Содержание:

Нет на свете спорта экономичнее, чем дворовые игры. Весь инструментарий — хорошее настроение и погожий день. Пригодятся и активные родители, готовые попрыгать с чадом на равных или хотя бы исполнить роль рефери в спорных случаях.

К содержанию

Классики

Суть в том, чтобы перескакивать из одной нарисованной клетки-"класса" в другую. Обычно классов 10 (не иначе, как символ десяти лет школьной учебы!). Перед прыжком полагается метким пинком отправить в следующую клетку биту (скажем, если вы начали прыгать с клетки "1", то бита должна упасть на клетку "2"), а из последнего "класса" ее выталкивают за пределы поля. С каждым уровнем прыжки становятся все сложнее. Самый легкий вариант — двумя ногами. Дальше по возрастающей: на одной ноге, через клетку, согнувшись... Правила запрещают топтаться на месте и поправлять биту: если она угодила на черту — пропускаешь ход.

Условия. От 2 человек. Понадобится мел (хотя на земле или песке начертить квадрат можно и палочкой) и бита — не большой предмет, который не жалко гонять.

К содержанию

"Разрывные цепи"

Две команды, взявшись за руки, встают шеренгами друг напротив друга. Одна команда хором вызывает противников на бой: "Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!" Оппоненты уточняют: "Кто из нас?" "Скованные одной цепью" называют имя, и избранный боец пытается с разбегу разорвать слабое, на его взгляд, звено в отряде соперников. Если ему это удается, то он забирает "пленного" и возвращается к своим, а если цепи выдерживают удар — сам остается у неприятеля. Затем команды меняются ролями и сражаются так до последнего человека.

Условия. От 8 человек. Требуется ровная площадка, не менее 20 м .кв. В "цепи" лучше сражаться детям примерно одной весовой категории — в противном случае самым маленьким будет постоянно доставаться.

К содержанию

Жмурки

Сперва участники придирчиво инспектируют повязку (многие платки и шарфы дают отличный шанс сжульничать), затем "ослепляют" ведущего, раскручивают его до полной потери ориентации в пространстве и с веселыми воплями принимаются бегать вокруг. В продвинутом варианте ловец должен не только поймать кого-нибудь, но и опознать его на ощупь. И тут действо превращается в маскарад: дети пытаются закамуфлироваться, меняясь одеждой и изобретая фальшивые голоса.

Условия. От 3 человек. Наверняка придется падать, так что выбирать лучше пустую площадку без особых острых углов и с мягким покрытием.

К содержанию

Салки

Вариантов, сортов и подвидов — вагон и немаленькая тележка, но принцип всегда один: кто-то догоняет, а все остальные стараются убежать. Поймали? Тебе водить!

"В домике". Домиком может служить нарисованный на земле круг, песочница или специально оговоренная поза (сел на корточки, сделал руками "крышу" над головой — все, недосягаем). Если малыш успел выкрикнуть: "Я в домике!"— осалить его нельзя. Но долго отсиживаться в укрытии правила запрещают.

"Выше ножки от земли". Эта версия хороша, если вокруг много скамеек, перил, ступенек — в общем, мест, на которые можно забраться. Чуть что, надо вскарабкаться повыше (в крайнем случае, усесться на землю и задрать ноги), крича: "Салки-ножки на весу!"— и ты невидимка. В вариантах "салки на железе", "салки на дереве" объект, дающий неприкосновенность, должен быть металлическим или деревянным. Осторожно! Чтобы салящий не заскучал, действует правило "все сидят — пятнай любого".

Салки-пересекалки. Сплошная взаимовыручка: если за товарищем гонятся и вот-вот настигнут, можно вызвать огонь на себя, перебежав преследователю дорогу. Вода обязан сменить направление и помчаться за спасителем. И азарта, и риска тут выше крыши.

"Чай-чай-выручай", салки-"колдунчики". Тот, кого осалили, замирает, будто статуя, расставляет руки в стороны и кричит: "Чай-чай-выручай!" Другой участник может подбежать и "расколдовать" приятеля. Но поблизости, разумеется, караулит ведущий!

