Дорого - всегда хорошо? Необязательно. Тому существует множество примеров. Часто приходится слышать восклицания: "Я очень дорогой специалист!", "Мое время очень дорого!", "У меня все расписано на две недели вперед!" Рассмотрим подобные утверждения более пристально.

Из рейтингов заработных плат, которые публикуют многие издания, видно, что высшая планка вознаграждения, предлагаемого топ-работникам на рынке труда крупных городов России, достигает $4000-7000. Данная категория профессионалов - элита наемного менеджмента, вхожая в самые высокие кабинеты. Любое рекрутинговое агентство будет гордиться получением заказа на поиск специалиста такого масштаба, успешным выполнением заявки - тем более. Работников подобного уровня на относительно открытом рынке труда не так много. По пальцам можно пересчитать профессионалов, находящихся, предположим, в Москве на должности директора по логистике, главного бухгалтера или руководителя юридического отдела.

Практика подбора такого рода специалиста - тема отдельная, касающаяся более всего использования технологий executive search или headhunting.

Существуют не менее интересные вакансии для наемных руководителей высшего звена, доход которых составляет $2000-3500 в месяц с крупным социальным пакетом и другими приятностями. Специалистов данного уровня уже значительно больше. И в этом случае возникает необходимость не столько подбора (вернее, простого налаживания контакта с последующим предложением для обсуждения), сколько отбора кандидата на вакансию из нескольких резюме.

Наши рекомендации будут полезны и специалистам, которые уже давно числятся в названной зарплатной категории, и тем, кто претендует на повышение оклада с переходом на другую работу.

Первым этапом поиска нового места с помощью кадрового агентства является не очень интересующий аппликанта процесс переговоров с потенциальным работодателем. Тем не менее этот момент может стать определяющим для дальнейшего общения с кандидатами на данную позицию.

В случае если HR-менеджер компании представляет объемное и подробное описание вакансии с комментариями непосредственного будущего руководителя, презентационные материалы и вспомогательную информацию, все ясно и понятно. У грамотного рекрутера не возникнет проблем с интерпретацией заказа для аппликанта и отбора на эту позицию (за исключением вакансий, которые будут рассмотрены ниже). Трудности появляются, когда заявка сформулирована коротко и нечетко. Нередко это связано с тем, что подобные заказы исходят от высшего менеджмента компании, минуя отдел по работе с персоналом по тем или иным причинам, - тогда заявка получается сырой и некоторые моменты, в том числе принципиальные, остаются неучтенными. Здесь многое зависит от профессионализма представителя рекрутингового агентства, который будет отбирать специалиста на конкретную вакансию.

Не останавливаясь на технологиях подбора, именуемых executive search и headhunting, рассмотрим более подробно направление selection.

Безусловно, высококлассный профессионал должен уметь грамотно позиционировать себя на рынке труда. Но, к сожалению, это не всегда просто. Длительная практика работы в рекрутинге дает право усомниться в том, что специалист в области, предположим, маркетинга способен вполне адекватно представить самого себя работодателю. Не лучше ли прибегнуть к услугам кадрового агентства как инструмента, с помощью которого можно гораздо комфортнее получить новое назначение?

Вы, наверное, часто встречали объявления, подобные такому: "Финансовый контролер. Опыт аналогичной работы в крупных проектах (нефтехимия) - от 3 лет. Знание английского языка. Обязанности - осуществление мероприятий по финансовому контролю операций компании, отчетность для руководства. Вознаграждение - от $2500 + социальный пакет". Как правильно прочитать данное объявление? Что скрывается за предельно скупыми строчками?

Во-первых, обратите внимание на требование "опыт аналогичной работы". Это практически непреложное условие. Если работодатель по тем или иным причинам не производит отбор сам, а отдает вакансию рекрутерам, то он хочет получить качественную услугу и не желает тратить даже небольшое количество времени на переучивание специалиста, пришедшего из другой сферы деятельности, например аудитора в области строительства. Ошибки, которые может допустить работник, не знакомый со всеми тонкостями нефтехимического бизнеса, нарастут, как снежный ком, и внизу пирамиды превратятся в катастрофическую проблему, способную стать причиной миллионных убытков предприятия. Естественно, в конкретных сферах бизнеса существуют схожие направления, специалисты которых взаимозаменяемы, но такие области, как, например, строительство и торговля, значительно различаются.

