Родителям будущих и предыдущих первоклассников посвящается.

Каждый год с приходом весны миллионы родителей, чьи дети перешагнули 6-летний "Рубикон", впадают в нервное состояние и пытаются найти ответы на вопросы о школе - как определиться, где самая подходящая школа, какие подвиги совершить, чтобы туда попасть, готов ребенок или нет, а может, "слишком" готов. Год назад, находясь в такой ситуации, я была рада любой информации на заданную тему, но особенно меня интересовало мнение "бывалых". Чтобы косвенным образом отблагодарить тех, кто писал на школьную тему год и два назад, а также подбодрить тех, кто сейчас в процессе, я решила поделиться своими воспоминаниями и текущим ощущением от выбранной школы.

Прежде чем приступить к собственно выбору, я постаралась честно разобраться с тем, чего я жду от школы, учитывая особенности моего ребенка и моих мечтаний на тему школьного образования. Надо сказать, что когда-то мне попался забавный совет - как обезопасить жилище для ползунка-ходунка. Предлагалось встать на четвереньки и обойти всю квартиру, внимательно все проверив и представив, что именно может малыша заинтересовать из вредных/опасных предметов. Я пыталась мысленно применять этот прием при составлении своего списка пожеланий для школы и затем, когда я школы посещала - я думала о том, как повела бы себя дочь в том или ином случае.

Еще одна особенность моих метаний - необходимость ходить на работу, (как и многим прочим, но об этом обычно как-то не упоминается в разных статьях на тему поиска), что создавало дополнительные трудности. Во-первых, трудности с добычей "сарафанных новостей", во-вторых, со временем вообще и с временным интервалом в частности - когда я свободна, то нормальные школы уже отключаются. Пришлось прибегнуть к формальному подходу на первом этапе, чтобы сэкономить время и силы.

Я составила свой список критериев и оценила их по 5-балльной системе (чем значимее критерий, тем баллов больше). Конечно, это лично мои предпочтения, но я все же объясню, как смогу, откуда что взялось. Так я надеюсь помочь тем, кто еще не составил свой список - естественно, не готовыми выводами, они всем не могут подойти, а просто вариантами, от которых можно прийти к своим идеям.

  1. Близость школы к дому - 5 баллов. Тут, пожалуй, и комментарии излишни, я думаю, что многие меня поймут.
  2. Нагрузка в школе (кол-во уроков, учебных дней в неделю) - 5 баллов. Я из тех родителей, которые не поняли переход на 1-4 и поход с 6 лет. Знаю, что ребенок уже готов обучаться и раньше, но уверена, что в другом виде - не "пристегнутым" к парте. Поэтому число уроков и длина учебной недели чем меньше, по-моему, тем лучше (насколько это возможно).
  3. Количество учащихся в классе - 5 баллов. Учащихся, по-моему, должно быть не очень много (не более 20), не очень мало - 1-3 ребенка тоже плохо. Опять же интересный случай из детского журнала. Тема была - празднование дня рождения, и вопрос - сколько гостей нужно приглашать для удачного праздника. Совет психолога - гостей у ребенка должно быть примерно столько, сколько ему лет, т.е. для годовасика это 1-2 гостя уже достаточно, для нормального общения, и чтобы не устали. Прикинем, кому по силам "переварить" коллектив из 30 сотоварищей? По этому совету выходит, что мне, а не первоклашке.
  4. Забота о здоровье учеников - 5 баллов. Это, естественно, фантазии ля мажор, имелось в виду широко - профилактика сезонных заболеваний, проводится ли гимнастика между уроками какая-нибудь, обстановка в классе, есть ли шкафчики для учебников, чтобы не таскать портфели и т.п.
  5. Изучение английского языка с 1 класса - 4 балла. Поскольку мы уже немного занимались (с интересом!) английским до школы, хотелось бы продолжить более серьезно.
  6. Наличие кружков, секций - 2 балла. С учетом того, что рассматривалась продленка-полный день как вариант, то кружки в той же школе были бы удобнее, хотя можно и по-другому.
  7. Материальная часть - т.е. в каком состоянии здание, оборудование и т.п. - 4 балла. Имелось в виду такое состояние школы и классов, чтобы можно было нормально учиться, без наворотов, но и не требующее капитального ремонта или срочной покупки доски и парт.
  8. Денежное участие - 5 баллов. Я была уже давно подготовлена к тому, что "чисто" бесплатного образования не будет и в той или иной форме денежные средства будут запрошены. Конечно, о какой именно сумме пойдет речь и за что, мне также было важно. Небольшое отступление - если бы оказалось, что ни одна из школ "по карману" категорически меня не устраивает по остальным параметрам, я была готова начать обучение в домашнем варианте.

