Содержание:

Прогулки с ребенком в парке или на берегу реки (пруда) можно использовать более продуктивно для общения с природой. Одни и те же объекты природы целесообразно изучать много раз, особенно в разные сезоны года. Запомнив какую-нибудь одну березу (сосну, дуб), можно отмечать изменения в самом дереве и вокруг него. Или, например, пришли вы к берегу водоема покормить уток. А к воде подойти нельзя: пластиковые пакеты, бутылки, бензиновые разводы. Ребенок может и не заметить (или заметить и не спросить) вас, почему так. Необходимо беседовать с ребенком, задавать ему вопросы о том, что он видит. Вопросы для обсуждения способствуют развитию мышления, логики, творчества, эмоций ребенка. Обратите внимание: взаимоотношения человека и природы очень сложны, и на связанные с этой проблемой вопросы не всегда есть однозначные ответы. Поэтому главное, чтобы, отвечая на предлагаемые вопросы, ребенок думал, размышлял, умел обосновать свой ответ, пусть даже его точка зрения не совпадает с вашей. Важен именно процесс обсуждения, а не правильность ответа. Предложите малышу самостоятельно проиллюстрировать наиболее запомнившиеся моменты. Очень важно, чтобы ребенок задумался над собственным отношением к окружающей его природе.

Н.А. Рыжова, доктор педагогических наук, эколог, работающий с дошкольниками, предлагает решить тему "Я и река" следующим образом.

Обследуйте с детьми берег близлежащей реки, озера. Пусть ребенок определит место, где отдыхали люди. Какой мусор они оставили на берегу? Какие чувства вызывает вид загрязненного водоема? Есть ли на берегу реки места, где не видно следов посещения людей? А как они воспринимаются детьми? Может быть, сюда приходили люди, которые знают, как вести себя во время отдыха на реке? Возможно, на берегу валяется мусор, который ребенок сможет убрать. Конечно, к этому надо относиться осторожно, соблюдать санитарно-гигиенические правила. Как ребенок думает, куда девается мусор? Попадет ли он в реку? Если ребенок будут отдыхать здесь, то что оставит после себя?

Вам понадобится для исследовательской работы стаканчик с грязной и чистой водой из "реки", пустой стаканчик с фильтровальной бумагой. Для рисования приготовьте краски и карандаши, фломастеры серых, голубых, синих, фиолетовых, коричневых оттенков и черного цвета. Для отражения "настроения" реки до и после прихода людей заранее готовится лист бумаги, разделенный на две половины. На обеих половинах изображена незакрашенная лента реки на фоне луга.

  1-й этап: чтение и обсуждение рассказа. Автором составлен "Рассказ о голубой речке", который позволяет обсудить с детьми проблему загрязнения рек во время отдыха людей и его возможные последствия.

Перед началом чтения спросите ребенка: отдыхал ли он на реке, что делал? Любит ли ребенок отдыхать на водоемах? Что именно ему нравится в таком отдыхе?

Скажите ребенку, что на реке, на озере любят отдыхать все. Но не все знают, как правильно себя вести, как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой и любила людей. Прочитайте рассказ о реке, которую очень обидели люди.

К содержанию

Как люди речку обидели

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опиши ее.
  • Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
  • Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
  • Почему так нельзя поступать? Что бы ты сделал на месте Кости?

При обсуждении ответов подчеркните, что и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно. Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.

  2-й этап: рисование. Предложите ребенку подобрать цвета, при помощи которых можно отразить изменения, происшедшие с рекой. Пусть он раскрасит речку на обеих половинках листа, при этом на левой его части отразит при помощи цвета "настроение" реки до прихода гостей, а на правой - после их ухода. Можно предложить ребенку самостоятельно нарисовать место, где отдыхали Костя и его родители, как оно выглядело до и после.

  3-й этап: исследовательская работа. Скажите ребенку, что в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной. Пусть ребенок сравнит воду в двух стаканчиках: чем она отличается? В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? Предложите ребенку очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик. Когда вода очистится, сравните ее с водой "из чистой реки". Очищенную воду "верните" реке - слейте в баночку. В конце опыта скажите ребенку, что благодаря его усилиям речка выздоровела. Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с заводов. Пусть вспомнит, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.

В заключение предложим вам еще одну сказку Н.А. Рыжовой на обсуждение с ребенком. Надеемся, что сказка не оставит равнодушными и вас лично, ведь от состояния природы зависит жизнь каждого человека!

