Подготовлено по книге Татьяны Смирновой "Воспитание искусством или искусство воспитания".

Как можно заниматься развитием чувств посредством искусства, например, классической музыки? На первом этапе необходимо подвести итог практически накопленному эмоциональному опыту детей, научить их конкретизировать свои чувства и выражать их при помощи слов, дать им необходимый словарный запас, который позволит подняться на следующий уровень. На занятиях я знакомлю своих учеников с этюдами Шопена. Можно обратиться и к произведениям других композиторов. Важно лишь, чтобы пьесы имели много общего, например, жанр, темп, использование всех регистров клавиатуры и были непродолжительны. Тогда детям будет интереснее почувствовать, выявить именно эмоциональное разнообразие пьес: контрасты и оттенки настроений.

В начале урока я включаю запись этюдов Шопена, и мои ученики танцуют, импровизируя под музыку. Как всегда, когда музыка нравится детям, одного прослушивания оказывается недостаточно, и они просят повторить этюды еще раз. Я соглашаюсь и предлагаю: "Пока вы танцуете, придумайте названия этим этюдам". В перерывах между произведениями записываю все названия. Мы не отдаем предпочтения какому-то одному названию, не можем сказать, чье название лучше, удачнее, т.к. каждый ребенок передает в нем именно свое самое сильное впечатление.

После этого следует обсуждение: я спрашиваю (и внимательно выслушиваю ответ каждого ребенка):

- А что вы чувствовали, когда танцевали первый этюд?

- Радость, силу, энергию...

- А второй?

- Легкость, воздушность, он очень стремительный... как ветерок дует или бабочки летают... (если начинают появляться образные сравнения, нужно помочь детям перевести их в определения).

- А третий?

- Нежность, покой, удовольствие... Потом стало плохо, страшно...

- Видите, как много слов каждый из вас знает!

Следующий этап - это, слушая музыку, сосредоточить внимание на своих ощущениях и подобрать слова, которые бы их определяли. Задача непростая: дети пытаются объяснить свое чувство мимикой, движением, находят образное сравнение, описывают ситуацию, в которой возникает подобное чувство, и в этот момент я называю новое для них слово - то, которое они так долго искали. Обращаю ваше внимание: понятие должно приходить раньше, чем слово, его определяющее. Тогда очень хорошо запоминается чувство, да и слово, определяющее его. Когда же мы даем сначала слово, пока еще ничего не значащее, кроме сочетания гласных и согласных, а потом даем готовое объяснение ему (т.е. мы исключаем желание понять свое состояние и найти ему определение), то ребенок направляет внимание на запоминание слова, а точное значение его порой забывает.

Постепенно на занятиях можно начинать читать стихи, которые близки по настроению этюдам. Прочитав стихотворение, можно спросить: какой этюд созвучен с этим стихотворением? Как и музыка, стихи - глубокие, "взрослые" - Ф.Тютчева, А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Фета.

Еще одно упражнение, которое хорошо использовать на занятиях с детьми - это "Выразительные движения", оно помогает им уже самостоятельно вызывать в себе определенное чувство и удерживать его некоторое время. Дети назвали это упражнение "Игра в скульптуры". Суть его в том, что взрослый произносит любое слово, означающее какую-либо эмоцию, чувство, а дети должны выразить его смысл своим внешним обликом, "изобразить" скульптуру. Если они еще не знают, что такое скульптура, то надо обязательно объяснить, используя серию вопросов, чтобы понимание пришло как бы "изнутри", а не было навязано взрослым. Можно показать репродукции из книг и слайды, и, рассматривая их, обсудить выразительные средства (для начала - жест, позу, мимику и т.п.). В попытке объяснить что-то всегда важно вывести детей на самостоятельные размышления и выводы. Это можно сделать с показом, с обсуждением, с попыткой повторить изображенную на картинке скульптуру и т.д., а затем всем вместе кратко подвести итог".

