Воспитание по-американски: от пуританства - к узаконенной свободе

Какие ценности лежат в основе воспитания у американцев?

Со времен освоения "дикого Запада" граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

На Бога надейся и сам не плошай!

Америка - страна иммигрантов. И менталитет граждан США (в том числе и отношение к детям) формировался, с одной стороны, на основе пестрой и многообразной культуры разных национальностей, а с другой - под влиянием среды, в которую попадали эти люди, оказавшись на новом континенте.

Территория, которая впоследствии стала Соединенными Штатами, первоначально была английской колонией, и в течение долгого времени основную массу белых первопоселенцев там составляли пуритане - представители религиозных общин, которые в Великобритании подвергались преследованиям со стороны государства и господствующей церкви. Эти люди перебирались из Англии в Америку, мечтая осуществить там те или иные эксперименты по социально-политическому переустройству общества. Для религиозных представлений пуритан характерны индивидуализм, опора на собственные силы, вера в свою избранность и особую миссию, а также высокие моральные стандарты в повседневной жизни, трудолюбие, правдивость, сдержанность в чувствах. Во многом именно эти качества помогли пионерам освоения Америки выжить и стать хозяевами на новой земле. Они же оказали определяющее влияние на формирование американской нации в целом и того, что мы понимаем под американским характером. Дети переселенцев получали воспитание, построенное в основном на фундаментальных библейских и семейных ценностях. Общеобразовательные школы в большинстве своем были конфессиональными, то есть принадлежали той или иной религиозной общине. Кроме того, существовала сеть воскресных школ. В труднодоступных местностях, куда представители конфессий не могли добраться из-за больших расстояний и бездорожья, жители сами регулярно устраивали семейные чтения и обсуждения Библии и другой духовно-нравственной литературы.

Значительная часть населения жила в сельской местности, на фермах, которые подчас находились в большом удалении от городов, да и друг от друга. Поэтому в затруднительных ситуациях ждать помощи было не от кого, семья могла рассчитывать только на свои силы, и детей воспитывали соответствующим образом. В мальчиках культивировалась смелость, инициативность, способность самостоятельно принимать рациональные решения, умение постоять за себя и близких, свободолюбие и уверенность в себе. Характерно, что того же ждали и от девочек - ведь в отсутствие мужа женщина должна была уметь выполнять все его обязанности, а в случае чего и постоять за себя и детей. Так что умение обращаться с оружием, скакать верхом и другие типично мужские навыки были в почете у прекрасного пола.

Конечно, этнический и расовый портрет США с тех времен значительно изменился. Однако пуританская мораль и ценности первых поселенцев продолжают оказывать влияние на американскую модель воспитания.



Семья - главная ценность

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно различается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (bebysitter) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

Интересная особенность последних лет - то, что дома с детьми чаще стали оставаться папы. Естественно, речь идет о случаях, когда мамы действительно делают серьезную карьеру и их заработка более чем достаточно для безбедного существования семьи. Нередко родители пользуются преимуществами гибкого графика или удаленной работы через виртуальный офис, чтобы посвящать семье как можно больше времени.

В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т. д.) для общения, обмена опытом, а заодно - чтобы дети поиграли вместе. Неформальность подобных объединений, конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

Учеба подождет

Следует сказать несколько слов о публичных библиотеках и так называемых общественных центрах (community centers). Они существуют практически повсеместно. Нередко там бывают хорошо оснащенные игровые комнаты, компьютерные залы, бесплатные либо очень недорогие кружки, в том числе для дошкольников. Темы - на любой вкус: рисование, пение, аппликация, танцы, театральные группы, кружки любителей природы и многие другие. А главная цель занятий - развлекательность, игра и ощущение хорошо и с пользой потраченного времени. Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) беспокоят американских родителей гораздо меньше, чем российских. В нашей стране уже стала нормальной ситуация, когда при поступлении в подготовительный класс от детей требуют умения читать, а изучение иностранного языка в садике считается преимуществом. Большинству американцев трудно понять и принять подобные реалии. Считается, что всем этим премудростям ребенок непременно научится, когда придет время.

