Содержание:

Страна переживает бум "образования для взрослых": о том, чтобы получить второе высшее, думает каждый четвертый дипломированный специалист. Основной мотив у всех один: карьера. При этом, как выяснила корреспондент "ИП" Ксения Татарникова, люди зачастую плохо представляют себе, какие специальности пользуются сегодня спросом. И выбирают вторую профессию так же безответственно, как выбрали в свое время первую

В СССР встретить человека, имеющего два диплома о высшем образовании, можно было нечасто. Большинство граждан воспринимали уже полученную, хоть порой и не слишком любимую специальность как данность - и продолжали трудиться инженерами, втайне мечтая о карьере врача. Впрочем, строго говоря, особых дивидендов дополнительное образование в те годы принести не могло: работа "пролетариев умственного труда" разных специальностей оплачивалась по одной тарифной сетке.

Сегодня все изменилось. Чуть ли не ежегодно на рынке труда появляются одна-две новые специальности: специалист по коммерческой логистике, ИТ-специалист по защите информации, специалист по технологии и дизайну упаковочного производства. Требования к профессионалам ужесточаются, и, чтобы остаться востребованным, обновлять знания необходимо каждые три-пять лет.

Ежегодно в Москве диплом о втором высшем образовании получают в среднем 10-15 тыс. человек. И львиную долю "втородипломников" (по некоторым данным, до 70%) составляют специалисты, работающие на высокооплачиваемых и перспективных должностях: маркетологи, финансисты, управленцы. Учиться они приходят, чтобы добрать конкретных знаний по своей специальности и продвинуться выше по служебной лестнице.

Другая часть взрослых студентов, наоборот, достигла карьерного потолка или отчаялась найти высокооплачиваемую работу по первой специальности и жаждет сменить сферу деятельности. Последних много среди выпускников технических вузов, медиков, военных. Наконец, есть еще те, кто в свое время получил первое высшее образование в непрестижном вузе. Их цель - "брендовый" диплом, который впечатлил бы работодателя.

Работодатели, в свою очередь, по наблюдениям экспертов кадрового рынка, к сотрудникам, повышающим квалификацию, действительно неравнодушны.

При прочих равных условиях рейтинг соискателя на рынке труда свидетельства об образовании и дипломы, безусловно, повышают. Но не стоит забывать, что опыт, деловые качества и реальные успехи кандидата на должность всегда перевешивают "бумажку". К примеру, Татьяна Варга, менеджер по маркетингу компании "Турпарад", а по совместительству студентка МЭСИ по отделению "Маркетинг", уверена, что знания, полученные в институте, помогают в работе, только если накладываются на соответствующий опыт. "Первое образование у меня техническое, но уже десять лет работаю в турбизнесе и как-то решила получить второе высшее, - говорит госпожа Варга. - Мне диплом нужен скорее "для корочки", все те же знания можно получить, если купить книжки и самостоятельно их проштудировать".

К тому же бумажка бумажке рознь. За годы общения с разнообразными выпускниками у компаний-работодателей сложился своеобразный пул вузов, качество образования в которых их устраивает. Не секрет, что в настоящий момент российская высшая школа переживает не лучшие времена: уровень и преподавателей, и студентов оставляет желать лучшего. Большинство работодателей заинтересует графа "образование" в резюме соискателя, если в ней стоит что-то из следующего списка: МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, Финансовая академия при правительстве РФ, Государственный университет управления, Высшая школа экономики, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Московский энергетический институт, а также Московский авиационный институт, Московский инженерно-физический институт, Московский физико-технический институт.

Впрочем, человек, задумавшийся о получении второго высшего образования, как бы вновь оказывается в ситуации выпускника школы: нужно снова выбирать профессию. И как в юности, прежде чем выбрать вуз, придется ответить на вопрос "кем быть?".

К содержанию

Я б в дизайнеры пошел

Второе образование выбирают, как правило, более ответственно, чем первое. Прежде чем нести документы в вуз, человек в этом случае обычно решает, что конкретно он хочет получить от дополнительного образования, в какой области и каких именно знаний ему не хватает.