К содержанию

Человек и Золотая рыбка

Жил на свете Человек. Не высокий и не низкий, не толстый и не худой, не умный и не глупый. В общем, средний человек - таких на белом свете много. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, даже задремал, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек: крючок кто-то в глубину тянет. Да так сильно, что он чуть удочку из рук не выронил. Проснулся Человек и давай скорее рыбу из воды тянуть. Вытянул и глазам своим не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке. Сияние от рыбки идет - даже глазам больно. "Ты кто?" - Человек шепотом спрашивает, а сам себя ущипнуть пытается - не во сне ли все происходит?

Да Рыбка я Золотая, - приятным голосом отвечает необычное создание и хвостом в подтверждение слов помахивает, - не узнал?" Человек как воды в рот набрал, от удивления и сказать ничего не может, только кивает согласно. "Я вот тебя сразу узнала, - продолжает Рыбка Золотая, - ты - Человек, значит, будешь сейчас требовать, чтобы я желания твои исполняла. Сколько людей встречала - все одинаковые: хочу того-то и того-то, дай мне всего побольше, да чтобы еще при этом самому ничего не делать. Так что давай, загадывай желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку.

Задумался Человек: отпустишь Рыбку - без ужина останешься, а съешь ее - и того хуже, может, всю жизнь потом жалеть будешь. Да и маленькая она какая-то, на уху даже не хватит. Начнешь ее варить или жарить, а она с вопросами приставать будет, с просьбами отпустить. "Ладно, - говорит, - отпущу я тебя. И раз уж заведено так, исполняй мои желания. А первое вот какое будет: надоело мне жить в этой избушке деревянной. Хочу дом каменный да непременно с электричеством и центральным отоплением".

Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом стоит каменный. Деревьев, правда, и цветов вокруг поубавилось, зато столбы с проводами появились. У Человека от восторга даже дух захватило. Стоит, на дом глядит, с места сдвинуться не может. "Неужели это теперь мой дом?" - думает. Вошел внутрь, а там все чистотой блестит, по углам мебель модная расставлена, из крана вода течет. "Вот о какой жизни я мечтал!" - радуется Человек. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется.

В лесу стал реже гулять. А потом и вовсе решил: "Зачем это я пешком ходить буду, если у Рыбки автомобиль попросить можно! В долгу ведь она у меня". Сказано - сделано. Исполнила Рыбка свое обещание, появилась у Человека машина. Лесные тропинки в асфальтовые дороги превратились, а полянки цветочные - в места стоянки. Опять Человек доволен, все вокруг автомобиля ходит, запахом бензина наслаждается. Птиц, правда, зверюшек разных поменьше стало, да разве это важно? От автомобиля пользы намного больше, чем от пичужек да мышек.

А Человек тем временем совсем хозяином себя почувствовал. "Зачем мне вообще этот лес? - думает. - Вон сколько земли зря пропадает". Пришел на берег реки, Рыбку вызвал. "Сделай так, - приказывает, - чтобы на месте лесов бескрайних поля бескрайние раскинулись. Хочу богатым стать".

Исчез лес, как и не бывало. На его месте картошка растет, пшеница колосится. До самого горизонта поля раскинулись. Ходит Человек по полям, прикидывает, какой будет урожай, своему богатству радуется.

Вдруг, откуда ни возьмись, наползли, налетели на поля букашки вредные. Да голодные какие! Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, давай букашек-таракашек всякими ядами травить. Не пожалел на них отравы, всех до единой извел. А заодно с ними и пчел с птицами. "Не беда, - думает, - лучше уж все птицы да звери вместе с букашками вредными погибнут, чем мой урожай драгоценный. А вместо песен птичьих я у Рыбки магнитофон попрошу".

Вот живет он так - горя не знает. На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает - ни к чему все это, да и некогда. К роднику не ходит - незачем, вода из крана течет. И все вроде бы хорошо, да чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. Чем больше у него всего становится, тем больше новых желаний появляется.

Думал он, думал, и надумал. Решил завод приобрести.

Места вокруг еще много осталось, пусть работает, прибыль приносит.

Пошел Человек снова к Рыбке Золотой: "Так, мол, и так - снова желание появилось. Хочу вдобавок к сельскому хозяйству производство промышленное развернуть. Чтоб, значит, все как у людей было". Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает печальным голосом: "Тебе какой завод нужен - химический или металлургический?" "Да мне, в общем-то, все равно, - Человек отвечает, - лишь бы денег было побольше". "Будет тебе завод, - вильнула хвостом Рыбка, - но помни, что это твое желание - последнее". Не обратил Человек внимания на эти слова, а зря.

Возвратился он к дому каменному, а рядом с домом - завод огромный работает, труб - видимо-невидимо. Одни клубы дыма в воздух выпускают, другие потоки грязной воды в реку льют. Шум стоит, грохот. Сдержала Рыбка Золотая свое слово и в этот раз.