Жизнь как она есть

Еще одна "диковинка" американского воспитания с российской точки зрения - то, что бабушки в США, как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети - это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и о том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы - очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году. Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком "щадящем режиме", им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США - женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки, согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение.

Конечно, бебиситтеры проводят с малышами значительное время и в определенной мере оказывают влияние на формирование личности своих воспитанников, но ни о каком систематическом воспитании речь здесь не идет.

Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

Пора получать знания

Ясли (nursery) в США тоже существуют. Но это - частные коммерческие заведения, и содержание ребенка в них может стоить больше, чем оплата услуг бэбиситтера. В яслях и детских садах с детьми играют (в том числе в развивающие игры), гуляю, их кормят, укладывают спать - одним словом, обеспечивают уход. Но обучение как таковое начинается только в подготовительном классе (kindergarden) при школах. Государственной системы яслей и детских садов в этой стране нет, государство считает себя ответственным за образование детей начиная со школьного возраста, точнее - с подготовительного класса школы. Так что дошкольное воспитание в Америке отличается огромной широтой и свободой подходов и методов.

Когда ребенку исполняется 5 лет, он поступает в подготовительный класс. В государственных школах обучение в нем бесплатное, как и все учебные принадлежности - ручки, карандаши, фломастеры, тетрадки, пластилин. По желанию можно отдать малыша в полновременный (с 8 или 9 до 15 часов) или сокращенный класс (с 9 до 12). Для желающих организовано двухразовое питание, причем дети из семей с низким доходом питаются за символические деньги либо бесплатно. Особый упор в учебном процессе делается на те приемы, которые возбуждают интерес и желание участвовать - обучающие игры, в том числе подвижные, рисование и изготовление поделок, разучивание песенок, стихов, считалок. Считается важным развивать детскую фантазию и воображение. Для этого малыши могут "сочинить" книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю.

Кроме того, под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их, взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков. В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы. Многие родители добровольно помогают воспитателю и классу, следят за малышами во время экскурсий или ассистируют на утренниках. Как правило, в конце учебного года на торжественной линейке директор школы персонально благодарит особо отличившихся волонтеров из числа родителей, вручая им памятные значки и подарки.

Интернационализм, патриотизм и... целомудрие

Одна из причин для гордости в современной Америке - мультикультурность. Она культивируется в школах начиная с самых первых шагов. Детям объясняют, что все люди, независимо от расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, обладают равными правами и возможностями. Поэтому ситуация, в которой маленький представитель другой расы, национальности или ребенок, слабо владеющий английским, оказался бы изгоем, в американской школе практически немыслима. Но наряду с этим исповедуется и "единство в многообразии", то есть идея о том, что какими бы разными ни были люди, населяющие Америку, они прежде всего американцы и этим сильны. Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения "pledge of allegiance", клятвы на верность Соединенным Штатам. Все малыши вскоре заучивают ее наизусть, хотя зачастую, в силу возраста, не всегда понимают ее смысл. Конечно же каждая школа и каждая классная комната украшены флагом США.

Подход американцев к сексуальному воспитанию и вопросам пола во многом определяется наследием пуританской морали. Соответствующий курс занятий входит в учебные планы общеобразовательных школ, однако его посещение - факультативно, и родители вправе отказаться от того, чтобы их ребенок присутствовал на подобных уроках.

Очень много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

Никакого насилия!

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

В школу?
С удовольствием!

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию является его неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Не ябеда, а честный гражданин

Многие выходцы из России негативно относятся к "ябедничеству", которое, как им кажется, прививают их детям с ранних лет. Но в Америке на это смотрят иначе, детей приучают быть законопослушными гражданами и следить за тем, чтобы их товарищи тоже были законопослушными. А если такая модель поведения является естественной и общепринятой, в том числе в детском коллективе, никаких проблем с "ябедами" и "доносчиками" не возникает.

