Содержание:

Какая мама не мечтает, чтобы ее малыш был самым-самым, в том числе и самым умным? Все родители хотят, чтобы их ребенок добился в жизни успеха, и многие полагают, что для этого необходимо как можно раньше развивать память своего маленького. В этом есть доля истины, ведь ни для кого не секрет - память является своеобразным "сосудом" для хранения знаний. Но так ли необходимо приступать к обучению в столь раннем возрасте?

Вот вы, например, помните свой первый день рождения? Конечно, нет! Хотя ваши папы и мамы наверняка отметили это радостное событие по всем правилам. Обычно человек помнит себя начиная примерно с трехлетнего возраста, а все, что происходило до этого, на первый взгляд и не запоминается. И какая бы прекрасная память ни была, мы все paвно вряд ли сможем заглянуть в прошлое дальше первого года в детском саду.

То, что интеллектуальные способности формируются еще до рождения человека - давно доказанный факт. К примеру, одна будущая мама в совершенстве владела двумя языками - французским и русским. Но во время беременности говорила только по-французски. Когда кроха появился на свет, оказалось, что ему больше нравится французская речь. Ведь этот язык ему уже был знаком, он слышал его на протяжении девяти месяцев, и потому именно французский сразу после появления на свет стал для него более понятным и приятным.

Другой пример - музыкальный. Американка в период беременности ежедневно смотрела один и тот же сериал. А потом вдруг окружающие заметили, что музыкальный фон из этого телефильма успокаивал малыша лучше, чем любая другая музыка!

К содержанию

Прогресс налицо

Что же все-таки запоминает ребенок и запоминает ли вообще? В возрасте 1-2 лет малыш невероятно быстро впитывает в себя информацию, но вспомнит ли он в будущем о том времени, когда был совсем маленьким? Над этими, как впрочем, и многими другими вопросами, касающимися развития человека, ломают голову ученые.

Процесс накапливания информации начинается с того, что сразу после рождения включается и прогрессивно развивается так называемая память знаний, рассуждения и следствия. Мы можем заметить, как уже в возрасте нескольких недель маленький успокаивается, видя маму, потому что в своей памяти он уже запрограммировал эту картинку как ассоциацию, связанную с теплом рук, едой, защищенностью...

Через нескольких месяцев, когда количество нейронных связей увеличивается во много раз, мозг малыша уже способен накапливать более сложную и разнообразную информацию, а не только ту, которая касается его естественных потребностей. В возрасте 1 года малыш без вашего напоминания может повторить то, чему вы его уже успели научить: помахать ручкой, когда кто-то удаляется, сделать "ладушки", "сороку-ворону", протянуть ручку для приветствия" и так далее. Он также узнает некоторые части тела - вы можете попросить его: "Покажи глазки, ушки, носик, зубки", и он с удовольствием сделает это, или: "Где киска, собачка, птичка?", "А как они говорят?" Он и это вам покажет и расскажет! Но не требуйте от него слишком многого пока! В этом возрасте ребенок запоминает выборочно. Развитие его памяти зависит от многих факторов, в частности от зрелости нервной системы в целом, количества нагрузки на память (чем больше ее тренировать, тем она лучше работает), а также чувств - отношения ребенка к той или иной информации - интересно ему данное явление, способно оно его увлечь сейчас или пока еще нет. Наберитесь терпения! Буквально с каждым днем интерес человечка к окружающему миру будет повышаться с молниеносной скоростью, и его кругозор обязательно расширится, конечно, с вашей помощью! Ведь именно мама призвана природой не только защищать и выхаживать свое чадо, но и обучать его премудростям жизни, так же как и необходимым способам выживания и устойчивости в сложном мире.

Система поиска
Начиная с годовалого возраста ребенок хорошо усваивает факт существования объекта, он понимает, что его игрушки могут лежать в разных местах, и начинает искать те, которые ему нужны. К 18 месяцам он может вспомнить, где видел игрушку в последний раз, и начинает искать ее именно там... Хотя тут мнения расходятся.
Психолог Жан Пиаже считает, что до 9 месяцев ребенок не способен запоминать объект, который находится вне поля его зрения. Поэтому он не будет стремиться его найти: Жан Пиаже считает, что для ребенка этот объект просто перестает существовать. Нo есть ученые, которые считают, что ребенок способен осознавать существование объекта, а его пассивность при его исчезновении из поля зрения объясняется незрелостью памяти, которая мешает ему вспомнить местонахождение.

К содержанию

"Анатомия" памяти

В настоящее время ученые, занимающиеся изучением памяти, не могут с точностью сказать, почему мы так плохо помним наши первые 3-4 года жизни. Пока доподлинно неизвестно, как работает наша память, какие нейроны и каким образом кодируют в воспоминаниях человека "лицо любимой бабушки". Но зато биологи могут вычислить, какие логические преобразования с нейронными сигналами выполняет гиппокамп. Этот участок головного мозга, предназначенный для накопления эпизодических воспоминаний (не знаний, а именно событий, мест, лиц), в раннем детстве находится в стадии развития. Есть мнение, что гиппокамп, подобно жесткому диску компьютера, сжимает информацию, чтобы освободить место новым данным. Начиная с 1,5-2 лет ребенок может вспомнить, что он делал вчера, особенно если это произвело на него впечатление, но через 6 месяцев все это с тем же успехом полностью забывает. Такое состояние называют детской амнезией, и причин ее существует несколько.

Возможно, это происходит потому, что крохе не хватает инструмента, важного для накопления и извлечения воспоминаний, - языка. К малышу еще не пришло осознание собственного "я". Ребенок начинает говорить "я" лишь в возрасте около 2 лет. Чтобы развивать то, что в психологии называют автобиографической памятью, позволяющей помещать себя в события прошлого, нужно подождать, пока человечек вырастет, сможет отличать себя от других людей и взаимодействовать с ними.

К содержанию

Знать меру

Все родители очень хотят помочь малышу развить свою память. Оглянуться не успеешь, как пора идти в школу, а там нужно будет запоминать цифры и буквы, да много всего другого. Не пора ли готовиться: прямо сейчас, с пеленок? А то окажется в хвосте класса по успеваемости. И идут покупать развивающие память игры. Но действительно ли это необходимо в столь юном возрасте? Или память способна развиваться сама собой по мере развития ребенка?

Малыш пристально наблюдает за окружающей средой и, ведомый жаждой открытий, запоминает много информации. Поэтому стимулировать его память не нужно. Иногда это даже вредно. Это может привести к тому, что он станет пассивно воспринимать мир, то есть привыкнет к стимуляции, вместо того чтобы проявлять инициативу к исследовательской деятельности. В любом случае, если вы будете стимулировать его память, развешивая вокруг кроватки семейные фотографии, играя с ним в развивающие игры или повторяя тысячу раз, к примеру, когда у бабушки день рождения, это все равно не поможет избежать детской амнезии, которая является естественным этапом человеческого развития. Бороться с этим? Довольно трудно, и какой смысл? Пожалуй, лучше предоставить природе свободу действий: преодолев загадочный период амнезии, ребенок удивит вас прекрасной памятью на факты. Что касается запоминания таблицы умножения, с которой он столкнется в будущем, ему быстрее помогут навыки математического мышления, а не скучная зубрежка. А пока можно поиграть с ним в продавца, чтобы попытаться привить вкус к цифрам, или повторять считалочки. И когда наступит время отвечать на уроке математики, это ему пригодится, можете не сомневаться.

Елена Мяукина,
Врач-невролог
Статья предоставлена журналом Parents/Счастливые родители