"Давайте только на минуту представим, что ребенок тонет в реке. В этом случае все кричат и бросаются ему на помощь. А когда он "тонет" в школе?" - с такими необычными словами ко мне, а потом и к директору школы обратились представители родительского комитета. Сложный вопрос. Родители использовали, конечно, сильную метафору. Но именно это и сдвинуло дело с мертвой точки.

Для начала в школе прекратили "игры в полицейских и нарушителей". (Признаюсь, это было непросто.) Тот учащийся, который теперь, например, не подготовился к уроку, может заранее об этом предупредить учителя и ответить на следующем.

Не сразу, но постепенно дети перестали чувствовать себя "попавшимися на месте преступления нарушителями правил". Это очень важно! Модель поведения любого нарушителя включает: обязательный поиск способов избежать наказания, что-либо скрыть или сделать исподтишка. Очень непродуктивная модель, но когда представишь, какая масса детей проходит ежедневный тренинг на такое поведение - становится дурно.

А что можно сказать про отношения учителя и ученика, если при каждой ошибке ребенку как бы говорят: "А-а, попался!". Будет ли в этих отношениях обожание или там будет только страх и неприязнь? Как это сказывается на усвоении знаний?

По всей школе: и в учительской, и в коридорах, и в кабинетах сейчас уже висят небольшие объявления - напоминания следующего содержания: "Учебы без ошибок не бывает". Ощущение права на ошибку очень важно! Ошибка не имеет никакого отношения к чьей-либо виновности, она - лишь метод нахождения правильных решений.

Впереди у детей огромная жизнь, только ошибаясь, они будут находить действительно правильный путь. Те же, кто будут стремиться избежать ошибок, не придут никуда, будут топтаться на месте и будут бояться сделать любой шаг, а вдруг он ошибочный!

В учительской теперь висит стенд, озаглавленный следующим образом: "Как облегчить детям усвоение материала?". На нем учителя вывешивают сообщения о своих находках в этой области. И именно работе над ошибками там уделяется первоочередное внимание. Но конечно, не только ей. Приведу только по одному абзацу из разных сообщений.

"После объяснения нового материала я не задаю вопрос: кто не понял? Поскольку те, кто действительно не поняли, могут стесняться признаться в этом. Я прошу поднять руку тех, кто понял все, и картина сразу становится ясной. В конце урока мы обязательно рассматриваем: какие ошибки возможны по той или иной теме".

"Очень важный момент обучения - спрашивать учащихся, как новый материал связан, по их мнению, с ранее изученным. Такой простой вопрос, а позволяет связать в их голове все знания в единое целое: образует между ними мостики, тропинки и вполне проходимые дороги, обеспечивая быстрый доступ к любому фрагменту".

"По каждой теме урока я предлагаю своим ученикам придумать какую-нибудь метафору или аналогию, отражающую суть вопроса. Для начальной школы это обычное дело: не просто 2+2, а у Наташи 2 яблока и у Пети 2 яблока… В старших классах об этом очень эффективном методе обычно забывают, совершенно неправомерно. Результаты потрясающие".

"В моем классе у каждого ребенка есть несколько альбомов для рисования. В одном он крупно рисует формулы по физике, в другом - формулы по математике, в третьем - по химии, в четвертом - ключевые слова из тем и определений по обществознанию. Такое "рисование" значительно улучшает запоминаемость материала. То, что нарисовано крупно и необычно (а рядом еще какая-нибудь рожица с огромными ушами) - вспоминается детьми намного легче. За этот "необычный хвостик-рисунок" они потом с легкостью "вытягивают" и весь остальной материал".

Хочу подчеркнуть: сама постановка в школе вопроса о поиске методов, облегчающих детям усвоение материала, в корне меняет отношение учителя к учащимся и к преподаванию своего предмета.

Если взять за основу классификацию основных ролей исполняемых людьми - жертва, преследователь и спаситель, - то какая роль отводится детям, родителям и учителям в обычных условиях? Хуже всего, если и родители, и преподаватели объединяются в роли "преследователя", тогда в роли "спасителя", обычно, выступает какая-нибудь уличная компания. Чтобы не надо было спасать "тонущего" в школе ребенка, не надо его так рьяно преследовать. Родителям - только помогать! А учителям - облегчить и научить! Ведь конечная цель - знания, а не трудности на пути к их получению.

Именно знания - основной показатель работы школы. Безусловно, помогает их получению и доброжелательность учителей, и высокая собственная мотивированность учащихся и внимание родителей. Из моих последних наблюдений: чем легче и лучше дети справляются со своей задачей, тем меньший стресс они при этом испытывают, что, в свою очередь, еще больше облегчает их труд. Этакое "колесо успеха", и здоровья, конечно.

А что же делать с "трудными" детьми? Такой вопрос я слышу очень часто. Да, "трудным" взрослым с "трудными" детьми очень непросто. Но вслушаемся, что обычно говорят эти такие непослушные подростки:
- Меня выгоняют с уроков, отправляют к директору, ставят двойки по поведению, вызывают родителей. Они тоже "включаются" со своими методами. А мне все нипочем. И все знают, что я никого не боюсь.

То есть:
От подростка требуют определенного поведения.
Он не подчиняется.
Его наказывают.
Но он никого не боится и становится лидером в своей компании.

Получается - совместными усилиями мы "лепим" его: "мученика" и "героя" одновременно.

С одной стороны, этого ребенка постоянно сравнивали с другими детьми (инициировали соревновательность), а с другой - именно так его бессознательное воплощает в реальную жизнь мифы о героях и их битвах со Змеем Горынычем, Соловьем Разбойником и прочей нечистью. А тут и мы - со своими репрессивными мерами.

Выход из такой ситуации только один: не ругать и не наказывать! Нет наказания - нет "мученичества". Нет Великана с плеткой - нет и "героизма". (Если же вы в детстве сами тоже начитались сказок, и вам теперь хочется "огнем и мечом" наводить порядок, то стоит призадуматься: тем ли делом вы занимаетесь?)

Каждую выходку (читай - провокацию) такого "героя" теперь мы используем для напоминания ему, что уверены - в его силах научиться иному поведению! Ведь ему уже удалось научиться ездить на велосипеде, играть в футбол, читать и рисовать. Мы просим его самого продолжить - чему он за свою жизнь уже успел научиться! Это, пожалуй, самое главное. Если он начал перечислять, значит, воспринял: новому поведению можно научиться.

Но вначале этот метод пришлось применить к себе. Учились всем школьным коллективом. Оказалось: так реагировать на "геройства" детей совсем несложно. Ведь нам тоже удалось за свою жизнь научиться уже очень многому, причем, гораздо большему, чем любому нашему подопечному. Опыт - великое дело!

Пришлось поработать и с семьями. "Петь" лучше всего в унисон. Эту работу взял на себя родительский комитет.

Вот так: учимся сами, учим детей, учим и их родителей.

Алексей Чалый, a.i.psiholog@rambler.ru.
психолог
Г. Краснодар