"Я учусь, можно сказать, всю жизнь и делаю это по двум причинам. Во-первых, нравится сам процесс. Во-вторых, случается время от времени менять работу, меняются обязанности и круг профессионального общения - надо соответствовать. Проработал несколько лет дизайнером в журнале - пришлось походить на курсы при Московском государственном художественном училище памяти 1905 года, получил представление о таких вещах, как композиция, колористика, стал хоть с журнальными художниками на одном языке говорить. Сейчас приходится решать в основном управленческие задачи, так что год назад пошел получать третье высшее на факультет социальной психологии и педагогики РГГУ, на отделение дополнительного образования. Изучаю конфликтологию - очень актуально", - рассказал ИП Игорь Исаков, студент со стажем, технический директор журнала "Эксперт".

Чтобы лучше сориентироваться в современных образовательных программах и тенденциях, очень полезно походить на специализированные выставки: например, "Образование для взрослых людей" и "Экономическое и бизнес-образование".

Нелишним будет также посетить профконсультацию. К примеру, в центре тестирования и развития "Гуманитарные технологии" при МГУ по вопросам образования и карьеры консультируют всех - от абитуриентов до взрослых людей. Причем спрос среди последних год от года растет: сейчас их доля в общем числе клиентов не менее 20%.

По словам менеджера по обучению этого центра Степана Балаяна, подавляющее большинство взрослых граждан приходят с одними и теми же типичными проблемами. Вот они: "полученная специальность не устраивает абсолютно, куда пойти учиться?", "работаю не по специальности, достиг хорошего уровня квалификации, дальнейшему продвижению по службе мешает недостаток узкоспециального образования", "в работе устраивает все, но хочется узнать, может, я еще лучше куда-нибудь подойду?", "сидела с одним ребенком, потом с другим, искать работу по специальности или переучиваться?"

Задача профконсультанта заключается в том, чтобы подобрать клиенту подходящую форму обучения в зависимости от его способностей и предыдущего опыта.

Консультация стоит 1,1 тыс. руб., занимает несколько часов и выглядит так: человек садится за компьютер, проходит часовое тестирование, где оцениваются его интересы, фактические способности и личностные особенности. Протокол тестирования снабжен списком профессий, подходящих такому профилю. Список компьютер выбирает из большой базы данных. В последующей 45-минутной беседе с психологом с опорой на тест-профиль, список профессий и опыт выясняется профессиональная идентичность клиента.

В хорошем кадровом агентстве соискателя на должность тоже чаще всего консультируют (причем бесплатно) по данным резюме: каких профессиональных навыков не хватает и где конкретно их получать, чтобы впоследствии внушить доверие работодателю.

Если вы хотите сменить профессию на более востребованную, делать это без консультации со специалистами неразумно не только потому, что вы можете выбрать себе специальность, для которой объективно не подходите. Дело еще и в том, что обывательские представления о престижности и востребованности профессий меняются гораздо медленнее реальной ситуации. Так, согласно последнему опросу, проведенному "Левада-центром", большинство москвичей по-прежнему считают самыми престижными профессии юриста и экономиста, хотя, по прогнозам кадровых агентств, в ближайшие несколько лет тон будут задавать совсем другие специалисты: в области продаж, транспорта и логистики, бренд-менеджеры, HR-менеджеры, инженеры, программисты и фармацевты.

К содержанию

Альма-мачеха

Выбрать подходящую специальность - это только полдела. Нужно определиться и с тем, где ее получать. На сегодняшний день программы второго высшего и дополнительного образования предлагают около 100 московских вузов, государственных и частных. Конечно, уровень учебных заведений очень разнится, но не стоит думать, что получить хорошее образование можно только в известном университете. Бывает вполне реально овладеть выбранной специальностью и в менее престижном учебном заведении. Главное не забывать при выборе вуза несколько простых правил.