"Чужаков" не бывает

Американский детский коллектив отличается удивительной терпимостью. Ситуации, когда над детьми смеются или издеваются сверстники, крайне нехарактерны. Рыжие, очкарики, лопоухие могут чувствовать себя в полной безопасности. Конечно, многое зависит от района, где находится образовательное учреждение, но в целом драки и другие нарушения дисциплины - скорее исключение, чем правило для американских детей. Адаптация ребят из других стран, в том числе из России, как правило, проходит в американских школах очень гладко. Навыки разговорного языка усваиваются в течение нескольких месяцев, и в дальнейшем ребенок чувствует себя совершенно комфортно. Тем более что он, как правило, оказывается не единственным иностранцем в классе. А в Нью-Йорке, Флориде или Калифорнии число детей-иммигрантов в школах зачастую превосходит количество коренных американцев. Конечно, многое в процессе адаптации зависит от личности и индивидуальных особенностей ребенка, от настроя его семьи на адаптацию в новом обществе, однако атмосфера образовательных учреждений благоприятствует тому, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно.

Конечно, опыт другой страны и культуры нельзя перенести на родную почву механически. Но в этом и нет необходимости. Однако знакомство с таким опытом, творческое осмысление его положительных и рациональных моментов очень важны для того чтобы изменить что-то к лучшему и у себя дома.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Воспитание по-американски: от пуританства - к узаконенной свободе"

Вы не авторизованы.

