Содержание:

Те, кто сейчас сдают ЕГЭ, скорее всего, с выбором профессии уже определились — по крайней мере, у них есть планы, куда подавать документы после экзаменов. Тема профориентации больше беспокоит родителей учеников 8-10 классов, и сейчас, летом, для ее обсуждения как раз появилось время. Первый этап профориентации (бесплатный!) вполне можно провести дома: вам понадобятся лишь список вопросов и умение разговаривать с подростком на эту непростую тему.

Куда поступать после школы

К содержанию

После школы: учиться или работать?

Решение после школы продолжить учебу или начать работать — первый серьезный самостоятельный выбор. Что именно предпочтет молодой человек? Он хочет учиться дальше, так как стремится к знаниям, или же это кажется ему более простым решением, да и все друзья так делают?

Бесспорно, высшее образование — отличная долгосрочная инвестиция. Тем не менее наличие диплома отнюдь не гарантирует легкого трудоустройства. Сегодня работодатели требуют от соискателей множества иных умений, порой очень специфических.

В Кентском университете подготовили список из десяти навыков, особенно востребованных работодателями. Вот эти навыки:

  1. Устная коммуникация. Умение четко и уверенно выражать свои мысли.
  2. Командный дух. Умение уверенно работать в группе.
  3. Коммерческая жилка. Понимание реалий рынка, существенных для данной организации.
  4. Аналитические и исследовательские способности. Систематический сбор информации, умение находить факты и выводить закономерности на основании имеющихся сведений. Умение решать проблемы.
  5. Инициативность / личная мотивация. Умение действовать по собственной инициативе, идентифицировать возможности и предлагать идеи и решения.
  6. Целеустремленность. Решимость во что бы то ни стало доводить дело до конца. Умение реально влиять на ситуацию и постоянный поиск способов, которые позволяли бы справляться с задачами еще лучше.
  7. Письменная коммуникация. Умение четко выражать свои мысли на письме.
  8. Планирование и организация. Умение планировать дела и эффективно их выполнять.
  9. Гибкость. Умение успешно адаптироваться к изменениям в окружающей ситуации.
  10. Управление временем. Эффективное распределение времени, умение расставлять приоритеты при решении задач и соблюдать сроки.

Среди других важных навыков были названы принципиальность, умение вести переговоры и убеждать собеседника, уверенность в себе и стрессоустойчивость.

Хотя во многих профессиональных областях высокая квалификация является обязательным условием, опыт работы и хватка до сих пор ценятся гораздо выше. Некоторым молодым людям будет полезно сначала «повариться» на рынке труда и лишь затем получить полноценное образование. За время такой доучебной подготовки можно понять, как люди совмещают рабочие и домашние обязанности, а также точнее сформулировать для себя, чего ты ждешь от будущей карьеры. Конечно, деньги — это еще не все, но понимать это начинаешь лишь после того, как некоторое время поработаешь.

К содержанию

Профориентация бесплатно: 15 вопросов

Когда ваш ребенок четко осознает, кем хочет работать и что ему подходит, ему будет проще выбрать вуз, факультет, колледж или курсы, которые приведут его к желаемому результату. Но для этого надо выявите умения и интересы подростка. А они не всегда видны невооруженным взглядом.

Чем он(а) хотел(а) бы заниматься? Какие предметы даются ему (ей) особенно хорошо? Каковы его (ее) планы? В данном случае речь может идти не только о школьных предметах, но и об исследовании личности молодого человека как таковой. Вот 15 вопросов, которые помогут определиться с направлением деятельности.

Любит ли он(а) животных?

Любит ли он(а) гулять на природе?

Нравится ли ему (ей) делать покупки?

Нравится ли ему (ей) играть в футбол?

Умеет ли он(а) прислушиваться к собеседнику?

Удается ли ему (ей) качественный, пусть и несложный ремонт вещей?

Может быть, ваш ребенок — такой человек, к которому все обращаются за утешением?

Может ли он(а) вас рассмешить?

Можно ли на него (нее) положиться?

Умеет ли он(а) манипулировать людьми (поверьте — такой талант не обязательно порочен!) и эффективно заставлять их делать то, что ему (ей) нужно?

Музыкален ли ваш ребенок?

Креативен ли ваш ребенок? Умеет ли он(а) подходить к работе творчески?

Свойственна ли ему (ей) чуткость?

Умеет ли он(а) уверенно обращаться с компьютерами и другой техникой?

Интересуется ли он(а), как работают разные вещи?