Перед тем как заключать договор с учебным заведением, очень рекомендуется ознакомиться с его лицензией на ведение образовательной деятельности и свидетельством об аккредитации по выбранной специальности. Последний документ особенно важен, если речь идет о коммерческом вузе. Только госаккредитация дает право выдавать дипломы гособразца. Кроме того, хорошо бы заранее уточнить еще ряд тонкостей: правила предоставления академического отпуска и условия восстановления на учебу; возможность сдавать предметы экстерном; условия пересдачи экзаменов и зачетов (платно или бесплатно); примерное количество человек в группе, наличие библиотеки и т. д.

Идеальный вариант - откровенно пообщаться со студентами этого вуза. Делать это лучше не на официальном дне открытых дверей, а, например, на студенческих форумах в Интернете. Так можно выяснить немало полезного: насколько живо и интересно читаются лекции, компетентны ли преподаватели, доступны ли для вопросов и консультаций, не переполнены ли учебные аудитории.

К содержанию

Тяжело в учении

Сроки обучения по программам второго высшего образования варьируются в среднем от года до трех. По закону "Об образовании", получить второй диплом можно только за плату. Цена вопроса - от 1 тыс. у.е. (курс у.е. в разных вузах может отличаться от банковского курса доллара) за год обучения в недорогом негосударственном вузе до 7 тыс. у.е. в год (программы элитных вузов вроде ГУУ при АНХ, Финакадемии, Дипакадемии, МГИМО).

По данным исследовательской компании Begin Group, дороже всего студентам московских вузов сегодня обходится обучение по направлениям "связи с общественностью" (в среднем 80 тыс. руб. в год) и "менеджмент организации" (77 тыс. руб. в год). Обучение по пользующимся все большим спросом техническим специальностям стоит существенно дешевле - в среднем 49 тыс. руб. в год.

Традиционно считается, что поступить на второе высшее образование совсем нетрудно - заплатил и учись. Но в реальности это не всегда так. Например, в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС при поступлении на экономические специальности ("организация маркетинговой деятельности на предприятии", "финансовый менеджмент", "стратегический менеджмент и корпоративное управление") абитуриенты проходят вступительные испытания по экономике. Срок обучения два с половиной года, в вечерней (7,5 тыс. у. е. за весь период обучения) или заочной форме (5,6 тыс. у.е.).

Одни вузы требуют при зачислении на факультеты второго высшего образования представить документ о первом высшем, другие демократично принимают граждан и с незаконченным высшим. Кстати, формально такой студент имеет право получать свое первое высшее образование бесплатно.

Но тогда претенденту на бюджетное место придется выдержать сложные вступительные экзамены на общих основаниях, на подготовку к которым у взрослого работающего человека часто нет ни времени, ни желания. Скажем, в МАИ на специальность "прикладная математика и информатика" (изучаются современные информационно-телекоммуникационные технологии, корпоративные компьютерные сети, системы обработки и защиты информации) можно поступить и с неоконченным высшим образованием, причем как гуманитарным, так и техническим.

Обучение длится три года и три месяца, год занятий при вечерней форме обучения стоит 30 тыс. руб. А вот для учебы на факультете второго высшего образования в Московской школе экономики МГУ (150 тыс. руб. в год, оплата вносится по семестрам) нужно иметь диплом бакалавра (четырехлетнее высшее образование) или специалиста (пятилетнее высшее образование) и продемонстрировать при поступлении свои знания в экономике, математике и английском языке.

Когда именно происходит набор, зависит от формы обучения. Вечерников набирают обычно два раза в год, летом и зимой, на заочную, очно-заочную и индивидуальную форму чаще всего принимают в течение всего учебного года. Сам процесс учебы мало чем отличается от первых пяти студенческих лет. "Второе высшее образование, по сути, то же самое, что и первое, только с перезачетом ряда уже пройденных общеобразовательных дисциплин и предметов узкой специализации (если первая полученная специальность из той же области, что и вторая), плюс часто занятия проходят в вечерней форме, - говорит руководитель отдела по работе с образовательными организациями компании Begin Group Анна Рубальская. - Все остальное так же, как и при получении первого высшего: та же программа, те же преподаватели, домашние задания, курсовые, диплом, лекции, семинары, большое количество теории и т. п.".