Часть населения Штатов - религиозные эмигранты, среди них и пуритане. Их не так уж и много, но они на правах "пионеров" пользуются наибольшим политическим влиянием. Остальные - потомки ссыльных, заключенных, рабов, а также многочисленных эмигрантов из Азии и Латинской Америки. Немало также итальянцев и эмигрантов из Восточной Европы. Культура и качество образования отличается не только от штата к штату, но даже внутри одного города. Так что когда говорится о пуританских традициях в воспитании, желаемое выдается за действительное. Вообще, такое впечатление, что мы с автором живем в разных Америках. Особенно когда речь идет об эротических элементах, "исключенных из общедоступных программ", и целомудрия школьников. От эротических элементов просто никуда не денешься, а уж когда в школах бесплатно выдают презервативы, о каком целомудрии идет речь? А также о терпимости в школе - не исключено, что она существует в начальных классах, но совсем не у старших детей. В школе никто не озабочен воспитанием морали - считается, что это забота семьи и церкви. Доносительство поощряется. Организацией досуга детей ни школа, ни государство особо не занимаются, школьное время расходуется крайне неэффективно - вместо 4-5 часов дети в начальной школе проводят 6-7 часов, но пользы особой от этого нет. (Мы в конечном итоге из системы государственных школ ушли и больше, к счастью, не возвращались.) Очень много детей учится дома - это дает гораздо большую свободу, позволяет распорядится временем куда разумнее - а также позволяет избежать травли и дискриминации в школе. С системой защиты детей от наказаний родителями и учителями американцы явно перегнули палку в сторону безнаказанности. Впрочем, где эта золотая середина, никто не знает. В целом, статья очень поверхностная, автор не слишком хорошо знает, о чем пишет, и видимо, основывает свои выводы на американской пропаганде, а не на реальной жизни.
2005-05-24, Shuramura
ксенофобия??? это к кому, простите за нелепый вопрос? да у нас (в бывшем СССР, а теперь и в СНГ) всегда в рот буквально иностранцам заглядывали, всегда их привечали:-) (вероятно, Вы не застали... или не заметили:-) а насчет напряженных отношений между гражданами разных национальностей, то разве не про США говорила мне моя подруга, когда ей в Техасе прямо сказали, чтобы с ИНДЕЙЦАМИ (между прочим, к ним=-то и стоило бы проявить терпимость "пришлым", коими являются все белые, и не только) она не общалась, потому что они НИЖЕ, чем мексиканцы и латиносы, не говоря уж о китайцах. это ей в США местные белые, "потомки пуритан" говорили. и вообще, изучите-ка историю. первые прибывшие в США "пуритане" вообще голубыми были. или Вы о таких фактах не знали?...нечего плевать в сторону родины. смотрю, как уехали, так все в РОссии плохо. критиковать имеют право те, кто ЗДЕСЬ живет и ЧТО_ТО для страны сделал, а не так -руки в ноги, свалили в сытенькую страну и теперь РОссию поливают грязью. с историей штатов сначала разберитесь хорошенько (уж про индейцев-то, которых буквально истребили, все знают, думаю, что даже Вы в курсе).
2005-05-24, skater
Хочется вставить несколько слов по поводу статьи. ЗелО елейная. :). Я живу в этих самых заграницах.
В школах образование ниже плинтуса. Школы выпускают полных дебилов, которым прямая дорога на низкоквалифицированные работы. Для детей это потерянное время. Если есть деньги на колледж - тогда можно говорить об образовании. Можете изучить материалы о том, как был сокращён бюджет на школы и продвижение одарённых детей.
Отношение к иностранцам... Я живу в городе, где живут люди со всего света. Здесь - и народ в общем интеллигентней, и отношения уважительные. Но мне одна англичанка! (заметьте не китаянка или мексиканка) сказала, что у нас в городе хорошее отношение к иностранцам, не как в других местах. Да, в больших городах одно, а в глубинке... возможно внешне к тебе будут хорошо относится, но другом ты им не станешь (особенно если не принадлежишь к их церкви).
Что хорошо, что тебе предоставляются все возможности :) самому делать свою жизнь, ни на кого не рассчитывая, и, соотвественно, никого не обвиняя.
2007-09-20, Нюся
Спасибо за статью. Полезно все же уделить внимание вопросу завышенной политкорректности тамошнего общества. К примеру, в некоторых школах США запрещают проводить спортивные соревнования, поскольку могут ущемить права проигравших. Полнейшая ерунда. С другой стороны, понятие "ксенофобия" расцветает пышным цветом именно у нас, в России, где даже в ее столице до сих пор смотрят на иностранных граждан как на инопланетян. Позор, берите пример с американского общества в этом вопросе!
2005-05-23, Marina
...равно как и абсолютное неумение вести себя в обществе, высокомерие по отношению к чужой культуре, незнание ни одного иностранного языка, нежелание (несмотря на наличие возможностей) знать что-либо, отсутствие знаний о существовании каких-либо стран, кроме США вообще (как в географическом, так и в политическом смысле). короче, вырастили свинью в кормушке, зачем ей чем-то, кроме этой самой кормушки интересоваться?! кто вам за такие статейки башляет? дядя Буш?
2005-05-24, skater
Moya semia (y menia troe detok)zivet v Amerike, shtat Michigan uze 4 goda i ya celikom i polnostiu mogu podtverdit, chto vse tak i proishodit. Deti s udovolstviem hodyat v shkoly, problem s adaptaziei u nas ne byli. Chto porazilo: deti s DCP, epilepsiei i drugimi probleami (na spez.katalkah i td.) uchatsia vmeste so vsemi i eto ne vizyvaet ni kakih voprosov i krivyh vzgliadov kak y nas. Eto ne ravnodushie - eto ponimanie i sochuvstvie.
2005-05-23, Anna
odna popravka- "babysitter"- devochka podrostok , kotoraya sidit s det'my 2-3 chasa poka roditely v restorane ily kino. Te kto postoyanno nahoditsya s malyshamy nazyvayutsya "nanny" , po russky nyanya.
2006-01-11, svetlana
Поделитесь:

23.05.2005
Обновлено 21.12.2021
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Олег Табаков:
Олег Табаков: "Дважды американцы предлагали мне поменять место жительства"
Любимый актер – о власти, женщинах, режиссуре и о том, как сохранять себя
Воспитание по-французски: 10 советов от Памелы Друкерман
Воспитание по-французски: 10 советов от Памелы Друкерман
Обучение вместо наказания: сколько запретов нужно ребенку?
Неофициальный брак: подводные камни
Неофициальный брак: подводные камни
В последние годы институт брака — и в мире в целом, и в нашей стране в частности — постепенно...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!