Одно из заданий, направленных на развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка - сочинение сказок: ребенок сочиняет, а родитель записывает сказку с его слов. Эту историю рассказала мама 4-летнего Яши:

"Папа смотрел телевизор, а я была занята срочным отчетом. Яшка забеспокоился:

- Как же мы завтра пойдем к Татьяне Ивановне? Сказку-то не написали?

Я даю ему тетрадочку и говорю:

- Иди к папе, подиктуй ему.

Яша подходит, объясняет... А папа так демонстративно смотрит на часы и говорит:

- Дружочек, какая сказка? Тебе уже спать пора, иди, готовься, игрушки сложи, зубки почисти.

Яша ненадолго как-то задумался, а потом говорит:

- Знаешь, папа, я же чувствую, что твое "спать пора" - это потому, что тебе телевизор нужен, а я же сам не умею писать. Я чувствую вот здесь, - постучал себя по груди, - в душе обида такая и еще такое чувство, как в этюде, но я тебе его не скажу, оно плохое.

Повернулся и пошел из комнаты.

Папа сначала обалдел, потом подскочил с дивана, побежал за Яшей, взял его на руки и говорит:

- Не нужен мне телевизор, ты мне нужен, давай свою тетрадку, я с удовольствием...

Ну и сели писать. Яша учил, как надо за ним записывать, просил прочесть, критиковал себя, спрашивал у папы, как лучше выразить такую мысль. Потом говорит:

- Прочитай всю сказку, что там у меня получилось?

Прослушал и дальше говорит:

- По-моему, совсем неплохо, думаю, детям понравится. Всё! Можешь переписывать и очень красиво, а то Татьяна Ивановна будет читать и скажет: "Извините, не могу почерк разобрать..."

Папа говорит:

- Яша, ты спать ложись, а я перепишу и положу тебе на столик тетрадку. Не волнуйся - всё будет сделано. Яш! А что теперь у тебя в душе, какое чувство?

Яша задумался, замер на секунду, потом залез к папе на колени, потрепал его по волосам и, поглаживая себя по грудке, сказал:

- Любовно мне так! Папа, ты у меня хороший, я тебя люблю.

Папа потом целый вечер успокоиться не мог:

- Как он мне про душу сказал? А в сказке такой сюжет завернул!

И, главное, мне говорит с таким возмущением:

- Люда! Ты почему мне не сказала, что Яшенька такой у нас умный? Он же просто гений!

Я ему говорю, что у нас в группе все такие гении. А он:

- Не может быть, я таких детей не видел.

Я опять смеюсь:

- Ты и сына своего не видел.

А ведь мы начинали сочинять очень тяжело. Муж особенно не интересовался: ну ходят, занимаются чем-то. Он, конечно, уделял Яше внимание - и побалуется с ним, и покупает все. Но после этого случая совсем все по-другому: два друга - не разлить водой. Вы же видите, в тетрадке теперь все сказки папиной рукой записаны".

Этот случай очень характерный - ведь если бы Яша не смог выразить своих чувств, то папа бы их не узнал и не обратил бы внимания, что обидел ребенка. Непонимание возникает тогда, когда мы не умеем объясниться. В более старшем возрасте, когда дети уже могут объяснить, что чувствуют, у них не возникает и мысли, что это надо сделать: нет у них такой привычки, ведь взаимоотношения уже определились, и, как правило, совсем не те, которых хотелось бы и детям, и родителям.

Каков бы ни был предмет, прежде всего, он должен развивать ребенка, раскрывать его безграничный потенциал. Для этого важно быть внимательным, стараться системно подойти к столь тонкому процессу как воспитание личности. Все дети талантливы, важно глубоко чувствовать ребенка, создать для него развивающую среду и бесконечно любить.

Статья предоставлена Международным
центром музыкального образования
Татьяны Смирновой www.allegromusic.ru.