины, чтобы его нельзя было заподозрить в пособничестве. Стоимость такой страховки, около 6 евро, тоже уже заложена в цену дня аренды.

Стоит помнить, что в большинстве контор клиентам предлагается так называемая страховка с франшизой: в случае мелких аварий клиент сам будет оплачивать ремонт автомобиля.

Обязательно поинтересуйтесь условиями сдачи автомобиля. В большинстве контор требуют возвращения машины с полным бензобаком, а если будет недолив, то стоимость топлива в офисе компании будет раза в полтора выше, чем на обычной заправке. Можно, впрочем, воспользоваться опцией FPO (Fuel Purchase Option) - это предоплата полного бака топлива, которая дает возможность возвращать автомобиль без дозаправки.

Задержите автомобиль хотя бы на час больше положенного срока - не удивляйтесь, если вас попросят доплатить за лишние сутки. Вы сорвали график.

К содержанию

Свобода передвижения

В тарифы, объявленные прокатными конторами, входит неограниченный пробег на период аренды. Но иногда встречаются и тарифы с суточным ограничением по пробегу - например, не более 100 км в день, а за превышение лимита за каждый лишний километр берется сбор. Такие тарифы ниже, но по ним стоит брать машину только в том случае, если у вас нет намерения выезжать за пределы города, в котором вы отдыхаете. Если же на арендованной машине предстоит проехать не одну страну, не стоит скупиться, лучше выбрать тариф без ограничений.

Как заявляют компании, клиент, выбравший тариф с нелимитированным пробегом, может без проблем путешествовать по странам всего Евросоюза, ездить в Великобританию и Швейцарию. А вот посещать страны бывшего социалистического лагеря будет проблематично: туда компании неохотно "отпускают" свои машины.

Например, в компании Sixt существует правило, по которому в страны Восточной Европы нельзя выезжать на арендованных автомобилях Audi, BMW, Porsche, VW, Mercedes независимо от класса. Если же арендован, к примеру, Opel или Peugeot, клиент может поехать в эти страны только на свой страх и риск. Именно поэтому арендовать машину в России, чтобы затем проехать на ней пол-Европы и оставить в одном из заграничных офисов прокатчика, можно только теоретически. Как объяснили ИП в компании Hertz, страховка, оформленная для прокатного автомобиля, действует лишь на территории определенных государств. В других странах она не работает и за все ущербы, случись они во время такого путешествия, клиент будет расплачиваться из своего кармана, причем по полной стоимости. В любом случае, если перед вами стоит задача объехать несколько стран на арендованном автомобиле, обговорить детали предстоящего путешествия нужно заранее, тогда в договоре будут указаны территории, на которых разрешено использование автомобиля.

Может случиться, что в конторе, узнав о желании клиента проехать в другую страну, ему могут выдать автомобиль с номерами той страны, куда направляется арендатор. В этом случае арендатор выступит в роли перегонщика и получит возможность сдать машину в другой стране без дополнительных сборов. Правда, такие совпадения (кто-то по счастливой случайности только что приехал на прокатной машине из страны, куда вы направляетесь) довольно редки, и реши вы взять машину в одной стране, а оставить в другой, придется раскошелиться.

Например, компания Europcar "разрешает" оставлять машину в другой стране только при условии, что автомобиль арендован не менее чем на пять дней проката, плюс к этому сумма арендной платы увеличится на 50-1500 евро (в зависимости от класса автомобиля, расстояния между странами и наличия аэропорта в конечном пункте поездки). Похожие правила и ставки действуют и в других компаниях.

К содержанию

Доверяй, но проверяй

Чтобы не попасть впросак, перед тем как подписывать договоры, нужно не только справиться о страховке, но и посмотреть досмотровую ведомость (check-list). В ней отмечают все сделанные предыдущими пользователями вмятины и царапины, наличие колпаков колес и тому подобные "мелочи". Если такой документ вам не показали, вполне возможно, что с водителя захотят получить деньги за повреждения, сделанные не им. Обычно этим грешат мелкие конторы, впрочем, опрошенные нами "знатоки арендного дела" утверждают, что такой процедурой лучше не пренебрегать и в крупной конторе, расположенной в Средиземноморском регионе или в африканских странах. Эти национальные особенности отношений с клиентами нашему потребителю вряд ли покажутся чем-то особенно экзотическим.