В списке был еще сложно поддающийся описанию и, как выяснилось позже, оценке критерий - учитель, но об этом чуть позже. Хотелось просто прийти и посмотреть ей (ему?) в глаза, чтоб понять, любит ли она (он) детей и свою работу.

А вообще, кроме экономии времени и сил, список был составлен для того, чтобы можно было оценивать школы не только на эмоционально-интуитивном уровне. Да, еще в моем списке нет ничего на тему "сильная школа" или куда там выпускники поступают, лично мне пока это неважно. Глобальной целью было найти школу, куда бы ребенок ходил с радостью. Я верю, что положительный настрой на посещение школы и на усвояемость знаний влияет исключительно :). (Тут читатели аплодируют, аплодируют, а многие смеются.)

Теперь по поводу учителя. Совет искать прежде всего Учителя, а не школу, казался мне очень логичным, однако на практике возникли проблемы. Почему-то очень трудно добыть информацию о том, кто будет набирать классы. Частый ответ - это будет известно в конце августа. Окольными путями удается выяснить, кто "доводит" 4-е классы. Но совершенно не факт, что обязательно эти люди будут брать все, как один, первоклашек. Возможны разные варианты. Впрочем, может быть, это проблема моего "спального" района, где детишек больше, чем могут обучить местные школы без напряжения всего трудового резерва. Короче говоря, это темный вопрос трансформировался в более общий уровень квалификации педколлектива (или еще проще - есть ли вообще учителя на всех позициях?) = 5 баллов.

Итак, сначала я выписала все школы, до которых можно добраться не более, чем за 30 мин (пешком или на машине). Из них исключила те, о которых была подтвержденная живыми людьми серьезная негативная информация. Потом несколько школ сократила за отсутствием серьезных отличий (обычные государственные школы с похожей обычной программой, хотя были небольшие расхождения в учебниках), оставив ту, что ближе всего среди себе подобных. На этом этапе данные поступали от друзей-знакомых по телефону и лично, и по Интернету.

В полуфинал вышли: языковая спецшкола, обычная "под боком", частная №1 и частная №2. Взяв отгул на работе, я честно обошла их всех, поглазела, пообщалась с руководством или секретарем (где как повезло), пыталась приставать к родителям, встретившимся по дороге, и расставила оценки всем школам по вышеприведенному списку.

Потом легким движением руки создала таблицу, заполнила все ячейки и рассчитала результат для каждой школы как сумму произведений цены критерия на его оценку. Вот что получилось:

Школы
критерии баллы "под боком" спец частная №1 частная №2
близость к дому 5 5 4 2 2
нагрузка 5 4 2 5 5
кол-во учеников 5 1 3 5 5
здравоохранение 5 1 3 5 5
английский 4 1 5 5 5
секции 2 1 4 5 4
мат. часть 4 3 4 5 1
денежки 5 5 4 2 3
пед. коллектив 5 3 5 5 3
Итого 123 149 170 122

Как я расставляла оценки? Вот несколько примеров. В спецшколе оказалась 6-дневная неделя и допрошенные родители признались, что задают очень много и дети сильно устают, поэтому за нагрузку я поставила 2. В школе "под боком" некоторые секции-то есть, но для более взрослых детей, поэтому 1. В ней же 30 человек в классе - минимум. Школа не имеет права отказать зарегистрированным по адресу определенного района. В одном из вторых классов сейчас 34 человека, в другом - 32. Все оценки я комментировать не буду, думаю, этих примеров достаточно.