Чихнул Человек с непривычки пару раз, закашлялся от дыма, но не придал этому значения. "Ничего, - думает, привыкну. Главное - разбогатеть побыстрее".

Заснул он в тот день счастливым человеком и приснился ему странный сон. Будто стало все вокруг по-старому, как прежде было. Лес листвою шумит, птицы поют. А сам Человек ходит по лесу, со зверюшками общается, запахом цветов наслаждается, песни птичьи слушает, ягоды собирает, водой родниковой студеною умывается. И так хорошо во сне ему стало, так спокойно, что и просыпаться не хочется.

Наутро проснулся Человек с улыбкой на устах, а вокруг - дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, дымом поперхнулся, побежал к крану водички попить, а вода-то из-под крана грязная идет. Вспомнил тут Человек о роднике с хрустальной водой, побежал в лес. Бежит, через горы мусора перебирается, на каждом шагу спотыкается, через потоки мутной воды перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Зачерпнул воды напиться, а она грязная и пахнет неприятно. "Как же так? - удивился Человек. - Куда же водичка моя прозрачная пропала?" Оглянулся вокруг: дымом земля окутана, грохот стоит, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка в округе не видать. Вспомнил Человек свой сон. "Что же я наделал? - думает. - Как жить теперь буду? Для чего мне богатство?"

Побежал к речке Рыбку Золотую искать. Звал-звал - не плывет Рыбка, только пена по грязной воде несется. Сел Человек на берегу, голову руками обхватил, что делать, не знает.

Вдруг у самого берега блеснуло что-то. Кинулся Человек - а это и впрямь Рыбка Золотая. Взмолился Человек: "Не нужно мне ничего, только верни лес мой зеленый и родники чистые. Сделай, прошу, все, как было, больше ни о чем просить не буду". Молчит Рыбка, не отвечает. Пригляделся Человек пристальней - а Рыбка-то, неживая уже, кверху брюшком плывет...

Мертвая рыбка по мертвой реке.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты думаешь, был Человек счастлив или нет? (Поговорите с ребенком о том, как благотворно действует на людей природа, как все в ней красиво и совершенно. Обратите внимание на изменчивую красоту неба, на то, какие разные бывают закаты, как успокаивает и умиротворяет бормотание текущей воды и т. д.).
  • А как бы ты поступил, если бы встретил Золотую Рыбку? (Обсудите варианты этой ситуации, пусть ребенок придумает свои три желания).
  • Согласен ли ты с Рыбкой, что люди все одинаковые? (Поразмышляйте с ребенком о том, что есть люди, которые любят и берегут природу, которые умеют не только брать от нее, но и отдавать ей. Спросите, знает ли он, кто такие экологи, чем они занимаются).
  • В каком доме ты хотел бы жить? (Поговорите о том, в каких вообще домах живут люди - каменных домах, деревянных избах, ярангах, чумах, юртах, вигвамах, из чего их строят, чем хорош каждый такой дом. Выясните, в каком доме хотел бы жить ваш ребенок и почему).
  • Лес - это дом? Для кого? (Порассуждайте о том, что норка или гнездо - это лесные квартиры зверей и птиц, а лес - многоквартирный и многоэтажный дом, как и степь, и пустыня. Подведите постепенно ребенка к мысли, что планета Земля - самый большой дом для всех людей и животных).
  • Как ты думаешь, нужны людям автомобили или нет? (Обсудите вместе, какая польза от автомобиля и какой вред. Пусть малыш придумает свой автомобиль, от которого не будет вреда,).
  • Можно ли прожить без леса? (Постарайтесь довести до ребенка мысль, что лес человеку необходим не меньше полей, на которых мы выращиваем злаки и овощи. Объясните, почему. Спросите малыша, какие деревья и цветы ему нравятся больше всего в лесу).
  • А что ты любишь слушать больше: птичье пение или музыку? (Поговорите с ребенком о том, сколько разных птиц живет в городе и в лесу, как прекрасно они поют, чем они полезны. Спросите, каких птиц он знает, какие ему нравятся. Пусть он решит, правильно ли поступил Человек).
  • Как ты думаешь, может быть, закрыть все заводы? (Предложите малышу подумать: если закрыть заводы, то смогут ли люди обходиться без станков, машин, компьютеров и многого другого. Поговорите о том, что можно сделать, чтобы не загрязнять воздух).
  • Могут только деньги, богатство сделать кого-то счастливым?
  • Почему Человеку не хотелось просыпаться? (Порассуждайте о том, как все мы зависим друг от друга: деревья и птицы, человек и звери).
  • Что нужно сделать, чтобы родник снова стал чистым?
  • Что бы ты посоветовал Человеку?

Н.А. Рыжова