К содержанию

Выбор профессии: упражнение для подростка

Предложите вашему ребенку составить два списка: «Что я умею» и «Что мне нравится делать». Дайте ему (ей) на подготовку списков как минимум несколько дней. Если у вас доверительные отношения, можете просто приклеить два листка на холодильник — пусть дописывает туда все новые идеи по мере поступления. Если ребенок замкнут или стеснителен, то эти списки могут висеть у него (у нее) в комнате. Может быть, стоит озадачить такими списками всех членов семьи, чтобы все домашние подготовили их к назначенному сроку.

Когда этот срок настанет, по количеству позиций в списках вы сможете судить, насколько легко далась ребенку эта задача. Не бывает такого, чтобы человек вообще ничего не умел либо у него не было любимых занятий. Пустой лист означает неготовность к самоанализу или саморазоблачению.

Вместе изучите эти списки и поговорите о том, за какую работу стоит браться человеку, демонстрирующему такие умения и предпочтения. Главное, не слишком ограничиваться рамками объективной реальности — наоборот, подойдите к вопросу творчески, — и скоро перед вами начнет вырисовываться интересная картина.

Далее предложите ребенку подумать и решить, какие из факторов важны для него в будущей работе, какие неприемлемы, а какие не имеют значения.

Возможно, ответив на вопросы и проделав упражнения, ребенок сможет хотя бы приблизительно прикинуть, чем он может заниматься. Вот пример того, как можно проверить, подходит ли та или иная профессия конкретному человеку. Иногда наши мечты — это всего лишь мечты.

Бесплатная профориентация

К содержанию

Опыт выбора профессии: Рианна, 16 лет

С раннего детства Рианна хотела быть врачом. Все ей рассказывали, как это здорово и как сложно выучиться на медика. Рианна завела много друзей, однако ей не хватало общения с однокашниками, так как она много времени уделяла учебе. Рианна во что бы то ни стало хотела окончить школу с высокими баллами, чтобы осуществить свою мечту, пусть даже сильно ограничив свою социальную жизнь.

У Рианны были способности к языкам, кстати, она выросла билингвом. Ей было легко и интересно изучать иностранные языки. Ей нравилось бывать в больших компаниях, она прилагала немалые усилия, чтобы максимально влиться в круг ровесников.

Заполнив вышеприведенный список, Рианна обнаружила, что хочет:

  • работать в команде;
  • чтобы работа давала возможности для самовыражения;
  • заниматься физически активной работой;
  • делать что то важное для окружающих и для всего мира;
  • иметь гибкий рабочий график;
  • работать в кругу единомышленников, среди друзей.

В качестве нежелательных она отметила следующие факторы:

  • кризис и связанный с ним драматизм;
  • постоянную проверку на прочность;
  • необходимость вдохновлять других людей и вести их за собой;
  • работу в одиночестве;
  • элемент риска.

По всем остальным пунктам она выбрала вариант «может быть».

После этого мать предложила Рианне обдумать, чем приходится заниматься врачу в больнице, а также те пункты списка, которые непосредственно касаются такой карьеры. Далее они с Рианной аналогичным образом проанализировали профессию семейного врача и навыки, необходимые для такой деятельности.

Рианна отчетливо поняла, что именно для нее важно, какой она в идеале хотела бы видеть свою работу. Она осознала, что все это плохо сочетается с карьерой, которую она сейчас желает избрать. Мать Рианны тоже поняла, что желание стать врачом сформировалось у дочери очень давно и не имеет ничего общего с ее фактическими интересами, способностями и желаниями. Вероятно, даже получив диплом врача, Рианна не смогла бы самореализоваться.

К содержанию

Куда пойти учиться? Разговор с подростком: 5 правил

Вот несколько простых правил, которым нужно следовать, обсуждая выбор профессии и учебное заведение.

Лучше говорить об этом покороче и почаще.

Можно горы свернуть, если говорить на эти темы в подходящих условиях — когда собеседник вынужден вас слушать. Например, попробуйте поговорить в машине: зрительный контакт в данном случае необязателен, а если захотите — можете просто замолчать.

Беседуя с подростками, обычно не стоит задавать вопросы в лоб. Лучше спросите, что он(а) думает по этому поводу, и он(а) к вам прислушается.

Сделайте разговор интересным. Рисуйте, фантазируйте либо поиграйте в игру вроде «пять желаний» («Если бы у тебя было право на пять желаний, которые обязательно исполнились бы, что бы ты загадал(а)?»).

Предложите ребенку самому прояснить и исследовать проблему: позвольте ему свериться со справочниками, побеседовать с другими людьми и узнать разные точки зрения. Нельзя чему то научиться на одних лишь поучениях.