"Осуществление мероприятий по финансовому контролю операций компании". Если вы не задаетесь вопросом, что надо будет делать, читая эту строчку объявления, то смело пишите на него ответ или звоните по указанному номеру телефона. Конечно, у конкурирующих компаний аналогичные мероприятия (бюджетирование, разработка маркетинговой стратегии, фокус-группы и прочее) проходят по-разному и отличаются целями и результатами. Но основные направления, начиная с учебников и заканчивая разработками ведущих западных специалистов, базируются на схожих принципах. Поэтому участник проекта одной крупной, скажем, нефтяной компании с большой вероятностью может предположить, что встретит не так много незнакомого в работе другой подобной структуры, только рангом выше.

"Знание английского языка". Данное требование для немалого числа профессионалов по тем или иным причинам становится непреодолимым препятствием для того, чтобы получить приглашение на собеседование, а тем более устроиться на работу. Не секрет, что многие российские компании консультируют иностранные специалисты, приглашенные в нашу страну на ведение некоторых проектов. Для общения с ними необходимо знание языка на достаточно высоком уровне, не считая того, что вас могут отправить на интересную стажировку за границу. Поэтому вероятнее всего, если языком вы не владеете, вам не смогут предложить именно эту позицию. Весьма редки случаи, когда приглашают переводчиков для разрешения подобных ситуаций. А постоянное общение через них весьма сильно тормозит деятель-ность компании и дорого стоит. Выход один - заняться изучением языка не отклыдывая в долгий ящик, пока речь не зашла о приеме на новую работу.

Социальный пакет и прочие льготы для специалистов, чье вознаграждение составляет четырехзначную сумму, - явление уже обыденное. Везде он, разумеется, разный, однако есть некоторые стандарты, которым соответствуют данные нематериальные компенсации. Тем более удивительно, когда претендент на высокий пост в компании при телефонном знакомстве в первую очередь задает вопрос о содержании социального пакета и мотивирует свой отказ, к примеру, наличием в нем автомобиля не той марки.

Интересуясь льготами и компенсациями, у рекрутера сначала необходимо узнать, на каком этапе стоит задавать работодателю подобные вопросы. Дело в том, что компания подбирает сотрудника не только как самостоятельную бизнес-единицу, способную приносить пользу, но и как человека, который вольется в большой коллектив, сам станет руководить подразделением. В нашей практике был случай, когда на ключевой встрече с будущим руководителем соискатель задал вопрос о возможном предоставлении кредита на квартиру, что очень удивило директора департамента, который был весьма далек от распределения подобного рода льгот. Кандидату отказали, хотя ситуация могла быть совершенно иной, если бы он дождался момента предложения контракта для подписания на уровне отдела по работе с персоналом.

Желание карьерного роста и стремление к материальному благополучию совершенно естественны для любого энергичного, грамотного и амбициозного специалиста. Планомерное и четкое развитие карьеры - признак целостности и профессиональной собранности работника. Однако руководство компании, предлагающей вакансию, не рассматривает аппликанта как члена коллектива и видит в нем только инструмент для выполнения поставленной задачи. Личностный аспект при этом учитывают в меньшей степени. Но если вы меняли работу, пусть даже с повышением, каждый год, а то и чаще, ваше резюме будут рассматривать со значительно большим скепсисом, нежели других конкурсантов. При частой смене компаний из желания повысить уровень вознаграждения на определенном этапе очередная высокая ступень может стать конечной в вашей карьере.

Аргумент "мне необходимо поменять машину, построить загородный дом, отправить детей за границу" (нужное подчеркнуть) абсолютно недопустим даже в беседе с консультантом-рекрутером. Это ваше сугубо личное дело, на что вы планируете тратить свою заработную плату. Нетрудно догадаться, как завершатся переговоры с претендентом на высокую позицию, мотивирующим необходимость повышения заявленного изначально вознаграждения наличием усадьбы, которую следует содержать на должном уровне.