Безусловный рефлекс
В договоре на аренду автомобиля встречается термин "франшиза" (franchise). Под этим понятием подразумевается обязанность арендатора самостоятельно покрыть ущерб на определенную сумму в случае повреждения машины
Франшиза может быть условной и безусловной. При применении правила условной (невычитаемой, non-deductible) франшизы арендатор обязан возместить ущерб, если его сумма не превышает сумму франшизы; если же ущерб выше, все расходы несет страховщик.
К примеру, если вы взяли в аренду машину и заключили страховой договор с условной франшизой 500 евро, любой ущерб на меньшую сумму будет оплачиваться из вашего кармана. Но если повреждений насчитают хотя бы на 501 евро - все заплатит страховая компания. В прокатных конторах чаще всего применяют безусловную (вычитаемую, deductible) франшизу. В этом случае клиент ни при каких условиях не освобождается от ответственности полностью. Если сумма ущерба меньше франшизы, он оплачивает ремонт сам. Если больше - платит сумму франшизы, а остальное "добавляет" страховая компания.
Чем дороже арендуемый автомобиль, тем выше размер франшизы, в пределах которой клиент возмещает ущерб самостоятельно. Например, для малолитражек это 450-500 евро, для машин среднего класса - 600-750 евро, а если речь идет об автомобилях представительского класса - 2000-3000 евро. Эта сумма блокируется на банковской карте и освобождается после того, как машина возвращается на место в целости и сохранности.
Арендуя автомобиль, можно отказаться от франшизы, выбрав страховку full insurance. В этом случае клиенту придется платить за аренду по повышенному тарифу - в среднем на 10-20 евро в день больше, чем по тарифу с франшизой. Но даже страховка full insurance не покрывает повреждений шин, разбитых стекол и зеркал.
Личный опыт
За Стеклом
Корреспонденту "ИП" Юрию Львову за рубежом пришлось самому чинить взятый на прокат автомобиль
В Израиле простенькую машину на прокат можно взять за $30 в сутки. Что я и сделал в одном из пригородов Тель-Авива. С владельцем проката, занимающего одну комнатку на центральной улице, общаться пришлось в основном жестами. Он не понимал по-русски, что для этих мест редкость. Еще он не понимал по-английски: мог только объяснить, что он грузинский еврей, и ничего - про автомобили. Я, в свою очередь, не знал грузинского и иврита, и поэтому, получая ключи от потрепанной Daewoo Lanos, не понял все правила проката. Хотя он, возможно, их разъяснял.
Проблема возникла возле древней Кесарии. Я закрыл машину и пошел осматривать построенный царем Иродом город. Когда вернулся - левое заднее стекло Daewoo было разбито. С заднего сиденья исчезла невзрачная сумка, которую я там по беспечности оставил. В сумке ничего ценного не было. Но что делать со стеклом? Моя московская машина была застрахована полностью по каско, и я полагал, что и прокатную машину в цивилизованной стране, наверное, страхуют так же. Значит, нужно взять справку о происшедшем в полиции, чтобы потом страховая компания компенсировала прокатчику ущерб. Я решил посоветоваться с ним по телефону.
Это было непросто. Из долгой беседы я понял только, что в полицию не надо, а надо просто приезжать. В пункте выяснилось, что машина застрахована с франшизой на сумму около $1000 - то есть ремонт возможных повреждений в пределах этой суммы оплачивает клиент. А если я не хочу платить, поскольку не знал об этих условиях? А придется, потому что (прокатчик потряс передо мной ксерокопией моей кредитки) для этих целей он заблокировал на моем счету $1000. Что ж, согласился я, давай чинить стекло за мой счет.
- Фо хандрид долларз,- не моргнув, сказал прокатчик со страшным акцентом.
- Сколько-сколько? - переспросил я.
Он написал для верности на бумажке: $400. Я поинтересовался, с каких это пор левые задние стекла на Daewoo стали делать из горного хрусталя. Возникли трудности перевода. В итоге я все же объяснил, что за такие деньги я сам сделаю стекло из кварца. И поехал по сервисам. Они очень напоминали московские: многие говорят по-русски, многие небриты, со всеми надо договариваться. Стекло вставили за $120. Конфликт был исчерпан.
Елена Малик
Статья предоставлена журналом
Имеешь право