Содержание:

Как воспитывать мальчиков? Кто-то скажет, что развивать физическую силу, ответственность, стойкость. Но как тогда быть с мальчиками чувствительными и эмоциональными? Можно ли найти баланс между естественной нежностью по отношению к ребенку и твердостью, необходимой для выработки характера? Что делать, если перед глазами у ребенка нет образца мужского поведения в виде папы? Да и остались ли в наше время мужчины, которые могут послужить примером для мальчишек?

К содержанию

Из чего они сделаны

Известный сексолог и социолог, академик РАН, профессор Игорь Кон в своей новой книге "Мальчик — отец мужчины", говорит о том, что во многом мальчики — "забытые дети", слабое звено современного воспитания.

Подробно анализируя все стороны мальчишеской жизни, погружаясь в историю, в традиции воспитания мужчин в разных культурах, Игорь Кон рассказывает родителям, воспитателям, женам и подругам о том, "из чего сделаны мальчики".

Почему мальчики заслуживают гораздо более серьезного внимания, чем они имеют сегодня? Автор приводит данные исследования канадских специалистов по молодежным проблемам. При том, что Канада — одна из самых благополучных стран, обнаружилось, что:

  • мальчики ответственны за 90% правонарушений, связанных с алкоголем и наркотиками;
  • четверо из пяти подозреваемых в совершении преступлений несовершеннолетних — мальчики.

Отчасти эти проблемы обусловлены самой природой мальчиков, их стремлением к риску и приключениям, но отчасти — неправильными представлениями родителей о том, как надо мальчиков воспитывать и чему учить. Например, многие не придают значение тому, умеет ли сын проявлять эмоции. Наоборот, мальчиков всячески учат прятать свои обиды и слезы внутри.

"Согласно привычным стереотипам, — говорит Игорь Кон, — мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным; в отличие от женщины, он не может позволить себе покапризничать и поплакать. Поэтому развитие эмоциональных реакций, не соответствующих этим установкам, активно подавляется. В большинстве культур, как современных, так и древних, плач жестко ограничен возрастными ("Не плачь, ты уже взрослый!") и тендерными ролями ("Что ты плачешь, как девчонка!")".

483 драки за 3 месяца приходятся в среднем на одного 13-17-летнего московского школьника.

Но современные исследования доказывают, что эмоциональность тесно связана с интеллектом. Помимо всем известного IQ существует эмоциональный интеллект (ЭИ), от которого во многом зависит жизненная успешность человека, включая его профессиональный и карьерный рост. Эмоциональный интеллект — это способность человека понимать и чувствовать эмоции — как свои, так и чужие, а также возможность управлять ими.

Сегодня психологи сходятся в том, что эмоциональная закрытость мальчиков приводит к психологическим проблемам у них. Острее всего эти проблемы стоят у подростков, которым эмоциональная немота затрудняет самораскрытие и общение со сверстниками. Стремление всегда и всюду выступать с позиции силы — одна из причин культуры насилия, наркозависимости и немотивированной подростковой жестокости. Для того чтобы избежать подобных проблем, советует профессор Кон, надо с самого раннего возраста учить мальчиков распознавать и выражать свои чувства. Например, сказать сыну: "Ты выглядишь печальным" или "Мне кажется, ты чем-то разочарован". Простая фраза "Я испугался, а ты?" может облегчить мальчику выражение собственных чувств. Нужно больше слушать ребенка и развивать его эмоциональный словарь, особенно в том, что касается таких эмоций, как страх и тревога.

Развивайте эмоциональный интеллект
  • больше рассказывайте сыну о своих чувствах
  • описывайте чувства других людей
  • обсуждайте чувства других мужчин
  • используйте для исследования чувств музыку, литературу, кино
  • учите мальчиков эмоциональной смелости
  • давайте мальчикам возможность проявлять заботу, помогать дома и соседям, стимулируйте старших братьев помогать младшим
  • не забывайте положительно оценивать чувства мальчиков
  • самое главное — не жалейте времени!

К содержанию

Главные ошибки

"Чему нужно учить детей, — пишет Игорь Кон, — знают господа начальники, а как это делать — знают профессора педагогики... Социологи же, исходя из состояния мира, в котором современным мальчикам предстоит жить, лучше знают, как мальчиков воспитывать не следует. Поэтому я осмеливаюсь предложить родителям несколько советов.

  1. Не делайте из мальчика "настоящего мужчину". Все настоящие мужчины разные, поддельные мужчины — только те, которые притворяются "настоящими". Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен — на мать-героиню. Помогите своему мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее...
  2. Не воспитывайте из него война и защитника отечества. Исторические судьбы современного мира, частью которого является Россия, решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.
  3. Не воспитывайте его охотником, эта профессия давно уже вышла из моды. Чуть ли не половина всех видов животных занесена в Красную Книгу, а охотники на людей рано или поздно оказываются на скамье подсудимых Гаагского трибунала...
  4. Не учите его отличаться от женщин. Во-первых, он и так от них отличается. Во-вторых, "не быть девчонкой" его обязательно и жестко, даже вопреки нашей воле, научат сверстники. Зачем вам петь в этом громком, но безголосом хоре? Родители уникальны и должны быть солистами.
  5. Не учите мальчика относиться к женщине с позиции силы. Быть рыцарем красиво, но, если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым или столкнется с недобросовестной конкуренцией с ее стороны, это станет для него травмой. Разумнее видеть в "женщине вообще" равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально.
  6. Не пытайтесь формировать сына по собственному образу и подобию. Это не удалось даже Господу Богу, любимое творение которого часто выглядит злой карикатурой на Его замысел. Для родителя гораздо более важная задача — помочь мальчику стать самим собой.
  7. Не заставляйте мальчика реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии. Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще...
  8. Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны. Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная "полоролевая модель", а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример, то, как он к сыну относится.
  9. Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные дети. Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. "Неполные семьи" — не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви.
  10. Не пытайтесь заменить сыну общество сверстников, избегайте конфронтации с мальчишеской средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать, — это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против "плохих товарищей" лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье.
  11. Не злоупотребляйте запретами и, по возможности, избегайте конфронтации с мальчиком. Если на вашей стороне сила, то на его стороне — время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.
  12. Никогда не применяйте телесных наказаний. Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Иллюзорный педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.
  13. Не пытайтесь навязать сыну определенный род занятий и профессию. К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь — с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был как можно более широкий выбор вариантов и возможностей.
  14. Не слишком уповайте на опыт предков. Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики друг с другом никогда и нигде не совпадали. Кроме того, изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые раньше считались полезными (та же порка), сегодня неприемлемы и неэффективны.