Совмещать учебу с работой непросто, и эксперты советуют заранее приготовиться к жертвам. Согласно исследованиям Института переподготовки и повышения квалификации Уральского государственного экономического университета, треть (33,5%) "втородипломников" жалуются, что учеба "съедает" время на отдых и хобби. 30,9% говорят, что больше устают и хуже трудятся на работе.

Около четверти (24,2%) переживают, что из-за учебы не хватает времени на семью и воспитание детей, а 14,4% страдают из-за редких встреч с друзьями.

Тем не менее целых 75% заявляют, что пошли на учебу сознательно, а больше четверти - что трудности временные и вполне преодолимы.

К содержанию

Где деньги лежат

Понятно, что финансовые возможности, да и желание платить большие деньги за диплом есть не у всех. В таком случае возможны два варианта решения проблемы. Первый, наиболее трудоемкий способ, - получить деньги на учебу в компании, где вы работаете. Иногда далеко ходить не надо - некоторые фирмы организуют обучение своим сотрудникам прямо на рабочем месте. Это называется корпоративный университет. Такие есть, например, у "Вымпелкома" (университет "Билайна"), "Северстали", "Ингосстраха", ОКБ Сухого, "Ростелекома", "Росинтера", "Вимм-Билль-Данна", компаний "Волга-Днепр", "Макдоналдс", CocaCola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специализации, без отрыва от производства. Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Закрепить знания и навыки в работе новичку помогает личный наставник - более опытный сотрудник отдела. Он прямо на месте комментирует работу и исправляет ошибки.

Эксперты говорят, что корпоративный университет - очень хороший инструмент обучения, но пока это прерогатива только незначительного числа крупных компаний. К тому же государственный диплом или диплом независимой школы тут не получишь, так как компании боятся ухода сотрудников после обучения, которое, безусловно, повышает их стоимость на рынке труда.

Среди работодателей авторитет корпоративных университетов растет с каждым годом. Считается, что именно там учат эффективному стилю работы и куют по-настоящему профессиональные кадры. По данным вузовских исследований, российские компании уже давно строят свою систему образования сотрудников. Так, 30% предприятий завели свои образовательные учреждения: 11% открыли учебные центры, 15% - курсы переподготовки, 2% - собственные ПТУ, колледжи или техникумы и еще 2% - корпоративные вузы.

Еще при устройстве на работу эксперты рекомендуют интересоваться возможностями обучения в компании. Если фирма не заинтересована в вашем продвижении, не устраивает регулярных тренингов и стажировок и не имеет привычки посылать сотрудников на дальнейшее обучение, задерживаться в ней надолго не стоит. К сожалению, таких в Москве большинство. По данным исследования ГУ-ВШЭ за в 2005 год, только 14% компаний, в основном в производственном секторе и сфере услуг, готовы оказывать своим сотрудникам финансовую помощь в получении дальнейшего образования. Заботятся об образовании своих сотрудников в России пока в основном в крупных иностранных компаниях и тех, что работают по западному образцу.

Но в любом случае, судьба человека в его руках. Если сотрудник сумеет убедительно продемонстрировать руководителю свою перспективность, шансов, что босс согласится оплатить, например, двухгодичный курс MBA, будет больше. К слову, не меньше 50% обладателей этого диплома получают его на спонсорские деньги - от работодателя или стипендиальной программы.

Второй вариант - добыть деньги на второй диплом самому. В Москве действует большое количество отечественных и зарубежных фондов, готовых оплатить обучение молодым (до 30-35 лет) перспективным специалистам в российском или заграничном вузе. Парадокс в том, что немногие знают о таких программах. Как правило, конкурсы на получение грантов объявляются осенью.

Скажем, фонд Форда только что объявил конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Программа оплачивает обучение в области социальных и гуманитарных наук и предоставляет стипендию на проживание, медицинскую страховку, средства на проезд к месту учебы и обратно и даже приобретение компьютера, книг и т. д. Особые преимущества у соискателей с ограниченными финансовыми и физическими возможностями, жителей малых городов и сел. Никаких возрастных ограничений, первый диплом о высшем образовании может быть любым. Более того, конкурс проходит на русском языке, а в случае необходимости фонд готов помочь успешным соискателям улучшить знания иностранного языка перед отправкой в университет за границу.