Стоит подчеркнуть, что углубление в личные мотивы на этапе принятия решения по вашей кандидатуре после конкурсного отбора может сыграть только отрицательную роль.

Вопрос вознаграждения весьма тонок. Редко специалисту при переходе на новое место работы удается увеличить свою заработную плату более чем на 30%. Такое возможно, когда поступает предложение к профессионалу от государственной регулирующей структуры занять место в структуре коммерческой. В других случаях это маловероятно. Да и для подобного варианта развития событий круг решаемых на предыдущем месте работы вопросов должен быть достаточно специфическим.

В корне ошибочно мнение, что, владея теорией, управлять, например, закупками крупной компании или бухгалтерией завода численностью в две с половиной тысячи работников можно так же, как и торговым оборотом маленькой фирмы или финансовой деятельностью предприятия, поставляющего запчасти для небольшой мастерской! Часто от специалистов, проработавших в своей сфере не один год, приходится слышать: "А не все ли равно, сколько в валюте баланса будет нулей?" После такого вопроса беседу приходится спешно сворачивать.

Для любой высокооплачиваемой должности существует испытательный срок. Даже если он формален или вообще отсутствует в договоре, определенный период времени к вам будут присматриваться и оценивать вашу деятельность более пристрастно, чем, возможно, вам хотелось бы. Недавний случай, когда компания все же решила прибегнуть к услугам рекрутеров, расставшись со специалистом, уверявшим, что он справится с работой, объемы которой на предыдущем месте были на порядок ниже, - яркий тому пример.

При общении с представителем рекрутингового агентства один из первых вопросов, который может быть поднят, - начальное вознаграждение. Это и понятно, поскольку вполне возможно, что ваши ожидания не совпадают с предложением компании. Грамотный рекрутер умеет достаточно точно определять границы, в которых заказчик готов варьировать вознаграждение для кандидата на вакансию.

Обратная ситуация складывается на интервью у работодателя. Нередки случаи, когда ни на первой, ни на второй встрече вопросов, касающихся материальной стороны, он не поднимает. Переговоры о высоком посте в компании - дело не одной недели, часто не одного месяца, поэтому наберитесь терпения и постарайтесь не торопить события. Объем функциональных обязанностей, выясняемый в процессе детальных собеседований, число специалистов в подчинении, ваш уровень в иерархии компании дадут представление о сумме вознаграждения.

Направляя резюме в агентство, всегда стоит указывать размер заработной платы, на который вы претендуете, хотя бы в формате "не ниже", и, наоборот, знакомя заинтересовавшую вас компанию со своими данными, лучше ничего не писать в графе "Оплата".

Некоторые кандидаты, к несчастью, допускают в общении с рекрутером распространенную ошибку: якобы полностью согласившись с возможными условиями компании, соискатель уже непосредственно на встрече выдвигает новые требования, которые нередко бывают на порядок выше обсуждавшихся ранее. Подобные эскапады вызывают неподдельное удивление, а чаще - раздражение представителей компании. Дело в том, что уже принято решение о найме именно такого специалиста, бюджет составлен, в него внесены расходы на персонал, и кроме негативной реакции работодателя на ваше требование о значительно большем вознаграждении досады из-за потраченного впустую времени ждать ничего не приходится.

Помните, что специалист, достигший высокого положения на карьерной лестнице и соответствующего уровня доходов, должен дорожить своей репутацией на рынке труда и подходить к выбору будущего места работы с особым вниманием, рассматривая сложности, которые можно встретить на этапе переговоров.

Резюмируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что не стоит пренебрегать услугами кадрового агентства или видеть конечную цель своего обращения к нам только в том, чтобы любым способом и как можно скорее попасть на интервью к работодателю. Консультации, полученные в агентстве по подбору персонала, помогут вам избежать неловких ситуаций и сэкономить время.

Константин Володин,
ведущий эксперт "Русской Кадровой Ассоциации"
Статья из журнала "Работа & Зарплата"
Журнал Работа & Зарплата