Содержание:

Мы привыкли считать лень недостатком. «Он такой ленивый!», «Что мне делать с моей ленью, она раньше меня родилась...», «Он не хочет делать уроки — ленится!»

Многие из нас хотели бы избавиться от этого «недостатка» и научить этому же своих детей — не лениться, а трудиться. Но стоит ли это делать?

Ведь лень играет очень важную роль в нашей жизни. Она, как лакмусовая бумажка, показывает, что мы хотим делать, а что делаем через силу, заставляя себя. Насколько это эффективно? Чем может нам помочь знание всей правды о лени? Давайте разберемся.

Как известно, понятие «лень» в нашем обществе не приветствуется. Мы употребляем это слово, если хотим оценить низкую эффективность человека, раскритиковать его, а то и обидеть. А известный словарь Даля определяет это качество так: «Лень — неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству». Казалось бы, раз сам Даль говорит так о лени, то что можно еще добавить о «матери всех пороков»? Неужели что-то доброе и светлое?

Предлагаем начать с классификации. Ведь лень, как, впрочем, и любое другое качество, имеет массу разновидностей.

К содержанию

Классификация лени

Лень как двигатель прогресса

Известно ли вам, дорогие читатели, что именно ленивый человек придумал все то, что позволяет рационально расходовать силы и время? От пресловутого колеса до того же Интернета. Разве можем мы назвать изобретателя — человека, способного годами корпеть над претворением в жизнь своей мечты — ленивцем? Вряд ли. Скорее, это не лень, а желание найти более короткий путь к решению проблемы, решить ее наиболее эффективным способом.

Вспомните, как часто мы в жизни сталкиваемся с людьми, которые, получив задание, не спешат его выполнять. Разве от лени? Просто вначале им хочется выбрать наиболее результативный способ выполнения, а потом уже приступить к действиям. Это про них говорит пословица: «Долго запрягает и быстро едет».

Лень как защитная реакция организма

Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. Тот, кто долго работает на износ, однажды не находит в себе элементарных сил — организм просто отказывается ему подчиняться. Такое сегодня, увы, происходит сплошь и рядом.

Вдруг, в незапланированное для отдыха время, в самый разгар рабочего дня, начинает дико хотеться поваляться на диване с книгой, поболтать с друзьями по телефону, да в крайнем случае просто поспать. Такой «ленью» страдают чаще всего те, кого принято называть «трудоголиками», — по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм начинает защищаться от такой деятельности, бунтовать, сбоить, требуя необходимой передышки, трудоголик говорит себе: «Что-то я нынче разленился, это нехорошо».

Тогда «на помощь» приходит чувство вины. Работяга просто не может себе позволить лениться! Но организм не резиновый. Он находит оптимальное решение, чтобы перестать работать — болезнь.

Вы думаете, что ваши школьники болеют так часто, потому что их одолевают вирусы и инфекции? Не исключено. Но присмотритесь внимательно: каковы нагрузки на «школьном производстве», как часто у ребенка бывают покрасневшие глаза, утомление и огромное желание отложить в сторону даже любимые предметы? Возможно, ему не под силу сделать то количество заданий, которое задают в школе. И «лень» может быть просто передышкой, которую пытается объявить детский организм.

В какой-то степени именно переутомление лежит в основе «лени» многих наших старшеклассников. Они как будто изо всех сил стараются увильнуть от занятий и домашних дел, а на самом деле безумно переутомлены и из последних сил «тянут» нагрузки, непосильные и для большинства взрослых. Ведь их рабочий день, реальный, а не формально объявленный, длится не меньше пятнадцати часов (восемь-десять уроков, плюс домашние задания, плюс репетиторы или подготовительные курсы).

Лень как отсутствие мотивации

Как правило, это следствие бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идет и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие — в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется. Например, мы с вами, дорогие родители.

Мы начинаем жаловаться на ленивого ребенка, который нам не помогает, не хочет учиться, ходить на развивающие и спортивные занятия, на которые мы его с таким трудом возим. Но давайте разберемся: а самому человеку нужна та работа, которую его принуждают делать? Скажут ли ребенку за помощь хотя бы простое спасибо? Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей? Часто ли вы спрашиваете у своих детей: для кого он учится и ходит на занятия, для кого он делает уборку в своей комнате? Спросите. Вы будете удивлены и возможно расстроены от того, что услышите: «Как это для кого? Конечно, для вас, родители!»

И вот тут самое время задуматься: если ребенок учится и все делает исключительно для вас, из-под палки, то научится ли он делать в жизнь что-либо для себя? Сможет ли, будучи взрослым, отделить свои желания от чужих? Или так и останется исполнителем чужих мечтаний? Стоит подумать об этом сегодня? Как вы думаете, дорогие родители?