Условия. Хотя бы 3 игрока ( чем больше, тем лучше), Главное — определиться с территорией, чтобы салки не превратились в забег на длинную дистанцию и не завели малышню в неподходящее место типа стройплощадки.

К содержанию

"Море волнуется раз"

Тот, кому выпало водить, отворачивается и декламирует: "Море волнуется раз, / Море волнуется два, I Море волнуется три, / Морская фигура, на месте замри". Дети послушно застывают в причудливых позах, изображающих нечто, связанное с морем (русалка, краб, чайка... наверняка и Джек-Воробей встретится). Когда ведущий дотрагивается до юного артиста рукой, тот должен зашевелиться, оживляя свою "фигуру". Чье представление провалится (то есть не будет понятно, что за зверь загадан) — тому и вести в следующем туре. Или, как вариант, выбывает тот, кто первым засмеется. Так как количество морских персонажей, известных малышам, все-таки небезгранично, можно загадывать что-нибудь другое, например, зверей, птиц или мультипликационных персонажей.

Условия. От 3 человек. Пространство требуется минимальное.

К содержанию

"Путаница"

Судя по всему, тот, кто придумал эту игру, хотел показать, как в семьях иной раз бывает непросто — вот и назвал двух водящих "мамой" и "папой". Первая задача "мамы" — отойти и не подглядывать. Оставшись без присмотра, "сыновья" и "дочки" тут же берутся за руки и встают в круг (семья явно многодетная — участников может быть уйма). А "папа" принимается раздавать указания, запутывая эту живую нить. Кому-то говорит подлезть под соседа, кому-то — повернуться, кому-то — перекинуть ногу через сцепленные руки... Главное — чтобы "цепочка" не порвалась. Замотавшись, как следует, все хором зовут на помощь: "Папа ниточку запутал,/ Мама, узел развяжи!" И тогда "мама" возвращается в "семью", вздыхает и начинает развязывать клубок, помогая себе руками и добрым словом. При этом "нить" ни в коем случае не должна рваться.

Условия. От 5 человек. Участникам понадобится гибкость и немалая выдержка — чтобы не расхохотаться и не выпустить ненароком руку "родственника".

К содержанию

Вышибалы

Базовая схема — команда-агрессор окружает ведущих и кидает в них мяч. Тот, в кого попали, выбывает. Дальше начинаются вариации.

Например, если поймать мяч, не коснувшийся земли ("свечку"), можно получить дополнительную "жизнь" или вернуть павшего бойца.

В военных вышибалах ("инвалиды") могут ранить — попасть мячом в руку или ногу. Пострадавшей конечностью пользоваться нельзя: придется прижать руку к туловищу или скакать на одной ноге, а то и ползать. "Перестрелка" — вышибалы с "пленом": выбитые воины отправляются в тыл врага. Правда, там они могут поймать мяч, пропущенный вражеской командой, чтобы вернуться в строй или выбить кого-нибудь из противников.

В "фигурных" вышибалах кидают мяч и одновременно выкрикивают кодовое слово — тогда выбывает не только тот, в кого попали, но и тот, кто не выполнил условие. Например, если летит "бомба", нужно присесть и закрыть голову руками. "Ручеек"— мяч катится, его следует пропустить между ног. "Салют"— все поднимают руки и кричат "Ура!". А "свечу", наоборот, обязательно ловят.

Когда в финале на поле боя остается один игрок, чтобы не растягивать его агонию, противникам-вышибателям дается количество бросков по числу лет героя (именно поэтому самые хитрые специально до конца не выбивают самого старшего из противников).

Условия. От 6 человек. Нужен хороший мяч. Не нужны хрупкие предметы поблизости.

К содержанию

"Казаки-разбойники"

Вся орава делится на две группы. Одни — казаки (полицейские или, чего уж там, трансформеры), другие — разбойники (воры, десептиконы). Казаки дают разбойникам фору, чтобы те убежали и спрятались, а потом отправляются в погоню. По дороге разбойники обязаны рисовать стрелочки на стенах и земле, указывая направление побега. Честные разбойники — это, конечно, оксюморон, так что не возбраняется и дезинформировать преследователей (но число фальшивых стрелок заранее ограничивается).