В 2 школы - лидеры таблицы - мы собирались на собеседование. Но фактически до спецшколы мы не дошли, т.к. выяснились интересные обстоятельства - поскольку набор ограничен, то, во-первых, на собеседование приглашают всех, кто посещал курсы при школе (за год до того), а во-вторых, всех остальных, кто успеет добежать до канадской границы в определенный объявленный день, заняв очередь, желательно с вечера предыдущего дня, принеся в зубах мед карту с группой здоровья №1. Кроме того, в этой школе предполагалось неофициальное финансовое вливание, т.е. нужно было не только принести денег, но и придумать как же их и кому вручить и сколько. Положение "первой школы не деревне" накладывает и не очень приятный отпечаток на весь процесс общения с руководством. Осталось для меня загадкой, не мешают ли им "веерные" пальцы в частной жизни.

Короче говоря, пройдя собеседование в частной школе №1, я мысленно пожелала всяческих успехов ученикам той спецшколы, но биться об ее стены не стала. И сейчас, по прошествии почти учебного года я только уверилась в своем выборе. Я готова перечислить все, что мне нравится:

  • дочь ходит в школу с удовольствием, не просится остаться дома, при этом учится хорошо, даже "скучные" задания выполняет - для нее это принятые правила игры;
  • в классе 9 учеников, по одному за партой;
  • портфель и некоторые вещи хранятся в шкафчиках и классе, поэтому путь дом-школа налегке;
  • кружки во второй половине дня - рисование, шахматы, хореография (с акцентом на упражнения для осанки), театральный кружок;
  • английский по программе спецшколы, с удовольствием;
  • с осени по весну всем раздают витаминки, а еще курсами Афлубин, полощут горлышко под руководством врача, диспансеризация проходит в школе, специалистов вызывают;

Есть и отдаленные "плюсы", просто пока они нас явно не касаются, я не буду на них останавливаться. Что меня не радует - это путь в школу и обратно на школьном автобусе (30 мин), с этим приходится мириться. Ну и с потерей кровно заработанных, но лично я на это могу тратить деньги, в принципе одна из причин моей работы именно вот такая - обеспечить медицину и образование на желаемом уровне. Я честно пыталась и то, и другое найти относительно бесплатное, но не вышло :(

Повторюсь еще раз - то, что я написала о своих ожиданиях от школы, это не попытка сформулировать универсальный перечень или "повыпендриваться". Кому-то близость к дому очень критична, кто-то не имеет возможности оплачивать школу, поэтому даже не рассматривает варианты частных школ, кто-то ищет специальную программу или специальную школу с определенным уклоном. И о достоинствах-недостатках частных школ я спорить не буду - маловат накопленный материал. Я думаю, что список вопросов-ответов на школьную тему у каждого родителя будет свой, и это правильно. Но, тем не менее, надеюсь на то, что мой опыт кому-нибудь в какой-то отдельной части пригодится, или может быть, развеселит, что тоже хорошо. Ну и в конце послания хочу выразить надежду, что моя статья сподвигнет еще кого-нибудь высказаться и/или черкнуть пару строк в рейтинге школ 7и. Ведь какую бы информацию современный родитель не хотел получить - от выбора роддома до института, он (родитель) сталкивается снова и снова с трудностями добычи достоверных данных. Давайте же, товарищи 7яне и 7янки, делиться друг с другом знаниями и опытом, и

"И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака..."
и все будет хорошо :)

Света Митина, boworm@yandex.ru.