Лень как выгода

Нам часто не хочется изменять то, что нам выгодно. И мы прикрываемся ленью, как щитом, который в обществе хоть и осудят, но примут безоговорочно, поймут. Что это может быть? Нам не хочется заниматься своим здоровьем и сбрасывать вес. Но на самом деле тогда мы не сможем жаловаться на плохих врачей, этот жестокий мир, продукты-мутанты и экологию в целом. Ребенку выгоднее сказать: «Мне лень идти на тренировку», чем признаться в том, что вчера он подрался с мальчишками и теперь боится туда идти.

Лень тунеядца

И, наконец, та самая пресловутая лень тунеядца, выражающаяся в поговорке «Кто делать горазд, наделает и на нас». Зачем что-то делать, если постоянно находится тот, кто сделает это за тебя, ничего с тебя за это не спрашивая? Конечно, в этом случае человек вряд ли разовьется и станет интересной личностью. Зато научится в любой ситуации находить активных людей, готовых прожить жизнь за него. Ну, это кому что больше нравится. В качестве яркого мультяшного примера, иллюстрирующего этого тип лени, предлагаем вспомнить Антошку, которого ребята звали картошку копать. И ведь находились же руки на замену! Правда, Антошка «благодаря» своей лени мог остаться не только без работы, но и без обеда.

Но если уж говорить о лени как о пороке, то, пожалуй, самая страшная ее разновидность — это леность ума.

Когда просто лень подумать — что, как и зачем будешь делать. В этом случае человек катится по жизни по инерции, даже если его образ жизни уже стал ему неприятен. Но чтобы его изменить, нужно этим озаботиться, — а думать ему лень.

К примеру, женщина может автоматически заниматься домашним хозяйством, причем ненавистным, и отчаянно критиковать всех в доме за то, что они ей не помогают. Но подумать, как замотивировать домашних ей помогать, — лень. Ведь тогда придется искать отдельный подход к каждому члену семьи, учится быть понимающей, наблюдать за тем, кому и что интересно. А это делать лень...

Очень часто умственная лень проявляется в отношениях между мужем и женой. Каждому из них лень подумать о том, чего бы хотелось партнеру. Легче требовать, критиковать, унижать, даже шантажировать. На это уходит огромное количество сил. Но, видимо, на то, чтобы поставить себя на место партнера, почувствовать его, увидеть причины его поступков, требуется душевных сил еще больше. И это уже леность души...

Как правило, страдающие такой разновидностью лени, вовсе не считают себя лентяями. Скорее, им ближе роль жертвы, над которой все издеваются и не понимают — от маленького ребенка до государства в целом.

К содержанию

Мотивация как способ понять и преодолеть лень

Надеемся, что теперь понятно, что лень — это вовсе не типовая проблема, которую можно решить одним махом. Даже для того, чтобы дать совет «как избавиться от лени самому или избавить от нее кого-то другого» придется искать истинные причины лени. А их, как мы уже выяснили, может оказаться много — от нежелания выполнять приказы до банальной перегрузки.

Ни один человек не будет делать то, что ему неприятно, не нужно или невыгодно. Даже если человек от вас так или иначе зависим — ребенок, подчиненный — разумнее его не заставлять, а именно мотивировать, вызывать заинтересованность в той или иной работе (причем не всегда и не только материальную). При этом, как правило, работа будет сделана не только в срок, но еще и более качественно. А если вам кажется, что вы и так его достаточно замотивировали, а он все равно ленится, — значит, мотивация либо недостаточна, либо для данной личности неактуальна.

Банальный пример — мотивация деньгами. Даже «золотые горы» не способны заставить замкнутого интроверта активно общаться с людьми. Ему это будет в тягость и очень скоро у него случится либо нервный срыв, либо болезнь, либо вы обнаружите брошенное на стол заявление об уходе.

Если вы применяете так называемую мотивацию с помощью страха, имейте в виду, что это не всегда действенно, а порой может вызвать обратную реакцию. Когда вы говорите подростку: «Немедленно делай то, что я тебе говорю! Иначе я не куплю (не буду разговаривать, не пущу домой и т.д.)», то вполне может оказаться, что вы будете вынуждены так поступить, но будете сильно жалеть о сказанных угрозах. Повзрослевшие дети с трудом выдерживают давление родителей. Порой им нужен самый незначительный повод, чтобы со словами: «Ну и пусть! Ну и не надо!» хлопнуть дверью.

К содержанию

Кому нужна лень?

Вообще, начиная «бороться с ленью» (неважно, со своей или с чужой), необходимо определить, какова ее природа. Но не только. Имеет смысл определится с тем, чьей проблемой в конкретном случае является лень — вашей или ваших близких? Кому она мешает, кому стоит озаботиться тем, чтобы ее устранить?

