Содержание:

Удивительная новость: подавляющее большинство студентов, если их хорошенько расспросить, будут считать, что в вузах нужно ввести предмет (а это несколько десятков часов лекций!), на котором бы готовили к первому собеседованию с работодателем. Что стоит за этим мнением?

Вуз не нянька!Портал для молодых и амбициозных специалистов Career.ru в октябре 2011 года провел опрос, по результатам которого выяснилось, что 88% студентов хотят специально обучаться в вузе тому, как вести себя на первом собеседовании. Но давайте сразу разберемся, какое отношение это может иметь к ребятам, которые и в вуз-то еще не поступали.

Нынешние абитуриенты пока вроде бы ни при чем, а вот их старшие братья и сестры уже проявили почти поголовное единодушие: именно вуз, считают студенты, в ответе за то, насколько готовы они будут к решающему диалогу со своим будущим начальником. То есть, вероятно, что и выпускники школ 2012 года через несколько лет покажут при возможном повторе опроса похожий результат.

Собеседование при устройстве молодого специалиста на работу по профилю занимает от силы час, к тому же пока для вас актуальнее другие события — несколько единых экзаменов да выпускной бал, это естественно. Однако результаты исследования просто вопиют!

Чему, как, почему и зачем учились эти ребята в вузе, если их надо специально готовить к собеседованию? Как они выбирали профессию, если их надо специально готовить к собеседованию?

Конечно, накануне важного собеседования совершенно нормально самому найти и почитать не слишком длинную инструкцию. Например, статью в газете или на сайте с вакансиями. Вспомнить о дресс-коде, повторить правила этикета, мысленно расставить приоритеты — почему именно я хочу работать именно в этой компании? Подготовиться к ответам на возможные вопросы, заготовить свои вопросы и пожелания... Всё равно на целый учебный предмет, да еще вузовский, материала не набирается.

Винить участников опроса в их безответственном мнении, думается, неправильно. У них есть своя правда.

К содержанию

Почему они так ответили

Версий несколько.

Вуз не нянька!1. За годы бакалавриата и магистратуры студенты никак не отвыкнут от письменной формы ЕГЭ, к которой они когда-то успели прикипеть душой. А собеседования-то устными бывают!

Что делать. Развивать устную речь. Играть в КВН. Читать книги и обогащать свой активный словарь. Учиться не лезть в карман за словом. Учиться слушать и понимать любого собеседника — что он знает, что он чувствует, что ему нужно. Давать себе самые разные коммуникативные задачи, чтобы собеседование при приеме на работу стало лишь одним из вариантов таких задач.

2. Студенты ощущают, что обучение в вузе — "не про работу". Что лекторы годами говорят им умные вещи, а как всё это использовать на рабочем месте и даже в резюме — непонятно. Чувствуют, что тут должна быть явная связь и что объяснять эту связь должны педагоги. А ведь говорила же, говорила завуч: "В институте за вами никто бегать не будет, как учителя тут за вами бегают, чтобы вы все зачеты сдали!"

Что делать. Выбирать вуз, где преподают педагоги-практики, совмещающие преподавательскую деятельность с работой в компаниях. Или такой вуз, куда часто заглядывают успешные люди со всего мира и выступают с рассказами о своей работе. А если вы выбрали какой-нибудь другой вуз, можно регулярно спрашивать преподавателей после лекций, как эффективно соотнести только что сказанное ими с практикой. И, если они не соотнесут, соотносить самостоятельно.

3. Студенты еще не научились брать на себя ответственность за свои поступки.

Что делать. Каждый человек взрослеет в свое время, сначала ожидая у моря погоды, а потом вдруг чувствуя, что никто за него ничего не решит, да и не должен решать. К тому же взросление происходит неравномерно: в одних сферах жизни можно быть уже умудренным, в других оставаясь совершенно наивным. Два ровесника, два друга, два супруга могут быть в разной степени взрослыми. И всё же, если быть честным с самим собой, ответственность универсальна. А что касается ответственного выбора профессии — чтобы не возникало таких претензий к вузам, какие возникли у участников опроса — профессию обязательно выбирать еще до начала студенческих лет. А значит, и работу, хотя бы воображаемую! Можно даже в 11-м классе попробовать составить свое будущее резюме — и подумать, какие строчки в нем должны со временем появиться. "Участвовал в работе такой-то кафедры... Проявил себя на студенческой конференции, посвященной тому-то... Дополнил свое высшее образование такими-то курсами..." Не для того, чтобы выделиться и потом хвастаться, нет. А просто потому, что вы осознанно и, главное, прочувствованно сочли именно такое образование и именно такие виды деятельности необходимыми для роста вашего профессионализма.

Тем временем московские власти сами решили взять на себя ответственность за трудоустройство местных выпускников. Работу им обещали найти до конца года. Безусловно, это право города. Некоторые из обратившихся в службу занятости — сироты, которым действительно нужно помочь, подсказать. Планируется также разработать программу, которая позволяла бы устраиваться выпускникам вузов на постоянную работу там, где еще студентами они проходили стажировку. Почему бы нет?

Но когда более 2 тысяч человек, участвовавших в опросе среди тех, кто строит свою карьеру, дружно ждут от вуза многочасового предмета по составлению резюме, это уже что-то другое.