В возрасте около 6 месяцев жизни ребенок начинает сидеть с поддержкой, обычно в это время на подходе первые зубы. Возрастает потребность организма в энергии, белках, железе, фосфоре и витаминах. Этот период запоминается родителям первыми шагами малыша на пути к взрослой жизни — введением в рацион ребенка прикорма.

Введение прикорма в 6 месяцев: с чего начать?

Пищеварительная система малыша готовится к усвоению новой пищи: созревает ряд пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета, снижается проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки. Угасает "рефлекс выталкивания ложки", и кроха приобретает возможность проглатывать полужидкую и более густую пищу.

Сроки и последовательность введения прикорма определяются индивидуальными особенностями малыша и зависят от его зрелости, состояния здоровья и вида вскармливания. Так, при наличии недостатка веса или неустойчивого стула лучше начинать с каш. При избытке веса и склонности к запорам — наоборот, вводить овощное пюре. Если же ваш малыш абсолютно здоров, педиатры и диетологи в настоящее время рекомендуют в качестве первого прикорма овощное пюре.

Приготовить качественное, безопасное, обогащенное витаминами и минералами гомогенное пюре в домашних условиях очень трудно. При варке продуктов в домашних условиях часть витаминов разрушается, а добиться нужной степени измельчения овощей без применения специального оборудования порой невозможно. Именно поэтому для начального этапа введения прикорма педиатры рекомендуют продукты промышленного приготовления.

К преимуществам продуктов промышленного производства относят:

  • микробиологическую безопасность;
  • имеют гарантированный состав с идеально подобранным и сбалансированным соотношением питательных веществ, соответствующий возрастным особенностям организма ребенка;
  • гарантию того, что пюре из баночки, которым вы кормите своего ребёнка, не только изготовлено из специально отобранных продуктов, но и проверено на содержание таких вредных для маленького ребёнка веществ, как нитраты, пестициды, антибиотики, радиоактивные элементы и т.д.
  • дополнительно обогащены необходимыми витаминами, кальцием, железом и минеральными веществами.

Продукты прикорма промышленного производства позволяют максимально разнообразить меню ребенка, вводя в него многие компоненты, недоступные по причинам сезонности, а также, что очень важно, существенно экономят время, оставляя маме больше возможностей для общения с малышом.

Правила введения прикорма:

  • новый продукт не рекомендуется вводить в период болезни ребенка, в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок;
  • введение нового продукта начинают с 1/4-1/2 чайной ложки и постепенно увеличивают его количество до необходимого суточного объема в течение 5-7 дней;
  • следующий вид прикорма необходимо вводить только через 2 недели;
  • прикорм лучше вводить в первой половине дня, чтобы можно было оценить реакцию на введение нового блюда в виде изменения самочувствия малыша, состояния кожи и/или характера стула;
  • прикорм дают с ложечки до кормления грудью или адаптированной молочной смесью; фруктовые пюре и соки — после кормления, так как они не заменяют прием пищи;
  • на начальном этапе введения прикорма блюда должны быть гомогенными (высокой степени измельчения) для полного усвоения питательных веществ;
  • по мере роста ребенка консистенция блюд должна постепенно меняться с жидкой и гомогенной на более густую и твердую;
  • для первого прикорма выбирают овощные пюре или каши, приготовленные только из одного вида продуктов (монокомпонентные);
  • порции и состав блюд должны соответствовать рекомендованным объемам для детей данного возраста;
  • предлагать новое блюдо необходимо неоднократно, иногда до 10-12 раз, при упорном отказе ребенка — перейти к другому виду прикорма (например, другому виду овощей);
  • желательно вести "пищевой дневник", который позволит отследить связь аллергической реакции с тем или иным продуктом.

Введение прикорма в 6 месяцев: с чего начать?

Своевременное введение прикорма способствует формированию жевательного аппарата и правильной вкусовой ориентации ребенка.

Овощные пюре содержат железо, калий, органические кислоты и растительные волокна, богаты пектинами, регулирующими деятельность кишечника, являются источником растительного белка, углеводов и витамина С. В качестве первого овощного пюре желательно использовать овощи с нежной клетчаткой: кабачок, брокколи, цветную капусту, затем можно вводить тыкву и морковь.