  1. Жалобы на свою собственную лень — первый признак «трудоголика», нуждающегося в отдыхе. Человека, с головой уходящего в работу, для которого практически не существует выходных, убедить в том, что ему требуется отдых, очень сложно. Почему? Потому что такой человек, как правило, сублимирует — перенаправляет — свою энергию именно на решение рабочих задач, чтобы не заниматься, например, решением проблем в личной жизни. И, тем не менее, отдых нужен и ему. Для него подойдет такой аргумент: работа после уик-энда пойдет лучше и вдвое эффективнее! Поэтому необходимо разрешить себе «полениться» — поспать, почитать и т.п.
    В отличие от взрослых, детям не свойственен трудоголизм. Жалуясь, что им лень что-то делать, они показывают, что давление со стороны родителей или учителей, уже перешло допустимые границы. И следующим этапом, если прессинг продолжиться, может оказаться болезнь. Как единственный «законный» способ не выполнять чужих поручений.

  2. Жалобы на детскую лень — одни из самых частых, с которыми обеспокоенные родители обращаются за консультацией к детским психиатрам и психологам. Юные члены семьи, в свою очередь, заявляют, что старшие к ним излишне придираются. Так кто же из них прав?
    Очень часто родители, предъявляющие сыну или дочери претензии по поводу лени, не обращают внимания на то, что ребёнок, не интересующийся, скажем, учёбой, всеми способами увиливающий от уроков, просто не имеет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому делу. Он искренне не понимает, зачем ему-то самому это нужно. Согласитесь, простого желания угодить родителям явно недостаточно. Особенно если требования старших завышены и не соответствуют его возможностям, способностям, да вдобавок вместо похвал и понимания его всё время ругают родители и педагоги.

В этой ситуации ярлык «лентяя» становится для ребенка весьма привлекательным. Может быть, хотя бы с этим «титулом» его оставят в покое, ведь всё равно окружающие им недовольны. Что же можно сделать в этой ситуации? Стоит ли потакать детской лени? Или необходимо настойчиво доказывать, требовать, чтобы подросток, наконец, «взялся за ум»?

Решение проблемы в том, ребенок сам понял, что именно он делает и для чего ему это нужно. Поищите тот смысл, ради которого он будет стремиться в школу. Вполне возможно, что это будет только общение со сверстниками. Но и ради этого он может захотеть ходить в школу. Как только ребёнок начнет заниматься тем, что ему интересно, что для него важно и ценно, лень исчезнет, появятся силы, улучшатся оценки.

К содержанию

Ленивое детство

Иногда мы сами приучаем детей лениться, излишне ограничивая их активность в раннем возрасте (чаще этим грешат мамы и бабушки). «Давай помогу», — постоянно твердят старшие и убирают за малыша игрушки, кормят его, одевают, делая всё необходимое намного быстрее и аккуратнее. Но, к сожалению, таким способом они нередко гасят инициативу ребёнка, вырабатывая у него привычку ожидать, что за него всё сделает кто-то другой.

Многие энергичные, активные люди не в состоянии понять, что не все способны угнаться за ними. Тем более дети. Мы часто требуем: «Да когда же ты оденешься?! Когда же ты, наконец, сделаешь уроки!», бегая вокруг ребенка, поторапливая и теребя его.

Если ваш ребенок относится к тревожным людям с повышенной чувствительностью, ему придется особенно тяжело. Он будет считать себя виноватыми, всеми способами пытаться «соответствовать» невыполнимым требованиям. Разумеется, результаты будут с каждым разом ухудшаться.

Давайте попробуем представить, что происходит в этот момент в голове у малыша. «Я плохой. Я медлительный. Мама мной не довольна. Я ей не нравлюсь. Она меня не любит»... Вы уверены, что хотите, чтобы такие мысли бродили в голове вашего ребенка? Ведь именно они, в конце концов, приводят к комплексу неполноценности, депрессиям и болезням. Если не хотите, тогда учитесь уважать его темпы развития, его темперамент и даже его медлительность.

К содержанию

Лекарство от лени

Самое эффективное средство от лени — не микстура. И даже не попытка заставить, надавить, потребовать. Самым эффективным способом «борьбы» с ленью было и остается желание понять, «почему мне лень» и «почему ему (ей) лень» что-то делать. И только тогда, когда вы поняли причину лени у вашего ребенка или у себя, вы сможете исправить ситуацию.

Чтобы вам легче было найти причину, предлагаем вам ряд вопросов, которые вы можете адресовать как себе, так и своему малышу:

  • Что он (я) не хочу делать?
  • Что мне (ему) мешает делать лень?
  • Против чего протестует мой (его) организм?
  • Что именно я или мой ребенок потеряет, если не будет делать то, что сейчас не хочет?

Если вы не побоитесь честно ответить на вопросы, то сможете узнать истинную причину лени.

Мануковская Екатерина, психолог