Условия. От 4 человек. Требования к территории особенно строги: нужно побольше места для погонь/засад и убежищ, при этом важно, чтобы дети ненароком не укрылись в будочке с черепом и молнией на двери. И заранее условьтесь о времени, когда все возвращаются на базу, даже если игра не окончена. Иначе для какого-нибудь маленького, но очень стойкого бойца вся затея превратится в вариацию рассказа "Честное слово".

К содержанию

"3-15"

Ведущий встает на вершине лестницы, а остальные занимают нижнюю ступеньку. На счет "Три-пятнадцатъ!" все подпрыгивают. Приземлиться можно на ту же ступеньку, где стоял, или на любую другую, а то и вовсе на две сразу. Главное — не встать так же, как вода. В более агрессивном варианте прыгать положено в кругу, стараясь наступить на ногу соседу слева. Настоящая погибель нарядным туфелькам!

Условия. От 2 человек. Нужна широкая лестница длинной 8-10 ступенек.

К содержанию

"Штандер-стоп"

Участники собираются в кучу, ведущий в середине подбрасывает мяч в воздух с криком "Штандер-[имя игрока]!", после чего все разбегаются. Как только ведущий поймает мяч, он тут же закричит: "Штандер-стоп!" — и участники замрут. Теперь мяченосцу нужно на глаз прикинуть, сколько шагов разделяют его и выбранную жертву. Причем шаги бывают разные! Гигантские (на весь размах ноги), человеческие (обычные), лилипутские (пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой), муравьиные (крошечные шажки на носочках), зонтики (кружок вокруг себя на одной ноге), утиные (вприсядку), лягушачьи (прыжок) и даже верблюжьи (шаг туда, куда доплюнул). Пройдя, наконец, этот нелегкий путь, вода кидает в цель мячом. Если попал — его роль переходит осаленному.

Условия. От 3 человек. Нужен мяч!

Прятки

"Сыщик" отворачивается к стенке и громко считает до 50 (или до 10, но без жульничества, цифры не пропускать!). Перед тем как развернуться, он объявляет: "Раз-два-три-четыре-пятъ, я иду искать. Кто не спрятался — я не виноват!" Углядев притаившегося в укрытии игрока, вода несется обратно к стенке, стучит по ней и кричит: "Стук-стук за себя, пара-выра за себя". Это значит — застукал! Задача спрятавшихся — либо отсидеться в укромном уголке, либо попробовать добежать до стенки первым и "выстучать" себя. Удалось — спокойно жди финала и подсказывай друзьям: например, если поиски идут в опасной близости от схрона, можно кричать: "Топор-топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор!" — а если опасность далеко и пора попытать счастья: "Пила-пила, лети, как стрела".

Условия. От 3 человек. Территорию нужно ограничить, и, конечно, годятся только те места, где есть секретные уголки.

Дворовая демократия
Выбор ведущего порой превращается в отдельное соревнование. Самый быстрый и беспристрастный способ поделиться на команды или определить салку — вытягивание соломинок (палочек, спичек, зубочисток). Другой популярный вариант — "камень-ножницы-бумага". Правила просты: на счет "раз-два-три" (или "камаен-магане-цу-е-фа") каждый выкидывает фигуру из пальцев. Камень (сжатый кулак) тупит ножницы, ножницы (буква V указательным и средним) режет бумагу, а бумага (раскрытая ладонь) заворачивает камень. Кто проиграл, тот и водит! Ну а если вы хотите потренировать детскую память, можно научить малышей считалочкам.
Вот самые популярные:

"Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить!"

"Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!"

"Шла машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инти-инти-интирес,
Выходи на букву "Эс".
Буква "эс" нехороша,
Выходи на букву "А",
Буква "А" не подошла,
Выходи на букву "Ша".

"Эни-бени,
Рики-таки,
Буль-буль-буль,
Каляки-шмяки,
Эус-беус-краснабеус
Бац!"

Елизавета Пономарева