Чем полезен кабачок? Это диетический и гипоаллергенный продукт, источник натрия, магния, кальция, фосфора, цинка, витаминов группы В, С, Е. Кабачок богат пектинами, регулирующими деятельность кишечника.

Чем полезна тыква? Ее нежная клетчатка легко усваивается и нормализует моторную функцию кишечника, β-каротин способствует развитию органов зрения. Тыква — источник калия, меди, витаминов группы В и А.

Чем полезна морковь? Витамины, входящие в состав моркови, отвечают за рост костей, развитие зрения, обмен веществ, процесс свертывания крови, регулируют деятельность нервной системы, органов пищеварения, обеспечивают нормальное функционирование клеток кожи, заживление ран, улучшают поступление кислорода во все клетки организма, повышают устойчивость организма к инфекциям; обладают выраженными антиоксидантными свойствами. Морковь богата бета-каротином, который в организме человека превращается в витамин А, и витаминами группы В, С, РР, Е.

С возрастом увеличиваются потребности ребенка не только в белках, жирах и углеводах, но и витаминах и минералах. Большинство витаминов и минералов не синтезируются в организме и должны поступать с пищей. Чем же они так полезны?

Витамин А (ретинол):

  • Обеспечивает нормальное функционирование клеток кожи, слизистых оболочек;
  • Оказывает влияние на проницаемость клеточных мембран;
  • Отвечает за зрение, необходим для зрительной адаптации в темноте;
  • Ускоряет заживление ран;
  • Необходим для роста костей.

Витамины группы В:

  • Участвуют в тканевом дыхании и выработке энергии;
  • Регулируют деятельность нервной системы;
  • Влияют на все виды обмена;
  • Играют важную роль в поддержании эмоционального здоровья.

Витамин С (аскорбиновая кислота):

  • Повышает устойчивость организма к инфекциям;
  • Уменьшает сосудистую проницаемость;
  • Обладает выраженными антиоксидантными свойствами;
  • Улучшает желчеотделение и функционирование печени;
  • Влияет на образование белка.

Витамин D (кальциферол):

  • Участвует в кальциево-фосфорном обмене;
  • Способствует формированию зубов и костей.

Витамин Е (токоферол):

  • Защищает клеточные мембраны от разрушения;
  • Улучшает поступление кислорода во все клетки организма.

Кальций:

  • Участвует в процессах возбудимости нервной ткани, сократимости мышц, процессах свертывания крови;
  • Обладает антиаллергическим и противовоспалительным действием;
  • Активирует ряд ферментов и гормонов;
  • Регулирует проницаемость клеточных мембран.

Йод:

  • Необходим для нормального функционирования головного мозга;
  • Входит в состав гормона щитовидной железы — тироксина;
  • Необходим для создания фагоцитов (клеток-защитников) крови.

Магний:

  • Участвует в ферментном, гормональном, углеводном обменах;
  • Поддерживает работу сердечно-сосудистой системы;
  • Помогает организму противостоять стрессам;
  • Регулирует баланс кальция и натрия в клетках.

Калий:

  • Совместно с натрием регулирует водный баланс в организме и нормализует ритм сердца;
  • Способствует лучшей деятельности головного мозга, улучшая снабжение его кислородом;
  • Участвует в передаче нервных импульсов;
  • Уменьшает аллергические реакции.

Натрий:

  • Предотвращает обезвоживание в организме;
  • Оказывает влияние на работу нервной системы;
  • Укрепляет сердечно-сосудистую систему;
  • Стимулирует пищеварение (активирует ряд пищеварительных ферментов, участвует в образовании желудочного сока);
  • Регулирует работу выделительной системы.

Цинк:

  • Участвует в образовании, росте и обмене веществ клеток, синтезе белка;
  • Способствует заживлению ран;
  • Необходим для поддержания и улучшения памяти;
  • Поддерживает вкусовую и обонятельную чувствительность;
  • Регулирует усвоение углеводов и жиров.

Железо:

  • Участвует в переносе кислорода к клеткам и тканям;
  • Входит в состав ряда ферментов, защищая клетки от разрушения.

Статья предоставлена компанией "Heinz"