В Немецкой службе академических обменов (DAAD) гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс. специальностям. Обучение длится обычно от одного года до двух лет (два-четыре семестра), чаще всего полтора года (три семестра). Причем необязательно на немецком языке.

Скажем, на так называемых международных программах (International Degree Programmes) обучение хоть и в немецком вузе, но ведется на английском. Выпускникам российских вузов такие программы дают возможность не сменить профориентацию, а продолжить изучение своей специальности и получить диплом, который будет признаваться везде в мире. В данный момент DAAD ждет заявок на бесплатное обучение по программам второго высшего образования Германии от выпускников вузов творческих специальностей ("музыка", "дизайн", "кинематография", "изобразительное искусство", "архитектура", "актерское мастерство", "режиссура", "хореография", "танцевальное искусство"). Соискатели должны быть моложе 32 лет на момент открытия стипендии (музыканты - моложе 30 лет).

Для актерского мастерства и режиссуры кандидаты должны очень хорошо владеть немецким языком. Остальным достаточно знать основы немецкого, зато свободно владеть английским. По решению отборочной комиссии некоторым стипендиатам могут быть предоставлены бесплатные двухмесячные языковые курсы в Германии.

Американская стипендиальная программа SABIT при министерстве торговли США организует групповые и индивидуальные месячные стажировки для представителей малого и среднего бизнеса. Цель - повысить квалификацию и дать возможность наладить деловые контакты с потенциальными партнерами из США. Стипендия покрывает расходы на перелет, личные расходы и на обучение по таким направлениям, как менеджмент здравоохранения, инфраструктура транспорта, ресторанный бизнес, горная промышленность, менеджмент гостиничного бизнеса, дорожное строительство, нефтепроводы и другие.

Подробнее о стипендиях и грантах можно узнать в Интернете, например, на сайтах "Гранты и конкурсы", Центра международного обмена, "Обучение за рубежом".

В общем, при известном желании второе высшее образование (в том числе и за рубежом) можно получить фактически бесплатно. Но даже если устроиться по гранту не получается, не стоит переживать: вполне возможно, имеет смысл один раз сейчас вложить не слишком большую сумму в себя с тем, чтобы получать дивиденды на протяжении всей будущей карьеры.

Родина платит
У российских управленцев есть возможность повысить уровень образования за счет отечества
Президентская программа подготовки управленческих кадров рассчитана на менеджеров (необходим минимум годичный стаж работы в этой сфере) 25-40 лет с высшим образованием. Предпочтение отдается кандидатам, хорошо знающим иностранный язык, коммуникативным и "занимающим активную жизненную позицию". Их на год отправляют на профпереподготовку, с вечерним обучением в вузе и зарубежной стажировкой.
Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности совместно с Московской международной высшей школой бизнеса "Мирбис" в течение 72 часов бесплатно повысит квалификацию слушателей из числа предпринимателей, руководителей, специалистов предприятий, организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства Москвы, и учащейся молодежи. В программе такие курсы, как "правовые основы управления малым предприятием", "стратегический и тактический менеджмент", "управление делопроизводством", "маркетинг в малом предприятии", "антикризисное управление". Режим занятий: три раза в неделю в вечернее время (18.30-22.00).
В конце обучения выдается удостоверение государственного образца о краткосрочном повышении квалификации.
Государство готово уделить 72 часа и каждому бывшему военному. Так, департамент развития и поддержки малого предпринимательства Москвы в партнерстве с бизнес-школой "Мирбис" бесплатно обучает военнослужащих, увольняемых в запас, а также членов их семей по краткосрочной программе повышения квалификации. Слушатели изучают основы предпринимательства в коммерческой деятельности, правовое регулирование предпринимательской деятельности, финансовый менеджмент и т. д. Занятия также проходят в вечернее время (18.30-22.00) три раза в неделю.
Ксения Татарникова
Статья предоставлена журналом
Имеешь право