Здесь можно прочитать часть 1, часть 2, часть 3.

Дети - не маленькие взрослые. Они просто совсем другие. Они видят мир по-иному, по-иному - гораздо проще и искреннее, чем взрослые, - в нем живут. И поскольку у них нет жизненного опыта, на который можно было бы опереться, у них свои опоры - на ритм дня, на привычное окружение. Понимаем ли это мы, родители?

Как часто мы видим маленьких детей, одетых по-взрослому в костюмы-тройки, пышные платья... Как часто родители с гордостью говорят о том, что для их ребенка нет понятия "одежда для праздника", потому что он всегда одет с иголочки. Видели, слышали? А каково ребенку чувствовать себя всегда "при параде"? Жить в напряжении, не имея права испачкаться, залезть в лужу или на дерево или делать все это невзирая на одежду?

Играть означает для ребенка жить и в результате игры в комнате может быть занято все пространство. Но ребенок имеет право на такую жизнь ничуть не меньше, чем мама, занимающая полкомнаты при кройке и шитье, или папа, раскладывающий инструменты при сверлении или выпиливании. У ребенка должно быть время для игры, когда ему предоставляется свобода, и уборка по окончании, вот и все.

А регулятором является режим дня. Малыши, твердо знающие, что каждый день после завтрака они ходят гулять, после прогулки обедают, потом - спят, и так далее, гораздо спокойнее и увереннее тех, чей распорядок дня зависит от маневров и настроения родителей. И если, скажем, уборка всегда предшествует ужину, то и проблем с ней не будет - ведь ужин может не наступить, пока все не будет прибрано!

Это для взрослого мир привычен и знаком до мелочей и хочется смены - настроений, впечатлений, мест и людей. Для ребенка, растущего и постоянно поэтому меняющегося, и мир меняется постоянно. Каждый день приносит ему массу новых встреч и впечатлений - на том же месте, среди тех же людей. Ему, в отличие от взрослого, любое "новое" надо пощупать, понюхать, пережить, а на это требуется время.

Таких отличий между взрослыми и детьми - множество. Именно потому, что дети - не уменьшенные копии взрослых, а просто другие существа. Точно так же цветы любого дерева не похожи на его же плоды. И если отношение к плодам утилитарное - их можно сорвать и съесть, то цветами просто любуются, не мешая их превращению в плоды. Так и с детьми - надо любоваться этими цветами жизни и не требовать от них свойств и качеств, присущих лишь плодам.

Наталья Захарова, г. Ярославль.
По материалам журнала